Юрий МЕДНЫХ
(продолжение)
7 Восьмистишие
(октава) – позволяет усилить дополнительным смыслом первые четыре строки, срифмовав с ними две следующие, а «замком» завершить мысль, делая вывод.
Как весело свои стихи вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый слог заметен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем.
А стихотворец… с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон. (А.П.)
а-б-а-б-а-б-в-в
Октава написана пятистопным ямбом. Но он для российского языка не «за-кон». В доказательство привожу пример иной «русской» октавы Д.Андреева
А в час, когда немеешь замертво
У потрясающего спуска,
В закономерностях искусства
Опору мыслям укажи;
От непроглядных волн беспамятства
Обереги свечу сознанья;
К простым домам, проспектам, зданьям
Повествованье привяжи!
а-б-б-в-а-г-г-в
Здесь и «упаковка» строк совсем другая и рифмовка необыкновенная, звуча-щая как два неразделимых аккорда:
А-б-б-в-а-г-г-в, причем, а – дактилическая рифма, б и г – женская, а в – мужская.
Октава не чуждается и других рифмовок.
Пример перевернутой «октавы Андреева»:
И негде яблоку упасть м
В партийных драках за единство – ж
Такое видывали свинство ж
Мы, став невольно «октябрятами». д
А где же наше счастье спрятано? - д
У сатаны спросить, у бога ль… ж
О, время Гога и Магога! ж
Кто отдал им над нами власть?! м
Октава (монорима)
Ученые бряцают шпагами а
Понятий и полны отвагою, а
Да и гипотез новых брагою, а
Исследуя загадки сна. б
А сны, с бездонными глубинами, в
Полны мистическими минами в
И виртуалов исполинами, в
А нам бы – это все познать! б
Вогнутая октава – (д-ж-ж-м–м-ж-ж-д)
Путаной создали правители д
Мораль: я видел на панели ж
Ее в полураздетом теле – ж
Она дымила табаком м
И непотребным языком м
Так с панибратией общалась, ж
Что, кажется, земля вращалась ж
Обратно в солнечной обители. д
Выпуклая октава. (М-ж-ж-д-д-ж-ж-м)
Нелегок времени обзор,
Когда метели перевластий
Над нами скрещивали страсти
За красное велихолетие –
Прожгли свинцом насквозь столетие,
Как Словом бог из Иудеи,
Мы раскаленную идею,
И пожинаем свой позор.
Возможна и такая форма октавы.
А-б-в-г-а-б-в-г
К искусству тянемся, как дети
К игрушке новой, и зачем
Нам правила и плотный опыт,
Что подарили мастера?
Мы все покажем в нашем свете,
Без выкрутасов и систем,
Ведь нам сосед уже похлопал
За нашей выпивкой вчера. (Ю.М.)
8 Девятистишие
аналогично семистишию, с еще более расширенными возможностями выражения мысли.
9 Десятистишие
это уже «часть сонета» (его модефикация), в зависимости от рифмовки. Две предпосылки, завершенные «замком» – суждение и вывод в двух строках. Причем, рифмовка не обязательно однотипная. Это возможности формы.
Нет! Мне, видно, не придется
С богом сим в размолвке жить,
И покамест жизни нить
Старой Паркой там прядется,
Пусть владеет мною он!
Веселиться – мой закон.
Смерть откроет гроб ужасный,
Потемнеют взоры ясны.
И не стукнется Эрот
У могильных уж ворот. (А.П.)
А вот пример двенадцатистишия
Классическою упаковкой
И кое-как, и со сноровкой
Пресыщен творческий народ:
Секстеты и октав вязанки
Со звонкой рифменной огранкой
Толпе творцов не лезут в рот,
Верлибры с дольниками тоже
Со смазкой новшества и без
Наждачкою дерут по коже
В строку вгоняемых словес;
Задам-ка я себе урок:
Сдружиться с дюжиною строк. (Ю.М.)
;
7
Грамматика
и пунктуация как тропы
В художественном тексте пунктуация приобретает несколько новое, усиленное лексическое значение, это замечательно показала и доказала М.Цветаева.
1 – у запятой много обязанностей: она разделяет однородные члены и сложные предложения, создавая необходимую интонационную паузу; обособляет обращение, вводные слова с их различными лексическими оттенками; запятая равна по длительности паузы звуку «а, б, в» – «доле». Имена прилагательные не всегда – однородные члены пр.
2 – точка с запятой немного длиннее запятой, обозначает параллельность событий.
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
…………
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
………..
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы…ничем мы не блестим,
3 – двоеточие предполагает распространение мысли; оно длиннее точки с запятой.
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..
4 – тире сопровождает резкую смену событий, приложения, контрасты (антонимы). Оно длиннее двоеточия.
