«Правда без любви убивает»

Любители театра – интеллектуального, основанного на лучших мировых традициях режиссуры и драматургии – хорошо знают спектакль областного украинского академического музыкально-драматического театра «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло. Поставил его два года назад Алексей Кравчук - директор, режиссер и актер Львовского академического театра имени Леся Курбаса. Еще во время репетиций этого спектакля у него возник замысел поставить в Луганске «Гамлета», и непременно с Максимом Рыжеволом в главной роли. Сейчас Алексей Кравчук снова в Луганске и готовит «Гамлета» к открытию нового театрального сезона.
- Есть пьесы, которые сами просятся быть поставленными, - говорит режиссер. – В прошлый раз, когда меня спросили, что я хочу поставить в Луганске, я сказал – Пиранделло, потому что чувствовал, что это очень важный материал на данный момент. Это материал, который позволяет людям быть более свободными.
Точно так же вышло на этот раз - у меня давно была идея относительно «Гамлета», к тому же есть прекрасный перевод Юрия Андруховича. Я просмотрел другие переводы, они хорошие, но каждый из них соответствует своему времени. Мне показалось, что у Андруховича есть связь с современным зрителем, он очень хорошо сделал литературную стилизацию текста.
- В «Гамлете» тоже используются игровые структуры, как в «Шести персонажах…»?
- Тут немного другой принцип, хотя игровые структуры тоже есть. У Шекспира есть хорошая модель «театр в театре», когда появляются актеры этого «вложенного» театра, и они становятся более реальными, чем персонажи пьесы. Поэтому во многих сценах мы будем использовать игровые структуры, но будут и так называемые «вертикальные структуры». Это когда человек задает сам себе вопрос…
- Быть или не быть?
- Да, это очень важный вопрос – состояться или не состояться, даже если ситуация трагична, даже если нужно взять очень многое на себя. Мне кажется, если вопрос задан честно самому себе, то он задан Богу. Это всегда диалог.
- Как Вам работается с луганскими актерами?
- Мы недавно начали, и мне нравится, как они реагируют, как они пробуют. Актеры - как дети, главное – чтобы они загорелись, чтобы у них какой-то запал произошел. Мне нравится молодой состав, и я сейчас впервые столкнулся с Наталией Коваль, народной артисткой. Актриса очень интересная, она сейчас в силе. Будет играть Гертруду.
- Вы говорили, что есть параллели между сюжетом «Шести персонажей в поисках автора» и «Гамлета». У Вас в это время возникла идея, что Максим Рыжевол, который играл Сына, может и Гамлета сыграть?
- Да, мы так и трактовали, когда работали над Пиранделло: роль Сына очень похожа на роль Гамлета. Там тоже постоянный вопрос: быть или не быть. Это не моя история, говорит Сын, меня втянули в эту трагедию... Их как бы заставили играть не свои роли, они не хотели этого делать. И Гамлет также попадает в навязанную ему ситуацию, берет на себя ответственность и должен пройти этот путь до конца. Максим тогда очень интересно показывал эти вещи, и я понял, что он глубокий актер, у него богатый внутренний мир. К сожалению, в театре часто используются штампы, каким должен быть герой: высокий, красивый, гренадер такой… Интересно мне поработать и с Филиппенко, Богдановой, Недоступ, Яворским, который будет Клавдия играть. Они все мыслящие актеры.
- Вы каждый день, перед репетициями, проводите с участниками будущего спектакля мастер-классы по западноевропейским актерским школам…
- Не только. Там есть что-то из йоги, из восточных единоборств, даже из пекинской оперы. И специальные театральные тренинги, конечно. Это все во мне ассимилируется, и я делаю тренинги в своем формате.
- Вам Луганск нравится?
- Вы знаете, нравится. Я люблю, когда львовский поезд подъезжает сюда в 4 утра, на рассвете, и из вагона видишь степь. Очень красивое зрелище, и дышится совершенно по-другому. Это ощущение есть и в характерах людей. Здесь много хороших вещей, есть и то, что со временем должно поменяться. Очень сильно еще здесь ощущение Советского Союза.
- Луганск не является, по-Вашему, «бескультурным» городом?
- Вовсе нет, просто люди не до конца осознают свою культуру. Но возврат к ней, мне кажется, будет идти. Посмотрел новости, меня поразил сюжет о возрождении конноспортивной школы. Это меня порадовало - я знаю, что когда-то тут были конезаводы, выращивали лошадей, а это тоже культура. Можно организовывать здесь фестивали, можно их привозить, можно не бояться диалога - но только умейте говорить! Основная мысль, которая меня волнует в «Гамлете», - это то, что правда без любви убивает. Часто люди говорят правду, а ты думаешь: зачем ты это говоришь человеку? Он же потом пойдет и повесится. Об этом я и хочу сделать спектакль. Гамлет – человек, который говорит правду, но за ним семь трупов. За Клавдием – один. Можно, конечно, говорить правду, но нужно, чтобы она давала человеку перспективу.
- То есть, на первом месте должна быть любовь, а правда - на втором?
- Абсолютно верно. Это идея, которая для меня очень важна в «Гамлете».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.