«Были люди в наше время»
Война завершилась полным разгромом 400-тысячной наполеоновской армии, переносом военных действий за пределы российского государства. В той или иной степени война 1812-го затронула большую часть губерний империи. Не составила исключения Луганщина. На карте Луганщины и сегодня можно отыскать следы «грозы 12-го года».
Булавиновка, Белолуцк…
С 1765 года жители села Булавиновка (Новопсковский район) были переведены в разряд войсковых обывателей, они были приписаны к Острогожскому гусарскому полку. В 1829 году Булавиновка стала военным поселением, здесь был расквартирован 2-й эскадрон Псковского кирасирского полка.
Название поселка Белолуцк (Новопсковский район) образовано от названия реки Белая и слова «лука». Белолуцкая сотня Острогожского полка принимала участие в русско-турецкой войне 1735 — 1739 гг., прикрывала от татар Тор (Славянск) и Бахмут (Артемовск). После реорганизации Слободских полков в регулярные казацкая старшина получила дворянское право, а рядовые казаки были переведены в разряд войсковых обывателей. В 1773 г. в Белолуцке был расквартирован 1-й Псковский поселенческий эскадрон 2-й кирасирской дивизии.
Село Закаменка с 1829 года превращено в военное поселение. Здесь был расквартирован сформированный в Пскове кирасирский полк, а село переименовали в Новопсков. Слово «Ново-» свидетельствовало о традиции образования названий военного поселения.
Псковский кирасирский (драгунский) полк шеф-генерал-майор барон Федор Корф — участник Бородинского сражения, военных кампаний 1813 и 1814 годов. Командир полка — Андрей Андреевич Засс. За отличие в Бородинском сражении полковник Засс награжден орденом Святого Георгия 4-го класса. В арьергардном деле под Можайском 29 августа ранен пулей в левую руку. В 1813 году участвовал в сражениях под Люценом, Бауценом, Рейхенбахом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, в 1814 году — под стенами Парижа. За отличие произведен в генерал-майоры. Будучи командиром 2-й бригады 2-й кирасирской дивизии, совершил второй поход во Францию.
Псковские драгуны участвовали во всех крупных сражениях 1812 года, особенно прославились в Бородинской битве.
В рапорте о них говорилось: «Желательно было бы, чтобы каждый кавалерийский полк так действовал… и, если бы кавалерия не остановила стремления неприятелей на этом участке, то неминуемо пехота была бы опрокинута».
В битве на Бородинском поле участвовало 14 драгунских полков. Они входили в состав четырех кавалерийских корпусов и располагались по всей линии русских позиций. Находясь под артиллерийским огнем, драгуны по приказам командующих ходили в атаки на неприятеля, штурмующего укрепления.
Первыми вступили в бой с французами на Багратионовых флешах солдаты и офицеры Новороссийского полка. Командир эскадрона капитан Сиверс, врубившись в пехотную колонну, пробился со своими всадниками к неприятельской батарее. «На оной батарее, — говорилось в донесении, — храбрый капитан Сиверс тяжело ранен пулею в ногу, лошадь под ним убита; полк… отошел в порядке, прикрывая отступление нашей пехоты…»
У батареи Раевского были расположены драгунские полки. Они несли большие потери от пушечного огня. Но когда на батарею двинулась большая колонна противника, драгуны так стремительно атаковали ее, что заставили отступить, хотя враг и имел численное преимущество.
О боевой взаимовыручке, проявленной Псковским драгунским полком, свидетельствует следующее сообщение: «Полковник Засс, командующий Псковским драгунским полком, увидя, что неприятельская пехота и конно-гренадеры стремительно подавались вперед и угрожали флангу Изюмского гусарского и Польского уланского полков, которые еще не были построены, пошел на сию неприятельскую конницу рысью, атаковал и, несмотря на превосходство в силе, опрокинул и привел в бегство.
После сей атаки полковник Засс собрал полк апелем («апель» — сигнал общего сбора полка после атаки) под самыми выстрелами неприятеля, что исполнялось весьма удачно и с большим порядком. Между тем неприятельская кавалерия, бывшая в резерве, приближалась, и тогда полковник Засс вторично пошел в атаку со своим полком, опрокинул также и сию кавалерию и врубился в левый фланг неприятельской пехоты, которая обратила весь свой огонь против оного полка…»
Упорный многочасовой бой под Бородином не принес победы французам. Сломить русскую армию им не удалось, но потери обе стороны понесли очень большие. Например, в Сибирском драгунском полку из 500 человек уцелело только 120 рядовых и 3 офицера. Остальные погибли, защищая центр русских позиций — батарею Раевского.