И вообще их презирал, –
Но (правил нет без исключений)
………
Тропинка тут вилась – она заглохла,
………….
Тут садик был с забором – неужели
Разросся он.
5 – многоточие создает загадочную недоговоренность внутри строки и в конце ее. Длиннее тире.
И слезы, тайных мук отраду… (А.П.)
6 – точка – пауза, равная трем звукам (долям). Завершает мысль.
7 – восклицание – повышенная эмоциональность.
8 – вопрос имеет разные оттенки.
9 – восклицание с вопросом – возбужденное удивление.
Как смеете вы это делать!?
10 – скобки круглые отмечаются только интонационно.
11 – кавычки тоже относятся к интонации.
12 – абзац отделяет один смысловой отрывок от другого.
13 – прямая речь используется в тексте.
14 – диалог – разговор, начинается с тире,
но не с черточки.
– Я знать не знаю вас!
– Я тоже!
Тире и черточка – разные знаки. Тире – пунктуационный; черточка – синтаксиче-ский: как-то, кто-либо, кто-нибудь и т. д.
Грамматика
Следует отлично разбираться в следующем:
Склонения – их 6. 3 склонения и три исключения.
Сочиненье – о сочиненье (2ск)
Сочинение – о сочинении (искл. По 3му ск.)
Таблица склонений
Пустые клетки – отсутствие орфограммы.
1 ! м.р. ж.р. – А –Я !______
2 ! м.р. – (О) с.р. - О – Е
3 ! ж.р. – Ь
! 1е. ск. ! 2е.ск. ! 3е.ск. ! - ИЯ ! - ИЕ ! -ИЙ ! -МЯ !
Р п ! ! ! и ! и ! ! ! и
Д.п.! Е ! ! и ! И ! ! ! и
П.п. ! Е ! Е и ! И ! и ! и ! и
Спряжения два и они очень важны, как и склонения, для правильности выражения мысли.
Строить – строят, пилят гонят …
Возвратность глагола: ться, тся, ся, сь. –
очень важны для точности выражения мысли.
Он строится (что делает – 3л), надо строиться (н.ф.)
Таблица спряжений
1е.сп. ! 2е.сп. ! разноспрягаемые
- ЕТЬ ! - ИТЬ ! хотеть, бежать…
2 – ИТЬ ! - ИТЬ !
Остальные ! 7… - ЕТЬ ; 4… - АТЬ !
2е.л.ед.ч. – ЕШЬ ! 2е.л.ед.ч. –ИШЬ- ИТ ! 2е.л.ед.ч. –ЕТ -ИТ
3е.л. мн.ч. –У –Ю ! 3е.л.мн.ч. –А –Я
3е.л.мн.ч. –Я -У ;
8
Стилистика
бич нашего века: нет парами (суток, часов, минут, случаев и т.д.) есть «около», «примерно», суток….(двое).
Он мчит на моторе во всю прыть. (он мчится на машине во всю прыть). Все остальное – речевая безграмотность, узакониваемая произвольно.
Погнал по дороге на велике (кого погнал?) что такое «велик»?
Двое новых ножниц. Две подруги. Два товарища. Двое товарищей. Четыре цветные обложки. Два новых карандаша. У тех и у других ворот. – вот примеры прак-тической стилистики.
Времена
с ними сплошная путаница:
Он шел по дороге (давно, недавно?), а теперь он где? Он идет по дороге (сейчас).
Виды
тоже неразбериха. Кладу (покладу), (ложил) положил
Лицо
нужно правильное его применение.
Сосна, береза, ель растут в бору (растет). Бор – сосновый лес. Растут в роще (в лесу).
Число
нужна согласованность. Новая книга – (род, число, падеж) – согласование.
Читаю книгу – (число) – управление.
Быстро хожу – (примыкание).
Связи:
согласование, управление, примыкание.
Есть еще одна «мелочь»: некоторые «модернизаторы» начинают строку с ма-ленькой буквы, вместо заглавной. В этом нет ни на пылинку шага вперед в развитии культуры, а есть только «яканье». И это не постулат, закрепленный Пушкиным (и до него так писали), а этическая, образная и смысловая норма данной формы.
9
Сонет
Сонет – это не только (четырнадцать строк) – это и особая лиро-философская конструкция.
Всего четырнадцать строк! А они вмещают две предпосылки, а в них характери-стики героев, их портреты, лирическая зарисовка обстановки, времени, события; развертывается рассуждение героев, приводят к выводу и заканчивают разговор афоризмом суждения.
Есть множество вариантов структуры сонета. Венки сонетов: посвящения, поэмы. Изучая сонеты авторов веков, хочу поделиться с читателем некоторыми соображениями.
