«В течение целого года команда аналитиков, экспертов, культуртрегеров, журналистов, дизайнеров и переводчиков исследовала жизнь города, чтоб выявить перспективные направления развития культуры в Луганском регионе. В рамках инициативы проводились анкетирование потребителей культуры, фокус-группы с экспертами из различных сфер, анализ ситуации и разработка рекомендаций при участии американских и европейских специалистов», - можно прочесть в размещенной на сайте «Давление света» статье об итогах проекта.
На этом же сайте можно ознакомиться и с самой «Культурной картой Луганска». Результат годичного труда команды из 18 человек с привлечением 24 экспертов (деятели культуры, чиновники, журналисты, ученые, общественные деятели) – 36 страниц текста на украинском и английском языках, проиллюстрированного фотографиями, в основном – репортажными – с культурных мероприятий. Причем, большинство фотографий – с выставок современного искусства, рок-концертов, перфомансов, а также с мероприятий, организованных «Литературной группировкой «СТАН», лидер которой Ярослав Минкин – координатор этого проекта, а в команде проекта – немало активистов этой «литературной группировки». Есть и фотографии с других мероприятий (спектакли, концерты, выставки…), но диспропорция в пользу луганских модернистов просто бросается в глаза и заставляет человека непосвященного сделать вывод о том, что с культурой в Луганске очень туго, и если б не представители «актуального искусства»…
Кстати, отбор снимков очень тенденциозен: визуальный ряд таков, что невольно создается впечатление о Луганске как о весьма безрадостном городе. Не исключено, что работавшие над проектом дизайнеры сознательно или подсознательно постарались выполнить установку зарубежных спонсоров и преподнести им картинку, соответствующую представлениям многих иностранцев о постсоветском пространстве.
В той же статье создатели «Культурной карты Луганска» не скупятся на комплементы в адрес себя любимых: «Культурная карта Луганска является уникальным социокультурным исследованием, так как культурная жизнь Донбасса – практически неизученный феномен, настоящее «белое пятно» на карте страны. Нанесение контуров культурной жизни региона и «открытие Луганска» для внешнего мира и для самих луганчан – стало целью инициаторов исследования». Круто, не правда ли?!
Но в самом 36-страничном труде, представленном на суд «потребителя культурного продукта», как любят говорить сами создатели «карты», нет даже более-менее вразумительной информации об истории культурной жизни Луганска, о сегодняшнем дне (имеются в виду не отдельные аспекты, а все многообразие), практически нет данных об имеющихся в Луганске учреждениях культуры, о живших и живущих в городе артистах, художниках, литераторах. Нет ни слова об издающихся в Луганске литературно-художественных альманахах, которых, кстати, - пять («Лугань», «Свой вариант», «Крылья», «Индиго», «Лугоземье»), и выходят они уже на протяжении длительного времени. Тот же «Свой вариант» в этом году отмечает десятилетие.
Хотя не исключаю, что немало информации не попало в «Культурную карту», так как проект, похоже, завершался в условиях неслабого цейтнота. Заместитель главного редактора альманаха «Крылья» Андрей Чернов рассказал, что второго марта, незадолго до выхода «карты» в свет, ему по электронной почте пришло письмо с просьбой выслать для «Культурной карты Луганска» информацию об альманахе и фотографии: «репортаж с концерта или фото в интерьере».
- Я ответил, что у альманаха есть сайт, откуда можно взять всю необходимую информацию. Видимо, самостоятельно работать люди не хотели, даже получая финансирование на проект. К тому же людям, создающим «Культурную карту», не помешало бы знать, что литературно-художественный альманах – не та организация, которая проводит концерты. Да, члены редколлегии альманаха участвуют в мероприятиях. Информации и фото с этих мероприятий размещены на нашем сайте. А «фото в интерьере» - вообще нонсенс. Люди обращаются не в гостиницу и не в ресторан, - сказал Андрей Чернов.
Как-то даже не однобоко, а предельно скупо отражено в культурной карте луганское фестивальное движение: упомянуты только несколько фестивалей, организованных… «литературной группировкой «СТАН». В то же время в Луганске проводятся и музыкальные фестивали, и хореографические, и фестивали анимационного кино, и международный цирковой фестиваль, фестивали и конкурсы для художников… Всего этого в «Культурной карте» нет.
Словом, представленный труд является чем угодно, но не «Культурной картой», так как к использованию в этом качестве совершенно не пригоден. Увы, итогом годичной работы не стало серьезное исследование культурной жизни Луганска, потребность в котором, безусловно, есть, так как масштабной, обобщающей работы в этой сфере не было уже лет двадцать как минимум.
Впрочем, не исключено, что это понимают и создатели, поскольку в тексте, написанном журналистом Константином Скоркиным (он – главный эксперт-аналитик проекта, и, кстати, – член «Литературной группировки «СТАН»), есть и такой пассаж: «Культурная карта не является обычным справочником по культурной жизни Луганска. Скорее, это план перспективного развития, поэтому предпочтение мы отдавали именно институтам, которые динамично развиваются и будут определять будущее культурного пейзажа города. Во-вторых, Культурная карта должна стать катализатором большой общественной дискуссии по поводу культурной ситуации в Луганске, создания совместной площадки для обсуждения актуальных проблем социокультурного настоящего».
В таком случае предлагаю и эту статью считать частью дискуссии.
