ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА УКРАИНЫ, ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА ЛУГАНСКА
20 сентября 1924 – 20 сентября 2014
«Одни велики от рождения, другие добиваются величия, а третьим оно даруется»( В.Шекспир)
В деревне Княжево Тамбовской области в семье Клёновых родился второй ребенок – мальчика нарекли Павлом. Уже в 6 лет он вместе с отцом едет в Ростов на строительство «Сельмаша». Туда позже переехала и вся семья. Мальчик рос, и его отец очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам и тоже стал строителем. А мальчишка мечтал об армии и хотел, как он рассказывает сейчас, «обязательно достигнуть большого чина». В 1942-м 18-летний Павел уходит на войну и в боях на смоленском направлении в 1943-м получает тяжелое ранение. Осенью следующего года он вернулся домой в Ростов, и перед ним снова встал вопрос: «куда пойти учиться?». Отец настаивал на поступлении в строительный техникум, но мысль о профессии строителя сердце паренька не грела. «И вот в один прекрасный вечер, – рассказывает Павел Никитович, – пошел я с друзьями на танцы. Танцплощадка была напротив театра имени Горького. Вдруг пошел дождь, и один из друзей предложил пойти в театр, посмотреть спектакль, в котором выступал какой-то новый артист. Вот так я попал на спектакль «Без вины виноватые» и увидел своего будущего преподавателя – народного артиста Александра Алексеевича Никитина. И это меня так захватило! Он настолько естественно, просто играл, что мне показалось, будто я сейчас встану и так же смогу сыграть. Мой друг указал на массовку в спектакле и сказал: «это – студийцы, поступай к ним, ведь ты же на гитаре играешь, поёшь».
И на следующий день Павел уже был в студии. После двух подготовительных бесед он становится студентом театральной студии Ростовского русского театра. Еще будучи студентом, он дебютировал в спектаклях «Победители»(роль шофера Минутки) и «Таланты и поклонники» (Вася Купчик). После учебы был зачислен в труппу театра. После Ростова был Сахалин, снова Ростов, Жданов (Мариуполь), Луганск, Киев и потом навсегда Луганский областной русский драматический театр.
Вот хронология творческого движения П.Н.Клёнова на тех этапах жизненного пути, которые он прошёл: с 1944 по 1947 годы - студия при Ростовском драматическом театре им.М.Горького с 1947 года - артист этого - же театра. С 1951 по 1955 годы - артист драматического театра Советской Армии Дальне-Восточного военного округа. С 1955 по 1960 годы - артист Ростовского государственного театра комедии .С 1960 по 1963 годы - артист Донецкого областного русского драматического театра (г.Мариуполь), с 1963 года до конца жизни - артист и режиссёр Луганского областного русского драматического театра.
Из огромной череды сценических образов сам артист этапными считал более двадцати. Среди них Павел Никитович отмечал спектакли «Варшавская мелодия», «Мещане», «Немой рыцарь», «Власть», «Егор Булычев», «Последний срок», «Перед заходом солнца»… В театре он занимал особое место – всё его пленительное мастерство было основано на общении со зрителем. С современностью его сближал простой и ясный взгляд на жизнь. И зрители с интересом и благодарностью следили за работами актёра, режиссёра, музыканта Павла Клёнова.
Дарованье, дар - способность, данная Богом, природная наклонность и уменье( В.И.Даль, «Толковый словарь русского языка»).
«Кого считать великим актёром? Этот вопрос до сих пор не получил ответа, ибо нет общепризнанного мерила величия артиста. «В нашем деле нельзя найти лучшего, - говорил английский актёр Лоуренс Оливье. - Ведь речь идёт не о спортсмене, пробегающем сто ярдов за девять секунд. Он быстрее меня - значит, лучше всех». Популярная формулировка викторианского критика Дж.Г.Льюиса гласит, что «величайший художник - это тот, кто достиг величия в высших сферах своего искусства». Таково «Введение» в книгу И.А.Мусского «100 великих актёров».
То есть, для величия артиста необходимо, как видим, прежде всего - дарованье от Бога и уменье. Уменье не только создавать на сцене образы героев, но и всей своей повседневной жизнью выделяться среди себе подобных, то бишь, артистической братии.
Как сказано, с 1963 года П.Н.Клёнов работал постоянно в Луганском областном русском драматическом театре. Ролей, им сыгранных, было несметное множество, просто не хватит места для перечисления всего того, что создал П.Н.Клёнов в той череде спектаклей и постановок, что сопутствовала ему по жизни. Назовём ешё некоторые, исполненные зрелым мастером сцены в последние годы на Луганской сцене. Вот, например, «Последняя жертва» А.Островского, премьера которой состоялась 23 марта 2001 года(в постановке заслуженного деятеля искусства Е.Головатюка). Флор Федулыч Прибытков, богатый купец в исполнении П.Н.Клёнова колоритен, убедителен, как и все образы, которые создавал он в самых различных спектаклях. Или, очень серьёзная работа заслуженного деятеля искусств Е.Головатюка «Горе от ума», комедия А.Грибоедова (премьера 30 мая 2003 года), где одну из основных ролей играл П.Н.Клёнов. И, в его устах всем нам знакомые реплики типа «Собрать-бы книги все, да сжечь!» и сама игра очень доходчиво передавали образ закосневелого консерватора, олицетворяющего старую Россию.
