«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоаппаратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Именно такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созерцаешь то, чего не созерцал ранее» (Петр Гладилин, “Фотоаппараты»).
Вот уже 7-й раз подряд, по окончании учебного года, народный студенческий театр факультета общественных профессий Луганского национального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появилось имя. И вряд ли случайным совпадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неистово звучит мысль об огромной ценности каждого мгновения жизни, при всей ее быстротечности.
Пьеса «Фотоаппараты» в творчестве московского драматурга Петра Гладилина – одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но в конце концов режиссер Михаил Гончаров и молодые актеры взяли этот сложный материал на темы жизни и смерти, предопределенности судьбы, самых глубинных вопросов существования. И были вознаграждены: полный зал, горячие аплодисменты вперемежку со слезами, восторженные отзывы специалистов…
Жанр спектакля? Уж точно не реализм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр – аллегория, ассоциация, театр – сновидение? Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссер предпочитает называть их «нерожденные люди») берут их фотоаппараты - «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей - и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотографировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются домой и тихонько кладут фотоаппараты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторепортерами в «Санди Таймс» или «Нью-Йоркер»... Не правда ли, напоминает логику сновидения? И среди действующих лиц – не только существа, живущие на земле, но и те, которых нет в реальном мире.
Фотография, как известно, - это символ остановленного и сохраненного мгновения. А что такое идеальный снимок – мечта фотохудожника? Может быть, это предельное воплощение принципа «жить здесь и сейчас», это вся жизнь – в одном миге, а дальше…? А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, но это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую букву «икс». Он, также как и зародыши, не виден на снимках…
Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка – роскошная шоколадница, «шоко-бабочка», и как пронзительны последние моменты ее однодневной жизни! Стекляшки от люстр, выброшенные с завода неподалеку, становятся для нее символами этих крошечных мгновений, таких разных, она их перебирает, прощаясь… Муха живет дольше, до осени, но наступает и ее черед пересматривать свою коллекцию мгновений. Поневоле вспоминается песня о миге между прошлым и будущим. Кстати, Алексей Апроксинкин написал удачное музыкальное сопровождение, лиричное, драматичное. Есть и запоминающаяся, много раз повторенная в конце мелодия – лейтмотив спектакля.
Декораций – никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент – для всего, а в остальном – как в «бедном театре» польского театрального педагога Ежи Гротовского – все выразительные средства содержатся в самом актере. И это уже определенный уровень актерского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно которой молодежные театры по определению выше уровнем, чем профессиональные… Впрочем, был еще один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету В. Хаджинов), усиливший эмоциональное впечатление от спектакля во много раз.
«Идея – на откуп зрителя», - говорит режиссер. Смыслов здесь, похоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный период», когда актеры начинают разбирать пьесу, вчувствоваться в нее, занял половину учебного года, причем в сентябре и октябре репетиций как таковых не было – а были задушевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссерских концепций была детскость героев. Чтобы сыграть это правильно, студенты-актеры не раз наведывались в детский сад, наблюдали…
Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через край.
Что дальше? В планах Михаила Гончарова – через год поставить сказку нашего знаменитого земляка, барда Александра Литвинова (Веня Д’ркин). Он тоже учился в нашем аграрном университете. А что касается более близкого будущего… Хотелось бы, чтобы не уплыли с Хароном «Фотоаппараты», спектакль, сыгранный со всей искренностью молодости, помноженной на силу талантливой драматургии. Но пока ожидается только один показ, в октябре.
Приглашаются думающие зрители. Вход свободный.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.