«В Луганске стоит сделать много театральных фестивалей»
-23-35 февраля в нашем городе состоялся I Всеукраинский молодежный театральный фестиваль «ArtEast» (проводил его Луганский государственный институт культуры и искусств). Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях как члена жюри, как режиссера, заинтересованного в развитии украинского театра.
-Очень хорошо, что фестиваль состоялся, что приехали как профессиональные коллективы, так и любительские. Это хорошая художественная провокация, которую сделал театральный институт. Он собрал многие театральные школы, которые существуют в Украине, особенно в Восточной, и дал возможность им пообщаться. Дай Бог, чтобы фестиваль двигался.
И я считаю, что в Луганске стоило бы сделать много театральных фестивалей. Ведь, смотрите, у вас есть прекрасный вуз. Мне посчастливилось провести мастер-класс со студентами, они очень талантливые люди, с ними интересно работать. Я знаю, что русский театр тоже будет проводить театральный фестиваль, посвященный Луспекаеву, это будет в апреле. Надо, чтобы и в украинском театре тоже был свой фестиваль. Дай Бог, чтобы в театре кукол возник фестиваль – это будет тоже замечательно. А филармония, которая может делать и классические фестивали? Когда люди начинают более тесно общаться на территории культуры, тогда город начинает по-другому дышать.
-Но, чтобы проводить фестивали, нужны деньги?
-Нужна идея. А деньги найдутся.
Мне кажется, что фестиваль, который состоялся, – очень хороший старт… Ведь и Серебряный век возник во время кризиса, в то время появились Таиров, Михоэлс, Мейерхольд, Вахтангов, Станиславский. В Украине – Курбас, к сожалению, арестованный в 1933 году, и это помешало развитию украинского театра. Он был как-то сразу монополизирован под украинско-бытовой театр. И актеры, и режиссеры много лет подряд воспитывались только в этой структуре, другого они не знали. Я не против украинского бытового театра, я его люблю, потому что сам там играл. Но я к тому, что должно быть разнообразие.
На самом деле, в театральной культуре нет конкуренции, это абсурд. Чем больше создается театральных коллективов, тем шире у человека эстетический выбор. Это всегда интересно. Один пойдет – посмотрит одно, другой посмотрит другое, и они начнут между собой говорить. Это очень важно в наше время – умение договариваться, сохраняя разные точки зрения. Мы должны влиять друг на друга - разными спектаклями, разными точками зрения, умением говорить. И это обязательно будет влиять на всю культурную карту Луганска, потому что тут удивительная энергия. Я каждый год приезжаю, и каждый год это повторяю.
-А Вы могли бы как-то охарактеризовать эту энергию, или это нельзя описать словами?
-Мне нравится, что у вас есть такая большая, хорошая эмоция, когда люди могут очень тотально, эмоционально тебя послать, но тут же пойти взять бутылку водки, выпить и помириться. И начать дальше работать. У вас эти степи, эти леса, кочевники, эта широта, которая откладывается в ментальности людей. У нас по-другому. Могут и не послать, но и не забыть. И это тоже хорошо, нужно уметь принимать разные проявления характера, разные качества.
- Кто Вам больше всего запомнился на фестивале?
-Мне понравилось киевское цирковое училище, там были очень хорошие пластические номера Многих их выпускников забирают в цирк Du Soleil. И понравился самодеятельный коллектив из Горловки, который получил Гран-При. Они работали безумно честно, у них глаза светились. И, конечно же, это подкупает, когда актер берет тему на себя. Я тоже голосовал за то, чтобы им отдали Гран-При. К сожалению, я не видел спектакля театрального института Владимира Сагана, но о нем говорили хорошо, очень серьезно. Председателем жюри был зав. кафедрой Щукинского училища, Терещенко Вячеслав, он сейчас режиссер на Таганке. Это удивительный, интересный человек, очень умный, хорошо разбирается в профессии и очень этичен. Приятно, что в жюри он создавал определенную палитру. Там все жюри такое было, и Настя Иванова, и Наталия Коваль.
«Актер на сцене должен заниматься собой»
-Одна из целей Вашего приезда в Луганск – обновление спектакля «Гамлет» в украинском театре. В апреле он снова появится на сцене, это будет просто восстановленный спектакль, или в нем появится новое звучание?