Поэты создали и отшлифовали этот лексический бриллиант различных тематических направлений, форм и видов: классические, перевернутые, опрокинутые, усеченные, вывернутые раздвоенные, акросонеты, пяти, четырех, трех, двух и одностопные; ямбические, хореические и т.д.
Сонетом можно выразить сжато, убедительно, веско любую мысль. Есть «черные», пестрые», «серые», «красные» и т.д. сонеты – по настроению.
По форме сонет в стихосложении занимает особое место. В какой бы модерн ни впадали авторы, сонет, как вальс в музыке, бессмертен.
Рифмовка этого уникума хоть и общепринята, но свободно варьируется: можно связать рифмами катрены – предпосылки, можно развязать их, поменяв рифмы – по тематической задаче сонета. И трехстишия – терцеты тоже можно «упаковать» по-разному: объединить самостоятельными рифмами, связать рифмами с катренами, этим уплотнив тематический монолит сонета.
А-б-а-б-а-б-а-б-в-в-г-в-в-г а-б-а-б-а-б-б-а-в-г-в-в-г-в
А-б-а-б-в-б-в-б-г-е-г-е-г-г. А-б-а-б-в-г-в-г-д-е-е-д-е-е и т.д.
Я попробовал исключить рифму, сохранив чередование окончаний (м) и (ж) – в «белом» сонете его структура не распалась.
Гадкий Утенок
белый сонет
Узором рифм увязаны в сонете
И афоризмов острые клинки,
И слитки драгоценных силлогизмов.
А если нимфу рифмы удалить,
Не превратится ль в Гадкого Утенка
Сонета Лебедь в обществе чужом,
Невеждами Курятника осмеян?
Ведь благородство царственной семьи
Лишь равному дано увидеть,
Влюбленным в совершенство быть,
Воспринимая с чуткостью поэта
И формы блеск, и окрыленный дух,
Как То великий сказочник приметил,
В Утенке Гадком Лебедя узнавший.
Сонет – это силлогизм. В нем две предпосылки – мнения – два катрена. Затем суждение – первый терцет и начало второго. Потом «замок» – последние две строки или одна последняя.
А по какому алгоритму буду рассуждать – моя воля (автора) – отсюда и форма сонета.
Принято, что сонетом должно говорить о «высоком». Но мно гочисленные опыты авторов показали, что в этой форме можно говорить обо всем: даже такой «низкий» жанр как басня можно написать сонетом. Более того – форма сонета (по-моему) лучше любой другой годна для басни: два катрена – два мнения, терцеты – спор и суждение. «Замок» – мораль.
Спор
( по сказке)
Однажды Ветер с Солнцем в споре
Доказывали: кто сильней!
– Я! – Ветер взвыл, – Волную море
И тучи делаю грозней!
– Вон Путник, – Солнце предложило. –
С него попробуй-ка снять плащ.
И Ветер, в рвении горяч,
Набросился со всею силой.
Толкает, рвет все злей, все резче,
А Путник кутается крепче
На все усилия в ответ.
Тут – Солнце с ласковым теплом:
Разделся Путник – напекло:
Сильнее ласки силы нет.
Катрены и терцеты в сонетах можно рифмовать вариативно.
Если катренами решается одна тема, лучше держать их на одной рифме. А если в темах есть легкое разногласие, то рифму можно частично изменить. При двух разных темах рифмы катренов лучше «развязать», сделав их разными.
Два катрена на одной рифме:
а-б-а-б-а-б-а-б; а-б-а-б-а-б-б-а; а-б-а-б-а-а-б-б;
и наоборот. Можно «развязать» рифмами катрены:
а-б-а-б в-г-в-г;
можно полуувязать катрены:
а-б-а-б-а-г-а-г и т.д.
Терцеты тоже рифмуются вариативно:
е-е-ж-е-е-ж; е-ж-е-е-ж-е
и т.д. В своем опыте увязываю катрены с терцетами рифмой:
а-б-б-в-а-г-г-в- е-е-в-е-е-в. И т.д.
Способ рифмовки катренов мной взят у Д.Андреева из его «русской октавы». Мной испробованы различные способы риф мовки сонетов и октав, приведенных в данной работе.
Изучая сонеты мастеров этого жанра, я удивился, что у А.Пушкина только три таких миниатюры. Что-то «не чисто». И меня давно настораживала «Онегинская» строфа. Но о ней написано много ученых изысканий. Однако, перечитывая статью о Шампольоне, я задумался: до него ученые считали, что расшифровать иероглифы невозможно. А он расшифровал. И я принялся кропотливо анализировать «Онегина».
Так думал молодой повеса, а
Летя в пыли на почтовых, б
Всевышней волею Зевеса а
Наследник всех своих родных б.
