Композитор и митрополит Иларион (Алфеев) поделился некоторыми мыслями о творчестве, музыке и фильме "Дирижер"

Фильм "Дирижёр" призывает задуматься об ответственности человека за свои поступки - митрополит ИЛАРИОН

Композитор и митрополит Иларион (Алфеев) в интервью корр. ИТАР-ТАСС поделился некоторыми мыслями о творчестве, музыке и кино.

- Начинаются Пасхальные торжества – особые святые дни. Вы, владыка, обладаете большим религиозным опытом и можете выразить его в своем творчестве. На днях с большим успехом прошли две премьеры – новая версия вашей оратории «Срасти по Матфею» и фильм «Дирижёр» Павла Лунгина, где это произведение, по словам режиссера, своего рода, герой картины. Мне лично очень понравилось и то и другое. Но есть разные мнения, в частности, о фильме. Что Вы лично хотели донести до зрителя? И как Вы это сотворчество, как сказал на премьере режиссер, оцениваете?

- В этом фильме моя только музыка. Всё остальное принадлежит Павлу Семеновичу и его команде. «Дирижёр» мне понравился во многих отношения. Он очень хорошо снят, очень хорошо играют актеры. Но самое главное – он несет положительный заряд. Несмотря на то что, ни один из вопросов, поднятых в этом фильме, в самом фильме не получает ответа. То есть это, скорее, приглашение задуматься об ответственности человека за свои поступки.

Фильм интересно построен - внимание зрителей постоянно переключается с сюжета на музыку, с музыки на лица актеров, и, вообщем-то, он удерживает в напряжении до самого конца, сюжет развивается достаточно непредсказуемо. И музыка живет в самом действии.

- Мне кажется, что режиссер сумел выразить суть этой музыки на евангельский сюжет – смысл жертвы Христа в преломлении судьбы каждого человека. Ведь об этом оратория. И то, как она использована в фильме – это «музыка, закрученная туго», по выражению поэта Давида Самойлова.

- Может быть и так. В фильме главный герой – дирижер. Он человек нерелигиозный, но он аскетично отдал жизнь искусству и достиг в этом успехов. И вот происходит в его жизни личная драма - в значительной степени по своей вине он теряет своего сына. Осмысление пережитого, к сожалению, происходит слишком поздно, когда уже ничего поправить нельзя. И всё-таки, это фильм о покаянии. И всё-таки, это фильм о духовном перерождении, которое происходит с этими героями, когда они оказываются в Иерусалиме, когда сталкиваются с теми событиями, которые происходят. Что-то меняется в их душе, что-то меняется в их мировосприятии. И, в конечном итоге, дирижер приходит не куда-нибудь, а в храм Гроба Господня. И плачет он не где-нибудь, а на Гробе Христа, распятого за грехи мира Богочеловека.

- В фильме, как я увидела, отражена главная мысль Евангелия: смысл жертвы – любовь. Преломление, катарсис происходят с дирижером, когда он читает предсмертную записку сына, где есть это слово. Именно тогда его душа вздрогнула и начала оттаивать. И после этого он идет в храм, и происходит то, о чем Вы сейчас сказали.

В целом, я думаю, и успешная премьера фильма, и оратории – это новые явления в современном искусстве. Сейчас, к сожалению, прессу занимают больше явления скандального характера, которые и искусством то назвать нельзя. А какие Вы видите сегодня произведения настоящего искусства? Кто, действительно, серьезным творчеством занимается?

- Думаю, что каждый фильм Павла Лунгина является событием в отечественном кинематографе. Это глубокое кино, обращенное к самым тонким струнам человеческой души. И в каждом его фильме есть свои находки. Например, на меня произвело очень сильное впечатление в «Острове» – впервые в кино постоянно звучит молитва. Не помню такого вообще в кинематографе. В «Дирижёре» тоже есть находки, которых не было в других фильмах – синтез музыки и действия, переживаний героев. Все это представляет собой очень органичный синтез. Я бы сказал, высокохудожественный синтез.

- А в области музыкального искусства какие, на Ваш взгляд, есть интересные имена?

- Да, больше могу сказать о композиторах. За миром музыки я слежу довольно внимательно. Думаю, и у нас, в России, и за рубежом есть композиторы, которые пишут очень высококачественную музыку. Может быть, когда-нибудь, эта музыка станет классикой. Я не согласен с теми, кто говорит, что эпоха великих композиторов прошла, что таких как Бетховен нет, и не может более появиться. Даже XX век показал неточность этих суждений, потому что были такие гиганты композиторского творчества, как, например, Шостакович и Прокофьев. Если говорить о современных композиторах, то я бы выделил несколько имен. Во-первых, это эстонский композитор Арво Пярт, который пишет, в основном, религиозную музыку на православные и католические тексты. Сам он - глубоко верующий православный христианин.

Есть очень интересный яркий композитор Карл Дженкинс из Великобритании, который тоже пишет сейчас и духовную музыку. Я бы отметил польских композиторов Кшиштофа Пендерецкого и Миколая Гурецкого, которые, опять же пишут, в основном, на религиозные темы. Но я отмечаю этих композиторов не только потому, что они пишут на духовные тексты, но, прежде всего, потому что, они пишут качественную музыку. Я думаю, что эти имена на сегодняшний день - лучшее из зарубежных композиторов.

- Среди отечественных композиторов кого бы Вы выделили?

- Можно назвать очень много имен. Не буду оригинален, если скажу, что замечательную музыку пишет Алексей Рыбников. Замечательную музыку пишет Владимир Мартынов, чей Реквием я не так давно услышал и много раз уже прослушал. Я очень ценю творчество своего учителя по композиции Владимира Довганя. И меня очень радует, что все эти композиторы постоянно обращаются к религиозной тематике.

Вместе с композитором Андреем Микитой мы создали несколько лет назад сайт под названием «Церковный композитор». На этом сайте регулярно публикуются новые духовные сочинения современных авторов.

- Планируете ли Вы организовать фестиваль или концерт, составленный из духовных произведений современных композиторов.

- Не только об этом подумал, но мы что-то уже делаю в этом направлении. Мы с Владимиром Спиваковым уже дважды проводили Рождественский фестиваль духовной музыки, который включает в себя несколько концертов хоровой музыки отечественных и зарубежных композиторов.

На днях совместно с молодым скрипачом, представителем выдающейся музыкальной династии Дмитрием Коганом мы открыли Первый Волжский фестиваль, который в этом году проходит в Самаре и ряде городов Самарской области, а в дальнейшем, пройдет и в других городах Приволжского региона.

- В рамках Московского Пасхального фестиваля есть ли у Вас свой особый концерт?

- На открытии хоровой программы Пасхального фестиваля 16 апреля Валерий Гергиев вместе с оркестром и хором Мариинского театра исполнит мое сочинение Stabat Mater. Это кантата, написанная на канонический латинский текст, посвященный теме стояния Божией Матери у Креста. Премьера была на Рождественском фестивале в этом году под управлением Владимира Спивакова.

Елена Дорофеева (ИТАР-ТАСС, Москва)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.