О СЕМЕЙНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ДИНАСТИИ, О ЛУГАНЧАНИНЕ ШТЫКА А.Т. -
ПОХОДНОМ АТАМАНЕ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО
ЗА НАРОД, ЗА РОДИНУ, ЗА ВЕРУ -
МЫ ГРЯНЕМ ГРОМКОЕ «УРА!»
« Пришли казаки с Дону, да прогнали ляхов к дому! »
Казак или козак- войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, лёгкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более известны черноморские пластуны. Вообще, казак числится малолетком от 17 до 20 лет; служащим или служилым до 50 или 55- ти; потом ещё 5 лет домоседным , а затем отставным.... По занимаемым землям, единству управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско, под началом атамана : Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское, Терское, Кубанское и другие.( В. И. Даль – Казак Луганский).
Штыка Александр Терентьевич, также казак луганский, ныне- атаман Луганских донских казаков. Его родословная связана с Кубанью, его деды и прадеды – исконные казаки с Кубани, выселились с Батуринского коша на Гетьманщину( сейчас это –станица Батуринская на Кубани). Атаман по фамилии Лут в 1741 году вышел на Кубань со своими сослуживцами- казаками, основал станицу Батуринскую, где и жили они и служили во славу Отечества и в его защиту.
Шло время, в России происходили всем известные исторические события, которые вели к серьёзной миграции населения. Вот и дед нашего героя- Сердюк Алексей Васильевич, не имевший, сначала никакого отношения к казакам, в 1907 году приехал в Армавир, к своему дяде, устроившись на работу на железную дорогу. Отец- же его будущей жены, атаман станицы Батуринской, Никифор Лут(как видим- прямой потомок атаманов Лутов, основателей и станицы и династии казаков), забрал будущего зятя к себе в станицу писарчуком(писарем, значит), не подозревая того, что тот вскоре женится на Соломее Никифоровне. После чего Алексей Сердюк и был «повёрстан» в казаки. В 1909 году он пошёл служить в 12- й отдельный казачий дивизион пограничной стражи кубанского казачьего войска, стоявший в Кракове, где и находился на защите рубежей Отечества до начала первой мировой войны в чине подхорунжего. Война началась, воевал, в 1915 году, согласно приказа Верховного Главнокомандующего русскими войсками на российско- германском фронте о создании пластунских подразделений в конных казачьих полках Войска Донского, был назначен помощником командира сотни в 12- й Донской казачий полк. Сражался самоотверженно за «Царя, за Родину, за Веру», почему и был награждён тремя Георгиевскими Крестами и двумя медалями. В 1916 году был там ранен, по представлению командования направлен в Царское село на курсы прапорщиков, которые и закончил в 1917 году. Но, так и не получил офицерского чина, вернувшись в свою часть кем и был- подхорунжим, так как всё сметающая сила Великой Октябрьской революции «вымела» и его, казака и из Царского села и с фронта на Кубань. Где, как известно, также происходили боевые действия, в которых казаки принимали самое деятельное участие. В бою с «красными» был тяжело ранен, ведь все, практически, казаки верой и правдой служили Царю и Отечеству, приняв единожды воинскую присягу и выполняя её до конца своей жизни. Таковы они были и есть, казаки- люди не только слова, но и чести и доблести!
В 1919 году на Кубани победившие начали активное «раскулачивание» и «расказачивание», отчего бывший подхорунжий А.Сердюк вместе с семьёй уехал на исконную родину- на Сумщину, где в своём казачьем прошлом не исповедывался. Бывший фронтовик(три Георгиевских креста и две медали- солдатские награды всегда ценились как награды за мужество) был односельчанами избран председателем сельского совета, служил исправно народу до конца жизни, так и не признавшись никому, даже последующим своим потомкам в принадлежности к казачьему сословию. Служил и тогда, когда началась Великая Отечественная война, в 1941 году вместе со своей старшей дочерью Парасковьей гнал скот от фашистов в Саратов, Сызрань, Самару ,исполнив свой гражданский долг. В это время жена его, дочь средняя- Мария Алексеевна(мама нашего героя- Александра Терентьевича Штыка) и меньшая дочь(его тётя)- Евдокия были в Ташкенте, вплоть до освобождения Украины от немецко- фашистских захватчиков, то есть, до 1943 года. Вернувшись домой(хутор Скороходов Сумской области), и Мария Алексеевна и Евдокия, были призваны в ряды Советской Армии(после окончания курсов радисток). Обе стали участницами Великой Отечественной войны, тётка- Евдокия служила в штабе армии, мама- в 247-м отдельном артиллерийском противотанковом полку Прибалтийского фронта(пережила взятие Кенигсберга ) и после разгрома Курляндской группировки немцев в 1945 году была «переброшена» в Манчжурию, где война ещё продолжалась...Будучи в Действующей Армии, принимала участие в разгроме милитаристской Японии.
