«Их детских душ святые родники…»
(Из многолетнего методического и педагогического опыта работы с одаренными детьми из детского литературного клуба «Братские роднички»)
Любой, уважающий себя педагог, занимающийся с одарёнными детьми, – не раз задавал себе и задаёт вопрос: «В чём же выражается суть любого творчества – будь это изобразительное искусство, поэзия или музыка…»?
Я же, как педагог Дворца детского и юношеского творчества, занимающийся с детьми литературным творчеством, после долгих раздумий и глубокого анализа произведений нашей современной литературы и отечественной классики, пришел к такому выводу, что творчество, во-первых, должно освещать в себе добро с нравственных позиций. Иллюстрацией тому приведу строки стихотворения:
ЗИМНЯЯ ЭЛЕГИЯ
Восхищаться перестали мы:
Словно плёнкой застит взгляд.
... В пышных шубах горностаевых
Нынче ёлочки стоят
Русь зимой щедра подарками.
В лес войди – и удивись!
За серебряными арками
Здесь совсем иная жизнь...
Плюнь на мысли оголтелые!
Прочь о деньгах разговор!
И берёзок шали белые
Озарят твой мрачный взор.
Зазвонят лесные звонницы
О величье бытия, –
И душа добром наполнится
Вновь по самые края.
Во-вторых, творчество должно быть выстрадано. Автор должен видеть жизнь в гуще народной, переживая и разделяя все радости и невзгоды со своим народом, наблюдая происходящие вокруг него исторические события не через «розовые» очки», а осмысленно, – давая им при этом вместе со своими воспитанниками соответствующую оценку. Примером тому проиллюстрирую стихотворение:
ЛИХОЛЕТЬЕ
Родиной торгуют с молотка,
Чтобы ей уже не возродиться.
Гн̀евится народная река –
Солон̀а от слёз ее водица.
…Видно, миром правит Сатана,
Коль у нас затеял эту смуту.
Нравственности нашей семена
Продают с Иудой за валюту…
А народу без души нельзя:
Он в веках был нравственен и стоек.
Но ведут нас новые «князья»
В бездуховность западных помоек.
…Знала Русь и голод, и разор…
Диких Орд, поверженных, проклятья, –
Но Святой считалась до сих пор –
Не спешила к Западу в объятья.
…А теперь – иные времена:
Нынче правит нами заграница.
Списки «реформаторов» она
Присылает в русскую столицу.
…Слава Богу, Русь еще крепка –
Постоять за честь свою сумеет.
Ведь недаром долгие века
От нее былинной силой веет…
…Обойди Россию, смертный час! –
От Иуд избавь, Мария Дева!..
Продающим Родину сейчас –
Ждать недолго праведного гнева!
В-третьих, любое творчество должно всегда опираться на такие главенствующие и основополагающие принципы, как высокая духовность и нравственное, национальное самосознание народа, идущие из нашего исторического бытия, основанного на Русском Православии. И это всё должны на занятиях впитывать в себя мои воспитанники. Подтверждением сказанному приведу строки стихотворения:
ПРАЗДНИК ЗИМНИЙ НИКОЛА
Тонкие снежные блёстки
Ангелы сеют с небес.
В инее белом березки
Сгрудились кучкой невест…
Всюду узоры в оконцах.
Весел и праздничен день.
Зимний Никола под солнцем
Льет колокольную звень.
… Господи! Господи! Господи!
Как это сердцу сродни!
В звоне малиновом, Господи,
Благостью полнятся дни…
Музыкой горней* влекомы,
Люди к молебну спешат,
Чтобы у Божьей иконы
Вновь освятилась душа.
… Возле церковной ограды,
Много нарядных старух, –
Крестятся, – празднику рады,
Глянешь – заходится дух.
… Значит, еще не померкли
Радость людская и грусть,
Если толпится у церкви
Наша исконная Русь.
… «Господи! Господи! Господи!
Грешных ты нас вразуми!
И Православию, Господи,
Души заблудших верни!
