Лозунг момента: "Прочь от Украины-Евразии!" А Галичина - Европа?

Лозунг момента: "Прочь от Украины-Евразии!" А Галичина - Европа?

Было бы ошибкой считать, что на западе Украины живут исключительно люди, одержимые идеей повальной украинизации, манией императивного украинского культуртрегерства в его галицком варианте и поборники строгой унитарности страны.

Есть когорта интеллектуалов, которые понимают, что национал-утопизм, как любой утопизм, обречен на провал и поражение; которые отдают себе отчет, что насильно мил не будешь; что политическая нация не равна этнической; что невозможно наклонить миллионы людей, которые иначе представляют себе комфортную, благополучную и счастливую жизнь в собственной стране. Понимают, что на востоке страны живут странные люди с другими взглядами на жизнь, люди, которых националистический антироссийский проект не вдохновляет, хотя они, безусловно, являются патриотами Украины.

Украинские националисты продолжают клеймить таких своих сограждан замшелыми совками, ненавидящими святую идею незалежности. При этом сами понятия не имеют ни о какой настоящей незалежности, просто зависеть хотят от Запада. Запад обожествляют, Восток демонизируют. По такой простейшей кальке написаны тонны текстов, сочинены километры речевок, как правило, унижающих пресловутых жителей Донбасса. Самое смешное, что зачмыренные донбассяне, по умолчанию, не имеет никакого права даже думать об освобождении от спесивого контроля лучшей, продвинутой части нации, которая строго пресекает любые сепаратистские поползновения «кротов».

Впрочем, простодушные жители Донбасса и всего востока Украины в большинстве своем и не помышляют ни о каком сепаратизме, а, напротив, даже испытывают щемящее, хотя мало кем отрефлектированное, чувство вины за свою недоукраинскость.

Источником сепаратистских идей все чаще становится именно Галичина. Как правило, такие идеи политкорректно называются федералистскими. Носителям титульного менталитета позволена и фронда, и интеллектуальная свобода, в которой по умолчанию отказано донбасским совкам. Поэтому лучшие умы западной Украины все чаще открыто рассуждают о том, что от Сяна до Дона – призыв устаревший, и надо бы пересмотреть геополитические претензии.

Среди этих мыслителей есть люди чрезвычайно умные, интересные, имеющие интеллектуальную отвагу выйти за рамки жесткого стереотипа настоящего патриотизма™ и порассуждать в дискурсе «А что было бы, если бы обе части Украины перестали воспитывать друг друга?». И даже больше – «Что было бы, если бы Галичина прекратила навязывать Левобережью свои представления о прекрасном в самом широком смысле слова и просто отделилась?»
Источником сепаратистских идей все чаще становится именно Галичина. Как правило, такие идеи политкорректно называются федералистскими. Носителям титульного менталитета позволена и фронда, и интеллектуальная свобода, в которой по умолчанию отказано донбасским совкам

Некоторые прямо призывают – давайте наконец отправимся в автономное плаванье, потому что совок неизлечим и только гирей висит на наших прекрасных ногах. Другие прекраснодушно надеются, что можно лучше узнать друг друга, убедиться, что сибирские медведи с балалайками и портретом Путина не роют себе берлог в донбасских терриконах, и попытаться проникнуть в загадочную душу малоросса, взаимно открыв ему свою душу настоящего украинца. Таких меньшинство, увы.

На самом деле, симметрии не наблюдается. Восток Украины просит одного – отстаньте от нас со своими бандерами и шухевичами, они не будут никогда для нас героями (никогда не говори никогда, в последнее время моднейшим трендом интеллектуальной мысли либералов России и Украины является десакарализация подвига Советского солдата в Великой Отечественной войне и подробные спекуляции на тему «как нам сподручнее было бы отдаться в добрые объятия Адика», но это тема отдельная - авт).
Политолог Ростислав Ищенко: Украина расколота, и сшить ее уже невозможно

Восток Украины просит лишь не тулить нам памятники фашистским коллаборационистам, не нарекать улицы и площади именами погромщиков, а делать все это на собственной территории, пристегнутой к Украине преступным проклятым Сталиным – видимо, с каким-то особенно дьявольским умыслом.

Другое дело запад страны. Идеи миссионерства, а у некоторых даже мессианства, повсеместно распространены на западных территориях, жители которых не оставляют надежды натянуть 40-ый размер на 52-ой сделать донбассян правоверными патриотами в версии Галичины.

Скажу для порядка и во избежание спекуляций. Я люблю западные территории Украины. Это цветущий уголок Родины, населенный трудолюбивыми, веселыми, рассудительными людьми. Обожаю бывать в Трускавце, где один только певучий ласковый голос медсестер исцеляет раны, полученные в экологически катастрофическом Донбассе, где живут кроты. Красавец Львов, его вавилонское столпотворение, его цветы, фестивали, кафе, разноголосица и юмор его жителей – прекрасны. В моей бедной голове не укладывается, как эти люди могли выбрать Тягнибока и Фарион, но это тоже другая тема.

