Элеонора Булгакова
Ты настраиваешь свое восприятие
на определенную частоту,
и все, что в результате видишь,
именуешь «этим миром».
А ведь ты можешь настраивать себя
И на другие частоты.
Всякий раз, когда пожелаешь.
Ричард Бах
Когда мне задают,казалось бы,стандартный вопрос: – «Кто Ваш любимый поэт или
писатель?» – я просто теряюсь.И, если кто-то может назвать одну-две, пусть даже
пять фамилий, то мне искренне жаль этих людей.
Я люблю КНИГИ, множество КНИГ, ведь за каждой из них стоит (или пребывает уже
в другом мире) чья-то судьба, счастливая или горемычная, жаждущая взаимопонимания,
с трудом выдерживающая свое одиночество, чья-то трогательная человеческая душа,
не нашедшая отклика в тех, кто рядом, и ты либо «настраиваешься» на восприятие,
либо не слышишь, если ты – «другой».
На этот раз у меня в руках книга Людмилы Елисеевой «Ненарушаемая связь»,
которая, как мне кажется, именно об этом, и я «настроена», я испытываю потребность
откликнуться на её частоты, пока мы живы, знакомы, нуждаемся в поддержке друг друга,
это же лучше, чем... цветы на могилах.
Открыв страничку блокнота, я по ошибке написала название "Непрерываемая связь",
однако, заметьте, до какой степени трепетно автор относится к каждому имени,
помянутому и упомянутому в созданной ею цепочке памяти, боясь нарушить связь, но
будучи уверенной, что она непрерываема!
Вот наугад раскрытая стр.54 с переводом Л.Елисеевой болгарской поэтессы Марии
Магдалены Костадиновой:
…Образ создателя нежно и трепетно
Пишет душа моя…
И далее цитирую Л.Елисееву, доверчиво раскрывшую перед нами свою душу:
Очнешься в ней, как в сладком сне
От ощущенья сердце млеет.
И вдруг окажешься в огне,
Который всех других сильнее!
Она – цветком у ваших ног,
Дыхание степного ветра,
Она – твое творенье,Бог:
Елена,Клеопатра,Федра..,
и здесь можно было бы продолжить: «... Людмила...», и поместить все стихотворение
целиком, потому что оно – Гимн женщине, потому что оно и есть та самая
«Ненарушаемая связь».
А далее, щедрыми мазками рассыпает она свои драгоценные накопления, некогда
запавшие в ее душу: М.Цветаева, А.Ахматова, М.Эминеску, М.Лермонтов, Н.Рубцов,
Б.Чичибабин, Б.Ахмадулина, и, нисколько не смущаясь, ставит в этот проверенный временем
ряд своих полюбившихся современников: Евгения Резниченко, Елену Дербилову, Светлану
Груздеву, Ольгу Подлесную, и многих, многих других, чьи взгляды на жизнь разделяет
Людмила Елисеева и «настроена» с ними в одном режиме. Есть в украинском языке слово
"однодумцi", и, согласитесь, как это часто бывает, насколько метче попадает оно в яблочко,
чем расплескавшееся - "е-ди-но-мышленники.
Попробуйте спросить у неё "Кто ваш любимый поэт?". Разве сможет она пропустить
кого-нибудь из тех, кто уже в её сокровищнице?
Гимн женщине Л. Елисеева пишет независимо от того – ребенок она еще или уже бабушка
(Стр. 114):
...Седая бабка у плетня
Носки вывязывает внукам,
Чтоб до конечной до разлуки
Их всех успеть теплом обнять.
Ведь ей кукушка не дает
Счетов на продолженье лета.
Но мимолетная примета
У спиц не сдерживает ход.
А где-то дальнее «ку-ку»
Смолкает, обрывая песню.
И тихо бережет окрестность
Все, что случилось на веку
В её текстах столько многоточий, что на каком-то этапе начинаешь понимать:
автор дает нам возможность оглядеть эти «окрестности», «вписаться», прожить
и осмыслить их и по горизонтали (пространство-географию), и по вертикали, то
время, которое длилось до нас... при нас... и далее – уже без нас...
Для меня лично в этом авторе дорого то, что нет в ее стихах натужных
красивостей, притянутых за уши сравнений, все пропущено через сердце, которое
болит. Болит от неразделенной любви, болит за подрастающих внуков, из-за
рассыпавшейся на клапти Родины, даже от того, что оказались под угрозой,
казавшиеся такими незыблемыми, далёкие Египетские пирамиды(Стр.115):
...«От дружбы, «искренней и нежной», –
Ни крохи. Будто бы Земля
Попала в омут безнадежья,
Избрав динамику нуля...
Если «отключить» сердце и душу, то, читая книгу Л,Елисеевой, можно получить
исключительно профессиональный мастер-класс, ведь среди «пишущей братии» не все
имеют образование, обозначенное дипломом Литературного института, многих учила
сама жизнь. Здесь и редкие рифмы (стр.32) «Легким инеем, звоном имени... из
горюнь-тоски лучом вымани","когда скользкая тянет вниз скала...сердце нежною
искрой выткала", или стр.18 "распушились кудрявые бересты... ты сегодня назвал
меня прелестью".
Читая Л.Елисееву, я не анализирую книгу, как литературное произведение, а невольно
сравниваю наши судьбы. Есть такое слово "окликнутость", и я счастлива, что мы совпали
во времени, что она меня заметила и окликнула.
Еще я благодарна автору за богатейший тезаурус, заставляющий заглядывать в словарь,
ведь "жизнь - это продленное знание",- говаривал мой Учитель В.А.Куринский, и как прекрасно,
что есть еще, оказывается, и в моём возрасте, что открывать, чему удивляться. А, давайте,
я не буду перечислять эти слова, мы с вами такие разно-образные, поди знай, кого из вас и
что зацепит...
В книге абсолютно каллиграфически вырисованы литературные портреты авторов, которые
близки ей по духу или ассоциативно, откровенно выражены личностные симпатии, и это не
выбор "кто - лучше, кто -хуже", это утонченный слух сердца: С.Шелковый, П. Гулеватый,
Б. Фроенченко, на вибрации которых настроен её чуткий камертон, и потому - ни одного
фальшивого звука...
Для примера, вот что выкристализовала она из Б.Чичибабина:
...Жил не в Ламанчах он, с правдой борясь
и беспокоясь,
чтоб человечество вызрело в нас,
спящая совесть.
Читая Людмилу Елисееву, невольно возвращаюсь в свой 2000-й год, когда я написала:
Спасибо вам, поэты всех времён,
Что болью ваших горьких одиночеств
Путь в Человечество толпе определён.
Попробуйте спросить у неё "Кто ваш любимый поэт?". Разве сможет она пропустить кого-нибудь
из тех, кто уже в её сокровищнице?
19 март 2011г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.