Дарья Гайворонская
«Ищу вчерашний день», Днепропетровск,
ЧП «Свидлер А.Л.»
Книга Юрия Полисского «Ищу вчерашний день» это - целый цикл рассказов о совсем недавнем и уже безвозвратно далеком прошлом. Это книга авторских воспоминаний. Автор приглашает читателя пройтись по улицам своего детства, по улицам послевоенного Днепропетровска.
Это, без сомнения, одна из самых дорогих для автора работ! В каждой строке, в каждом слове этих незамысловатых рассказов бьется неравнодушное сердце писателя. Здесь пульсирует его благодарная Память!
Повествуемое проецируется не только на три квартала Харьковской улицы, не только на послевоенный Днепропетровск, но и на многие города наши, а может быть, и на всю страну послевоенного времени. Автору удалось запечатлеть, сфокусировать в своем обзоре лучшее из того непростого времени и передать это, как некую драгоценную эстафету, будущему. Все рассказы как бы переплетаются между собой, создавая единый сюжет послевоенной хроники.
Читатель встречается с простыми советскими людьми и невольно ему передается авторская гордость за этих людей! Да, это они воевали на фронтах Великой Отечественной, это они восстанавливали, строили, это они во многом формировали молодежь тогдашнего времени, это они многому научили самого автора, это они дали многим молодым людям «путевку» в большую жизнь. «Вчерашний день» это - не брюзжание на день сегодняшний и не «ностальгия» по дню вчерашнему. Это авторская «виртуально-литературная» возможность побывать во вчерашней «стране счастья», пройтись по улицам своего детства, по улицам тех, кого сегодня называют «дети войны». На страницах книги не навязчиво, не притязательно и, одновременно, скрупулезно достоверно, непогрешимо правдиво создается атмосфера сороковых, пятидесятых годов прошлого века.
Три квартала Харьковской улицы… Это огромная «коммуналка», в которой живут, общаются, рассуждают, реагируют на окружающий мир, ссорятся, мирятся, женятся, разводятся и так далее - разноликие, разнохарактерные люди, объединенные одним общим устремлением - забыть, стряхнуть с себя кошмар недавней мировой бойни. Начать, наконец, заниматься делами насущными, мирными, устремленными к восстановлению, к созиданию.
Рассказом «Моя прекрасная Рахиль» начинается путешествие во «вчерашний день». Это трогательная исповедь сыновней любви, благодарности, памяти. Это - Гимн поколению сороковых! «Поколение сороковых!.. Бескорыстное, бесстрашное, чистое, честное, чуткое и, по большому счету, - высоко патриотичное поколение… Вряд ли можно надеться, что в жизни нашего общества когда-нибудь… снова появится такое же поколение Людей с большой буквы!»
В продолжение Гимна «Поколению сороковых» читателю предлагается простой, казалось бы непритязательный, рассказ «В гуще жизни», рассказ, заслуживающий самой высокой похвалы! «Правда состоит в том, что молодая Страна Советов на самом деле широко открыла двери в жизнь всем прежде обездоленным». Это авторская «Песнь Песней» во имя дорогих родителей, во имя доброты, во имя счастья! Во имя счастья, немыслимого без взаимопонимания, без семейного тепла, без правды, без «любви к ближнему».
Очень трогателен рассказ «Последняя встреча». Кажется, он написан на одном дыхании, в каком-то вдохновенном порыве Памяти, благодарности и Любви. Это есть, в некотором роде, авторское Покаяние…
В этих простых, искренних, трогательных до глубины души рассказах летописно запечатлены штрихи времени, вехи, воссоздающие нашу историю.
Читатель шагает по каждодневным будням послевоенного города. Он знакомится с мадам Марголиной, мадам Городецкой, Инночкой, Мотей, с сапожником Яковом Рахлиным, с простыми, искренними, в чем-то наивными обывателями Харьковской улицы. Иногда здесь проскальзывает авторская улыбка, легкая ирония, колоритный «менталитетный» юмор, но здесь всегда присутствует Любовь и благодарная Память. Память о людях, которые выстояли, отвоевали на фронтах Отечественной войны свободу, свое право на жизнь, на счастье и которые хранят память о тех, кто не вернулся с войны.