Горний * – небесный
Высокая духовность и нравственное здоровье человека всегда были одной из главных заповедей Русской нации, ее Православной культуры, сумевших пережить на протяжении многих веков не только страшные катаклизмы, но и примером своего исторического бытия противостоять духу западного растления. Не зря за рубежом по сей день не перестают удивляться нашими великими, по самородному таланту, соотечественниками. Сколько славных, незабываемых имён всколосилось на благодатной Русской земле, поднявшись в своем творчестве до вершин мировой культуры!.. Вот и в наше, «смутное» время ее лучшие люди: педагоги, врачи, музыканты, писатели, художники, ученые, рабочие и др. категории современного общества, кому не безралично будущее нашей страдальной Родины, – сумели сохранить в себе нравственные корни и святую веру в возрождение былой мощи России, которые не смогут выкорчевать ни лихие ветры губительных «перестроечных» перемен, ни так называемая «рыночная» экономика, которая, сообразуясь с историческим укладом жизни нашего народа по своему моральному кодексу, казалось бы, не должна быть безнравственной. Хотя действительность показывает чаще оборотную сторону медали: ибо многие, преуспевшие в ограблении российских недр да и самого народа, оборотистые «денди», именуемые «Новыми русскими», зачастую отказывают в элементарной материальной помощи детским творческим коллективам для поездок на областные и всероссийские конкурсы и фестивали, ворочая при этом астрономическим капиталом… А сколько маленьких жизней ежегодно угасает в нашем «заботливом» государстве, когда на спасение этих невинных, умирающих детских душ не находится средств ни у государственных чиновников здравоохранения, ни у «сердобольных» «хозяев новой жизни». Так наша издревле Православная страна теряет свой золотой генофонд… Но, как говорится в пословице: «Не единым хлебом жив человек», – так и большая часть сознательного населения России понимает, что выжить в современных условиях можно, только сохранив свои культурные, национальные корни, питающие нас своей духовностью и исторической памятью наших могучих сородичей… Недаром на издревле хлебосольной сибирской земле по инициативе замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина уже на протяжении 20-ти лет подряд в 2011 г. в г. Иркутске проводились Дни Русской духовности и культуры. Этот фестиваль, именуемый «Сиянием России», как и предыдущие праздники, объединил все самые яркие творческие коллективы Прибайкалья, продемонстрировав завистникам и разрушителям Русской культуры ее мощный духовный и нравственный потенциал. Приняли в этом фестивале участие и детские творческие коллективы г. Братска… Как видим, жива сибирская глубинка, чаруя и радуя нас своими талантами… Самобытна, высоко профессиональна и наша сибирская культура…Но чтобы сибирские самоцветы и впредь продолжали сиять на фестивалях и праздниках, необходимо искать эти драгоценные зёрнышки в детских душах, шлифовать на занятиях и дарить эту чистую по своей неповторимой окраске таланта красоту людям.
Этим и занимаются долгие годы высоко профессиональные педагоги и методисты Дворца детского и юношеского творчества пос. Энергетик, помогая раскрыться в душах одаренных мальчишек и девчонок их творческому «я»…Это одна из немногих неразрывных нитей, связующих духовно подрастающее поколение школьников с Русской Православной культурой, с ее историческими корнями…
Много сейчас пишется и говорится в средствах массовой информации, в Правительстве РФ, в кулуарах Госдумы о проблемах возрастающей детской беспризорности, преступности и наркомании, громко заявивших о себе в так называемое «перестроечное» время, когда в стране полностью поменялись политическая, экономическая и идеологическая ориентации. Когда понятия духовности и культуры, испокон веков формировавшие национальное самосознание российского народа, подменяются извращенной суррогаткультурой, состоящей из низкопробной художественной литературы, – одним из ярких представителей которой является писатель Эдуард Лимонов со своим пошлым романом «Это я, Эдичка»; из оголтелых эстрадных шоу с их вульгарными голотелыми поп-звездами; из низкосортных фильмов-ужасов и боевиков с их суперменами, заполонивших экраны в любое время суток, – сюжеты которых построены в большинстве своем на насилии над личностью человека, зачастую включая в них истязания и гибель невинных детей; из многочисленных телепередач с их разножанровой антинациональной направленностью… И других, не менее безнравственных инструментов воздействия на подрастающее поколение, рассчитанных на разрушение еще не устоявшихся психики и исторической памяти подростков.
