Виталий Свиридов
Личное мнение о поэтическом сборнике
поэта Виктора Мостового:
«Я стихами душу изолью…»
Конечно же, в известном смысле можно сказать, вслед за уважаемым российским книгоиздателем, что литературная способность - это способность рассказать историю. .. и не надо думать, что поэзия лишена подобной связи с окружающим её миром… Однако искусство мыслить образно и напевно,.. говоря простым языком - «уму не подвластно»;
Сама «мировая гармония», по выражению Ал. Блока, говорит языком поэзии; Поэзия может быть высокой, очень высокой, и не очень,..но, - она всегда есть осуществление некой духовной связи с Высшим, благодаря набору средств, главным из которых является Слово! Владеть Словом – Дар Божий!.. Владеть и выражать и … выразить не только предметный мир вокруг себя,.. но, может быть прежде всего - выразить себя, осуществить себя,.. свою душу.
Как-то в «беседах с собственным сердцем» Митрополит Анастасий (Александр Грибановский) - незаурядная в святоотеческой православной среде духовная личность, - высказал очень здравую мысль – «Если вы хотите глубже заглянуть в душу того или иного писателя, внимательнее вчитывайтесь в его произведения. В них, как в зеркале отражён его собственный духовный облик….Он почти всегда творит своих героев по собственному образу и подобию, влагая в их уста нередко исповедь своего сердца.» Да,- «Исповедь сердца » - лучше не скажешь!
Я не мог не вспомнить эту замечательную дневниковую запись владыки Анастасия, держа в руках недавно изданную книгу стихов (хорошо известного не только мне) стахановского поэта Виктора Мостового. Сборник так и называется – «Я стихами душу изолью» . Эта, тринадцатая по счёту, авторская книга шестидесятилетнего автора, вызывает добрые чувства не только хорошим качеством книгоиздательской работы, подкреплённой творческими усилиями художника В. М. Тронзы; Самая привлекательная особенность, на мой взгляд, юбилейного (по счёту авторских лет) сборника , является его содержательная полнота - и в прямом и в переносном смысле. Вообще, говорить о поэте вне контекста его поэтического творчества, задача сумасбродная; Но, как это часто бывает, даже обнажив кровеносную ткань поэтического слова - органическую часть души автора, очень непросто увидеть живую, осязаемую личность, воссоздать портрет «по образу и подобию»; И в этом смысле лирика Мостового, как справедливо заметил писатель и журналист Юрий Шипневский, редкое исключение,… « редкий случай, когда поэт живёт с душой нараспашку, не оглядываясь назад и по сторонам…».
Наверное , есть что-то трогательное и притягательное в искренности людей, по - детски прямых и непосредственных… Не станем рассуждать о смысле и об этическом значении фразы - «Будьте, как дети!..» - известной каждому правоверному христианину,.. но , обратимся непосредственно к предмету нашего внимания - к автографу души … поэта, гражданина и человека, - к его стихам.
Вспоминается Картамыш жаркого июля 2006года. На месте археологических раскопок стоянки людей ( 2-й в. до н. э.) в районе Красного озера , что на Луганщине в Попаснянском районе , проводился 7-й областной фестиваль «Великая степь». В творческом коллективе стахановцев - поэт Виктор Мостовой. Обратила на себя внимание неподдельная толстовская опрощённость,.. и в одежде, и в облике: рубаха навыпуск, седовлас, немногословен, сдержан, безыскусственен и малоэмоционален, .. даже флегматичен: невольно возникло ощущение, что автор дарственной надписи в сборнике своих стихов , подаренном мне, находится в каком-то смутном похмелье…то ли от полуденной жары, то ли от вчерашнего застолья. На конкурсном чтении в номинации «поэзия», сильного впечатления не произвёл ни чтением, ни стихами. Как часто мы ошибаемся, находясь на поводу у первого впечатления!.. Уже дома я открыл «Трассу жизни», которой меня великодушно одарил стахановский поэт, и прочитал первое, попавшееся на глаза четверостишие:
«Осень, осень - астры, сентябринки.
От зимы им никуда не деться.