Друзья Людмилы и Руслана! в
С героем моего романа в
Без предисловий, сей же час г
Позвольте познакомить вас: г
Онегин, добрый мой приятель, д
Родился на брегах Невы, е
Где, может быть, родились вы е
Или блистали, мой читатель; д
Там некогда гулял и я: ж
Но вреден север для меня. ж
Пользуясь тем, что рифмовку в сонете легко и без ущерба для сонета можно комбинировать, А.Пушкин так и поступил, да еще убрал традиционные просветы между катренами и терцетами и получил «Онегинскую» строфу. Это – форма, рифмовка сонета; четырнадцать строк – опять сонет; силлогизм содержания – сонет.
Мы привыкли анализировать «Онегинскую» строфу так: первый катрен зарифмован перекрестно, второй – две смежных, третий – опоясывающе-смежно. А по рифмам получается, что третьего катрена нет – есть два терцета: дее и джж.
Рассмотрим первый катрен: первая предпосылка-тезис сообщает о герое: кто он таков по родословной и о его поведении наедине с собой. Вторая предпосылка обращена к читателю в отношении героя и прежнего творчества автора. Потом идет сообщение-суждение, представление нам героя. К первому терцету добавлена строка второго: в них автор не только знакомит нас с героем, но и представляет друг другу, сближает: «друзья», «приятель»
Первая строка первого терцета рифмуется с первой строкой второго – это уже не катрен – едд, ежж. Заканчивается строфа ярко выраженным «замком» сонета:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Автор присоединяется к создаваемому им приятельскому кругу героя, читателя и себя.
Можно разбирать весь роман, кропотливо, придирчиво, и чем глубже вникаю в содержание и музыку строф, тем увереннее понимаю, что читаю сонеты. А.Пушкин гениально «обманул» и современников, и потомков, и всех литературоведов, написав роман сонетами, а выдав их за «Онегинскую» строфу. И не только в форме дело. Вот несколько схем рифмовки сонетов:
Абаб – абаб – ввс –ддс
Абба – бааб – вгв – гдд
Абаб – абба – гвв – дгд
И т.д. А у А.Пушкина – абаб – ввгг – дее – джж.
А применение в терцетах «катренных» рифм создает связь терцетов с катре-нами. Аббв-аггв-ддв-еев.
Приведу пример с Андреевской рифмовкой, но без дактилических рифм:
А вот она! – под мысли током а
Любуюсь формой естества: б
В ней нет изяществ божества, б
Она естественна – земная; в
Ее рисую слов потоком: а
Во всем строга, но с ней тепло, г
Поцеловать бы повезло… г
Но и без ласки – как родная: в
Взгляд излучает теплоту, д
И вся она собой в цвету, д
Но ей на свете одиноко. а
А вот: заметила меня, е
Но не прибавилось огня – е
Мы сдержанны, как на уроке. а
-------------
Свершилось Господа знамение:
Снят мавзолей – и Кремль плавно
Обходит царственная Навна –
Славян Соборная Душа. в
Новоэлитные творения –
Плоды «Интернационала»
Россия отдала в скандалах
Народам, их «тузов» лиша. в
А партии – как злые своры –
На суд Всемирным приговором,
А не ипатьевски решать. в
Перед ООН, при Навны свете
Сполна преступники ответят
За все, на истину дыша. – в (Ю.М.)
Душа-лиша-решать-дыша – рифма объединяет весь сонет.
«Зимнее утро» написано урезанными сонетами: (терцетами).
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
А сложную форму сонета поэты объединяют в еще более сложную и утонченную – в «венок сонетов», где каждый сонет – панегирик или дифирамб кому-либо или чему-либо.
Углубляю эту форму, связывая сонеты общей философской темой – стержнем содержания – сюжетом. Получается поэма в венке сонетов. Полагаю, что работа по усовершенствованию сонета бесконечна. Но этот анализ, надеюсь, поможет нам не заученно смотреть на то – что якобы известно давным-давно, а со-творчески.
Сонет
Обработан веков толпою,
Перевернут, раскрашен, куц…
И «Онегин» рожден тобою,
Не с того ли и стал ты рус.
Ты – философ своей судьбою,
И несешь двух суждений груз,
И оттенков хранишь игру,
И пружинист своей стопою.
Словно вальс ты: и быстр, и плавен
И всегда силлогизму равен.
А секрет – что в тебе замолк,
Неожиданностью прекрасен:
Ты – оправа отличных басен,
Где моралью к ним – твой «замок». (Ю.М.)
Есть у меня в сборнике «Високосие» уже и пример венка белых сонетов:
Ошибки (магистральный сонет)
Муж:
Ошиблись, милая, астрологи,
Год обвиняя високосный
В скачках земной гипертонии –
Людьми придуман календарь.
Жена:
Ну да; а землю високосия
И катаклизмами мордуют,
И нас замучивают хворью,
От Слова Господа вдали.
Муж:
По-кумовски ведь к богу лезешь.