Во Дворце детского и юношеского творчества п. Энергетик, г. Братска, которым в течение многих лет руководит замечательный педагог и директор Панасенкова Любовь Петровна, открыто более 40 различных кружков и студий, где дети выбирают себе занятия творчеством или научным поиском, исходя из своих духовных и интеллектуальных интересов. К ним можно отнести следующие студии: вокальную, цирковую, театральную, вязание соломинкой, танцевальную, студию изобразительного искусства, художественное вышивание и лепку, фольклорную, компьютерное программирование, авиа и судомоделирование, экологическую, моделирование современной одежды, кружок журналистики и мн. др. Сюда же входит и детский литературный клуб «Братские роднички».
Как хорошо, когда душа человека, особенно ребенка, наполнена духовным смыслом, стремится выразить себя, свой внутренний мир посредством своего редкого божьего дара – художественного слова, музыки, изобразительного искусства и др. видов творчества. Но это накладывает и ответственность на каждого педагога или наставника, занимающегося с творчески одарёнными детьми, особенно сейчас, когда «желтая» пресса и многие средства массовой информации ежечасно предают святыни своей национальной культуры, подвергают оскорблению ее духовность.
Поэтому, чтобы оберечь их от пагубного влияния антикультуры, Российское государство, Министерство образования РФ и современное общество должны позаботиться о сохранении имеющихся в Отечестве очагов детской духовности, каковыми являются нынче Дворцы детского и юношеского творчества, с успехом выполняющие свою нравственно-патриотическую миссию…
Немаловажную роль в творческом процессе Дворца детского и юношеского творчества п. Энергетик играет литературный клуб «Братские роднички».
Идея создания литературного клуба у меня возникла давно, почти тридцать лет назад. Тогда, посещая Братское городское литобъединение «Истоки» при газете «Красное знамя», я видел постоянный приток юных авторов, пробующих писать стихи и рассказы.
Занимаясь в литературном объединении, они воплощали детские и юношеские чувства в своих первых пробах пера. Были среди них и наделенные «божьим даром» ребята. Но проходило какое-то время, и они постепенно терялись из нашего поля зрения по причине проживания их в отдаленных от центральной части города районах, так как зачастую не успевали на наши занятия.
И лишь в 1994 году, после окончания Литинститута им. А.М. Горького при поддержке генерального директора департамента образования г. Братска Слободчикова Александра Александровича я сумел претворить свою давнюю задумку. Так при Дворце детского и юношеского творчества был организован литературный клуб.
На первых занятиях мы с ребятами выработали свой устав и придумали название клубу. Из многих предложенных названий, единодушно выбрали «Братские роднички»: ибо родники питают и исцеляют не только саму Природу, но и человеческие души, особенно детские, высветляют их изнутри, помогают им на родной земле сохранить в дальнейшем свое национальное самосознание и достоинство.
Целью клуба было найти одаренных детей и помочь им творчески состояться. Вскоре я сумел набрать более тридцати ребят, с которыми начались занятия по разработанной мной авторской программе, утвержденной в Иркутске Институтом усовершенствования педагогов.
Так появилась самостоятельная детская творческая организация со своим уставом и твердым расписанием занятий. Ребята были разные по возрасту и интеллекту, но их объединяло одно высокое стремление – любовь к поэзии и ко всему прекрасному. Они тонко чувствуют и отражают в своем творчестве это непростое сумбурное время, высвечивают перед нами, взрослыми, его проблемы, пропуская их через свои хрупкие детские души.
Для подтверждения приведу строки из стихотворения Венеры Вафаровой «На пороге катастрофы», которое было написано ею в 12-летнем возрасте вскоре после вступления в клуб «Братские роднички»:
Из такого мира сгинет
Вся любовь, не станет веры,
И надежда всех покинет,
Будет в мире зло без меры.
… А Земля уже не греет.
Для людей святого нету.
…Лишь добро спасти сумеет
Человека и планету.
Сколько неподдельной тревоги и боли за будущее планеты и людей, живущих на ней, сумела вложить в свои бескомпромиссные строки эта совсем еще юная девочка с горячим трепетным сердечком в груди.
