Любовь Парамоненко,
литературовед,
трансперсональный психолог
Как Феникс из праха
Книга «Монтень в Луганске: фокус осознания, спектр возможностей, периферическое видение: сборник материалов Философского монтеневского общества», вышедшая в Луганске в 2020 году под редакцией Н. Ищенко и Е. Заславской, посвящена 30-летию ФМО и одному из незаменимых монтеневцев Владимиру Корбаню, которого не стало в мае 2020 года. В материалах сборника, в практике общества-юбиляра меня привлекает отказ от догм, свободный обмен мнениями, разнообразие тематики.
Статья А. Атояна в первом разделе сборника предостерегает нас от слепой веры в прогресс. Я солидарна с автором в том, что совершенствование личности без сознательных и последовательных усилий самого человека маловероятно. Добавлю одно: когда мы заявляем о готовности духовно развиваться, то все силы Вселенной, сам Абсолют на нашей стороне – всесторонняя помощь будет оказана каждому. Вера в прогресс без сознательных, выверенных, духовных решений и деяний будет пустой, фальшивой, даже опасной, чему посвящена статья К. Деревянко «Геть від Європи».
Современная эпоха, по мнению А. Атояна, зыбкая и переходная, фокус осознания реальности у многих не устоялся, расплывчат. Философ предвидит приближение краха нынешней модели прогресса. Надежный ориентир в бурном море лжеценностей потребительского общества – гуманизм как очеловечивание обстоятельств существования, возвращения человека к собственной природе. Далеко не каждое правительство, олигархи, радикалы потерпят утверждение подобных приоритетов! В периферийных регионах создается сейчас философия и, возможно, прообраз нового мира, в котором главной ценностью будут люди, их развитие.
Философ и культуролог Н. Ищенко рассматривает ФМО как уникальный историко-культурный феномен в интеллектуальной жизни Луганска. Судя по всему, братство философов действительно сумело достичь тех целей, которые ставило в начале пути: 1) обсуждение актуальных и важных проблем культуры и развития человека; 2) формирование терпимости к чужим взглядам; 3) самостоятельное общественное исследование альтернатив развития на бескорыстной основе.
Н. Ищенко даёт Луганску неожиданную характеристику – город – интроверт, так как он принимает разные идеи, но не транслирует их вовне.
Я считаю, что это не совсем так. Луганск был активен с конца XIX века, это сейчас, в полублокаде, он, может быть, утратил свой задор. Вспомним, сколько выдающихся людей дал миру наш город, начиная от Владимира Даля! Тут поэты и писатели, космонавты и спортсмены и много других. Литераторы Луганска и сейчас издают свои альманахи и сборники, публикуются в интернет-изданиях. Даже находясь далеко за рубежом, они продолжают свою творческую деятельность, получают престижные награды, как В. Спектор в Германии. Наша творческая молодежь регулярно участвует в Международном литературном фестивале «Берега дружбы» (г.Таганрог), где неизменно занимает призовые места.
Статья В. Даренского о возрождении метода майевтики в практике ФМО близка мне утверждениями схожести философии с практикой инициации в древности – и с поэзией. Философия родилась как компенсаторный механизм в обществе, где ритуалы посвящения, непосредственной передачи знания (в том числе мистического) от учителя к ученику – утрачены. Действительно, в древности сакральные знания и различные виды искусства были синкретичными: в них сплавлялись воедино мистическая символика, танец, песнопение, ритуалы.
Мне самой довелось пройти практику инициаций, связанных с целительством, поэтому мой опыт подтверждает философскую глубину и смыслы, которые раскрываются в различных символах, знаках, принципах, духовных ритуалах, связанных с устремлениями к Святому Духу.
Философия и поэзия обладают схожим «почерком»: они обе творят смыслы, способствующие трансформации личности. Недаром Д. Андреев называл поэтов вестниками Высших Сил.
Мне импонирует и статья О. Бодрухиной, которая метко определяет ФМО как философский спецназ, разоблачающий порочность, навязываемые актуальности т.н. цивилизованного мира, которые выдаются за прогресс.
Рассуждения Н. Ищенко о принципах социологии воображения и книга Е. Заславской «Донбасский имажинэр» уже знакомы мне (я присутствовала на презентации этой книги). Повторюсь: философский анализ Н. Ищенко, особенно в области архетипов, блестящ, оригинальна и книга Е. Заславской, но, на мой взгляд, слишком много боли и горя, смерти в стихах (созданных с 2008 г.), что, конечно же, отражает ситуацию в жизни общества. А хочется побольше света, радости, счастья!
Безусловно, статья В. Патерыкиной «Франс Кафка: преодоление лабиринта» также отличается глубиной анализа, точностью выводов. Герои Кафки отчуждены от общества, гибнут в лабиринтах бесчеловечной действительности, в лабиринте «я». И в наши дни мы наблюдаем трагические и трагикомические ситуации социального абсурда. Поистине пора ввести новую научную дисциплину «экология человека»!
…В 2002 году я была редактором пособия донецкого автора И. Халабаджах «Мировая литература в школе.10 - 11 классы». Мы в редакции обсуждали характер художественных текстов ХХ века. «Превращение» Кафки, «Посторонний» Камю, «Розы для Эмилии» Фолкнера, «1984» Оруэлла… Если учесть, что образы, в особенности метафоры и архетипы, глубоко воздействуют на подсознание, то как детская психика выдержит столько негатива?! Надо хотя бы перемежевать подобные тексты более светлыми, жизнеутверждающими. Повторю название своей статьи, посвященной этой теме: «Когда же к нам прилетит «Чайка Джонатан Ливингстон» и другие романы Ричарда Баха (речь идет о школьной программе по литературе)?!.
Человек постоянно ищущий и находящий смыслы жизни, трансформирующий свою личность в процессе саморазвития похож на Феникса: кажется, что уже достиг своего предела, сгорел в огне истин… Но, если это честные, искренние устремления, – он снова возрождается, берет свой посох и торит свой путь.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.