Был замечен Павел Никитович и режиссёрами кино. Его участие в некоторых фильмах запомнилось выразительностью и правдивым, реальным отражением всех особенностей личности и поведения своих героев. Обратимся к фильму «Государственная граница»(1987 год), вызвавшего большой интерес у населения бывшего СССР.
Работал Павел Никитович и в качестве режиссёра. В 1993 году исполнение обязанностей главного режиссера областного русского драматического театра возлагают на народного артиста Украины Павла Клёнова. Ему, в это время, присущи постановки на морально бытовые темы, он включает в репертуар пьесы: «Очаг» С. Алешина, «Три супруги — совершенства» А. Касоны, «Семейный портрет с посторонним» («Именины на костылях») С. Лобозёрова
. Сам по себе незатейливый сюжет в последнем спектакле, пусть даже придуманный, позволяет заглянуть в души героев, убедиться в их щедрой доброте, человеческой привлекательности, прикоснуться к семейным устоям, которые оказались довольно крепкими, несмотря на какие-то отклонения в поведении некоторых персонажей. Все исполнители центральных ролей: П. Клёнов (Тимофей), Л. Юрченко (Катерина), Г. Тимошина (мать Тимофея), нашли точные и яркие психологические краски для характеристики своих героев. Хорошо показались Н. Заика и В. Смирнов (Михаил), C. Coлодов и Е. Кравцов (Виктор), Е. Качанова и С. Шамрай (Таня).
П.Н.Клёнов продолжал ставить спектакли. С большим успехом прошла его премьера «Осенние скрипки» И. Сургучева. Малознакомая отечественному зрителю пьеса И. Сургучева ставилась только в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, а теперь она прозвучала в Луганске. В мелодраме «Осенние скрипки» ставится вопрос: чему должны следовать два любящих сердца — чувству или долгу? В спектакле великолепно играл квартет ведущих актёров театра заслуженные артисты Украины П. Шкуратова (Варвара Васильевна), В. Музыка (Дмитрий Иванович), А. Бондаренко (Виктор Иванович), а также молодая артистка Е. Качанова -Чеверноженко(Верочка), впоследствии ставшая заслуженной артисткой Украины.
П.Н.Клёнов был человеком, которому были не чужды и маленькие и большие радости, и переживания и сомнения и вся остальная гамма чувств, свойственная личности вообще, а неординарной, в частности. Внешне – был он всегда абсолютно спокоен и невозмутим, только голос мог выдать то или иное внутреннее напряжение, негативную или позитивную эмоцию. В те моменты, когда в жизни происходило что -то необычное, имеющее определённую значимость. На сцене же - скрупулёзно точно передаваемые интонации, мимика, движения, выверенность жестов.
Впервые на сцене Луганского театра было поставлено чеховское произведение, его последняя пьеса «Вишневый сад», в которой живут извечные нравственные проблемы.
Большой резонанс вызвал спектаклъ «Доходное место». Режиссер-постановщик С. Гришанин лишний раз подтвердил, что драматург А. Островский не устарел и чиновник с его «доходным местом» также. В этом спектакле занят был целый актёрский букет и здесь можно было увидеть каскад актёрских импровизаций. Пресса отмечала великолепную игру народного артиста Украины Павла Клёнова (Аристарх Вишневский)
Но, назовём ещё те спектакли, где П.Н.Клёнов сыграл главные роли: «Наедине со всеми» и «Мы, нижеподписавшиеся!»(Гельмана), «Мещане» и «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Порт-Артур», «Цыган»и другие.
Что ещё интересно. Павел Никитович не учился ни нотной грамоте, ни вокалу, но многие были поражены чрезвычайном умением П.Н.Клёнова игры на гитаре и исполнения им и романсов и песен - призывов, торжественных и весёлых, с юмором и народных. Голос, выразительность, музыкальность произведений и известных поэтов и друзей - всё это оставляло незабываемые впечатления. И, когда Павла Никитовича спрашивали о музыке, он, совершенно не стесняясь отвечал так: «К вашему сведению, я не знаю ни одной ноты, но, подбираю так, как это мне слышится». Добавим - и как слышалось всем нам! (Потому так успешно было исполнение им тех музыкальных сцен в ряде спектаклей, причём, как оказалось, он, идя на сцену, ещё сам не знает, что именно споёт под свою гитару в той или иной постановке).