-Спектакль не игрался полтора года, и за это время появился момент какой-то глубины. У нас было три репетиции. До этого были репетиции, которые проводил Анатолий Яворский, и когда я приехал – был прогон. На нем очень хорошо зазвучала тема, актеры действительно ее углубили. Появился такой момент, который для меня очень важен, - момент ощущения трагичности жизни. Жизнь трагична по своей сути, мы это знаем. Но, когда мы не уходим от этой трагедии и не надеваем маску «ах, как хорошо жить», тогда мы в этой трагичности можем найти любовь и свет. И сейчас в монологах это как-то проявилось, эмоция стала глубинной, она перешла от рефлекторного переживания к внутреннему осознанию поднимаемых тем.
Мы не знаем Гамлета, мы не знаем Гертруду, мы не знаем Шекспира, потому что их нет. Но есть шикарные тексты, которые на сегодняшний день позволяют познавать себя. Не нужно заниматься другим человеком, актер на сцене должен заниматься собой. Тогда он становится интеллектуальным актером. Мне нравится это слово. Не эмоциональной скотиной, которая просто выходит на сцену и брызжет слюной, а тем, кто занимается собой, исследует себя. Тогда может быть и эмоция, может быть все, что угодно, но нужно видеть в себе все. И свет, и грязь, которая есть в каждом из нас, и не надо этого пугаться. Наоборот, когда смотришь на эти вещи, понимаешь, что всегда остается шанс, и движешься к чему-то. Мне кажется, такой процесс сейчас происходит в спектакле. И актеры стали немножко старше…
- Концепция спектакля не изменилась?
-Не изменилась, но в ней прибавилось любви. Мы говорили, что правда без любви убивает человека, и к этой концепции сейчас добавилось больше любви, сегодня это зазвучало на репетиции. В финале они говорят о прощении. Не стоять на своем, не надо. Не надо, настаивая на своем, после себя оставлять пустыню. Лучше уметь капитулировать и отдавать. Так ты внутренне больше выигрываешь, чем когда настаиваешь на своей правде. Этот механизм очень важен, это парадокс, но это ключ ко всему. И, когда это появляется, тогда и Лаэрт, и Гамлет становятся теми людьми, которые умеют капитулировать. И тогда возникает молитва.
«Маскарад» - спектакль о прощении
- Конечно же, хотелось бы спросить о «Маскараде», который Вы собираетесь поставить в русском театре…
- Я сейчас во Львове выпускаю еще один спектакль в ТЮЗе, а «Маскарад» планирую начать репетировать в июне-июле. Сейчас был подготовительный период, мы приехали с Олексой Хорошко, сценографом и художником по костюмам. В Луганске его знают, потому что он сам луганчанин, хотя уже лет 15 во Львове живет. Мы с ним делали «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло.
Сейчас мы пошли от «Тарелкина» к «Маскараду». «Тарелкин» вышел немножко злой, но мне это понравилось. Мне, собственно, и хотелось немного отвязаться на социуме. Я его принимаю, его нельзя не принимать, потому что мы в нем живем, но оторваться хотелось, потому что внутренняя потребность в этом есть, и потребность живая. А «Маскарад» мне хочется сделать опять-таки, как ни странно, спектаклем о прощении.
Мы будем делать так, что Неизвестный – это тот же Арбенин, его теневая сторона, которая приходит к нему. Наша теневая сторона обычно говорит нам: ты не так сделал, ты не то делаешь, и мы начинаем себя грызть. И этот демон развиваться внутри и уничтожает человека. А Арбенин говорит: «Я тебя прощаю». То есть – я прощаю себя... Вот такая трактовка.
- А почему все-таки «Маскарад»?
- Я давно о нем думал, и сейчас есть люди, которые могут его сыграть. Так же, как идея «Гамлета» возникла после знакомства с Максимом Рыжеволом, так и сейчас, есть конкретные актеры – будет «Маскарад». Есть Арбенин – в этой роли будут Павел Морозов и Сергей Евдокимов. В роли Звездича - Иван Долгий и Роман Брылев. А в роли Баронессы зрители увидят Галину Михайлюк-Филиппову, директора театра. Она прекрасная актриса. И будет еще одна актриса, имя которой – пока секрет.
Вокалом будет заниматься Тамара Горгишелли, которая работала и в «Тарелкине». В «Маскараде» тоже будет много вокала. Будут современные песни, и я хочу использовать музыку российской группы «АукцЫон», она мне очень нравится. У них удивительные тексты, это поэзия. Будут там и русские народные романсы, и французский шансон.
…Что такое маскарад, маска? Маска надевается - для чего? Чтобы спрятать то, чего я не хочу, или, наоборот, чтобы проявилось то, что я могу проявить за маской. Как делали древние греки: у них за маской проявлялось что-то такое, очень важное…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.