Нанизывая строки. Рецензия из 2014 года

Татьяна Забуга-Ларина

НАНИЗЫВАЯ СТРОКИ

«Счастье на стороне того, кто доволен» - эти слова Аристотеля - эпиграф одного из стихотворений, вошедших в миниатюрный сборник клуба ЛИНК -«Нанизывая строки». На этот раз счастье было на стороне, по крайней мере, двадцати соавторов книжки-малышки, завершившей первую триаду миниатюрных изданий членов упомянутого клуба. Все три сборника, учитывая их размеры, осмелюсь назвать трёхтомничком, с любовью изданы коллективом Луганского издательства «Янтарь». Первый из них «Большое в малом» вышел в 2008 году, «Вереницы мгновений» - в 2012, и третий, упомянутый выше - в начале 2014года. Обложки всех этих сборников оформлены рисунками луганского художника Петра Шевердина. Не буду останавливаться на двух первых сборниках, о них уже не раз упоминали в статьях, альманахе и сайте «Свой вариант». Не могу объяснить почему, возможно потому, что каждый последующий становился совершенней предыдущего, то ли потому, что стал завершающим мини серии, но для меня этот сборник стал каким-то особенным. Когда впервые взяла его в руки, почувствовала такую теплоту, что не смогла закрыть, пока не прочла его «от корки до корки».
Возможно, это мужественный Владимир Спектор, пройдя через испытания, когда «старый друг ищет образ врага», а так же «стремится сделать больно тебе и мне не друг, не враг, всего лишь хам самодовольный без выгоды, а просто так», всё же в который раз уверен, что лишь «Любовь спасает от позора только тем, что как всегда права». Владимир Давыдович не сравнивает, как многие привыкли, добро и зло. Он просто слово «зло» даже не упоминает, а мудро замечает «закономерность новых неудач», но и здесь «добро проигрывая, шепчет: «Я люблю», и, побеждая, шепчет то же слово». Сегодня, как нельзя актуальней, его строки: «Не хочу сказать, что всё – так плохо, не могу сказать, что хорошо». Автор убеждён, что в круговороте природы именно его черёд «в любовь переплавить страх». Не стать ли всем с ним рядом и заменить любовью все противостояния и недоразумения?
Листая страницы далее, невольно прихожу к выводу, что данный сборник объединил не только членов ЛИНКа, но и членов не так давно созданного клуба любителей миниатюрных изданий «Колибри». Так в клубном сборнике появились новые здесь, но известные в городе, имена: Татьяна Дейнегина, Виталий Свиридов, Сергей Бондаренко, Юрий Князев.
Свои сокровенные мысли, опять-таки с любовью, доверила читателям Татьяна Александровна: «Спаси от серости, Судьба, от половинчастости мыслей». А всем, кто поверил в неё и помог «найти своё место под солнцем», «с поклоном» признаётся: «Я Вас очень люблю и считаю за честь это право на счастье».
И если со стихами Татьяны Дейнегиной я знакома давно, то стихи Виталия Свиридова читаю впервые и не без восхищения узнаю, что для такой дамы, как поэзия, он свободен всегда и что эта «беда зависимости» «сродни любови».
А вот Сергей Бондаренко стихов о любви не разместил, но между строк юмористических повествований, вижу его лукавые глаза и ямочки на щеках. И как тут не улыбнёшься, представив его «сказочный обман» или «коварную реку», или «загородную трассу, проходящую «в аккурат по участку, на котором был тёщи моей огород»?! В каждом своём стихотворении автор ярко и непринуждённо приглашает читателя вместе с ним испытать его «эмоции» - и в этом весь Сергей, с ним не соскучишься..
Автор нескольких сборников лирической поэзии, состоявшийся переводчик с английского и украинского языков, Юрий Павлович Князев разместил в данном сборнике свои басни. В одной из них автор призывает читателя не забывать, что иногда «слова приветливые жизнь меняют круто, гримасы подлости не знавши в простоте», в другой предостерегает не забывать «как иногда опасен сквознячок». В огромном потоке компьютерной и телевизионной информации, свалившихся на зрителя в последние 10-15 лет, баснописец обращает внимание: «чтоб понимать экран, потребен тонкий нюх», иначе «найдётся много, при философии убогой, доверчивых и простодушных мух». По версии одной из басен Юрия Князева, носителем «Психологии Лужи» можно назвать того, в ком «зла в избытке, в ком не замечено добра». Не менее интересна версия автора: «смирен Гвоздок, пока в покое, а придави его - себя покажет быстро, не побоится и министра!». Интересен вывод в басне «Сурок и Крот»: « А трус, за неимением достоинств, во всём обиды видит колею» и ни к чему «колючий щит, привыкшим удирать во все лопатки».