Я смотрю, как листья, выгнув спинки,
Падают распластывая тельца…»
Эти четыре строки стали визитной карточкой поэта..в моём сознании . Гипнотизирует художественная правда простых, но апокалиптически пронзительных строк!...Нет в них упоительно безмятежного созерцания увядающей природы, с лёгким оттенком романтической грусти или стилизации чувств: это не поэзия романтиков 19 века,.. не романтический натурализм более позднего времени, и уж тем более - не символизм… «Эмпирическая действительность «, говоря языком Гегеля, у Мостового, лишь половинно приближает его поэзию к романтизму нового времени; Она далека от принципа гегелевского «двоемирия»,.. но исключительно современна, противоречива и фаталистически чувствительна; Трудно сказать, чего в ней больше - от Земли, или от Неба…?!
«Разгульным я был и разбойным, Обиды подолгу помнил,
Но, вслушавшись в шелест сирени, Был тихим в часы озарений…"
Здесь, в приведенном мною четверостишии, кроме извинительных интонаций и авторского смирения простодушно звучит и констатация психологического портрета автора… Творческая мотивация Мостового нередко импульсивна, и часто выходит за границы поэтической этики… Она всегда на изломе конфликта,. . эпатажа, порой даже излишествуя проявлениями хулиганства…Но отнесёмся великодушно к этому змоциональному атавизму «трудного детства». Сергей Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссёр любил повторять: «Нет конфликта – нет искусства».. Художник – это всегда личность; Личность, по природе своей - уверял своих читателей Виссарион Белинский - всегда враждебна обществу…. Этот порочный круг зачастую оказывается «не по зубам» тонкой психической организации художника.
Мы часто иронизируем над фразой Ильфа и Петрова, в устах литературного Остапа Бендера – «Художника может обидеть каждый!», но это - сермяжная правда, равная по себестоимости социально – бытовой и материальной зависимости: это –внешний рычаг разрушения хрупкого человеческого самосознания … Не этим ли сходны судьбы народных поэтов ?!
- «Когда терзает жизнь в запале диком, и я терплю – не изойти бы криком, - признаётся стахановский поэт, - то , чтобы скрыть, как корчусь я от боли, - скорей от всех я убегаю в поле. Я окунуть спешу в траву колени, в ромашках утонуть, как в белой пене, и, ощутив всем телом боль земную, цветам доверить голову седую.» …
На волне этих признаний, почти резонансно в памяти возникают строки из иной творческой биографии - от последнего из могикан русского поэтического Севера – Николая Рубцова : -
«Что с того, что я бываю грубым? Это потому, что жизнь груба»,… или – « Всё движется к тёмному устью. Когда я очнусь на краю, наверное, с резкою грустью Я родину вспомню свою..».
Аналогичные строки можно найти и в русских песнях Алексея Кольцова,.. и у Сергея Есенина,.. и у Марины Цветаевой , .. и у Арсения Тарковского,..и у Бориса Чичибабина,.. и у Бориса Пастернака,…и у Владимира Высоцкого,.. и у многих , многих других больших и малых поэтов…. Видимо, и впрямь - « поэт в России больше, чем поэт»! Поэт в России - это оголённый нерв,.. сама Боль - анархически дикая и незатихающая… Нет никакой надобности выстраивать великих и малоизвестных поэтов по ранжиру… Все они в совокупности своей составляют единый монолит мировой литературно – поэтической пирамиды, соединяясь в ней друг с другом по резонансу,.. вибрационно; Лишь исторические судьбы проложены в разных направлениях,..
в различных временных границах мировой культуры…
Есенинско - рубцовская закваска , на которой отбродила лирика Мостового - не случайным образом обращена своей целомудренной частью к Любви,.. к женщине. Она - его спасение на крови,.. его святая купель :
- « Буду снегом занесенный весь я , но внезапно я ворвусь в ту область, где возникнет, как из поднебесья, снившийся мне часто женский образ» …
Давно подмечено западными психоаналитиками, а в литературе очень ярко и выразительно иллюстрировано в романах Фёдора Достоевского, что люди, находящиеся в постоянной борьбе - внутренней и внешней - с самими собою, и с окружающим их миром - сентиментальны… Культ интимных чувств у них, порой, преобладает над рассудочностью, и нередко компенсируется агрессивностью к наиболее близким и наиболее слабым по своей уязвимости.