Итак, создатели «Культурной карты» решили, проанализировав настоящее, предложить пути развития Луганска как одного из культурных центров Украины. Какие же пути предлагаются? Цитирую (стилистика и орфография сохранены).
«Главным средством преодоления кризиса, в котором город оказался в процессе мучительных трансформаций постсоветской истории, должен стать полноценный диалог между властью и общественностью…».
«…Луганск нуждается хотя бы в одном культурном мероприятии городского уровня, при котором удовлетворялись потребности наибольшего количества горожан…».
«…Преодоление существующего, «искусственного» конфликта между «официальным» и «неофициальным» искусством должно происходить на базе уже существующих культурных учреждений, которые могут стать полноценными ресурсными центрами и точками пересечения интересов традиционных и новаторских тенденций…».
«…Активизация культурной активности членов общины, является первоочередной задачей для государственной сферы культуры и общественного сектора…».
«…Необходимо найти возможности для обмена культурным опытом с другими странами, прежде всего странами Евросоюза, также необходимо усилить образовательный компонент культурной жизни…».
«…На базе разработанных рекомендаций перейти к началу культурного планирования в городе, целью которого должна стать разработка Перспективного плана культурного развития города, к которому присоединятся представители власти, общественности и граждане…».
Полагаю, Константин Скоркин, автор этого публицистического эссе («Культурная карта Луганска» больше подходит именно под это определение), как человек, хорошо интегрированный в луганскую культурную среду, пришел ко всем этим выводам самостоятельно и независимо от титанического годичного труда 42-х человек. Впрочем, полагаю, такие мысли «роятся» в головах немалого количества образованных луганчан, читающих художественную литературу, посещающих концерты, спектакли и выставки. Только эти люди прекрасно понимают, что этого явно недостаточно для «Культурной карты». Проект с таким претенциозным названием все же – нечто большее, чем несколько спорных умозаключений, сделанных эмпирическим путем.
Да, в рамках проекта «Культурная карта Луганщины» выходили интервью с известными в городе деятелями культуры. Работа велась. Однако итоговый «выхлоп» откровенно разочаровал.
Более того, создатели карты, похоже, попались в западню, которую сами же и соорудили. А именно, заговорили о конфликте между «официальным» и «неофициальным» искусством. Однако серьезный исследователь, желающий объективно проанализировать культурный слой того или иного региона, не должен делить искусство на «официальное» и «неофициальное». Для исследователя должно существовать только искусство как таковое. Тем более, что сейчас очень сложно определить грань между искусством официальным (поддерживаемым государством, надо полагать) и неофициальным (существующим без поддержки государства).
Например, сейчас Луганский областной художественный музей (государством, напомню, поддерживается и относится к искусству официальному) проводит к 75-летию Луганской области серию выставок самодеятельных художников, не являющихся членами Союза художников Украины, занимающихся творческой деятельностью в свободное от другой работы время, и потому формально относящихся к искусству неофициальному.
К тому же в связи с последними событиями, не совсем понятно, к какому искусству относится сама «Литературная группировка «Стан». Активисты этой организации наверняка причисляют себя к «неофициальным». Но…
«Центр поддержки молодежных инициатив и социальных исследований ЛОГА (Луганской областной государственной администрации – ред.) дал нам 4000 грн. на увеличение тиража Культурной карты Луганска! 19-го марта можно забирать весь тираж. Еще тепленький!!!», - написал на своей странице в Facebook лидер «Стана» и координатор «Культурной карты Луганска» Ярослав Минкин (цитата приводится в соответствии с оригиналом).
Выходит, и литераторы-бунтари стали официальными. А в 2007 году в своем «Манифесте» (размещен на том же сайте «Давление света») писали: «Заявляем, что официальные творческие союзы (НСПУ, МСПУ, КЛУ и др.), предназначенные для борьбы с контрреволюцией и бездуховностью, превратились в органы устрашения писательского класса, подавление его воли и свободы, что в иных местах они достигли внушительных размеров в несколько сот человек разного рода и подобно деспотическим африканским царькам или губернаторам былых времен разъезжают по стране, наводя страх и ужас на читательские массы» (цитируется тоже в соответствии с оригиналом).
Как говорится, за что боролись…
Интересно, какими соображениями руководствовалась директор центра поддержки молодежных инициатив и социальных исследований Ирина Дьяченко (кстати, значится и среди экспертов проекта), давая добро на дополнительное финансирование проекта, поддерживаемого еще и зарубежными донорскими организациями? Возможно, создатели «Культурной карты Луганска» убедили чиновницу, что проект будет работать на создание благоприятного имиджа Луганска в других регионах. Тем более, что в тексте «карты» немало сказано о необходимости ликвидировать «белое пятно», коим, по мнению инициаторов проекта, является культура Луганска для людей, не знакомых с жизнью города. Говорится и о намерении демифологизировать представление о самом восточном областном центре Украины.
Однако «Культурная карта Луганска» в ее итоговом виде делает представление о городе еще более мифологизированным и заставляет думать, что Луганск – действительно «белое пятно» в культурном плане. При том, что это совсем не так. Луганск не был и не является культурной «терра инкогнита». Есть у нас и хорошее, и то, чего следует стыдиться (например, умирающий «Дом Васнева»).
Но нет пока серьезного обобщающего культурологического исследования. Настоящей «Культурной карты Луганска».
Вячеслав ГУСАКОВ.
Комментарии 3
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.