Как видим из этих поэтических строк, дети, занимающиеся литературной деятельностью в клубе, освещают темы добра и зла с нравственных и гражданских позиций. Этому на занятиях уделяется главное внимание: ибо, работая с художественным словом, нужно помнить, что оно может и созидать шедевры, и быть огромной разрушительной силой. Это нам (подтверждая последнее) наглядно демонстрируют ежедневно и еженощно средства массовой информации, пытаясь оболванить подрастающее поколение суррогаткультурой, отвлечь его внимание от происходящих в России политических и экономических перемен.
Поэтому, чтобы расширить нравственный и духовно-патриотический кругозор у ребят, программа занятий с детьми, рассчитанная на 4 года обучения, – предусматривает изучение «Устного народного творчества», «Знакомство с литературными памятниками Древней Руси», «Краткой истории государства Российского», «Священной истории», «Законов стихосложения»; знакомит их с лучшими достижениями отечественной и зарубежной классики, включая сюда и выдающиеся произведения наших современников.
Немало часов отводится в моей программе нашим сибирским поэтам и прозаикам. Такое знакомство воспитывает у детей чувства любви к малой родине, к ее культуре, помогает им бережней относиться к природе и местным историческим памятникам. Занимаясь профессионально литературным творчеством, я постоянно заостряю внимание ребят на красоте сибирской природы – до боли родной и знакомой, подвергшейся в последние годы катастрофическому истреблению. И, судя по их произведениям, не напрасно. Примером тому служит лирическое стихотворение Лены Груздевой «Утро в лесу»:
Утром солнце лишь засветит, –
Заревёт медведь в бору,
У лисы проснутся дети,
Глубже спрячутся в нору…
Заяц серый с перепугу
Даст по лесу круголя,
Птичий гам взорвёт округу, –
И пробудится земля.
Лишь сова в своей каморке
Не откроет сонных глаз:
На дупле задёрнув шторки,
Будет ждать полночный час.
Здесь юным автором в метких деталях очень зримо и образно воспроизведено сибирское летнее утро в его нетронутой первозданной красоте и многоголосии.
Помимо любви к малой родине, в программе огромное внимание уделяется актуальности происходящих в стране событий. Я учу размышлять детей о жизни, видеть не только ее красочные стороны, но и нелицеприятные трагические моменты. И дети, как губки, вбирают в себя это непростое время, пропускают его через свои души, чтобы однажды выразить пережитое ими в своих произведениях. Так возникло у Кати Камневой очень пронзительное стихотворение «Людская боль» о событиях в Чечне:
… А мальчишкам и нет девятнадцати лет,
Но сегодня для многих последний рассвет,
Оборвётся их жизнь от бандитских стволов –
Смерть костлявой рукой соберет свой улов,
В ледяном кипятке, где напористость рек
Остановит атаки стремительный бег…
Знакомясь на занятиях с устным народным творчеством, дети глубже осознают свои исторические корни и роль Русского Православия в духовно-патриотическом воспитании наших героических сородичей. Иллюстрацией этому служит поэма Александра Бутько о Куликовской битве:
Отрывок из гл. 1 «ЕДИНЕНИЕ РУСИ»:
Со времён разоренья от страшных походов Батыя
Изнывала невольница- Русь под ордынской пятой,
Но баскакам сполна отсыпая дары золотые,
Честолюбцы- князья друг на друга ходили войной.
И, устав от раздоров, держава под властью московской
Начала избавляться от тяжести рабских цепей.
Малолетнему Дмитрию после кончины отцовской
Дал добро на княжение митрополит Алексей…
Отрывок из гл. 4 «П О Б Е Д А»:
… Обуянные ужасом, прочь побежали татары,
Смертоносные стрелы пуская из луков тугих,
И, не в силах вернуть свое войско – с отчаяньем ярым
Сам бесстрашный Мамай соблазнился примером других.
… А над полем широким, которое стало священным,
Невесомо летел и терялся в ночных небесах
Звон походной часовни, скорбя обо всех убиенных,
Как сама непокорная Русь о любимых сынах.
Такую поэму мог создать только талантливый человек с высокими моральными качествами души, которому дорого историческое прошлое своего народа, его священные каноны, воплощенные в Православной Руси. И этими духовными качествами в полной мере обладает Александр Бутько.
