«На моей Луне я всегда один…»

«Я хочу позвонить на Луну!» Так называется пьеса, «сумасшедшая драма», Евгения Ищенко и Андрея Ткаченко. «Я хочу поставить с ребятами этот спектакль», - решил Михаил Гончаров, руководитель молодежного театра «Миг», как только прочел пьесу. В этот момент он еще не подозревал, насколько трудной окажется реализация этой идеи... Но не мог знать и того, что благодаря ей коллектив театра выйдет на качественно новый уровень.

Театр живет десять лет

Иные спектакли начинаются задолго до первого их звонка.
(Леонид Сухоруков)


Михаила Гончарова любители театра знают в двух «ипостасях»: как актера академического областного театра кукол, и как руководителя народного студенческого театра факультета общественных профессий национального аграрного университета. В этом университете режиссер проработал около 10 лет и поставил восемь спектаклей. В них участвовали, в основном, студенты младших курсов, состав менялся каждый год. Как правило, раз в год ставился один спектакль. Репетиции начинались в сентябре, обычно по расписанию – два раза в неделю, но увлеченные творческой работой студенты собирались чаще. Бывало, и в каникулы, и в праздники. Премьеры проходили в мае – в конце учебного года.

Свой дебют - «Сказ про Федота-стрельца» – режиссер считает не совсем удачным, зато, по его словам, успешным был следующий спектакль - «Семейный детектив». Затем были две постановки пьес известного «молодежного» драматурга В. Жеребцова - «Театр одного зрителя» и «Потомок»; «Дорогая Елена Сергеевна» - также сложная психологическая драма; необычные и пронзительные «Фотоаппараты»; «Пыль на шузах» - музыкальный спектакль о творчестве Вени Д’ркина. Была и комедия – «Моя профессия – сеньор из общества».

Режиссер выбирает сложные пьесы, ставящие серьезные психологические проблемы. И, говоря о нынешней премьере, объясняет свой выбор так: «Если во время чтения пьесы по коже пошли мурашки, значит, надо брать ее для постановки. Это где-то подспудно, она задела меня и моих ребят, они тоже сказали: надо ставить». Пьеса «Я хочу позвонить на Луну!» написана в 2000 году, но еще не была поставлена нигде.

…Любовь, по Бегбедеру, живет три года. Некоторые знатоки театра считают, что театр живет – а не существует как-нибудь – десять лет, после чего дух его умирает. Студенческий театр, обретя новую сцену в областном ДК Железнодорожников, в день своей премьеры 19 мая получил второе рождение. «Я думаю, десять лет у нас еще впереди есть», - говорит Михаил Гончаров.

Есть только миг…

Спектакль живет только сегодня – на твоих глазах, и больше это мгновение никогда не повторится. (Юрий Стоянов)


«У нас в Луганске нет ни одного театрального помещения, где была бы такая шикарная акустика. Правда, есть проблемы со светом, но все упирается в финансы. Мы работаем здесь уже два месяца, и, когда приходим сюда, нас встречают с улыбками, помогают. Мы очень рады, что попали в такой коллектив», - признается режиссер. К тому же работа в ДК Железнодорожников не ограничена учебным расписанием, здесь можно чаще ставить новые спектакли, можно и восстанавливать те, что прошли один-два раза. Кстати, коллектив, занятый в новом спектакле, - это те же студенты аграрного университета, пришедшие вместе с режиссером, хотя теперь театр открыт для всех молодых людей, желающий прикоснуться к актерскому искусству.

Но почему - «Миг»? Руководитель театра рассказывает: «Название появилось случайно. Два года назад у нас был спектакль «Фотоаппараты», там говорилось о мгновениях. В нем немного необычные персонажи: неродившиеся люди, зародыши. А также Бабочка, которая живет один день, она вспоминает свою жизнь, мгновение за мгновением… И однажды ребята предложили: давайте назовем театр «Миг»? Мы ведь спектакли по одному разу показываем, они у нас пролетают, как мгновения. Я им, правда, сказал: «МиГ» - это же Михаил Гончаров… После этого мы еще два года нигде не проходили официально как театр «Миг», сегодня здесь первый раз так назвались. Сегодня у нас премьера, рождение, эта сцена нам стала родной».

Кстати, «Фотоаппараты» будут следующим спектаклем, который коллектив собирается восстановить и показать зрителям. Так решили его участники большинством голосов. А следующий «в очереди» на восстановление – «Пыль на шузах». Эта работа для режиссера – не просто дань памяти барду Александру Литвинову. «Когда мы были еще детьми, он жил в нашем доме, мы на четвертом этаже, а он на пятом. Они потом быстро съехали, и когда я, спустя время, увидел фотографии, я узнал его отца. А потом узнал, что этот человек умер в 29 лет, но написал столько музыки, стихов и сказок, что я был поражен. Я решил, что именно об этом человеке нужно сделать спектакль. Тем более, фестивали, посвященные ему, проходят в Москве, в Санкт-Петербурге, в Харькове, и он там больше известен, чем у себя на родине...» Спектакль оказался очень удачным, собрал множество отзывов.