Жена:
Но не крою весь мир по-своему,
Как ты – Творцу наперекор.
Муж:
Придумал в самооправдание
Наш брат как Черномор Природы
Творца и високосий зло.
;
10
Образность
Слово и образ или рождение образа
1 рифма – подруга образа.
2 все виды тропов – помощники
3 игривые стыки понятий
4 примеры: – Подчеркнуты примеры для устного анализа.
А. П.
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
………….
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
………….
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины.
…………..
С.Е.
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
…………
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
……………
Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой.
…………..
Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
…………..
А.З.
У нас в цеху не говорят вполголоса
Веселые товарищи-станки.
У нас в цеху равно пустому колосу
Бесцельное движение руки.
…………………………….
Когда меня однажды врач бывалый
От смерти не сумеет уберечь,
Хотел бы я чернорабочей шпалой
Под рельсами натруженными лечь.
………………………………..
Устала ты, родимая, и вот,
Передник сняв, повязанный с рассвета,
На лавку села,
и который год
Тревожно смотришь на меня с портрета.
…………………………………..
Таким тебя видеть мне грустно и больно,
Тебе нездоровится, небо, сегодня?
……………………………..
Укрыта осенью в росу,
Зимой у снега в оккупации,
Стоит в проветренном лесу
Забытой женщиною станция.
………………………………
Завидя, как настойчиво с рассвета
Взялась за дело оттепель сама,
Ушли метели к полюсу на лето,
Морозы – вслед, но не ушла зима.
И спрятавшись под шапкой-невидимкой,
По январю немея от тоски,
То с глаз слетит оттаявшей снежинкой,
То осторожно сядет на виски.
О.К.
Зачем я, прошлое листая,
Разбередила клекот слов?
Мне не дает покоя стая
Неоперившихся стихов.
Стихи рождаются, как дети –
Из потуг и душевных мук,
Когда, забыв про все на свете,
Ты ждешь новорожденный звук.
Тихо сыплется с небес
Солнца позолота.
Л.Юс.
Мне о тебе несложно говорить:
Мы так срослись с тобою воедино,
Что нас уже нельзя разъединить –
Как ни старайся – на две половины.
В.Рж.
Любовь, как цепь, и на разрыв сильна,
Пока она, как цепь, напряжена.
Я не бездельник.
Но без денег.
Не ем, не пью на серебре.
Но всем эпохам – современник
И всем народам – соплеменник
С негромкой думой о добре.
Иду, в афиши носом тычась:
Везде – любовь…
А ведь она,
Быть может,
На десятки тысяч,
Как и талант,
Всего одна.
П.Мор.
Стихи, что с детства мне знакомы,
Читаю вроде в первый раз.
Их глубиною покорен я.
Видать, пришел их звездный час.
Образность – это персональное видение автором предмета, события, состояния, а помогают этому многие способы; видение это должно быть естественным, как бы необычно оно ни было:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш темноты. –
так смог увидеть Есенин старую избушку поздним вечером. На помощь идут эпитеты, метафоры, сравнения… – весь набор троп.
Неожиданные сочетания слов – из опыта Есенина. «Черное время», «горячий снег»…а главный помощник – внимательное чтение художественной литературы. Рифма чем неожиданнее, тем ярче. Разные части речи: подкидыш – выдашь. Обнеси – Руси. Вполголоса – да голости (неологизм). Неожиданнось (новизна) рифмы – троп.
Тауэра – уицраора. Чистилищ – в пути лишь.
Соответствие рифмы, образа и сюжета воплощению мысли, замысла (единство формы и содержания).
Чем короче строка (меньше стопность), тем убыстреннее (игривее) темп (ме-лодия) стиха (строки):
Велги белый скоморох,
Горстка пепла,
Рыщет, ищет вдоль дорог
Души – дупла. (Д.А.)
Еще об образности: кинжал притупился – прямой смысл. Кинжал острот приту-пился – метафора (образ).
Сюжет
Зачин, развитие, кульминация, концовка.
1 Замысел и его раскрытие (воплощение в стихотворные строки).
В творчестве не следует опираться на примеры слабых авторов и даже на слабые строки у сильных авторов, мол, и мне можно. Даже самолюбие подталкивает делать лучше, учится у лучших и на лучших примерах.
Сюжет – это содержание рассказа о чем-то; а рассказ должен быть интересен; привлечь читателя с первой строки, даже со слова.
Считается, что у И.Тургенева проза простосюжетна (бесхитростно). Но вспом-ним «простенькую» «Асю». Она начинается с «вывернутой» середины. Говорится о многом неясном – о нем хочется узнать. «Рябинушка» – лирический рассказ, «огней так много золотых» – то же, «если вы не бывали в Свердловске» – то же, «Катюша» – то же. «Орион», «Послание в Сибирь», «Делибаш», «Кинжал» – каждое стихотворение – это взволнованное повествование о каком-то случае в его развитии. Любая эпиграмма остросюжетна, иначе она не интересна. Сюжет не должен быть размазан зачином и объяснениями.