Это - страдающие эгоисты... Несомненно, лермонтовский «Печальный Демон, дух изгнанья…» - первый опоэтизированный Праотец людского страдающего эгоизма на Земле… «Дух беспокойный, Дух порочный, кто звал тебя во тьме полночной?»… Даже если Шекспир двусмысленно обозначил, что - «жизнь – игра, а люди в ней – актёры», то и в таком случае - драматургия жизни видится жуткою и беспощадною. Впрочем, эпохи меняются, меняются нравы, сменяются декорации, - конфликты остаются; С конфликтами остаётся искусство. «Нет конфликта – нет искусства!».
Поэтический Дух Виктора Мостового обречён на конфликт и внутри себя, и внутри социума,.. Он поэт настроения, поэт искренний и прямолинейный… Трудное, но боговдохновенное счастье поэта , видимо, в тематической «многомерности» и многообразии обтекающей его жизни… Даже любовная лирика поэта многомерна : иногда она сентиментальна, иногда иронична,.. чаще философична - перетекая как бы исподволь в русло иного пространственного масштаба - в пейзаж, образуя идиллическую привлекательность внешней (иллюзорной) свободы: -
«Ты солнечный свет! Я ослеп… Родная,-цари на престоле!
Не зря убегаю я в степь От счастья рыдать на просторе;» Или:
-«Помнишь, как кружились карусели!.. В россыпи волос лучи вплелись;
В круговерти буйного веселья Мы с тобою уносились ввысь.
И стрижи навстречу нам, и ветер, Листьями пропахший, и летим...
В синеву и солнце, И на свете Больше ничего мы не хотим.»
«Говорить о любовных стихах,- утверждал В. Шкловский, - надо поэтично. » Не будем разрушать традицию , и переключим наше внимание в иную плоскость поэтического пристрастия В. Мостового - в лирику пейзажную
Легко заметить , что обращение поэта к пейзажу носит приоритетный характер,.. и пейзажная лирика ему отвечает тем же: она светла, прозрачна, легка, и…ароматна цветами особого осеннего колорита, что так выразительно усиливает душевное состояние «рыцаря печального образа»… Кажется сама Эвтерпа – античная муза лирической поэзии, находится рядом, когда под рукой поэта рождаются строки:
Астры в струях дождевых, астры в капельках рассвета…
Вижу в их глазах живых Уходящий отблеск лета» ,..
Или –
«Сумрак, сгорбясь , бродит. Дождь в ударе.
Каждый лист распят на тротуаре »
…
Скупая, немногословная почти блоковская драматургия… в двух строках поэтического текста!..
В мировой литературной традиции пейзаж редко является самодовлеющим жанром, но это всегда готовая декорация к любому драматическому сюжету,..стоит лишь поменять освещение, да прибавить соответствующий антураж и пожалуйста - классический элемент усиления, или говоря языком Карла Кречмера - «сгущение» для любого типажа, - от шекспировского короля Лира до образа Царя Бориса в драме А.Пушкина.
Пейзажная лирика Мостового построена всегда или почти всегда на контрасте душевных переживаний самого автора.
В этом контексте особое звучание приобретает тема шахтёрского труда -
« потом и угольной пылью « выстраданная и построенная по законам жанра - на контрастах, на конфликтах, . . на конвенции.
- «Была борьба с пластом - лоб в лоб… А после смены вышел – По телу пробежал озноб от ветра, а от вишен, что лепестковою пургой посыпались душисто, Я ощущаю всей душой большую жажду жизни. » .. .
И далее - апофеоз,.. само воплощение обретённого Рая, - истинного не выдуманного счастья шахтёра, которое только и доступно ему после смены , после «борьбы с пластом – лоб в лоб..»
-«Я расстегну свою рубашку. Как дышится легко, свежо!..
Подсолнух рыжую мордашку Подставил солнцу – хорошо!»
А ведь, …и в самом деле - хорошо! Иногда может показаться, что стихи Мостового не всегда «причёсаны», не всегда ладно скроены. ..
Встречаются в жизни великолепные мастера версификации, но - мертва их стихия!.. Их, мастерски вышколенные строки поражают математическим расчётом ритма, размера, безупречной рифмой, формой, синтаксисом, и даже… сюжетным построением; Но нет жизненной силы в этих созданиях, нет энергии , нет самой жизни. « - Не будем забывать,- учил Виктор Шкловский (прекрасный знаток и исследователь мировой литературы) – что поэт и поэзия не только порождаются жизнью, но они и порождают жизнь.»
