Раиса ШИЛЛИМАТ
Татьяна Окоменюк. Преступление без наказания. Сб. рассказов. Москва: Floberium/Rugram, 2024. 352 с. ISBN 978-5-517-12019-9
Сборник остросюжетных рассказов "Преступление без наказания" известного немецкого русскоязычного прозаика Татьяны Окоменюк состоит из 16 искрометных криминальных миниатюр с интригующим сюжетом и неожиданной развязкой. Это – не триллеры и не детективы. Кто преступник, в них известно уже с самого начала. Главным в рассказах является вопрос не «кто?», а «почему?». Автор мастерски исследует природу преступления, его побудительные мотивы, а также последствия – то наказание, которое обязательно настигает каждого преступившего закон.
Не всегда злоумышленников карает правосудие, часто эту функцию выполняет Судьба. Это происходит и с Антоном Мольченковым, решившим отомстить одноклассникам за свои обиды при помощи дедовского наградного пистолета («Расстрельный список»), и с киллером Никторисом, не выдержавшим постоянного психологического напряжения и покончившего жизнь самоубийством («Экстренный случай»), и с брачным аферистом Максом Каринюгиным, нарвавшимся на более хитрую и изощренную соперницу («Ресурсная жертва»), и с избежавшим наказания за пьяный наезд на ребенка рыбинспектором Олегом Беловым, превратившимся в алкоголика и отброс общества («Вендетта»), и супругами Курнаковыми, укравшими в роддоме младенца для своей, страдающей послеродовым психозом, дочери («Преступление без наказания»), и Алексом-Шуриком, когда-то изнасиловавшим в поезде девушку Киру («Завершенный гештальт»).
Все персонажи новелл выписаны автором ярко, объемно, психологически точно. Они – очень разные – по возрасту, образованию, характеру, месту жительства, но их объединяет одно: прохождение через испытания социального и личностного кризиса. Герои, будто катаются на американских горках: то взмывают в небо, то падают оземь, то сохраняют здравый смысл, то пускаются во все тяжкие, чтобы побывать в тисках экстремального поединка человека и Судьбы.
В рассказах Татьяны Окоменюк представлен весь набор испытаний, с которым может столкнуться человек в своей жизни. Ценность этих испытаний в том, что все они подчеркивают человеческую природу, показывают несовершенство или же красоту человеческого духа. Автор обладает удивительной способностью разглядеть человека в человеке. Поэтому даже самые трагические новеллы сборника не воспринимаются как чернуха. В любой из них есть размах человеческой натуры, проявление чего-то такого, что отличает нас от животных. И проглядывает духовность даже там, где ее не должно быть по определению (образ киллера в рассказе «Экстренный случай»).
Главные герои нескольких рассказов сборника по профессии психологи; кроме них, на роль подлинных героев могут претендовать совершенно обыкновенные, на первый взгляд, люди, но на деле – личности, в которых есть огромный ресурс человечности, выраженный в готовности спасти мир, восстановить справедливость. Это и беременная учительница, вступившая в единоборство с террористкой, готовившейся устроить на вокзале теракт («Снегурка»), и переговорщик Центра экстренной помощи МЧС Евгения Зайко, спасшая тринадцать потенциальных самоубийц («Тринадцатый»), и юноша-художник, вступившийся в электричке за девушку, которую унижали хулиганы («Последняя электричка»), и хулиган, прогульщик и двоечник Вовка Салтаев, ценой собственной жизни спасший от смерти многих своих одноклассников («Расстрельный список»).
Сюжеты всех 16 новелл, выписанных с опорой на техники сценарного искусства, очень кинематографичны. Автор грамотно выбирает ключевые сцены, позволяющие читателю легко визуализировать прочитанное.
Особо хочется отметить выразительный, афористичный язык рассказов. В них неизменно присутствует речевая аутентика, экспрессия и способность сочетать элементы разговорной речи с высокой художественной образностью, свидетельствующей о мастерстве автора.
Главная особенность остросюжетной прозы Татьяны Окоменюк – не только в умении поставить человека в условия экстремальной ситуации, чтобы увидеть его истинное лицо, но и в способности докопаться до глубин мотивации поступков персонажей. Ее герои – наши современники, узнаваемые типы, яркие образы, истории которых оказываются весьма поучительными для людей, намеревающихся решить свои жизненные проблемы преступным путем.
Рассказы, в каждом из которых кипят шекспировские страсти, зачастую трагичны и для главных героев заканчиваются весьма печально. Тем не менее, в тексте присутствует ирония. Ирония у автора особенная – печальная, мудрая, освобожденная от разрушительной силы, способная дать человеку возможность отстраниться от бед, которые его сопровождают.
Но самое главное в этой книге – утверждение нравственных норм и умение заставить читателя задуматься над последствиями собственных поступков. «Преступление без наказания» – яркая, напряженная, остро эмоциональная проза, которая приводит к «оздоровительному эффекту». Не зря же древние греки считали, что хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.