Александр – по своей природной сути человек неординарный. Буквально на глазах раскрылся его талант. За первые два года занятий в литературном клубе он не только смог постичь законы стихосложения и претворить их в своем творчестве, но и стать дважды лауреатом, получив дипломы «Гран-при» на городских фестивалях «Жемчужина Братска» в 2000 и 2002 гг., а также победителем областного фестиваля «Молодость. Творчество. Современность» в г. Иркутске в 2002 году, став обладателем диплома III степени. Нынче – он уже выпускник Литературного института им. А. М. Горького при Союзе писателей России, неоднократный победитель Всероссийских фестивалей «Я вхожу в мир искусств» и др. престижных литературных конкурсов.
И я вправе не только гордиться им, но и быть уверенным, что однажды он продолжит начатое мной дело и поможет в будущем поставить на литературное крыло не одного начинающего одаренного поэта.
Стихи и лирические рассказы ребят подкупают, прежде всего, не только наметившимся уже самобытным литературным голосом, но и своей незащищенностью и исповедальностью. В светлых юношеских чувствах, выраженных в их произведениях, они не клянчат у любви милостыни, не опошляют ее, если она не взаимна, а сохраняют свое достоинство, хотя и испытывают при этом в разлуке с любимыми муки невыносимой боли и страданий. Наглядно сказанному могут служить строки стихотворения Вали Руновой – лауреата XV-ой областной конференции «Молодость. Творчество. Современность» 1998 года и обладателя диплома «Гран-при» фестиваля «Жемчужина Братска» 1999 года:
Забыть обиды прошлых лет,
Сбежать от суетной толпы,
Не звать любовь, которой нет
И не искать во тьме тропы.
Не ждать полночного звонка,
Сжимая руки на груди,
Ключи оставить от замка,
Не знать, что будет впереди.
Сверкнув стремительным лучом,
Разбить отчаянья кольцо,
Идти, не думать ни о чём
И ветру поставлять лицо.
Во время занятий по авторской программе мне приходится учитывать возрастные и интеллектуальные способности каждого. Начиная с первого года обучения, программа предусматривает две возрастные группы: младшая (9 – 12) лет и старшая (13 – 17) лет.
Поэтому цель данной программы – научить детей умению глубоко и вдумчиво вглядываться в жизнь и отражать увиденное доступными для каждого возрастного периода средствами художественного выражения – будь то рассказ или стихотворение.
Большое внимание я уделяю гуманистическому воспитанию ребят, формированию у них ценных нравственных и духовных качеств, важных для души человека. Ярким подтверждением этому служат произведения многих моих воспитанников. Но мне снова хочется процитировать стихи Александра Бутько, написанные им в 13-летнем возрасте:
В глубине забытого оврага,
Там, где дно валежник укрывал,
Старый волк, забившись под корягу,
Медленно от раны умирал…
В час, когда мученье прекратилось,
Старый зверь сомкнул свои глаза,
Тишина на землю опустилась,
Как большая горькая слеза.
С какой болью и состраданием, пропущенными через детское, незащищенное от жестокостей сердце, звучат эти его строки… И таких примеров детского неприятия безумного, жестокого мира, отраженного в творчестве ребят очень много…
А теперь остановимся на критериях приёма детей в литературный клуб «Братские роднички».
Во-первых, для занятий стихотворным творчеством необходимо, чтобы ребенок сам чувствовал ритм стиха и его внутреннюю музыку.
Во-вторых, у литературно одаренных детей язык намного богаче и образнее, насыщен свежими метафорами, яркими эпитетами, меткими, своеобразными деталями и приметами.
В-третьих, одаренность сразу же чувствуется в духовности ребенка, которая формирует его интеллект и внутреннее мировоззрение. Если ребенок не читает книг, и все его интересы сведены к минимуму общения с прекрасным, то вряд ли мы можем ожидать от него в будущем гармонического развития личности и настоящих результатов в творчестве…
После зачисления в клуб ребят, прошедших предварительное собеседование, особое внимание уделяется мной с первых часов программы формированию у них художественного литературного языка, благодаря практическим занятиям по стилистике, анализу ошибок при разборе их стихов и рассказов, работе с различными литературными и энциклопедическими словарями. В результате мы получаем заранее спрогнозированный положительный результат, который стоит немалых физических и интеллектуальных усилий, как для наставника, так и для ребенка…
Но как бы не были успешны занятия с детьми, у наставника всегда возникает множество проблем, одной из которых является преодоление так называемого периода «ученичества», то есть подражательности своим кумирам-классикам. Но ведь и юный Пушкин в своих первых стихах талантливо подражал Жуковскому. А два-три года напряженной, плодотворной работы над стихами, над формированием собственного стиля у ребят – и они обретают свой голос в поэзии, который ни с кем не спутаешь.