Многие из «линковцев» благодарны организатору и его бессменному руководителю на протяжении многих лет, а ныне почётному председателю клуба - Цыганкову-Серебрякову Юрию Васильевичу за его требовательность к создаваемым ими литературным произведениям, а соответственно и рост мастерства. Некоторые стихи Юрия Васильевича, помещенные в сборнике, на сей раз вызвали у меня двоякое понимание. То ли с мягким междустрочным юмором, то ли с горечью того, что уже давно прошло и никогда не исправишь в «Признании» он пишет: «Я и не противился, примирился с долей – Ты моё злосчастье и судьба и горе!» Или вот такое: «Легки подвесные мосты, но мне нет пути даже бродом», или «Душа», которая «всегда обнажена» и в то же время «душа потёмки». Или как понять характер героя «Покорным быть не обещаю, дверь для тебя я не закрыл, прости за то, что не прощаю, ещё за то, что не забыл»? Согласится ли та которой он «вымостит дорогу к обетованным берегам», на встречу в то время, когда призывающий ничего не простит и в то же время отмечает, что при этой случайной встрече «душу всем чертям отдам»? Ну что же, коль «Характер выдался такой!», возможно и согласится, ведь далее автор пишет: «В моей обители алтарь при Храме на Любви, а я служитель и звонарь…». А это уже даёт надежду на приятную встречу …
Далее Юрий Васильевич с присущей нежностью не изменяет своим любимым темам: любви ко второй своей малой родине – Каменному Броду «Переулок Северный… по тебе нетленная память моя вечная» и Богдановский мост, на который «иду … на свидание с прошлым моим». Не менее трепетная тема для автора и природа родного края, особенно любимые осенние цветы – сентябрины. И если в тексте стихотворения об осени, помещенном в сборнике, нет названия осенних цветов, автор, чтобы читатель, не дай Бог, не подумал о других цветах, назвал его «Сентябрины». О горести одиночества автор пишет: «по дороге с сумою ты бредёшь, как чернец», «Ты ж в размолвке с собою, ты идёшь в никуда» - это о человеке. Не в лучшем положении и «заблудившийся лебедь», который остался «без тепла и гнезда, на чужом горьком хлебе» и «без ответной любви». Но и при этом каждый не должен падать в уныние, а знать и помнить, как автор, «Я иду на свиданье с мечтой и с надеждой, что встречу тебя».
С первых дней знакомства с Наталией Мавроди я была очарована образами её героев, слогом её стихов и, читая которые, поддаюсь убеждениям автора, что «всё возможно и что несбыточного нет». Или как не согласится с ней в этом: «что в детстве дано человеку, растворяется в нём навсегда»? А как не удивиться её выводу: «Сам страдая больше всех, он врачует душ болезни – Очень нужный и полезный Неудобный человек»? Каждое стихотворение Натальи - это экскурс в «суету бегущих дней», это «Хрупкое счастье», это «Чашка чая» «средь житейских откосов», это «осенних дней цветастая забава», это принятие реальности: «птицам петь в высоком поднебесье – нам внимать их пенью на земле». А разве можно засомневаться, что это не о клубе ЛИНК или ему подобных клубах по интересам, где человек чувствует себя в «своей тарелке», постигнув радость общения: «И душу отогрев немного теплом беседы и вина, продолжить вновь свою дорогу, ту, что у каждого одна»?
Яков Аркадьевич Смоляренко, как всегда порадовал читателей библиофильскими заметками. На этот раз он рассказал об экслибрисе, а так же об известном библиофиле и издателе прошлого века Л.Э.Бухгейме. Думаю, что особый интерес у читателей вызвал рассказ о книге «Далёкое близкое» и статье «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, которого все знают как великого русского живописца, но у которого, оказывается, «был незаурядный талант, главным образом талант беллетриста, превосходно владеющего образной повествовательной формой».