За храбрость и мужество, проявленные в войне 1812 года, многие драгунские полки удостоились наград. Серебряные трубы с Георгиевскими крестами получил лейб-гвардии Драгунский полк, георгиевские трубы — Рижский и Черниговский, георгиевские штандарты — Киевский, Харьковский и Новороссийский драгунские полки.
Серебряные кирасы
В ознаменование особых заслуг Псковского драгунского полка его переименовали в кирасирский. Главным отличием кирасир от других кавалеристов была кираса. Кираса носилась при парадной форме и в бою поверх колета (зимой — шинели). Она состояла из грудных и спинных железных лат на красной суконной подкладке, соединенных между собой внизу белым кожаным ремнем, а сверху двумя кожаными плечевыми ремнями, покрытыми железной чешуей. Латы красились черной масляной краской, кроме Псковского полка, переименованного в декабре 1812 года из одноименного драгунского и получившего трофейные французские кирасы белого металла. Перевод в кирасиры считался своеобразным отличием, так как кирасирские полки находились на более привилегированном положении по сравнению с другими полками армейской кавалерии. Псковские кирасиры — единственные в русской армии носили серебряные кирасы.
Интересна история этих кирас, они трофейные. 26 октября 1812 года партизанские отряды Дениса Давыдова, Александра Фигнера, Александра Сеславина и Василия Орлова-Денисова (сын атамана войска Донского Василия Петровича Орлова) окружили в селе Ляхове французскую кавалерийскую бригаду генерала Жан-Пьера Ожеро (брат маршала Пьера Ожеро). Находившиеся в бригаде 5 эскадронов кирасир пробились было из окружения, но в преследование за ними были пущены 3 сотни казаков и 2 эскадрона гусар и улан, которые прижали кирасир к болоту и частью изрубили и искололи пиками, а частью взяли в плен. «700 кирас, снятых с убитых, доказывали поражение их». Эти трофейные кирасы и были переданы героическим партизаном Александром Фигнером в Псковский полк.
В заграничных походах Псковский кирасирский полк в составе 3-й кирасирской дивизии участвовал в сражениях и завершил свой боевой путь в Париже.
Сватова Лучка
С первой четверти XІX столетия Сватова Лучка (Сватово) стала одним из аракчеевских воинских поселений. В 1825 году в слободе и окружающих селах расселили Екатеринославский полк второй кирасирской дивизии. Сватову Лучку, где были расположены штаб полка и штаб дивизии, переименовали в Новоекатеринослав.
В 1783 году Новотроицкий кирасирский полк был переименован в Екатеринославский. Орденский (Военного ордена) полк был создан на основе 3-го кирасирского полка в 1774 году. Во время Отечественной войны 1812 года действующие эскадроны этих полков состояли в 1-й бригаде 2-й кирасирской дивизии генерал-майора Ильи Дуки (2-я Западная армия) (барон Илья Михайлович Дука – сербский дворянин, в Отечественную войну командовал 2-й кирасирской дивизией, отличился при Бородине и под Красным, участвовал в заграничных походах). Командовал бригадой генерал-майор Николай Кретов, он же был шефом Екатеринославского полка. Запасные эскадроны полков состояли в резервном корпусе генерал-лейтенанта Фабиана Сакена. В Бородинском бою кирасиры бригады генерал-майора Кретова сражались у Семеновского оврага с французской конницей генерала Этьена Нансути. В ноябре во время боев под Красным одна из неприятельских колонн была отрезана и «старалась пробраться мимо города». Но ее атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки, «частью изрубили, частью взяли в плен».
Астраханский кирасирский
История села Новая Астрахань (Кременский район) связана с военными поселениями Российской империи. Здесь в 20-х годах XIX века располагался штаб Астраханского кирасирского полка 2-й кирасирской дивизии, и с этого времени село стало называться Новой Астраханью. В 1830 году здесь насчитывалось 360 домов, проживало 906 военных поселенцев разного звания, в том числе 126 хозяев и 163 помощника.
Полк участвовал в Отечественной войне, в сражениях под Витебском, Смоленском, Вязьмой, Красным, Оршей и Борисовом. На Бородинском поле несколько раз контратаковал неприятеля в районе Семеновских высот, а шеф полка полковник Будберг был ранен ядром в правую ногу.