Призыв к покаянию

Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.
(Виктор Гюго)


«Я хочу позвонить на Луну» - девятая работа коллектива. По сюжету пьесы, школьный учитель пригласил на день рождения пять своих коллег. Потом запер их на своей даче, чтобы они не могли выйти, и рассказал о прошлых грехах каждого из них. Оказалось, что все эти уважаемые люди когда-то кого-то убили - не своими руками, так опосредованно, иногда даже не подозревая об этом. Кроме одного из них - он пока ничего такого не сделал, но именинник предчувствовал, что и он способен на многое. Этот учитель раскопал о них информацию и затеял все это, потому что сам убил родителей - чисто случайно, и хотел, чтобы они раскаялись, думая, что ему от этого станет легче...

Луна – светило таинственное, загадочное. Во многих психологических теориях – символ подсознания человека. Здесь же видимо, Луна – символ совести, которая смотрит на нас с укоризной. Герой объясняет свой поступок так: «Я стал бояться Луны. Каждый раз, когда я смотрел на нее, мне казалось, что я вижу на ней лица своих родителей… Я начал слышать голоса родителей, зовущих меня к себе. Я сходил с ума от чувства вины... Я думал, что я один такой - убийца, о деянии которого никто не знает. Я стал изучать людей вокруг себя. Искал их темные, покрытые тайной, стороны... И нашел вас… А месяц назад мне пришло в голову устроить весь этот спектакль. Я хотел как бы показать своим родителям, что я не один такой. Что еще есть люди, которые совершили ужасные поступки, но продолжают жить как ни в чем не бывало!»

По словам режиссера, спектакль не реалистичен – все-таки маловероятно, чтобы в одном школьном коллективе собралось столько убийц. «Я не хотел сказать, что именно учителя такие. Убийство – это крайний случай, но может быть какая-то мелочь, за которую нам стыдно. Какие-то поступки, которые мы пытаемся скрыть. Я считаю, что у каждого человека, у всех нас, здесь сидящих, и у меня тоже, что–то такое есть. И здесь важно не обличение зла, а то, что мы призываем каждого человека покаяться, попросить прощения. Не так важно - у самого себя, у Бога, у родных и близких, друзей. Может быть, у того, кого уже нет в живых… Но до тех пор, пока человек будет искать себе оправдания, настоящего покаяния не будет».

Сложный в моральном отношении, даже жестокий сюжет? Несомненно. Станет ли человек лучше, если вытащить на свет божий его «скелеты в шкафу», прилюдно раскрыть его темное прошлое? Сомнительно. В прощении важны обе стороны: как умение прощать, так и способность просить прощения. И если человек к последнему не готов, станет ли готов в результате таких вот насильственных воздействий, или все же сработает инстинкт самосохранения души? Впрочем, режиссер признает: главный герой, Колосов, делает это ради себя, а не ради перевоспитания окружающих… Ясно одно – спектакль заставляет думать о нравственных вопросах, думать интенсивно и напряженно.

Несколько слов о постановочных эффектах. Колосов ходит по сцене мимо остальных персонажей, не видя их – это как совмещение двух разных миров. Тень от Валька, «потемневшего ангела», в финале выглядит просто угрожающей… А вот падающая с грохотом дверь появилась в спектакле случайно (как-то раз упала на репетиции). Случайно нашлась и музыкальная тема – песня группы «Мертвые дельфины»:

«На моей луне я всегда один,
Разведу костер, посижу в тени.
На моей луне пропадаю я,
Сам себе король, сам себе судья…»

Руководитель театра доволен игрой актеров и тем, как между ними складывается сотрудничество. Так, Яна Березина, которой по роли 60 лет, - первокурсница. Ей пришлось научиться говорить низким голосом, и она с этим отлично справилась. «Учитель живет своими учениками.
Они меня не бросили, когда мне было плохо, они были рядом всегда. Спасибо им, низкий поклон», - говорит Михаил Гончаров.

Итак, театр «Миг» родился. Не в один миг, и хочется думать, на много лет.

- …А Вы волновались перед этим спектаклем? – спросила режиссера самая маленькая зрительница.
- Не то слово, солнышко, конечно, волновался. Если не будешь волноваться, ничего не получится. Так что волноваться обязательно нужно!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.