Перед глазами читателя возникает Днепропетровск, со старыми, довоенными названиями улиц, с кинотеатром «Победа», со скверами, парками, памятниками.., которых, увы, уже нет. Это озадачивает, невольно возвращая читателя в день сегодняшний, с продолжающейся «практикой» переименовывания, «памятникомании», безответственного разрушительства… Это заставляет задумываться, размышлять, внутренне протестовать…
Путешествуя по «детства прекрасным былям», автор приводит читателя к простой, как Божий День, мысли: «Все народы – едина суть!» «И почему считается, что евреи не такие? – у них все, как у нас…». Юрию Полисскому удается наш многонациональный, многошерстный, многоликий народ переплести в единое целое, объединив его и общими помыслами, и общими нуждами, и общими устремлениями. Народ, за спиной которого - Великая Победа над фашизмом.
В воображении читателя возникает послевоенное время, когда казалось, дети были предоставлены самим себе и воспитывались сами собой, точнее «воспитывались обществом», школой, школьной дисциплиной, добрыми учителями, Марией Константиновной, мадам Марголиными, Городецкими, отзывчивыми соседями по коммуналке. Воспитывались наставлениями мудрых бабушек и дедушек. Сам дух созидания, царящий в то время, положительно влиял на подрастающее поколение. И, конечно же, трудовой подвиг отцов, матерей, близких, родных имел самое благодатное влияние на молодежь того времени.
Теперь другие мальчишки, другая молодежь, другие нравы… «И, все же, какое счастье, что в душах этих юных граждан нет горьких отметин минувшей войны». Да, поистине это счастье. Счастье, которое необходимо оберегать! И именно поэтому сердце невольно тревожно сжимается при мыслях о дне сегодняшнем…
Рассказы «Вчерашнего дня» можно читать, перечитывать, и всякий раз в них слышится чуть новое звучание… Наверное, в этом и состоит сила настоящего, вдохновенного творчества.
Здесь проскальзывает публицистика, здесь присутствует юмор, иногда легкая сатира, здесь всегда присутствует Любовь. Не изменяя себе, автор славит Любовь - Любовь к женщине, Любовь к матери, Любовь к друзьям, Любовь к Родине, Любовь к жизни.
Мы чувствуем себя пассажирами некой «Машины времени», которая «прокатывает» нас по вчерашним дням, годам, десятилетиям. Детские впечатления, школа, комсомол, пионерия, мальчишеские проказы, студенческие годы, первая любовь - кажется, все схвачено, все охвачено...
Читатель не встретит здесь, привычной на сегодня, перестановки акцентов, «подсвистывания», клеветы на далекое и столь близкое прошлое целых поколений простых советских людей.
Побывав в «дне вчерашнем», нам есть над чем задуматься, есть что сравнивать, сопоставлять, есть над чем думать, размышлять, дискутировать.
Если смотреть на жизнь с высоты, «птичьего полета», можно увидеть сразу и черное и белое, увидеть не только следствия, но и причины.
Рассказ «Се Ля Ви», коснувшись вопроса антисемитизма, подталкивает читателя на размышления самые глубокие и актуальные на сегодня. Изложение, стиль, лаконизм – все замечательно! Но, в целом, новелла о Любви кажется несостоявшейся в «творческом ракурсе». Она как бы привязана к последнему абзацу: «Азохн вей такому социализму, если одним из его великих завоеваний является тотальный антисемитизм». Любовь отступает на задний план. Она оказывается бессильной. Не хочется с этим соглашаться. Ведь, по словам самого автора, Любовь, «как известно, делает чудеса». Конечно же, Любовь способна перешагивать через любые барьеры, преодолевать любые преграды, тем более, преграды и барьеры человеческой глупости! Видимо, сердце героя продолжает принадлежать Майе из «Последней встречи»…
Антисемитизм, как и любое проявление национальной нетерпимости, сложный вопрос, требующий разрешения на основании исторического, просветительского, политического, общеобразовательского подхода. Книга Юрия Полисского, приглашая читателя разобраться, увидеть, понять.., работает в пользу разрешения этих вопросов.
Особенно великолепен рассказ «Счастье солдата Сумберга»! Это патриотическая Песнь во имя Женщины! Женщины, способной на подвиг, на самопожертвование, способной преодолевать любые преграды во имя Любви! Во имя Любви облагораживающей, возрождающей, Любви, дарующей саму жизнь!
На странице 133 читатель встречается со стихотворением Юрия Полисского «Холокост». Здесь звучат скорбные, трагичные ноты о невосполнимости утраты многих и многих ни в чем неповинных жизней, здесь слышатся рыдания, сердечная боль… Здесь звучат ноты, обращенные ко всему человечеству: нет - войнам, нет - убийствам, нет – нацизму!