Из рапорта генерал-майора Бороздина генералу Барклаю де-Толли, 7 сентября 1812 года:
«Лейб-Кирасирские Его ВЕЛИЧЕСТВА и Ея ВЕЛИЧЕСТВА и Астраханский, приведенные мною на левый фланге под командою 1-й — шефа полк. барона Будберга; 2-й — шефа полк. барона Розена; а последний — полкового командира полк. Каратаева, поставлены были у прикрытия батарей наших под сильным огнем, где, невзирая на ужасные выстрелы с неприятельских батарей, защищали оные с отличным мужеством. Неустрашимость их столь была сильна, что и большая убыль людей и лошадей убитыми и ранеными не в состоянии была разстроить их рядов, смыкающихся каждый раз в порядке… Лейб-Кирасирский Его ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА полк, под командою барона Будберга, был несколько раз в атаках и когда он г. полк. был ранен ядром в лядвию, а полковой командир подполк. Слепченков пулею в ногу, и когда полк по приказанию ген.-лейт. кн. Голицына, переведен в сикурс 2-й Кирасирской див. под командою г. подполк. Костина, где, прикрывая батареи, был г.-м. Дукою послан в атаку на неприятельскую батарею, на которую бросясь эскадрон Чисера, под командою ротм. Власенко сбил с оной неприятеля, тут хотя ротмистр Власенко и поруч. Старобогатый убиты, но поруч.: Дершау, Каленым 2-м и Самбурским, взяты 2 пушки и доставлены в главную квартиру. Во время сих действий ротм. Меликов отличал себя всегда, но к несчастно у сего храбраго офицера ядром оторвало руку, шт.-ротм. Селянином ранен в обе ноги ядром, над коими полагать должно, что уже и операция сделана; поруч. Всеволожский 2-й, в ногу пулею, Всеволожский 3-й, у коего ядром ногу разбило, Родоичен, исполнявший с отличием долг свой по званию адъют. полкового, получил сильную контузию от ядра, Кален 2-й и корнет гр. Миних 1-й тоже контузии в левыя руки».
Леонтий Депрерадович
Герою Аустерлицкого сражения генерал-майору Леонтию Депрерадовичу повезло меньше, чем его младшему брату, герою Отечественной войны Николаю Ивановичу Депрерадовичу… Леонтий Депрерадович мог бы продолжить участие в наполеоновских войнах, мог отличиться при Бородине, однако… Исторический и личный Леонтия Депрерадовича казус состоит в том, что его карьера потерпела поражение из-за француженки.
Начав службу в 1771 году вахмистром в Бахмутском гусарском полку, Леонтий Депрерадович был произведен в офицеры и затем служил в Волошском и Украинском гусарских полках, Смоленском драгунском полку, в котором был произведен в полковники, и в Астраханском гренадерском полку.
Участвовал в ряде войн против турок, проявил необыкновенное мужество и был награжден золотыми Очаковским и Пражским крестами и чинами секунд- и премьер-майора. В 1795 году Леонтий Депрерадович пожалован орденом святого Георгия 4-й степени: «За отличную храбрость, оказанную 29 сентября 1794 года при Мациовицах, при разбитии польского мятежника Костюшки, где он, врубясь с тремя эскадронами в неприятельскую колонну, обратил оную в бегство и отбил 8 орудий…»
При штурме Варшавского предместья в 1794 году Депрерадович атаковал батарею и был тяжело ранен картечью.
В тридцать три года произведен в генерал-майоры и назначен командиром лейб-гвардии Семеновского полка!
Пользуясь особым доверием шефа полка, великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I, Леонтий Депрерадович находился в числе лиц, принимавших участие в заговоре 11 марта 1801 года, в результате которого был свергнут и убит император Павел.
В царствование императора Александра I находился с полком в походе 1805 года против французов, 24 февраля 1806 года награжден орденом святого Георгия 3-й степени: «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении 20-го ноября при Аустерлице против французских войск…»
Впереди у Леонтия Депрерадовича могли быть сражения под Витебском, Бородино, участие в заграничных походах… Всего этого не случилось. Блестящая карьера Депрерадовича-старшего кончилась в «сражении» при Фридланде (ныне город Правдинск Калининградской области) 2 июня 1807 года. В том же году Леонтий Депрерадович уволен в отставку. По словам генерала Набокова, Депрерадович взял с собой в поход из Санкт-Петербурга француженку, которая в день сражения удержала Депрерадовича в обозе под предлогом болезни…
Валерий Снегирев,
писатель, краевед.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.