А, дальше были мирные будни. Ещё до начала войны мама училась в Нежинском педагогическом институте, закончить который удалось уже после её окончания. Потом выходит замуж за фронтовика- Терентия Штыка, командир танкового взвода, потом роты, воевал он в Румынии. Там тяжело заболел туберкулёзом, лечился в госпитале, но службу не бросил и закончил войну командиром трофейной роты в звании старшего лейтенанта, уже в Манчжурии. Воевал он и в Финскую кампанию, где в 1940 году ещё познакомился со старшей сестрой своей второй будущей жены Марией( Марфой) и стал её мужем. Случилось так, что Марфа погибла в 1942 году, о чём он и не знал. По окончании войны в 1946 году приехал Терентий к родичам своей пропавшей, как он полагал, жены Марфы, где и узнал о её гибели. Тогда- то дед, Алексей Сердюк, бывший подхорунжий Войска Кубанского, верой и правдой служивший Царю и Отечеству, потом-бывший председатель сельсовета, заслуживший уважением и признание односельчан и проявивший себя гражданином страны и её патриотом, «отдал» уже вторую дочь- Марию за зятя( бывшего мужа старшей дочери), который родом был из Ромнов(его- же отец был в драгунском полку ветеринаром). Вот такая приключалась эпопея, в результате которой появился на свет нынешний казак – Александр Терентьевич Штыка.
Но, узнал он о своём примечательном прошлом далеко не сразу. Как уже было сказано, никто не «афишировал» казачью родословную этой семьи, как и других семей казаков, но, «как ни верти», а происходила она от основателей казачества на Кубани –атаманов по фамилии Лут из станицы Батуринской. Об этом Александру Терентьевичу стало известно не сразу.....
В 1953 году семья уехала в Сибирь, на поднятие целинных и залежных земель(жили на станции Зима Иркутской области) ,где мать работала учительницей, отец- шофёром, потом преподавал труд в той- же школе. Но, вот у отца в Сумской области, Бурынском районе, селе Успенка умерла мать, братья пригласили вернуться домой, что и сделали в 1962 году. В Бурыни Александр окончил школу, пошёл в армию и в 1966 поступил в Сумское артиллерийское среднее училище, которое окончил в 1969 году и в звании лейтенанта оказался в армии. Служил и командиром взвода и начальником разведки, работал в комсомоле, последние годы зрелого возраста был политруком( по окончании курсов политработников во Львове). Естественно, рост по служебной лестнице был возможен только при наличии партийного билета члена Компартии, кроме того – был энергичен, подвижен, сметлив и пользовался уважением окружающих. Поскольку является человеком с психологической культурой, разумно управляющим эмоциями и со здравым смыслом, гуманистические нормы поведения и взаимоотношений с другими, вывели в число заметных как военнослужащего и организатора. Оттого- то и предложили в партию вступить и в политруки вышел. Так и дошёл до парторга, замполита по воспитательной работе воинской части в Луганске.
Как сказано, являясь носителем разумной организации жизни, обладал и обладает рядом жизненных принципов. Принципом номер один является его перспективность, что подразумевает наличие жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, А.Штыка определяет те ориентиры, стремясь к которым наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, фактически отвечает себе на вопрос, ради чего он живёт.
Конкретное содержание цели у каждого может быть различным, что зависит и от возрастного этапа жизненного пути, от личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентаций. Его жизненной целью явилось и является самоутверждение в казачестве, принадлежность к которому ощущал, фактически, с самого начала жизни.