Другой, не менее важной проблемой для педагога является сохранность контингента. Конечно, не все дети, вступившие в литературный клуб, смогут одолеть 4-летний курс обучения. Да и само творчество потребует от них огромной силы воли и незаурядного вдохновения, чтобы быть выразительными. Поэтому часть ребят будет периодически уходить в другие жанры детского творчества и нам придется постоянно пополнять коллектив новыми детьми. Но и там, в других кружках, они все равно сохранят в своих душах этот эмоциональный заряд от соприкосновения с прекрасным, благодаря знакомству с лучшими произведениями мировой и отечественной поэзии.
Безусловно, работать с детьми не только всегда интересно, но и ответственно…
В 2004 году мы с ребятами участвовали в VI Всероссийском фестивале детского творчества «Мой Пушкин», проходившем в пос. «Пушкинские Горы» Псковской области. На I–й отборочный тур прислали рукописи со стихами и рассказами представители из 650 литературных клубов и объединений со всех городов и районов России. Для участия в фестивале пригласили литераторов лишь из 40 клубов, куда вошли и мои воспитанники: Оля Фигура, Коля Полехин и Маша Орлова, сумевшие подняться там, в литературном конкурсе, на высшие ступеньки фестиваля, получив диплом «Гран-при», а также дипломы I и III степени, опередив участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы, Омска, Новосибирска, Читы и др. городов.
В 2001 году за плодотворную работу с литературно одаренными детьми Министерство образования РФ вручило мне нагрудный знак и присвоило звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
В 2002 и 2007 гг. за высокие результаты в творчестве у моих воспитанников на городских, областных и Всероссийских фестивалях был награждён Почётными Грамотами Иркутского регионального отделения Союза писателей России, мэра г. Братска и Благодарностью Иркутского областного комитета по культуре и молодёжной политике.
Ребята из литературного клуба «Братские роднички» не только постоянно участвуют в городских, областных, Всероссийских и даже в международных творческих конкурсах и фестивалях, получая в них самые престижные награды, –но и активно влияют на литературную жизнь многих региональных и столичных детских изданий. Их произведения опубликованы на страницах более 80 различных номеров журналов, альманахов и коллективных сборников, таких, как «Юность», «Мурзилка», «Миша», «Недоросль», «Я – сам! Я – сама!», «Детское творчество», «Сибирячок», «Русская сила», «Народное образование», «Детская роман-газета», «Сибирь», «Первоцвет», «Сердцу светлого праздника хочется» (г. Иркутск, 1995), «Роднички детства» (Иркутск, 2000), «Пусть будет музыкой любовь…» (коллективный сборник стихов и рассказов, опубликованный по итогам областного фестиваля «Молодость. Творчество. Современность». Изд-во «Иркутский писатель», 2002), «Синильга» (Новосибирск, 2008). Стихи и рассказы наших воспитанников: Ольги Фигуры, Александра Бутько, Орловой Марии, Николая Полехина и Вельдяевой Ольги были опубликованы в коллективном сборнике «На солнечных полянах Лукоморья» по итогам в VI Всероссийском фестивале детского творчества «Мой Пушкин» (г. Псков, 2005). Публикации Анны Сидоровой, Кати Трефиловой и Кати Мельниковой выходили в молодёжном альманахе «Первоцвет» (г.Иркутск). Стихи и рассказы «Братских родничков» были также на страницах журналов «Детское творчество» №4 (Москва, 2007); «Детская «Роман-газета» № 10 (Москва, 2007); в коллективных сборниках «Самое главное» (Москва, 2007) и «Дом, в котором мы живём» (Москва, 2010), изданным по итогам III и IV Всероссийских литературных конкурсов «Я вхожу в мир искусства».
