ОБЗОРНЫЕ КНИГОХРОНИКИ ЛИТЕРАТУРОГОЛИКА: о читанном в году 2019. 2.

Александр Товберг

2
Из стóящих (понравившихся) авторов года назову Александра Чудакова с его книгой «Ложится мгла на старые ступени». Повествование о жизни ссыльных интеллигентов ведётся спокойно, размеренно, без выкрутасов, без сетований на несправедливость, без ругани и очернительства того времени и его злых вождей. Этим подкупает – человеческим достоинством, добротой, семейной преемственностью, умным ненавязчивым юмором, помогающим выжить и остаться собой в сложном историческом периоде большой страны. Так и хочется растащить на цитаты, афоризмы, отдельные истории. По-моему, Русский Букер десятилетия (2011) присвоен автору по праву, жаль, что посмертно.

«Так вот: история не является сначала в виде трагедии, а потом — в виде фарса. А часто сразу — в виде фарса. Но этот фарс и есть одновременно трагедия».

«Почему пушкинский Лицей стал питомником таких разных растений, столь пышно расцветших? Не потому, что это учреждение было таким уж из ряда вон по системе образования и воспитания. Но потому, что те одиннадцатилетние еще до поступления, уже в семье были индивидуальностями, им было чем, перекрестно опыляясь, умственно обогащать один другого. А сейчас создай любой лицей — и детки только усугубят тупость друг друга».

Александр Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».

Продолжая позапрошлогоднее знакомство с Евгением Водолазкиным (первым был «Лавр», потом «Соловьёв и Ларионов»), в 2019 прочёл его «Авиатора». Вещь с условным сюжетом, но интересная, затягивающая, читаемая на одном дыхании. Быстрое завершение вызвало недоумение. Но если «Лавра» можно перечесть ещё раз, то «Авиатор», как по мне – однократен. Хотя и не разочаровал. Однозначно, сильно. Чувствую, что есть подтексты, мастерски продуманы и прорисованы, как персонажи, так и их обусловленные поступки. Повествование, будто бы монотонно, но позже, хоть немного проанализировав читанное – выясняется, что не всё так просто. В этой монотонности есть сотни отзвуков и полноценных самостоятельных мелодий. Ещё, как в предыдущих читанных произведениях, подкупает отличное владение словом, построением фразы, без корявостей и поспешностей. Буду подчитывать уже вышедшие вещи и следить за новинками мастера. Верю, что не опустит планку.

Раздутую (как в смысле пиара, так и по объёму страниц) «Обитель» Захара Прилепина – о соловецком концлагере – прочёл, скорее, из спортивного интереса. Написано на уровне приключенческой литературы, основа которой – динамичный сюжет, помните, были такие серии? Насколько реально историчны изображённые события и герои – стоит спросить у самого автора или у профессиональных историков. Это всё же художественное произведение, не документальное. Всё же, Прилепин – скорее публицист, журналист, чем настоящий писатель. Во многом не дотягивает до хорошей, подлинной литературы. Сужу и по тем текстам, которые читал ранее – «Патологии», «Грех» и другие рассказы. Вот именно в последних, рассказах, списанных с натуры, взятых из опыта собственной жизни (о детских похождениях и переживаниях, например), где практически ничего не нужно выдумывать и домысливать, он поднимается до крепкого, мастеровитого уровня.
Лишнее подтверждение прилепинскому таланту публициста, – книга из серии «ЖЗЛ» «Непохожие поэты: Мариенгоф, Корнилов, Луговской». Очень даже ничего. Прочёл внимательно, вдумчиво. Открыл для себя много нового, поскольку тема близка. Малоизвестные биографии поэтов даны развёрнуто, на богатом фактическом материале, с обилием цитат, с хронологией жизни, с фото. Видна авторская добросовестная работа над материалом, результат коей меня удовлетворил.

В ряд книг, с которыми не зря провёл время, вношу Бориса Акунина (он же – Георгий Чхартишвили), его исследовательский труд «Писатель и самоубийство». Познавательная вещь, не скажу, что глубокая, да тут и не нужна глубина. Тут – другое. Каждый при желании это «другое» найдёт для себя. А уж пользоваться ли разнообразными методами ухода из жизни, к коим прибегали «ударенные литературой» человеки, - решайте сами, наедине с вашими тараканами. Никаких рекомендаций – только констатация фактов. Но если вы не имеете к литературе никакого отношения, а так, погулять вышли, то лучше не увлекайтесь. Тем более, не подходите к этой теме с ханжескими мерками. Можете спросить, что почитать по этому вопросу у профессора Сергея Савельева, чей научно-популярный опус с цветными иллюстрациями «Изменчивость и гениальность» я тоже с удовольствием одолел. Не цинично, но – правдиво, доказуемо на основе научных исследований, что человек таки произошёл от обезьяны и не очень-то ушёл вперёд по пути духовного прогресса. Если вас печалит этот факт, – тогда читайте духовную литературу, развивайтесь, верьте в другое, например, в светлое будущее всего человечества. Савельев не даёт нам шанса на это будущее. В таком ракурсе – это плохая книга, и если вы не умеете включать защитный механизм психики, под названием «скепсис», читать её не рекомендую. Да, на самом деле – всё очень плохо, и мир катится в бездну. Разве это не очевидно?..

«Гормональный стресс и эротические переживания стали основой многочисленных достижений живописи и литературы, гениальных поэтических и музыкальных произведений».
Савельев С.В. «Изменчивость и гениальность».

1-8.01.20
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.