Более 30 лет занимается краеведением родного Старобельска Сергей Григорьевич Афанасьевский. В рассматриваемом сборнике он знакомит читателя с биографией Николая Владимировича Стоянова – дворянина, генерала русской армии, героя Шипки. Прослужив около 50 лет в армии, благополучно пройдя русско-турецкую и русско-японскую войны, он приехал в родной город - в отцовский дом. Здесь, продолжая активную трудовую и общественную деятельность, герой столкнулся с вопиющей несправедливостью, а восстав против неё, поплатился жизнью.
Со своими короткими рассказами, объединив их общим названием «Россыпи мгновений», знакомит читателя Анна Яковлевна Драй. Воспоминания детства и молодости, наблюдения за окружающими её людьми и природой. Листая страницы рассказов, видишь как «вырисовывается колорит ушедшей эпохи… оживают люди, о которых пишут, чувствуешь присутствие их душ и неповторимое ощущение полёта в высь». Эти ощущения вызывает у автора работа в архиве. Такие же эмоции возникают и у читателя рассказов А.Я.Драй.
Ирина Гирлянова, по определению зрелых литераторов, одна из интереснейших поэтесс Луганщины, а по словам молодых соотечественников - одна из «крутых» и «продвинутых» авторов. Вот как неординарно пишет Ирина от имени почти сухой ветви дерева, но на которой всё же распустились два листочка: «… я им нужна. Я не сломаюсь. Во мне пульсирует любовь,- ведь я ещё не древесина. Я – ветвь!». Или такое сравнение об ушедшем счастье: «Счастье утлое, как лодка, прикатилось, уплыло». А вот как поэтесса смело, не кривя душой, пишет о влиянии наступающей весны на израненное сердце: «Ныне же трогает слива окна зелёною палкой… Быть абсолютно счастливой я начинаю, нахалка!»
Стихи Ивана Митрофановича Чалого короткие по объёму, но глубокие по содержанию. Их образность призывает читателя вместе с автором пережить необычные моменты, описываемые в произведении. Вот, например, стихотворение «Апрель» заканчивается строками: «И эхо в зеркало колодца тяжёлой льдиной сорвалось». Или вот воспоминания фронтовика о свадьбе, на которой были невесёлые гости: «И зачем идут на свадьбы, если в сердце нет весны?» И такой, холодящий душу финал: « Я пошёл бы и сплясал бы… Только нету ног с войны…» Трагедию войны, а точнее голодного послевоенного детства раскрывает автор и в другом стихотворении: «Искали с другом в поле колоски, а находили … пули и осколки». Представлены в сборнике стихи о природе и о любви. Любви, как о такой, которая «всегда остаётся… самой надёжной защитой», а так же о вечерах, которые «всколыхнут забытое волненье», потому что «Я к тебе не приду…», а «Письма» - «это всё, что от счастья осталось». И как бы там ни сложилось, поэт не теряет оптимизма: «ты провожай меня тревожно и счастливо: цветы возьми, а поцелуй оставь».
К юбилею со дня рождения Тараса Григорьевича Шевченко, о его нелёгкой судьбе на Украине и в России, об отношении к этому наших современников стихотворение Дмитрия Александровича Ткаченко. Автор еще раз подчёркивает положительное влияние на мировоззрение поэта великих К.Брюлова и В.Даля. Своё видение у автора смерти поэта «У Машука», где теперь орёл «в час ночной слезу чугунную роняет». Мирославе Михайловне Радецкой, известном когда-то в городе филологе, неизменном, на протяжении многих лет, рецензенте местных театров - посвятил поэт стихотворение «Лира». С горечью он отмечает: «зайди в любой театр» и увидишь, что классика ушла на задний план, а «новые герои всё больше по ларькам и в офисах сидят» и «идёт войной… на брата брат, сокрывши облик свой под чёрною банданой». Посему и « ржавеет Лира на стене» и «рабства век на землю вновь вернулся?»
Не один раз прослушивая и играя бессмертную «Лунную сонату» Л.Бетховена, автор посвятил ей одноимённое стихотворение. Идею каждой части музыкального произведения он эмоционально вкладывает в две строфы, а заканчивает следующими строками: «За глотку взять судьбу не так уж просто. Но если уж схватил – держи. Сим победишь!!!»