Обращаясь к творческим достижениям своих воспитанников, не могу не отметить самые памятные из них – это победу Александра Бутько, Дарьи Столяровой, Ольги Шаньгиной, Александра Салмина, Кати Мельниковой, Дарьи Седлецкой, Николая Полехина и Юлии Прокофьевой на III и IV Всероссийских фестивалях «Я вхожу в мир искусств» (Москва, 2007, 2009 гг.) в номинации «Литературное слово», где наши ребята стали Лауреатами «Гран-при», а также дипломантами I-й, II-й и III-й степени. Это и лауреатство на городском фестивале «Жемчужина Братска – 2008» в номинации «Поэзия», «Проза» (Дарья Столярова удостоена высшей награды фестиваля – диплома «Гран-при», Катя Мельникова и Юля Прокофьева получили дипломы – I степени, Николай Полехин и Кристина Радкова – дипломы II степени, Ольга Шаньгина награждена дипломом III степени, Дарья Седлецкая и Алина Никонорова поощрены «Благодарственными письмами»). Женя Рукосуева, Ольга Шаньгина, Дарья Седлецкая и Вероника Чуднова в 2005 – 2009 гг. стали лауреатами журнала «Сибирячок».
Участвуя в Международном литературном конкурсе журнала «Доля» (Украина, 2012) и X Международном литературном фестивале-конкурсе «Под небом рязанским» Катя Мельникова и Юля Панова стали лауреатами с публикацией их стихотворений и рассказов в журнале «Доля» и альманахе «Под небом рязанским».
И нынче, продолжая уже 20-й учебный год профессиональной работы с ребятами из клуба «Братские роднички» и радуясь их новым творческим успехам, – хочу сказать следующее: живет в глубине детских душ, в их исторических генах самородное русское слово, напоенное былинным эпосом далеких сородичей (как это воспето в поэме «Поле Куликово» у Александра Бутько), до краев наполнены их души и высокой песенной стихией, вобравшей в себя самые потаённые нравственные и духовные переживания народа, благодаря которым и возможно только созидание на ниве отечественной словесности.
Это огромная, напряженная 4-х летняя работа по индивидуальной Программе с членами клуба «Братские роднички" ставит своей задачей не только приобретение ребятами литературного опыта, но и в целом роста духовного интеллекта и гармонического развития личности.
И это в комплексе не только моя заслуга, как педагога-наставника, – но и самих детей, а также их родителей, учителей школ, благодаря которым закладываются и формируются у ребят нормированные формы русского разговорного языка, составляющие основу языка литературного.
Поэтому в дальнейшем желаю своим воспитанникам огромного творческого труда, а именно («мозолей на ладонях стихов»), поиска новых форм (не пренебрегая при этом русскими традициями такого сложного жанра, каковым является Поэзия).
Пусть светлые «роднички» их литературного творчества и впредь несут нам эту животворную силу красоты и духовности, без которых немыслимы в будущем наша русская культура и национальное самосознание.
Как видим, мои творческие поиски не пропали даром, а нашли свое продолжение в одаренных детях. И я очень благодарен судьбе, что она помогла мне найти таких ребят, научила терпимости в работе с ними: ибо, помимо заложенного в них «божьего дара», у каждого из них свой, особый, характер и норов, с которыми приходится считаться, как с индивидуальными творческими личностями, бережно охранять и терпеливо выращивать эти хрупкие самобытные зёрнышки таланта, чтобы однажды они пышно расцвели и заявили о себе во весь голос. В этом, я думаю, и заключается истинное назначение педагога-наставника, в полной мере обретающего себя лишь через воспитание другого таланта… В заключение посвящаю своим воспитанникам эти лирические строки:
ДЕТСКОМУ ЛИТЕРАТУРНОМУ
КЛУБУ «БРАТСКИЕ РОДНИЧКИ»
В нас утолят мучительную жажду
Их детских душ святые родники,
На всю Россию зазвенев однажды
В истоках поэтической реки.
…И станут дни, свои сменяя числа,
Высокими, как горние* мечты:
Ведь их стихи в душе особым смыслом
Заполнят всё, чего не ведал ты.
КОРНИЛОВ Владимир Васильевич – руководитель клуба «Братские роднички», член Союза писателей России, член Международной Гильдии писателей, Международной Федерации Русских писателей, член Союза журналистов России, «Почетный работник общего образования РФ», педагог и методист высшей квалификационной категории Дворца детского и юношеского творчества пос. Энергетик, г. Братска.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.