И вот они, галичанские философы и журналисты, о которых я уже упомянула, все чаще поднимают тему - нафига нам все это? Будем жить отдельно, будем поклоняться своим героям и богам, будем строить свою европейскую Украину.

Последнее развернутое рассуждение на эту тему, которое мне довелось прочитать, написал отличный львовский журналист Остап Дроздов, который не так давно дал нашему сайту подробное интервью. В нем Остап вполне взвешенно и рассудительно изложил собственную концепцию устройства страны. Ни львовяне, ни донецкие не услышали от Дроздова комплиментарных слов, все сестры получили по поломанным серьгам, и был сделан вывод – федерация лучше всего. Хватит жить в коммунальной квартире и сыпать друг другу в борщ стиральный порошок. Хватит донбасским заражать львовских совком, и хватит львовским навязывать свою ментальность остальной Украине.

С этим, с некоторой натяжкой, хотелось согласиться, но вот читаю новую статью Дроздова. Она называется «Геть від України-Євразії»
Остап Дроздов: Всі спалахи національної свідомості - це рабство навиворіт

Собственно, первая часть материала посвящена все тому же – некой инородности Галичины в теле большой унитарной Украины, в которой неуютно никому, потому что она – искусственное образование, в котором не удается обеспечить комфорт жителям ни одной из его частей. Дроздов указывает на полярность наших ценностей и героев, на жизнь в формате «Лебедь, Рак и Щука», на разнонаправленность векторов движения. Слог автора прекрасен и убедителен, потому хочется привести его прямую речь.

«Мы стремимся быть большими, а на самом деле являемся слабыми, больными и инфицированными. Такими себе большими карликами. Формальное величие нам заслоняет реальную гниль и скудность. Украина - это, без сомнения, большая и, несомненно, гнилая страна, с которой целыми кусками выпадают инородные тела. Все эти обвисшие потроха держатся в едином каркасе только благодаря киевскому гиперцентрализованому корсету. Только ослабится административная вертикаль - регионы начнут «плыть». Это же видно невооруженным глазом - когда самоуправляющиеся органы Востока и Запада штампуют диаметрально противоположные решения. Административный Киев в такой ситуации выступает яко "собиратель" земель. Вот почему унитарная Украина нужна только Януковичу и Галичине».
Буковинский федералист Олег Хавич: «Свобода» создает все условия для западноукраинского сепаратизма

Понятно, что такой роскошный текст писался не из любви к красоте риторики и демонстрации владения полемическим стилем. Далее автор дает свою версию желаемого, свой проект и его обоснование. Кстати, умнейший Остап Дроздов возлагает ответственность за сложившуюся ситуацию вовсе не на донбассян, что с них взять? Больше достается землякам с их «категоричностью, героико-партизанским представлениям о мире, двумерным подходом и эксгибиционистским наци-пафосом», что, по мнению автора, и «является самым большим тормозом в построении общей для всех Украины».

И тут внезапно - Збруч. Символический рубеж между Европой и Азией, между цивилизованными и варварами, «санитарный кордон между претенциозной Галицией и остальной страной. Збруч - это естественное место стыка социокультурных и ментальных идентичностей. Ранее российско-австрийской, затем советско-польской границей Збруч в современной конфигурации является крайней границей Европы. По ту сторону Збруча начинается пространство пост-совковости и росиецентризма, лучше или хуже окультуренного. После Збруча начинаются необъятные просторы Евразии. За Збручем - грандиозный целостный материк, сильный и структурированный».
Галичина не имеет золотой ментальности. Хватит ей учить Юго-Восток - галичанин Микитин

Ну, вот и встало все на свои места. Эпическое столкновение ангелизированной Европы с диким демонизированным евразийским пространством – местом дикости и отстоя, дремучести и совкости, и Збруч как зыбкая, но все же определенная грань, по разные стороны которой космически разное же пространство. Слева Европа, справа Азия. Слева свет разума, торжество индивидуальной свободы воли, победа прав человека, справа – византийщина, стадность, тупость, бездумная подчиняемость вождю, неокультуренная целина.

Остап, конечно, излагает политкорректнее, но нам, простым незатейливам схиднякам, увертки не к лицу, поэтому я просто довожу поворот резьбы до упора.
Эпическое столкновение ангелизированной Европы с диким демонизированным евразийским пространством – местом дикости и отстоя, дремучести и совкости, и Збруч, как зыбкая, но все же определенная грань, по разные стороны которой космически разное же пространство

И, пожалуй, да, могу согласиться с Остапом. Мы, конечно, Евразия. Сомнений нет. Но вот Европа ли Галичина? Здесь возникают вопросы.

Как говорится, старожилы, которые упомнят, как он было, когда Западную Украину оккупировал Советский Союз и нагло впаял ее нежное тело в эту жестокую советскую империю, рассказывают некоторые детали. Среди них – преинтересные. Скажем, скорость, с которой галичане встраивались в советскую партийно-бюрократическую систему, позволяет назвать этот процесс молниеносным.

Никакая как бы имманентная европейскость не диктовала тогда большинству бескомпромиссный протест и отказ. В КПСС повалили валом. Легко усвоили краткий курс ВКП (б), а некоторые так стали роялистами больше чем сам король сталинистами больше чем сам Сталин. По крайней мере, входили в новую реальность как вилочка в розеточку.