Вечер черные брови насопил. – вводит нас поэт в грозно-болезненное состояние вечера. «насопить» – не каждый современный словарь объясняет это слово – болезненно нахмуриться.
Чьи-то кони храпят у двора. – сообщается нетерпеливое ожидание движения.
Не вчера ли я молодость пропил? – вот причина тревоги.
Разлюбил ли тебя не вчера? – уже личная трагедия.
Композиция сюжета
В сюжете важен «зачин» – с чего начать? А начать можно с чего угодно: с начала, с середины, с конца. Развиваться сюжет тоже должен своеобразно: по порядку, с отступлениями, с перескоками в действиях – как автору удобнее для полноты раскрытия сюжета, а читателю интереснее. Иногда берется рефреном абзац, фраза, слово и по необходимости вставляется в основной текст – это позволяет без особых словесных длиннот напомнить читателю о нужной мысли. В песне эту роль выполняет припев. В литературе западных писателей этот прием применен сдержанно, в меру, а в наших сериалах выведен за рамки приличия (дерганье) – раздражает, а не напрягает. В каждом рассказе имеется кульминация – момент наивысшего психического напряжения – до этого момента автор слегка «не договаривает» (интригует), а потом внезапная, неожиданная развязка, обоснованная сюжетом. Завершает рассказ «концовка». Она иногда умещается в одном слове, чаще – в строке, еще чаще – в абзаце. В «Метели» мы до конца в некотором неведении. А после фразы «…так это были вы!», прояснившем сразу четыре момента: дополнено недостающее повествование; наказан повеса; муж с женой обрели друг друга; показана высота нравственности героев и времени: обручены, значит, навек. А читатель в некотором недоумении: «как сам не догадался?!» – это и есть мастерство автора.
Есть еще одно образное определение: в стихотвореним подобно зажженной с другого конца спичке – неожиданная лексическая вспышка должна быть в конце. А есть еще один закон композиции: у мастеров кисти он наблюдается в «полете» ее по кругу, развивая сюжет и «приходит она к финишу-старту, т.е., к началу. «окольцовывая» содержание в единое.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой». (А.П.)
………..
«Мы все в эти годы любили, (С.Е.)
Но мало любили нас».
-----
«Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас».
Еще штришок о способе показа героя, применяемый мастерами даже в миниатюрах. (Делибаш) А. Пушкина. Сначала знакомимся с героем через молву, потом через его близких, а потом лично – более полное раскрытие его внешности и характера. (Дубровский).
Любое творчество – это открытие, изобретение, находка, а не констатация из-вестного. Можно и старую тему осветить по-новому. Каждое произведение должно стать событием в художественном мире, иначе, зачем оно? Если что-то художественно и грамотно показано мною так, как это вижу только я – значит оно интересно не только мне и моим близким, но многим со-чувствующим, со-мыслящим, со-переживающим. Значит, оно – маленькое художественное событие, а, может быть, и большое.
«Я спросил сегодня у менялы»
Есенин повторяет три раза, слегка варьируя вопрос, и в каждом повторе очередная лирическая тонкость. Ответ менялы звучит резче вопросов.
«И ответил мне меняла кратко».
Автор говорит «кратко», а ответ занимает тоже три строфы. Проанализируем текст. ( ).
Вроде чистая лирика, а в ней четкие экономические взаимо-отношения:
«дает за полтумана по рублю –
денежная единица указана и ее отношение к рублю. Т.е. страна (Персия) эконо-мически вдвое выше нас. А всего-то одна невинная строка!
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам, –
мимоходом говорит поэт о себе, а на сомом деле, (ипатьевский подвал) – обви-нение красному правительству. Мимоходом, лирически. Уметь надо – так «ого-вориться».
В стихотворении о Шаганэ «обыграны строки первой строфы – своеобразная композиция, дающая окольцовку содержанию.
Ты сказала, что Саади
Стихотворение обращено к той же Шаганэ, а в жизни это девочка, дочь его друга. Да и сама Персия в стихах – вымысел автора.
Никогда я не был на Босфоре
……….
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Опять лирическая подача экономики, средств сообщения, слова о своей значимости в России и – лирика.
Что в далеком имени Россия
Я известный, признанный поэт.
……………
Свет вечерний шафранного края
Автор сравнивает через чувства к девушке значимость двух культур, раскрывая особенности персидской.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Автор говорит так, словно далекий для нас Хайям недавно пел современной Шагане свои песни (стихи).