Эпитафией «Размышление» Дмитрий Александрович подводит итог жизни, уходящих навсегда: и того, «кто сделал только первый шаг в науку» и того, «кто в сорок пятом брал Берлин». Автор с горечью отмечает: «навсегда для них отпели соловьи», а «мозг родных» ещё долго «разлуки факт не хочет утвердить». Заказывая памятник родителям, я перечитала десятки предоставленных примеров эпитафий, но несколько упростив окончание «Размышления» попросила написать следующее: «Боль сердца не унять, не заглушить словами, И в мыслях и делах всегда вы с нами».
Словно капли холодного осеннего дождя, разлучая влюблённых, упали на землю и стекают в бурный поток, раскрывая тревогу материнского сердца о детях, тяжёлые мысли о родном селе, которое исчезло с лица земли… Это стихи Татьяны Набоки-Питерской «Осіння пісня», «Серце матері», «Село». Не добавляют оптимизма и её стихи «Зима и лето…», «Я в этот край не вернусь…». Такова жизнь, но будем надяться, что всё изменится в лучшую сторону и Татьяна Ивановна порадует читателей более оптимистичными стихами.
Татьяна Забуга-Ларина в данном сборнике начала цикл «Наши пушистики». Это короткие зарисовки о четвероногих друзях, которые росли вместе с ней или её детьми. Это и кормилица коза Зорька, и любимец детства шкодливый кот Мурчик, и спокойный «Рыжик» и красавица Сонька.
Наряду с нежными, добрыми, покладистыми и загадочными домашними пуши- стиками, автору пришлось столкнуться с наглостью и агрессивностью «незванной гостьи».
Авторы, о которых будет далее мой рассказ, приняли участие в создании
двух миниатюрных сборниках клуба «ЛИНК».
Известная, не только в Луганске, но и далеко за его пределами, поэтесса Людмила Ивановна Деева, которой «безрадостен душе покой», всегда эмоциональна и в гражданской, и в пейзажной, и в любовной лирике. Но вот, порывшись «в сугробах памяти» поэтесса, когда её «охватит сладкое волненье», неожиданно пришла к выводу: «что мудрость мало всё же значит:
Она холодная вода и опыт нашей неудачи». Почти все стихи, помещенные в сборнике, Людмила Ивановна посвятила осени, и, в основном, «позолоченному», «задумчивому» и «нежному» октябрю. Не забыла автор вспомнить и всезнающий сентябрь, который знает все голоса «большой и жёлтой грусти»: «и шорох, и гомон, и клич, и шелест, и шёпот, и гром…». А в листьях, подметаемых дворниками, поэтесса рассмотрела «уходящей осени пасьянс».
Станистав Атанов, геолог с 45-летним стажем, конечно же в своих стихах не может обойти тему дальних дорог, золотистых степей и друзей-геологов.
Своеобразно и интересно автор сравнивает создание стихов со строительством:
«Туманит мне сознание строительная страсть», но тут неожиданный поворот:
«Живу пока в развалинах, их раб и господин. Готовлю цикл к изданию лирических руин». Ну, коль автор обещает «цикл к изданию», то члены клуба ЛИНК ждут его с нетерпением, а члены клуба «Колибри» не теряют надежды, что «лирические руины» выйдут обязательно в миниатюрном издании. Интересны стихотворения грибника, а так же о том, что значит любить.
Заслуживает внимания обращение к читателю: «Не листайте стихи на ходу, в безразличье», «Открывайте их бережно, хоть и нечасто. Может, станет надеждою слово участья. Отвернёт от лукавого или пустого и возвысит до главного что-то простое».
Иллюстрацией любящей матери П.Пикассо открываются страницы стихов Светланы Тишкиной. И среди них «Любимый сын», которому мать может быть щитом, но лишь пока он рядом. Если же разделит их расстояние, то родному чаду помогает материнская любовь и её молитва, которая «спасёт и выведет из ада», но при этом, обращает автор внимание сына: «ты только не противься ей». Любовью не только к близким людям, но и к природе: яблоневому цвету, орлу, который «одиночество гладит крылом», небесам, которые «стучатся в нашу суету, нам простирая красоту», улетающим в тёплые края скворцам – «беглецам». И среди этих лирических, мягко ложащихся строкой, автор категорично заявляет, что именно эта одна из черт характера «негибкость обиходных чьих-то мнений, не размышления, а гордый постулат». Именно категоричность и есть – «соль непримирений». И как бы продолжая эту тему, обращается к читателю: «Пожалей поэта. Не суди и не подвергай публичной порке», «он и так у жизни на задворках».
