ДЯДЮШКИН СОН в Луганском русском драматическом театре

«ОБЛОМОК АРИСТОКРАТИИ» И ЕГО СОН
НА СЦЕНЕ ЛУГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Итак, состоялось открытие 71-го театрального сезона в Луганском областном драматическом театре. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, директор театра, Г.Н.Михайлюк- Филиппова сообщила о том, что «в коллективе театра произошли позитивные изменения, некоторые из них, где- то, даже невероятные. В частности, присвоено звание заслуженных артистов Украины Т.Чеверноженко и В.Приходкину, заслуженная артистка Украины П.Шкуратова награждена орденом «Княгини Ольги» 11 степени. Летом этого года театр принимал участие в фестивале «Встречи в Одессе» со спектаклем, премьера которого в Луганске ещё предстоит в рамках «Театра- фойе». По пьесе одесского драматурга А.Марданя(уже известному в Луганске по пьесе «Последний герой»), Павел Морозов поставил спектакль «Ночь святого Валентина». 20 сентября театр и общественность города Луганска отмечала юбилей- 85- летие народного артиста Украины, почётного гражданина Луганска П.Н.Клёнова. И юбилей этот он встретил, что называется, на сцене, в генеральных репетициях спектакля, где Павел Никитович выступает не только режиссёром, но и играет одну из главных ролей в спектакле «Дядюшкин сон.»
А теперь слово главному режиссёру театра О.В.Александрову: «Перед нами стоит задача, прежде всего, провести юбилейный вечер, посвящённый 70- летию театра, который состоится 26 октября. Впереди репетиции музыкальной феерии по А.Грину «Алые паруса». Перспектива дальнейшего развития театра на 71- й сезон- участие в театральном фестивале «Театральный Донбасс». Поскольку следующий год- юбилейный А.П.Чехова, нашему театру уже давно нужно иметь в репертуаре таких авторов, как Шекспир, Чехов, Гоголь, что расширит возможности общения со зрительской аудиторией и творческие возможности актёров».
«В постановке «Ночь святого Валентина»- сказала Г.Н.Михайлюк- Филиппова, - «заняты три актёра- заслуженный артист Украины Е.Кравцов, С.Евдокимов и Е.Шаповалова. Которые в Одессе играли в присутствии автора пьесы, заслужив высокую его и зрителей оценку!».
И вот 1 октября- открытие сезона и пьеса Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» в постановке народного артиста Украины П.Н.Клёнова, художник- постановщик заслуженный деятель искусств Украины В.Горбулин, которую ждали и надеялись на профессионализм режиссёра и артистов Луганского русского театра. Надо сказать, что ожидания эти увенчались полным успехом - зрители очень тепло приняли пьесу, наградив актёров овациями, подтвердив высокий уровень Луганского областного русского драматического театра, давно заслужившего звание академического!
Итак, Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского города Мордасова. Она мечтает о блестящей жизни в «высшем обществе», единственный путь к которой - выгодное замужество её двадцатитрёхлетней красавицы дочери Зины. На фоне весёленькой водевильной музыки, полностью отвечающей сюжету(музыка и музыкальное оформление Михаила Мордковича), открывается занавес и мы видим молодого человека Павла Александровича Мозглякова, роль которого безупречно сыграл зрелый уже актёр русского театра Иван Долгий. У Мозглякова «всего сто пятьдесят душ и «немного пусто в голове», но «недурные манеры», отличные костюмы и «большие надежды» на место в Петербурге». Он до безумия влюблён в Зину- артистка Евгения Чеверноженко, эффектная в, казалось простом, но оттеняющем её женские достоинства платье. Она не случайно облачена в такое белое платье- этот цвет символичен и дополняет образ девушки чистой, честной. Такой мы и видим Е.Чеверноженко. Мозгляков делает очередное предложение Зине, которая не отвечает ему окончательным отказом, а просит две недели на раздумье. Нетерпеливый юноша, однако, пользуется случаем появиться у Москалевых раньше. Надеясь угодить Марье Александровне, он привозит в её дом богатого и знатного князя К., которого только что «спас» из сугроба во время дорожного происшествия и которого он поместил в дом к Москалёвой(заслуженная артистка Украины Полина Шкуратова так вошла в эту роль, что воистину возвышается над другими претендентками на первенство в городе Мордасове, вызывая аплодисменты зрителей своей игрой на сцене). Мозгляков называет князя К. дядюшкой, хотя состоит с ним в очень дальнем родстве, а тот, по простоте душевной принимает это как должное. И вот появляется на сцене князь К., модно одетый, с лорнетом в руке и признаками физического увядания, роль которого играет народный артист Украины П.