Поиронизировав над восточным, диким для нас, обычаем носить женскому полу чадру, автор заявляет, что современная поэзия лучше прошлой.
Я спою тебе сам, дорогая,
То, что сроду не пел Хаям…
Анализ сюжета, композиции и образной системы.
Журавли
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса,
Не потому ль так часто и печально?
Мы замолкаем, глядя в небеса.
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит к закату на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех тех, кого оставил на земле.
По Ангаре
Чуть охрипший гудок парохода
Уплывает в таежную тьму;
Две девчонки танцуют, танцуют на палубе;
Звезды с неба летят за корму.
А река бежит, зовет куда-то;
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре
По Ангаре.
Будут новые плыть пароходы,
Будут годы друг друга сменять,
Но всегда две девчонки на палубе
Под баян будут вальс танцевать.
На примере этих текстов можно проследить развитие и образа, и сюжета: сначала лирическому герою только «кажется». Потом это «кажется» вырастает в «догадку» о причине нашей задумчивости о небе. «Догадка» перерастает в сокровенное «предположение». «Предположение» развивается в «сопричастность» к происходящему. А из «сопричастности» вырастает уверенность в своем «участии» в лирическо-философском круговороте жизни. И это рассказано естественно, ненавязчиво и потому предельно убедительно. Восклицаем в душе: «Почему сами этого не сказали?!»
Совершенно другой поворот в песне «По Ангаре»
«Чуть охрипший гудок парохода» – дает несколько понятий: и усталость трудяги-парохода, и множество пристаней, которые он приветствует, и (для нас) время – что еще нет теплоходов.
«Уплывает в таежную тьму» – этническое состояние окружа ющей природы. И тут же глухомани противопоставляются «девчонки», едущие ее (глухомань) будить. И они ее так «будят», что «звезды с неба летят за корму». Сюжет развивает картину будущего: время будет меняться, а девчонки на палубе «под баян будут вальс танцевать. – жизнеутверждения не остановить. Слова простые, ниоткуда не выисканные – а творение непреходяще живо.
;
11
Жанры
1 стихи
их преимущество перед прозой – лаконизм в раскрытии одной небольшой темы. Не следует путать тему с деталями сюжета, а деталями не следует перенасыщать текст.
Само слово «стихотворение» содержит свою суть: стиховое, стихосложное – созданное при помощи стихов. А что такое стихи, уже знаем. Творение – творчество (поиск, открытие, находка), о чем бы оно ни было по всем законам применения троп. Личные чувства, переживания, испытания, боли, радости, поднятые на высоту образности, общечеловеческого понимания.
Гладь ты косы ейные –
Это дело ваше, семейное. –
Остро сыронизировал Маяковский, подчеркнув разговорным «ейные» личностность происходящего. Любую будничную деталь можно поднять на высоту образности и художественной ценности. У многих авторов стихотворения (стихи, но никак не «стих» – одна строка) – разрастаются в рассказы, баллады, но без соответствующих форм и содержания. Получаются длинноты.
2 басня
высмеивает недостатки, пороки и чем короче, тем лучше, не злоупотребляя де-талями. Автором подбираются персонажи и действия, характерные для изображения людей в подобной обстановке.
Конечно же, стрекоза не беззаботно летает (резвится) – она охотится. Но кажется, что она резвится – это и взято во внимание для образа. А муравей в вечной работе – это и так видно.
Но даже у великого Крылова много басен, перенасыщенных деталями быта, разговорами – мы к ним привыкли и не замечаем этого. Басня – это несколько увеличенная эпиграмма, но с законами своего жанра: простоватость, приглуповатость, иносказательность, мораль – ее можно поместить в начале, в конце и т.д.
3 Панегирик, дифирамб
высветление положительных черт кого-либо. По заслугам или из лести (выгоды) и т.д. применяется в поздравлениях, посвящениях личного и общественного характера. Требует отточенности формы и юмора.
4 ода
торжественная речь в честь события. Призыв. Гимн.
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица! (А.П.)
Применяется возвышенный словесный стиль (словарь) «сокройся» вместо скройся; «от очей» вместо от глаз (с глаз).
5 баллада
эмоциональный рассказ о ком-либо, о чем-либо. (Песнь о Вещем Олеге). «Гусар» – «Скребницей чистил он коня».
6 рассказ (в стихах)
повествование о ком-либо, о чем-либо, без личных комментариев.
Несколько слов о крупных полотнах
Поэма
1 Гаврилиада
1 посвящение, 2 портрет Марии. 3 святое семейство. 4 внимание бога. 5 сон Ма-рии.
6 пробуждение. 7 странности любви. 8 влюбленный бог. 9 сатана. 10 Мария с бесом.
11 понравлся. 12 разговор. 13 соблазн. 14 о Еве и Адаме. 15 супружеское счастье.