Исследователь редких находок, автор научных работ по истории нашего края Александр Сергеевич Люлько на этот раз знакомит читателя с одним из подарков музею истории и культуры Луганска, а именно богослужебной книгой 18века «Минея. Месяц май». Александр Сергеевич приводит подробное описание редкого издания с 260-летней историей, приводит интереснейшие разгадки её создания.
Молодой поэт Марк Некрасовский на сей раз вызывает улыбки читателей своим стихотворением о лампочке в подъезде, сыгравшую главную роль в изменении семейного положения героя. Монолог героя следующего произведения, так надеявшегося на удачное предсказание астролога и так его разочаровавшем: «Ах зря я брился спозаранку, зря гороскоп я прочитал». Трудно в наше время следующему герою найти родственную душу и всё оттого, что «ненавижу я враньё, подлость презираю». Один из исторических героев - Одиссей не первый раз находит место в творчестве Марка. На сей раз, приписывая себе разные болезни, Одиссею так и не удаётся отказаться от участия в войне, «Но вернулся к отчему порогу. Пацифист всегда угоден Богу». Среди этих и других шуточных стихотворений автора есть одно, как предвестник настигшей нас беды: «Но стали вдруг тиранами любимые вожди» «И снова на заклание пойдут страны сыны».
Беря эпиграфами мысли древних философов, Любовь Ивановна Цай сама приходит к мудрым мыслям: «А что есть молот, если нету наковальни?», «Хранитель лучший тайны всё равно тот, кто о тайне ничего не знает» и др.
Интересная находка – это «Хвала старой обуви», которая, как старый друг, никогда не подведёт и при этом «не жмёт, не давит и не трёт».
Далее поэтесса представляет перевод на украинский язык стихов дебютанта в сборниках ЛИНКа Виталия Свиридова.
В своём обзоре мне больше всего хочется выразить признательность составителям и редакторам Л.И.Цай и Я.А.Смоляренко, которые вложили в создание сборника свои силы, энергию, время и, главное, душу. С большой любовью ими подобраны к разделу каждого из соавторов иллюстрации как известных, так и малоизвестных художников, расширяя тем самым кругозор читателя.
Члены клуба работают над созданием нового сборника. Это будет издание несколько другого формата и посвящено памяти соклубника, члена МСП, литературоведа, кандидата филологических наук Радецкой Мирославе Михайловне.

Р.S. Отзыв этот написан давно, но помещать его на сайте не решалась - всё ждала «лучших времён», т.к считала, что есть темы поважнее. Теперь, когда с разных сторон города слышны взрывы и автоматные очереди, когда под окнами Татьяны Набоки-Питерской не один раз летели пули и дым застилал всю округу - более оптимистических произведений, как я надеялась выше, ни от неё, ни от других поэтов пока ждать не приходится. Всё реже встречи в клубах по интересам, отменены многие поэтические фестивали, а на сайте встречаешь знакомые имена, и узнаешь, чем в это время живут авторы…

Комментарии 4

Спасибо, Татьяна, за такую ёмкую и тёплую рецензию.
С самыми добрыми пожеланиями - Н. Мавроди.
Татьяна! Спасибо Вам за такой теплый неравнодушный отзыв, в котором вижу Вашу добрую душу, отзывчивое сердце, готовность своей улыбкой, добрым словом поддержать друзей и множить все то хорошее, что есть вокруг нас.
С уважением
Л.Цай
яковлев от 20 июня 2014 21:14
Благодарю, Татьяна Фёдоровна, за скрупулёзное рецензирование ЛИНКовского литературного сборника "Нанизывая строки". Особо - за подчёркнутое упоминание в материале о миниатюрности этого книжного издания
larina-2 от 25 июня 2014 17:26
Спасибо    за комментарии, мне приятно. 
Один из читателей попросил внести ясность в  ту часть рецензии, где говорится о произведениях  Ткаченко Д.А.,  дополняю  фразу:  "Своё видение  автором  и смерти  великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова  «У Машука», где теперь орёл «в час ночной слезу чугунную роняет».
 Прошу читать с дополнением. Всем  мира, успехов и удачи =
с уважением Татьяна Забуга-Ларина

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.