Но, это так сказать, некоторые штрихи к портрету человека, который столь неординарен был в жизни и на сцене. Как режиссёр он поставил более тридцати спектаклей и в более, чем в двадцати оформил музыкальное сопровождение (написал песни). В последние годы продолжал делом доказывать свою неординарность в режиссёрской работе. Так, он поставил несколько спектаклей, оставивших глубокий след в душах зрителей : «Три супруги совершенства», «Варшавская мелодия», «Последний срок Распутина», «Верните бабушку», «Он пришёл», «На бойком месте», «Милый развратник», и, конечно, его предюбилейная работа - «Врём чистую правду»( «Перебор»).
Можно ещё много говорить об этом человеке, который «вписал» себя в историю культурной и общественной жизни Луганщины и страны. И, признанием его заслуг явились те награды, которые одержал он за свой самозабвенный труд: орден «Октябрьской революции» (1971 год), орден«Отечественной войны» 1 степени (1985 год), медали - «За доблестный труд» (1970 год), «Ветеран труда» (1973 год) и другие медали. Решением сессии Луганского городского Совета от 11.09.09 народный артист Украины Клёнов П.Н., удостоен звания «Почётный гражданин города Луганска». На торжественной церемонии вручения соответствующих регалий во Дворце культуры им. В.И .Ленина 12. сентября Павел Никитович сказал: «Так уж совпало: город Луганск и я родились в сентябре. 20 сентября я достигну зрелого возраста. Мне 85!». Подтверждением его, так сказать, зрелости и высокой работоспособности служил и тот факт, что к открытию юбилейного, 70-го сезона в Луганском областном русском драматическом театре режиссёр Клёнов П.Н. подготовил к постановке классическую пьесу Ф.Достоевского «Дядюшкин сон». Имеются все основания считать эту работу успешной и соответствующей уровню и режиссёра, и актёров русского театра и самого театра также.
«Одни велики от рожденья ,другие добиваются величия, третьим оно даруется». П.Н.Клёнов, народный артист Украины, режиссёр и человек объединяет в себе все эти критерии, поставившие его в ряд ведущих актёров Украины и поистине почётных граждан Луганска!
«ОБЛОМОК АРИСТОКРАТИИ» И ЕГО СОН
20 сентября театр и общественность города Луганска отмечала юбилей - 85-летие народного артиста Украины, почётного гражданина Луганска П.Н.Клёнова. И юбилей этот он встретил, что называется, на сцене, в генеральных репетициях спектакля, где Павел Никитович выступил не только режиссёром, но и играл одну из главных ролей в спектакле «Дядюшкин сон
И вот 1 октября- открытие сезона и пьеса Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» в постановке народного артиста Украины П.Н.Клёнова, художник- постановщик заслуженный деятель искусств Украины В.Горбулин, которую ждали и надеялись на профессионализм режиссёра и артистов Луганского русского театра. Надо сказать, что ожидания эти увенчались полным успехом - зрители очень тепло приняли пьесу, наградив актёров овациями, подтвердив высокий уровень Луганского областного русского драматического театра.
Итак, Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского города Мордасова. Она мечтает о блестящей жизни в «высшем обществе», единственный путь к которой - выгодное замужество её двадцатитрёхлетней красавицы дочери Зины.
…. И вот появляется на сцене князь К., модно одетый, с лорнетом в руке и признаками физического увядания, роль которого играл народный артист Украины П.Н.Клёнов. Надо сказать о исполнении им роли князя особо. Павел Никитович совсем даже и не смотрелся эдакой развалиной, со вставным глазом и моноклем. Нет, он, конечно играл действительно дряхлого старика, бессильного и нуждающегося, время от времени, в посторонней помощи. Но, повторяем, в целом его исполнение этой роли отличалось от предложенного Ф.Достоевским. Но что важно - сластолюбивые привычки молодости, склонность к разговорам о любовных похождениях, маразматические его воспоминания - П.Н.Клёнов показывал убедительно и чрезвычайно точно. Вот он делает трясущимися губами комплименты появляющимся мордасовским дамам, восхищается их формами, «жадно лорнируя» некоторых заманчивых особ. То есть, артистом «во всей красе» показана была вся недалёкая натура князя, отягощённая атеросклерозом сосудов головного мозга с выраженным снижением интеллектуально - мнестических функций(он путает людей и обстоятельства разных лет, не узнает знакомых, несёт вздор). И всё же Марья Александровна горда его «аристократическим» обществом, возвышающим её и отчего она льстит и притворно сочувствует простодушному и незлобивому старичку. Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге» - признаки слабоумия и не более!
Одним словом, финал- это полный конфуз, ирония и сатира на пустую, пошлую и безнравственную жизнь дворянства, которая может быть принята за настоящую. Таким образом, спектакль Луганского областного русского драматического театра «Дядюшкин сон» был весьма удачен и удачен….
Таков был Павел Никитович в театре, на сцене. А играл он, практически, до конца жизни. Конечно, это были не эпохальные роли, но, всегда заметные, пусть и второго плана.
Умер Павел Никитович Клёнов 20 сентября 2014 года, в день своего 90-летия. Похоронен в Луганске. Всей своей жизнью оставил глубокий след в наших сердцах. Мир его памяти!
Юрий Кукурекин
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.