Боролись с буржуазным национализмом, учили русский язык, делали головокружительные партийные и научные карьеры, переезжали в столицу ненавистной империи и там тоже неплохо устраивались. Скажете – нет?
Львовский антифашист: Президент так и не дал оценки событиям 9 Мая во Львове

Отец Тягнибока прекрасно был вписан в советскую реальность, занимал лакомую должность, был уважаемым человеком и спокойно проходил перед поездками заграницу инструктажи в обкоме партии, где такие же, как он, галичане на полном серьезе проверяли его готовность противостоять тлетворному влиянию Запада. Фарион, как гласят новейшие разыскания, была членом КПСС и даже в первых рядах самых крепких партийцев боролась с попытками уклоняться от линии партии.

А где же моральное сопротивление? Где попытка отстоять свою европейскость? Скажете, галичане в Европе не были на первых ролях, и все же.

У меня во Львове есть знакомец, доцент одного из вузов, человек средних лет. Он мне рассказывал, что родители отправили его поступать в Донецк, потому что тогда у нас здесь уровень взяток был десятикратно ниже, чем во Львове. Не верить ему у меня оснований нет, человек солидный, умнейший и очень деликатный, к безответственным фантазиям не склонный. Поступал он примерно в конце 70-х, когда воспоминании о жизни в Европе, практически свободной от коррупции, были еще свежи у большинства жителей благословенной Галичины.

Вот и сегодня. У вас там что такого европейского, кроме фестивалей, превосходных кофеен, космополитично одетой толпы? Меньше уровень коррупции в образовании и здравоохранении? Лучше отношение к собственной среде обитания? Вы аккуратны и точны, ваши чиновники не склонны к махинациям, не стараются пилить бюджеты, они противники взяток, они понимают, что такое честь и достоинство госслужащего? Простые люди – они все аккуратные налогоплательщики, они живут по правилам, соблюдают порядок, не ездят пьяными? Кроме обожествления Бандеры и Шухевича, а также фирменной скрытности и сдержанности, чем вы отличаетесь от грубых евроазиатов юго-востока?

Остап считает, что евроазиатчину внесло в пределы его малой родины пребывание в советской империи и ее осколке – унитарной Украине. То есть, честных, порядочных, трудолюбивых, аккуратных, чуждых коррупции галичан изнасиловали варвары? Заставили научиться жить по-азиатски? Тогда зачем вы были первыми учениками в этой школе? Почему так быстро и легко, и даже с большой готовностью встроились в эти правила игры?
Ирина Сех: Восток поддерживает заявления «Свободы» более радикально, чем галичане

Или вот тема. Европа тщательно следит за тем, чтобы идеи нацизма и фашизма на ее пространстве давились в зародыше. Германия вот уже почти 70 лет неуклонно кается за то, что в одном только 20-ом веке развязала две кровопролитнейших, невообразимо жестоких войны. Отрицание Холокоста преследуется по закону, и попробуйте позиговать даже в шутку.

Что мы видим во Львове и сопредельных территориях? Факельные марши, выступления Фарион со товарищи, тотальную победу на всех уровнях местного самоуправления радикально-националистической Свободы с ее, по сути, антиевропейской риторикой по основным вопросам, сладостные рассуждения о прелестях проживания на территориях, оккупированных нацистами… Эта манера императивно диктовать другим свои этические, эстетические и даже религиозные представления, настаивать на своих героях и мифах. Что в этом европейского, Остап? Что в этом соответствует той идеальной книжной Европе, которая неукоснительно ассоциируется у мечтателей с воплощенным раем на Земле?

«Чем дольше Галичина будет в Украине, тем быстрее она будет становиться Евразией», - пишет Остап, а я не понимаю – а сейчас-то она что? Если Европа – предъявите хотя бы пару доказательств. То есть, я хочу сказать – проблема лишь в формальном вступлении в Европу? Станете ее законной частью и внезапно обретете законопослушание и толерантность? Не исключаю, что да. Под влиянием жестких безжалостных кураторов-воспитателей…
Художник Сергей Поярков: Патриоты должны бросить шмайсеры и начать строить

Хочу, чтобы меня правильно поняли. Мы тут, на юго-востоке, погрязли в проблемах. Нам тоже особенно гордиться нечем. Мы грубы, любим свою ненавистную коррупцию, не возражаем против угнетения и унижения, пытаемся приспособиться к жизни, подворовывая и хитря. Разве что более или менее адекватной самооценкой и уровнем притязаний можем похвастаться, я имею в виду местных интеллектуалов, конечно. Возможно, большей терпимостью по отношению к образу жизни и взглядам своих соотечественников с запада. Ой, толерантность это европейская черта, а мы ж евроазиаты…

О том, что лично я не вижу оснований для кого бы то ни было так уж спесиво кичиться принадлежностью к Европе, можно поговорить в другой раз. Европа прекрасна, это аксиома. И она переживает тяжелый кризис самоидентификации – это вторая аксиома. Впрочем, эта статья о другом…

Елена Привен
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.