«Послевоенная песня» Марка Шехтера, перекликаясь с «Холокостом», удивительно точно предваряет цикл рассказов под названием «Холокост».
Из этого цикла очень хорош рассказ «Сервиз на двенадцать персон»! Удивительное совершенство формы и содержания! Читается на одном дыхании. Замечательный образец творческого психологизма!
Рассказы «Харьковская улица, номер дома три» и «Городской сумасшедший» могут вызвать у читателя самые разноречивые мнения. Возникает вопрос: имеет ли право человек вершить возмездие?
Пушкин ответил бы словами: «Не нужно крови нам и стонов – Но жить с убийцей не хотим…» По сути, предатели, как правило, становятся изгоями, вечными Агасферами, скитальцами… От них отворачиваются, их изгоняют, им не подают руки… Предатели казнят себя сами. Здесь срабатывает Ветхозаветный принцип «око за око, зуб за зуб…», но в «озвучании»: «Мне отмщение и Аз воздам». Казнит человека его же Совесть, Сам Господь, хотим мы этого, или не хотим.
Мне думается, что мудрая мадам Сумберг, могла бы сказать, обращаясь к героям рассказов «Харьковская улица, номер дома три» и «Городской сумасшедший»: «Разве вы почувствовали себя счастливее, убив этих негодяев?»
Конечно, в рассказах присутствует авторское право логического сюжетного завершения. И именно это подталкивает читателя на самые глубокие размышления, подводя его к мысли, вовсе не оправдывая предательство, что на арене жизни всегда присутствуют «заказчики» и «исполнители». В рассматриваемых рассказах «заказчиком» является фашизм.
Пьяница-полицай и Щебин из упомянутых рассказов стали доносчиками и временными соратниками фашистских нацистов, возможно, будучи поставленными в безвыходное положение, спасая собственную шкуру, проявив слабость, малодушие, страх. Они тоже - жертвы войны. Их смертный грех в том, что они вступили в сделку с собственной совестью.
Оправдано ли убийством умножать убийства? Оправдано ли ЗЛОМ отвечать на ЗЛО? Все это ослепляет, захлестывает, ожесточая души, вновь и вновь отбрасывая человечество в доисторическую дикость. Правомерно ли вершить возмездие? Имеет ли человек право на самосуд? Не узурпирует ли он «прерогативу» Господа? Если – да, то, может быть, поэтому, говоря словами Юрия Полисского, человечество не может встать с «четверенек», не способно выпрямиться в полный рост. И, может быть, поэтому на Земле не прекращаются убийства, казни, бомбежки, грабежи. И, может быть, поэтому нашему будущему уготована участь предсказанная Гербертом Уэллсом в «Машине времени».
Великий австрийский писатель Стефан Цвейг в одной из своих новелл сказал: «Каждый убивающий человека, лишает жизни брата».
Побороть убийства, бомбежки, войны… возможно только призывая, пробуждая, обличая, проповедуя, облагораживая, отрезвляя, очеловечивая. Как раз это и является первостепенной задачей культуры, науки, искусства, любого вида творчества, воспитания, образования. Но именно это и есть «Ахиллесова пята» человечества, постоянно сворачивающего с пути праведного во имя борьбы за власть, во имя борьбы за мировое господство. И, вероятно, поэтому сегодня, по словам того же Стефана Цвейга, мы находимся в состоянии «агонии мира».
На волне столь обширных размышлений, вызванных книгой Юрия Полисского, хотелось бы помечтать или, по крайней мере, утопически заглянуть в те времена, когда прозревшее человечество прекратит воевать, бомбить, ненавидеть. Тогда, возможно, в мировом пространстве зазвучат прекрасные мелодии всех стран и народов от афроамериканских до «Тумбалалайки»!
Безусловно, труд Юрия Полисского неординарен и, безусловно, заслуживает самой высшей похвалы! Он обязательно найдет благодарного и неравнодушного читателя, обязательно вызовет резонанс в сердцах и душах многих и многих людей. Ибо творчество, способное пробуждать, вселяет Надежду!
Эта книга, особенно сегодня, актуальна и созвучна тем, кто еще не «зомбирован», не погряз в «суете сует», не отрекся ни от чего человеческого.
Гайворонская Д.В.
инженер
г.Днепродзержинск,
27.04.2011 г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.