А, как узнал о своей причастности к казачьему роду? – Полагаем, сыграла свою роль элементарная наследственность, «голос крови», как говорится. Ведь с самого раннего детства тянуло и фуражку набекрень одеть, как это делают казаки( потому и «кликуха» в детстве и в армии была- «казак»). А ещё помнил деда, который носил серую «косоворотку» под пояс, чёрные брюки, папаху, «гармошкой» сапоги хромовые и за голенищем нагайку казацкую. Тот- то и научил на лошади ездить, лупил, как «сидорову козу», когда заслуживал или не проявлял должного старанья к обучению, приговаривая: «Какой- же ты, чёрта, казак, коль на коне ездить не умеешь?!». Одним словом, такого рода «подпитка» заложенных генов казачества привела к тому, что просто тянуло Александра к изучению истории, прежде всего, казачества. Много читал, особенно литературу о казаках, «Тихий Дон» в школе перечитывал неоднократно и в зрелом возрасте также много раз. Практически, это его настольная книга. «О казаках написано немало. Читал и Бирюка, и Серафимовича, и Фёдорова, и других авторов. Но, так, как это сделал М.Шолохов- неповторимо!»,- говорит А.Штыка.
А, дальше было так. Служил в Луганске, в зенитно- ракетном полку, в Камброде. В лагерях в Александровке, подчинённый -капитан Николай Трифонов, родом из Екатеринодара(Краснодара, значит), привёз журнал под названием «Станичник» 1919 года издания. Там были приведены фамилии казачьих атаманов, которые с Запорожской Сечи выводили казаков на Кубань в 1741- 1793 годах( ещё при атаманах Головатом и Белом, вошедших в историю Запорожской Сечи). И, вдруг обнаружил четыре фамилии атаманов Лутов- Кондратий, Никифор и ещё двоих(имена уже не помнит). Сразу- как молния: а девичья фамилия бабушки- то Лут. Поехал к матери в Сумскую область, к тётке Евдокии, где и выяснил, что они из казаков, что дед был большим человеком среди казаков, что говорить об этом просто боялись-«само слово –казак, было запрещено!». Достала тётка и фотографию 1916 года, где дед в полной казачьей форме того казачьего 12- го Донского конного казачьего полка, который формировался в станице Вёшенской(впоследствии нёс службу в должности помощника командира сотни в составе этого полка на Польской границе, где и происходили военные баталии, принимал участие в Брусиловском прорыве в составе 5-й армии- не зря- же получил три Георгиевских Креста и две медали!). Кстати, такие боевые награды давались за большие заслуги . Справка: «Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия разделялся на четыре степени. Первая степень имела три знака – крест, звезду и ленту. Георгиевская лента состояла из трёх чёрных и двух оранжевых полос, и носили её через правое плечо под мундиром. В середине золотой четырёхугольной звезды, на золотом или жёлтом поле, располагался вензель Святого Георгия, а вокруг него на чёрном поле надпись: «За службу и храбрость». Вторая степень ордена тоже имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. К третьей степени ордена относился крест меньшего размера, который носили на шее. К четвёртой степени ордена относился малый крест, который носили в петлице.
Первым кавалером ордена Святого Георгия 1 степени стал полководец П.А.Румянцев(русско- турецкая война 1768- 1774 годов). Четвёртая степень ордена Святого Георгия стала наградой для нижних военных чинов. Крест, возлагавшийся на офицера, выслужившегося из солдат( а таких в ХУ111 веке было немало) делал его потомственным дворянином и передавал это достоинство его детям. Орден Святого Георгия полагалось носить всегда –и на мундире и на партикулярном платье. Уважение к этой награде было очень велико- стоило Георгиевскому кавалеру, пусть даже человеку небогатому и незнатному войти в любое собрание, как все присутствующие вставали перед ним, ибо знали, как «добывался» этот маленький, покрытый белой эмалью крестик.
Это была очень высокая награда, по значимости своей он шёл сразу- же за орденом Андрея Первозванного. За всё время существования Российской империи только четыре генерал- фельдмаршала удостоились высокой военной награды – ордена Святого Георгия всех четырёх степеней- М.И.Кутузов, М.Б.Барклай- де- Толи, И.И.Дибич и И.Ф.Паскевич.
