Жанна РАЙС
Елена Сазанович – известный неизвестный писатель-невидимка, исповедующий стратегию затворника и гуманиста-мизантропа Джерома Сэлинджера. Она из тех последних писателей модели прошлого века, которые говорят с читателями своими книгами, а не интервью. Которые не пиарятся и не делают из себя «бренд». Для которых нет задачи выше изначально главной для любого литератора – просто хорошо писать. Что, впрочем, совсем не просто.
Елена Сазанович написала удивительно актуальный, загадочный и пророческий роман. Роман-предостережение, в котором проблемы ближайшего будущего проявляются в виде реалий тревожного настоящего.
Роман «Убить Гиппократа» не только увлекателен неожиданными сюжетными поворотами и тайнами, но и невероятно актуален в сегодняшнее ковидное время. В аннотации подчёркивается, что работа над произведением началась ещё в 2017-м, а закончилась в феврале 2019-го – более чем за год до объявления ВОЗ пандемии коронавируса, когда Елена Сазанович не просто предчувствовала, а предугадала многие будущие нюансы нынешнего бытия.
«Убить Гиппократа» – психологический триллер, как и произведения предыдущей трилогии Елены Сазанович «Иная судьба», вписывающийся в концепцию Умберто Эко, завещавшего использовать именно жанровые, остросюжетные формы не только для философского наполнения текста, но для трансцендентного наполнения, выходящего за пределы самого текста.
Так, за пределы романа выходит и его тема – о «теории заговора», традиционно привлекающая интерес многомиллионной аудитории любителей конспирологии. Причём в её абсолютно зловещей части, разрабатывающей «теорию золотого миллиарда». И затрагивающей самые разные сферы жизни – от культуры до медицины, от образования до экономики. Для которых и куются сегодня новые кадры в таинственных «городках» по всему свету (один из них и описан в романе). Которые ныне и решают всё и вся. Поставленные на служение исключительно тем, кто и сидит сейчас на этом глобальном мешке с золотом. Кто и регулирует его вес и объём…
Тревожная даль в романе (как в жизни) – рядом, и чувство тревоги по мере развития событий только нарастает. А ведь герой повествования – представитель самой мирной и милосердной профессии. Врача Георгия Кратова, которого друзья, любя, называют Гиппократом, тревоги одолевают со всех сторон – тут и не сложившаяся семейная жизнь, которая, к тому же, поначалу балансирует на грани нищеты в районной поликлинике. А затем, когда он, благодаря поддержке старого институтского друга, становится доктором в престижной частной клинике, его начинают преследовать сомнения в честности и непредвзятости лечебного процесса в этом, как выяснилось, совсем небезопасном раю для состоятельных пациентов. Некоторые из них совершенно неожиданно умирают после банальных операций.
Гиппократ, случайно узнаёт о глобальном заговоре врачей и в ходе своего расследования попадает в таинственный Городок, где мировая закулиса готовит кадры для
генеральной чистки планеты. Однако ещё до того, пребывая в вечных поисках истины, он ставит под сомнение реальность (и рациональность) происходящего. При этом он сам соткан из парадоксов сознания и личности. Впрочем, именно эти противоречивые терзания и помогают ему противостоять холодному «рацио».
Роман, в котором сюжетные линии раздваиваются и меняют направление, а многоплановость и внутренний контекст дают обильную пищу для размышлений и догадок, очаровывает мастерской словесной вязью. А когда героя неожиданно настигает полузабытое чувство влюбленности к симпатичной пациентке, столь же неожиданно обретает детективное звучание. Отчего погибают вполне благополучные больные, что означает таинственный список, в котором напротив фамилий каждого пациента клиники кто-то поставил «плюс» или «минус»… Вместе с обаятельной пациенткой, которую зовут Ядвига, но сама себя она называет сокращенно и настораживающе Ягой, они начинают самодеятельное расследование, которое не остается незамеченным тайными «распорядителями жизни и смерти». Учитывая, что рядом с Гиппократом в памяти бывшая жена Рая и медсестра Ада, переплетение судеб выглядит сказочно-мистическим.