16 раздумье Марии. 17 автор (прости). 18 о себе. 19 Гав-риил, бес, Мария. 20 мария – зритель.
21 посол. 22 о женщинах. 23 посланник и бог. 24 мария и бог. 25 удивление Ма-рии.
26 порядочность бога. Дань классицизму.
2 Черный человек
1 состояние (к другу. 2 поведение. 3 Черн.ч. 4 речь Ч.ч о человеке. 5 о стране. 6 о чел. Состояние. 7 о морали чел. 8 быть простым. 9 возражение. 10 изумление Ч.ч. 11 автор другу.
12 природа и я. 13 действие на природе. 14 Ч.ч. речь. 15 вариант. 16 о поэтах. 17 о себе (со стороны). 18 о себе (в развитии). 19 расправа. 20 развязка – эпилог.
поэма
Поэма-сказка «Руслан и Людмила» многопланова. Герои показываются в развитии событий и характеров. «Мцыри», «Медный всадник», «Полтава», «Песня про купца Калашникова. Наш век изобилует поэмами и поэмами-сказками. В поэме герои показываются всесторонне, как правило, в критических ситуациях. Пишутся поэмы любыми размерами и строфами. Любимая строфа Твардовского «За далью даль», «Василий Теркин» – четверостишие (катрен). У Пушкина «Кав-казский пленник» и другие – свободная строфа, т.е., строфа-абзац. «Цыганы» – это поэма-пьеса. А «Домик в Коломне» оформлен в классическую октаву. Пушкин не «стесняет» себя жесткими рамками строфики. Но до «катрена» не снисходит.
«Анна Снегина» начата тем же манером, что и «Онегин» – «изнутри» – разговор возницы с героем–рассказчиком. «Черный человек» построен иначе: в этой поэме мистико-авантюрное построение.
Венки сонетов пишутся обычно «стансово»: в каждом сонете микротема. Предлагаю несколько усовершенствованную форму: каждый сонет – глава, получается поэма, построенная особым способом: сюжет развивается по ходу развития «венка» – интереснее, содержательнее и продуктивнее. «В нескольких словах целая поэма»! – воскликнул Лермонтов, прочитав надгробную надпись Грибоедову, сделанную его женой.
повесть
(в стихах) – почти то же, что поэма, но без высокого пафоса. «Петербургская по-весть» – сказал А.Пушкин о поэме «Медный всадник». Структура повести – это развернутый рассказ. Увеличено число героев, протяженность действия и многогран ность показа героев. Первые русские повести «Дубровский», «Повести Белкина». В отличие от романа – в центре главный герой. Форму повествования автор выбирает любую, по вкусу. Самой короткой повестью в мире считается «Повесть о ежах».
«Пара Ежей жила в норе. В холодное время прижимались друг к другу. Если очень близко – кололи; слишком далеко – холодно. Они нашли расстояние без уколов, но с сохранением тепла. Назвали это Вежливостью».
роман
широкое полотно со множеством героев и событий, тематически связанных. Жанр русского романа тоже создан Пушкиным. «Роман в письмах», роман в стихах. В романе жизнь нескольких героев разворачивается параллельно, как бы не в общей связи. В романе связь временная, эпохальная, событийная. Рамки романа позволяют автору раскрыть все стороны жизни героев.
эпос.
(история) – развитие событий, характеров, судеб на полотне времени. «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве» – первые русские эпохальные произведения.
былины
сгущают народную мудрость и внутреннюю, духовную силу в герое-богатыре. А все инородное, враждебное – нечисть. Былина не только восхваляет героев, но и подсмеивается над ними – они не лишены человеческих слабостей: «Святогор и Микула Селянинович» – о мешочке с тяготением Земли.
легенды
В них отражена ближайшая по времени мудрость народа. Легендарные герои Гражданской войны. Они не вымысел. А подвиги их в легендах о них часто пре-увеличены – невольная перекличка с былинами.
мифы
В них хранятся знания далеких веков, эпох и времен. Со времен Лемурии через Атлантиду и до наших дней. На них еще гуще глянец времени.
сказки
По словам Леонардо да Винчи, ничего нельзя выдумать совершенно нового – обязательно получится комбинация фантазии и существовавшего.
В любой сказке отражена быль или желание случиться мечтаемому, поэтому сказок в полном значении этого слова не существует – «копнем» и найдена основа «вымысла». Обо всем этом замечательно сказано Н.К.Рерихом в «Семи великих тайнах космоса».
о познании мира и вещей.
Знаем и познаем окружающее только теми органами восприятия, которые в нас развило время. «Вульгарно материалистически» – увидел, пощупал, понюхал. А Вселенная значительно разнообразнее и тоньше. И вся она материальна: ведь и мысли, и чувства материальны – иначе бы не было телепатии и гипноза.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.