В 1807 году император Александр 1 прибавил к офицерскому ордену Святого Георгия Знак отличия Военного ордена- серебряный крест на Георгиевской ленте, учреждённый для награждения нижних чинов за храбрость и во «изъявление особенной Императорской милости к воинству и в вящее доказательство Нашего внимания к заслугам оного, искони ознаменованного во всех случаях великими подвигами любви к Отечеству, верности к Государю, ревности к службе и неустрашимой храбрости». Знаки отличия приобретались только на поле сражений и число их не было ограниченным. Награжденные Знаком отличия исключались из податного сословия, их освобождали от телесных наказаний, им выдавалось дополнительное жалование. По статусу Знак отличия не являлся Георгиевским Крестом, однако в народе его сразу- же стали называть Георгиевским(Егорьевским), а после 1813 года, когда Знак отличия был официально переименован в Георгиевский Крест, награждённых им стали называть Георгиевскими кавалерами. Знак отличия получили 6783 русских воина, отважно сражавшихся в Отечественную войну 1812 года. После Октябрьской революции были упразднены все царские ордена и медали. Однако, ещё и легендарные герои Гражданской войны награждались Георгиевскими Крестами и медалями: например, полным Георгиевским кавалером(четыре Георгиевских креста и четыре медали) был С.М.Будённый- командарм Первой Конной армии».
В 1985 году Александр Штыка заочно закончил Уральский государственный университет, исторический факультет( тянуло к истории). Писал курсовые работы о казаках- о Ермаке, уральском казачестве, участии казачества в Гражданской войне- всё, конечно, с точки зрения советской истории. Потому, когда начал работать в солдатской библиотеке в военном городке после демобилизации из армии, начал «копаться» в книгах, собирая «по крупицам» информацию о казачестве, в основном, попадалась, конечно- Донского. Одновременно стал предпринимать попытки возрождения своего казачьего сословия. Было это не так и просто. Помог первый товарищ Луганского городского атамана Ю.Г.Рыжов, который заказывал Александру заготовки, матрицы казацких крестов, как человеку, который владеет способностями рисования. С его «подачи» Александр Штыка доказал своё казачье начало, был принят как потомственный казак, с испытательным сроком один месяц, согласно Устава донских казаков. Вообще- то, «казаком можно быть потомственно, но можно им и стать( с испытательным сроком в течение года), если духа казачьего и выполняешь все заповеди казачьи и Устав»- говорит А.Штыка. Таким образом полковник А.Штыка стал походным атаманом(также полковник) у Луганских казаков. В 2005 году был избран атаманом общества донских казаков города Луганска, в котором состоят только потомки казаков( пришлых нет), у которых деды и прадеды и были казаками по родословной.
Что- же это за общество такое- Луганские донские казаки? Основа казачества – православие, казаки призваны исстари защищать православную каноническую веру. Оттого- то и занимается общество просветительной деятельностью, воспитанием молодёжи в духе патриотизма и верности Вере и Отечеству. Для этого есть и музей в станице Луганской( казачья Донская станица для всех одна- Луганская, существует с 1672 года и земли здесь Луганские, общество- же города Луганска является частью станицы, входит в её структуру, это надо запомнить!). Имеется также клуб военно-исторической реконструкции «Дон», которым руководит первый товарищ атамана В.П.Черепахин. В станице Луганской свой атаман, можно сказать, верховный для земель Луганских- это Кудаев А.М., бывший директор музея, известный человек. Среди Донских казаков есть и Терские, Уральские, Кубанские, одним словом- все казаки бывшей Российской империи, всего в станице 37 хуторов, в которых живут Донские казаки. Есть ещё Донская станица Трёхизбенская, где окружной атаман И.Сотников.