Гиппократ так запутывается в своих суждениях, сомнениях, клятвах, что читатель вынужден сам искать грань между реальностью и параноидальными конструкциями лжемира. И так до тех пор, пока наконец и герой, и читатель с удивлением не поймут, что никакой паранойи нет, а есть достоверная и очень рациональная сверхреальность. Доведённая до жестокого сверхабсурда. Если любовь – то до смерти. И дружба – до смерти. И политика – до смерти. Как и сверхидея, заложенная в основу курсов повышения квалификации «академии» Городка, – проста, как мир. «Мир сейчас поделён не на плохих и хороших. А на плохих и менее плохих. На злых и менее злых. На жадных и менее жадных. Поэтому сейчас легче лёгкого справиться с этим миром. Победа золотого миллиарда произойдёт гораздо быстрее, чем вы думаете. Поскольку мир вот-вот будет поделён на недоброе и очень недоброе. И выбора больше не будет, – так её формулирует один из «сидящих на золотом мешке». – И неважно, как будет называться государство, какие политические и общественные силы будут в этом государстве. Патриоты, демократы, социалисты, либералы, националисты – они все будут одним миром мазаны. Нашим. И у всех их души будут проданы. И куплены. Нами. Безвозвратно… И вот тогда… Наш золотой миллиард победит…»
Порой кажется, что в романе Елены Сазанович всё безмерно преувеличено. Особенно если учесть, что почти с самого момента появления понятия «теория заговора» все последующие десятилетия в обществе оно подавалось лишь в отрицательном смысле. Зачастую как ярлык того, что невозможно в принципе. Хотя многие её «составные» части, касающиеся конкретных событий и явлений, давно нашли своё подтверждение в реальности.
Согласитесь, актуально и жизненно. Самолеты падают, вирус убивает, школьники стреляют, катастрофы, землетрясения, наводнения, цунами случаются всё чаще и чаще. С пугающим постоянством, и всё – непостижимо уму. И на традиционные вопросы «Как?», «Зачем?», «Почему?» - нет ответов. Вернее, их нет для непосвященных, которые наблюдают за происходящим с изумлением и озадаченностью, непониманием и вполне понятным страхом. Случайно или не случайно всё то, что попадает в разряд катастроф, аварий, эпидемий, военных конфликтов? И если не случайно, то кто это всё придумывает, реализует, организует? И главное – кому это выгодно? Куратор, словно заглядывая в недалекое будущее, обещает полный контроль над личностью, над передвижениями и даже мыслями.
Так что, возможно, автор, наоборот, всё сильно преуменьшил? И просто ситуация гораздо сильнее запущена. А точка невозврата уже давно пройдена и забыта…
Возможно, поэтому в романе множество невероятных сюжетных поворотов и неожиданных трансформаций образов в насыщенном семиотическом слое произведения. Каждое имя становится маленькой вселенной, вокруг которой вращаются слова, образы, выстраивается система символов и взаимосвязей… И всё это оформлено в уникальном, неповторимом авторском стиле, который изначально был придуман Еленой Сазанович.
Помимо всего, это произведение очень визуальное, детализированное до возможности выделения нескольких кардинальных тематик, каждой из которых можно посвятить отдельное философское эссе.
«Убить Гиппократа» – роман-явление. Сегодня он важен как предостережение человечеству. Сегодня он актуален потому, что помогает если не понять, то хотя бы прочувствовать логику современных манипуляторов сознанием масс в перманентной организации «необъявленных войн» и внезапных пандемий на нашей планете. Осознать механизмы их возникновения и функционирования, стратегические цели и тактические задачи, ради которых и готовят конец истории те, кто сидит на золотом мешке. И заранее предугадать следующую точку, в которой на доли секунды может остановиться маятник.
Сазанович Е. Убить Гиппократа / Елена Сазанович. – Москва : Вече, 2022 .– 416 с. – (Проза нового века).
Книгу вы можете прочитать, воспользовавшись электронным ресурсом ЛитРес.
Райс Жанна Владимировна,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.