Н.Клёнов. Надо сказать о исполнении им роли князя особо. Павел Никитович совсем даже и не смотрится эдакой развалиной, со вставным глазом и моноклем. Нет, он, конечно играет действительно дряхлого старика, бессильного и нуждающегося, время от времени, в посторонней помощи. Но, повторяем, в целом его исполнение этой роли отличается от предложенного Ф.Достоевским. Но что важно- сластолюбивые привычки молодости, склонность к разговорам о любовных похождениях, маразматические его воспоминания- П.Н.Клёнов показывает убедительно и чрезвычайно точно. Вот он делает трясущимися губами комплименты появляющимся мордасовским дамам, восхищается их формами, «жадно лорнируя» некоторых заманчивых особ. То есть, артистом «во всей красе» показана вся недалёкая натура князя, отягощённая атеросклерозом сосудов головного мозга с выраженным снижением интеллектуально- мнестических функций(он путает людей и обстоятельства разных лет, не узнает знакомых, несёт вздор). И всё же Марья Александровна горда его «аристократическим» обществом, возвышающим её и отчего она льстит и притворно сочувствует простодушному и незлобивому старичку. Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге»- признаки слабоумия и не более!
В шутку Мозгляков предлагает приживалке при доме Марии Александровны Настасье Петровне выйти замуж за «полупокойника», чтоб вскоре стать богатой вдовой(артистка Галина Топоркова, как и предписано автором и режиссёром, появляется и исчезает беззвучно, выразительна и запоминается в этой роли). Однако «идея» «загорелась… в голове» и у самой хозяйки. Когда Мозгляков увозит «дядюшку» по визитам, с непременным обещанием вернуться к обеду, Марья Александровна приступает к разговору с дочерью. Зина, девушка «упорного романтизма» и «сурового благородства», вначале наотрез отказывается от «низости»: «выйти за калеку, чтоб вытащить из него его деньги и потом каждый час желать его смерти.!" Но мать пускает в ход все свое «гениальное» красноречие, незаурядное искусство обольщения, то рисуя поэтические картины путешествия по Испании, то подвиги христианского милосердия по отношению к беспомощному старику, то возможность на деньги князя вылечить любимого Васю и, овдовев, выйти за него замуж. Полина Шкуратова на одном дыхании, как песню исполняет эту нелёгкую «арию» убеждения дочери. Зина хоть и с презрением, но соглашается. Теперь главное — тайна, чтобы козни ревнивых дам не разрушили план. Тем временем подслушивавшая их Настасья Петровна, оскорбленная нелестными отзывами о себе, решает мстить и помещает в чулан Мозглякова, где он и подслушивает. А потом убеждает князя в том, что ему всё это приснилось. У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: «Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой- то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел», и предложение он делал «непременно во сне». События быстро разворачиваются, их ещё более закручивает своей пришедшейся по вкусу зрителям манерой исполнения роли Софьи Петровны, полковницы, актриса Ирина Кравцова. Врываясь, что называется в «салон» к Марье Александровне, она бурно и неистово «ведёт первую скрипку» в разразившейся перебранке между дамами, примчавшимися нежданно- негаданно к хозяйке и источающими и злость и зависть и насмешки под притворной любезностью. Здесь мы видим в ролях -известных нам актрис русского театра Н.Бузиновскую, А.Приходкину, Е.Шаповалову, Ю.Гробову, З.Бондаренко. Колоритна ещё одна фигура из действующих лиц- муж Марьи Александровны- Афанасий Матвеевич(артист Павел Морозов), которого жена не ставит «ни во грош» и которого держит в деревне.
В итоге, хозяйка опозорена и грубит Мозглякову и нелестно отзывается о князе, гости злобно смеются. Зина, со своей стороны, клеймит мордасовских дам презрением и откровенно рассказывает о маминой интриге. Бунт Зины против «мордасовских нравов», «героическая выходка», в которой она, не терпящая более унижения, рассказывает собравшимся людям, «мнением которых презирает», всю правду об обольщении князя. Одним словом, финал- это полный конфуз, ирония и сатира на пустую, пошлую и безнравственную жизнь дворянства, которая может быть принята за настоящую. Таким образом, спектакль Луганского областного русского драматического театра «Дядюшкин сон» весьма удачен и может претендовать на долгую жизнь на сцене.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ


.




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.