У атамана Александра Штыка по Регламенту есть два заместителя- называются они «товарищи атамана»- один по строевой и боевой подготовке, другой- по кадрам. Поскольку казаки всегда были военизированными формированиями, форма их одежды- военная казачья, с погонами, что было утверждено ещё Императорским уложением 1916 года для Всевеликого войска Донского и одобрено Большим казачьим Кругом Союза казаков России и зарубежья, проходившем в Москве. Национальная казачья одежда- это мундир с погонами, брюки с лампасами, сапоги и нагайки. В боевой подготовке казаков превалирует изучение чисто военной тактики казачьих конных и пластунских войск императорской армии(в историческом аспекте) и при проведении сборов и других казачьих мероприятий имеются казачьи шашки( шашка- в переводе чеченского- «длинный нож»). С 1828 года сабли, которыми ранее были вооружены казаки, были отменены и введены более лёгкие шашки( вес их – 900 граммов), удобные для ведения рукопашного боя с лошади. А лошади? – Все казаки умеют ездить на лошадях, для этого занимались в конно- спортивной школе, джигитов, так сказать. Основой, регламентирующей жизнь Общества является Казачий Круг, который проводится один раз в год в Станице- Луганской(проводятся сходы казаков и в Луганске), где решаются проблемные вопросы. Какие?- Издание, к примеру, собственной газеты(нужны средства), являясь соучредителями Союза казачьих организаций Украины(штаб находится в Шахтёрске, Верховный атаман Союза казаков генерал- полковник Н.Н.Коваленко), нуждаются в освещении своей программы, позиций в современных условиях. В том числе и в период выборов. Кстати, совсем недавно специальным Указом Верховный атаман Союза казаков Украины назначил А.Штыка военным советником по Донскому и Кубанскому казачьим войскам с присвоением чина генерал- майор.
В общем- то, общество Луганских Донских казаков- это общественно- патриотическая военизированная организация, осуществляющая свою работу во имя: Отчизны, морали, справедливости и воспитания нравственности и чувства долга перед Родиной у молодёжи, прежде всего. На казачьих традициях, культуре и православной морали.– За счёт каких средств- только личных, никаких «спонсоров», толстосумов и иже с ними!- Отсюда и все те мероприятия, которые проводятся в Станице Луганской- областные фестивали казачьей культуры и творчества «Любо» в 2003 и 2006 годах, переросшие в международные, где выступает собственный ансамбль «Дон»(художественный руководитель Денис Оголев), проведение концертов. Семейный ансамбль «Дикое поле»(руководитель Ольга Костырина), ансамбль «Воля»(руководитель Ивановский), ещё ряд самодеятельных коллективов, в которых выступает молодёжь, являющаяся потомственными казаками, детский коллектив 2-й Успенской школы Лутугинского района «Скворушка» и ансамбль «Калына». Эти ансамбли, как подшефные, А.Штыка возил в станицу Вёшенскую на фестиваль «Шолоховская весна», где они стали дипломантами( дважды), представлявшие казаков Луганщины.
А, что- же украинские казаки? –Есть такая категория населения Украины, которой есть чем гордиться- традициями, вкладом в развитие национальной культуры, искусства, исторической ролью своей в становлении и развитии государственности, семьи и общества, в целом. У донских казаков полное с украинскими разумение : «кто есть кто» и «кто есть где». Так, найдено полное взаимопонимание в том, что «за Донцом»- исконные донские земли, что Станица- Луганская есть средоточие, центр казачества донского как область Войска Донского. Дружба с украинскими казаками – есть суть политики развития казачьего движения. Вместе, сейчас, кстати, готовятся отметить 300- летие восстания Кондратия Булавина(1707- 1708 годы), бывшего станичным атаманом Трёхизбенской станицы против режима Петра Первого, а затем атаманом Войска Вседонского. По этому поводу в Луганске и области 2007 год будет объявлен как «год казачества».
Александр Штыка- человек семейный и твёрдых моральных устоев, жена- бывший бухгалтер, сейчас на пенсии. Сыну Дмитрию 42 года- художник, дочь меньшая замужем, живёт и работает по аудиту за рубежом. И она и сын- самые настоящие казаки! Растёт там, в США и внучок- «лихой казачок!». То есть, за кордоном имеем мы, оказывается, своих, казаков!
Из увлечений атамана Луганского можно отметить страсть к истории( прочитал массу книг этого направления), живописи- пишет пейзажи, натюрморты, занимался оформительской работой, у него 140 рисунков по истории казачества, имеет шесть рукописей(ещё не изданные), в частности, о рыбалке «Рыбалка- любовь моя» и «Хроника Малого и Тихого Дона»(сборник стихов о казаках, чисто историческая монография), книга «Сказание о казаках», о пластунах, задумал «Казачество в иллюстрациях» .
В 2004 году казачий круг Станицы Луганской утвердил Штыка А.Т. приписным казаком Станицы Луганской Всевеликого Войска Донского и походным атаманом.
Одним словом, перед нами семейная казацкая династия, представшая в веках, ярким представителем которой является Александр Терентьевич Штыка, походный атаман Всевеликого Войска Донского, советник Верховного атамана Союза казаков Украины.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.