Мостовой - поэт по призванию, по генетической обусловленности . Фигурально выражаясь - он, ещё в утробе матери, преодолел мертвенную метрику стихотворного канона! Да и - «Не надо стараться!..» говорил Виктор Борисович студентам литературного факультета , когда те спрашивали его, как научиться хорошо писать. - «Как дышится, так и пишется…» - напевно повторял Булат Окуджава .
Видимо есть необходимость напомнить, что голос поэта широкого лирического диапазона не может не звучать и на верхнем патетическом регистре гражданской темы. Именно на этой высокой и чистой ноте звучит Голос поэтического Донбасса.
«Вот и дожил до седых волос. Я в Донбасс строкою крепко врос. Я пою, пусть не на всю страну, но не заглушить мою струну » -
чистосердечно провозглашает автор , вросший всем своим существом в Донецкий Кряж, в землю Донбасскую…
Земля шахтёров. Угольный Донбасс.
Здесь люди из себя не корчат принцев,..
Здесь много русских, много украинцев,
И потому богатый слов запас.
В Донбассе две судьбы, два языка.
Слова здесь вперемешку, впересыпку.
Здесь любят смех и ясную улыбку,
И смотрят прямо, а не свысока.
В стихах о своём крае , о Родине - нет у Виктора Мостового ни лукавства ни фальши – есть сердечная глубина и острая гражданская боль - боль « эпохи перемен».
– «Да, жизнь ненадёжно скроена : трещит по живому шву » - Это реалии.. Поэт страдает не потому, что не может остановить разрушение прежней среды своего обитания, а потому, что не может увидеть свою жизнь в рамках ещё не воплощённой смутной общественной идеи… Немыслимо быть «товарищем человечества» ( по Маяковскому), без всеобщего воскрешения,… а лгать и притворятся поэт не может по определению…
- «Что я вижу? Что могу я знать , .. Что дано мне людям рассказать?
Мне б суметь распутать узел лжи - той, Очень уж узорчато расшитой…
Кто мы? – Манекены из витрин, Роботов безвольных поколенье…
Жечь бы нас до белого каленья, Чтобы рабство выжечь изнутри! »
Костры инквизиции Нового времени ещё могут вспыхнуть, не приведи, Бог!.. Но вот «прийти в будущее, пропустив настоящее - как сказал В. Шкловский - нельзя» ,как нельзя нарушать и «закон жанра в искусстве. У каждого осуществлённого поэта имеется только одна привилегия - стоять на границе между горем и радостью…
- » От печали до радости ехать и ехать,.. от печали до радости лететь и лететь.. » - самозабвенно пел в своё время вдохновенный Юрий Антонов
…
«О чём писать? На то не наша воля!
Тобой одним не будет мир воспет!
Ты тему моря взял, и тему поля,
А тему гор другой возьмёт поэт!
Но если нет ни радости, ни горя,
Тогда не мни, что звонко запоёшь,
Любая тема - поля или моря,
И тема гор - всё это будет ложь!
Так вот, обращался к собрату по перу,.. и в равной мере к самому себе , большой русский поэт – Николай Рубцов ; Мы видим здесь почти шиллеровское преобладание пафоса мысли над пафосом чувств… У зрелого крепкого стахановского поэта часто пафос чувств преобладает над пафосом мысли, но дышит он и пишет на той же самой высокой частоте неугомонности сердечного ритма и поэтической страстности.
«Человек среднего практического ума бывает более приспособлен к жизни , чем гений, который всегда кажется чем-то не от мира сего» - записал в своём духовном дневнике Митрополит Анастасий. Это правда, но правда и то, что весь промежуточный диапазон между гением и средними практическими людьми занимают люди творчески талантливые и ранимые, и весь натиск жизненных обстоятельств, на которые гений в силу своей огненной одержимости не обращает внимания,- для этой прослойки людей - есть несение Креста на Голгофу…
И размышляя над не простой судьбой талантливого русского поэта – земляка из славного шахтёрского города Стаханова, хочется искренне пожелать ему нести свой священный дар в чистом сосуде сердца, не обращаясь лицом к низменным страстям и порокам …
г.Алчевск 2012г.
Комментарии 3
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.