ЕЩЁ ОДНА ПРЕМЬЕРА В ЭТОМ ТЕАТРАЛЬНОМ СЕЗОНЕ В ЛУГАНСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ УКРАИНСКОМ МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
ТАКЕ ЄВРЕЙСЬКЕ ЩАСТЯ
После премьеры рок- оперы «Распятая юность», посвящённой «Молодой гвардии»(и заслужившей, в основном, высокие оценки профессионалов и зрителей), в украинском театре триумфально показали мюзикл в двух действиях «Таке єврейське щастя» по мотивам повести А.Каневского «Май нэйм из Маня»(либретто С.Смиян, музыка И.Поклада, стихи А.Вратарёва).
Это современная трагикомедия. Действие пьесы происходит в послевоенной Одессе, в одном из дворов многоэтажного дома, на улице Мясоедовской, 13, где каждый из жильцов живет на виду у всех со своими драмами, разочарованиями, надеждами и любовью, где несмотря ни на какие обстоятельства не иссякают шутки и ироничное отношение к происходящему.
Постановка, сценография и костюмы- народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Сергея Смияна, ассистент режиссёра- народный артист Украины- Александр Морозов, дирижёр- постановщик- заслуженный работник культуры Украины Георгий Снаговский, балетмейстер- Алла Богунова, хормейстер- Ирина Юсупова, концертмейстер –Елена Письменная.
Маня с утра до вечера сидела на улице у подъезда на высокой табуретке и парила ноги в тазике, подливая в него кипяток из большого чайника. Она беседовала со своей подругой, которая таким же способом размягчала подагру на другой стороне улицы. Они вели диалог, перекрикиваясь через проезжую часть. Моряк говорил Мане, что в этой позе она похожа на морского наблюдателя, и, заглядывая в тазик, интересовался: «Нашему двору повезло, все мужчины вернулись!", кто поседел, кто прихрамывал, кто был еще в гипсе, - но живые и охмелевшие от жизни. Только Тэзин муж Лёша все еще не возвращался, и от него не было никаких известий.
В целом, этот спектакль - мюзикл, где представилась возможность блеснуть своим артистическими и вокальными возможностями всем участникам, - о любви – не той, абстрактной и обезличенной, а настоящей и живой. Спектакль насыщен живой музыкой, вокальными композициями и хореографическими номерами. Начало- тонкое и волнующее звучание скрипки перед занавесом в исполнении артистки оркестра Татьяны Лазаревич и появление стержневой фигуры всего действия- автора- рассказчика, роль которого великолепно исполняет народный артист Украины Александр Морозов. Большое впечатление на зрителя, кстати, произвели его вокальные партии(по окончании спектакля одна из провинциалок в общении с другой сказала весьма выразительно: «А, дядька- то, ведущий, - хорошо поёт!»). Интеллигентность, интонации, - А.Морозов выстраивает речевой облик, основываясь на том, какие события предшествовали монологу, какую мысль он доносит до слушателей, - такими эмоциями и наполнена его речь. Это и есть настоящий мастер!
И вот открыт занавес: удачные декорации- самый настоящий одесский дворик- вот и верёвки поперёк, на которые вывешивает бельё(не забывая активно участвовать в диалогах) - Броня(арт. Инна Шостак)- шустрая такая одесситочка. Она и Виктория(артистки Елена Передрий и Ольга Яковенко) показывают ярко выраженное бытовое внешнее, как отмечено, одесское своеобразие. А вот и Маня, роль которой совершенно фантастически сыграла народная артистка Украины Наталья Коваль. Способность актрисы действовать на сцене в образе чуткой, большой души бабы Мани- безупречна! Вот это и есть творческая основа, отличительная особенность актёрского искусства. Голос, дикция, пластика, темперамент, грим, костюм явились теми средствами, с помощью которых достигла Н.Коваль полного перевоплощения. Существует искусство так называемого внешнего перевоплощения: резкое изменение актёром своей внешности, придание облику характерности, индивидуального и типического своеобразия. В лице народной артистки Н.Коваль имеем более высокий уровень развития реализма, связанного с искусством внутреннего перевоплощения - актриса передаёт внутреннюю сущность цельной, высокоорганизованной натуры, каковой есть баба Маня.
Одна из основных героинь спектакля – Тереза, артистка Наталья Стародубцева в этой роли смотрится безупречно, вокальные её данные усиливают впечатление от игры- актёрский её талант не спрятать. Она раскрывает духовный и чувственный мир Терезы в тех ярких эмоциональных обстоятельствах, в которые та попадает в связи с трагедией мужа Лёши, его смертью, жизненной неурядицы дочери Марины. Лёша- заслуженный артист Украины А.Редя показал свою разносторонность на сцене. Каждую свою роль он показывает так, что она не похожа на предыдущую, что ему удаётся в полной мере и в этом спектакле. Есть роли, для которых актеру очень помогают физические данные - физический облик как телосложение или лицо. Если это уже присутствует, то роль дается легче. Всё это, также- удачный антураж обеспечили успех в исполнении роли Марины, дочери Терезы и Лёши артисткам Дарине Шипулиной и Наталии Бутко.
Роль Моряка в двух проектах играли Николай Кривошея и заслуженный артист Украины Иван Шербул- каждый по- своему, но, оба- удачно и запоминающееся. Можно сказать, что в их игре присутствует творческая изюминка - эмоциональный заряд, находящий отклик в душе зрителя, созвучное его мироощущению. Жора(артисты Николай Ляховец и заслуженный артист Украины Евгений Тодоракин) - хронический жених, соответствует гармонично развивающемуся действию, сочетается с окружающими, такими же, настоящими одесситами. Актёрам это вполне удаётся. Безусловно колоритная, яркая, как всегда, появляется в роли Мэри Алой Маргарита Колганова, вызывая всплеск положительных, конечно, эмоций у персонажей и зрителей, прежде всего. А положительные эмоции, как известно, не только не вредны, а наоборот, полезны для человеческого организма. Нельзя не отметить исполнение роли «главного гинеколога Одессы», Профессора, молодым русским актёром Игорем Лисицей. Перед нами предстаёт классический тип еврея. В пьесе почти все евреи, но роли-то разные. Вот он(а заслуженный артист Украины Александр Гончаров- по своему) показали национальный характер на высоком художественном уровне. Федя(Сергей Игуменцев и Максим Рыжевол), Тарзан(Виталий Лясников и Дмитрий Гнутов)- персонажи, которые дополняют профессионально показанную галерею разноплановых образов, обозначенных истинным одесским колоритом.
В спектакле много комических моментов, встреченных с интересом зрителем. Это рассказ о потерянной челюсти Жоры, пристрастии Марины к стирке, ряде неудачных попыток выдать ее замуж. Но, есть, как сказано, - любовь, и символом беззаветной любви является Тэза, которая и после смерти мужа ходит на его могилу, чтобы «посоветоваться» насчёт самых важных решений. Именно расставание с уже умершим Лёшей становится для нее самым сложным испытанием при переезде в Израиль. И тогда не будет уже такого тихого городского дворика. А с этим теряется часть человечности, дружбы и доброты.
Уходя после этого прекрасного представления, зритель уносит с собой веру в чуткость и любовь, которые надо хранить, что и даёт право называться человеком!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.