Сегодня день рожденья члена МСП, доктора философских наук, профессора Юрия Ротенфельда
После окончания механического факультета машиностроительного института Юрий Александрович работал слесарем, электриком, конструктором. Философией начал заниматься с 1980 г. В 1983—1991 г. защитил кандидатскую и докторскую диссертации (Кандидатская диссертация (1986) — «Проблема тождества и различия в научном познании», научный руководитель В. С. Готт, докторская диссертация (1991), консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики»). Работал в ряде ВУЗов. Член Российского Философского Общества (РФО). С 2005 г. место работы — Луганский национальный аграрный университет, профессор.
С 2001 - член МСПУ.
В области философских взглядов является сторонником светского гуманизма, выступает за гуманизацию общественных отношений, укрепление гуманистических начал в обществе. К оригинальным, на данный момент не имеющим широкого признания идеям следует отнести идею сервисизма-(от англ.service-услуги, служение)-социальная модель, созданная им на основе разработанной им же неклассической (негегелевской) диалектики. Заключается в том, что с течением времени, по мнению Ротенфельда, в человеческом обществе постепенно происходит снижение роли общественных отношений, основанных на принуждении человека человеком и повышение роли общественных отношений, основанных на взаимовознаграждаемом служении людей друг другу. Основной идеей является то, что жизнь человека в обществе-это не господство над другими людьми, не принуждение их прислуживать собственным интересам, а служение им и умение достигать своих целей через это служение, через удовлетворение потребностей других людей, не опускаясь до лести и прислужничества им. Таким образом, индивид и общество оказываются гармонично взаимосвязаны через отношения взаимовыгодного служения. Однако это происходит не автоматически, а на основе вполне реальных человеческих поступков-моральных или аморальных.
Характерной чертой модели Ротенфельда является динамика. Социальные изменения он уподобляет физическим процессам. Как в веществе происходит непрерывный обмен энергией между отдельными атомами, так в социуме идёт обмен-информацией, товарами, деньгами, стоимостями и др. Как вещество по мере нагрева проходит агрегатные состояния-твердое, жидкое, газообразное и плазма; причем состояние вещества в целом зависит от состояния отдельных атомов (характеризуется параметрами их энергии и колебаний), так и общество по мере развития общественной морали проходит четыре состояния-тираническое, крепостническое, либеральное и сервистическое, причем уровень общественной морали в целом связан с моральными поступками отдельного индивида.
Реконструируя философию досократиков, выявляя у ряда философов общие структуры мышления (как ноты в музыке), стремясь преодолеть ограниченность марксистско-гегелевской диалектики, Ротенфельд Ю. А. создал оригинальную неклассическую диалектику. Основана на дифференциации конкретного тождества на конкретные различия, чего не смог сделать Гегель. Является конкретно-всеобщим способом мышления в противоположность гегелевскому абстрактно-всеобщему. Первоначально развивалась «в тени» марксистской диалектики, но затем выделилась в самостоятельное направление. В 80-е развивалась Готтом и Ротенфельдом как «философия физики», то есть диалектика использовалась для интерпретации результатов физики и др.точных и фундаментальных наук, к осмыслению результатов НТР 60-70-х. Ведущей исследовательской темой была проблема дифференциации понятия «конкретное тождество», лежащего между абстрактным тождеством и абстрактным различием, на бесконечное множество конкретных различий. Каждое из этих понятий представляет собой сравнительное понятие, отражающее целый пласт реальности — структурное многообразие материального, природного или социального мира, тот или иной процесс его самоорганизации. Такой подход позволил произвести реконструкцию досократовской философии и на этой основе выделить утраченное в прошлом направление в теории познания, а, кроме того, позволил перевести современную философию с абстрактно-всеобщих позиций, на конкретно-всеобщие, объективизировав, тем самым, философское знание, сделав его однозначным. Это привело к открытию, что категории диалектики проявляют себя в физическом мире как отношения симметрии, («тождество»-"зеркальная симметрия", «соотнесенное»-"симметрия трансляции", «различие»-"асимметрия" и др.). Описана во многих статьях и публикациях автора («Биржа под названием жизнь», «Различие между мышлением философов и мышлением ученых» и др.), книгах «Запечатанная книга» (3-тома), Политиздат «Неклассическая диалектика».
Сейчас вышла новая книга автора «Миссия Патриарха». Связывает существование многих современных глобальных проблем не с научно-техническим мышлением, как это принято считать, а с отставанием гуманитарного мышления, гуманитарной культуры, гуманитарных наук от научно-технической культуры и её мышления. Работы автора часто обращены к вопросу: почему научное мышление продуктивно, почему наука и техника создают все новые и новые машины, механизмы, технологии, а гуманитарное мышление из века в век топчется на месте, не понимания толком, что такое человек, что такое развитие человека, как он должен развиваться? Ответ видится Ротенфельду в ущербности абстрактного мышления гуманитариев. Их науки не используют разнообразный аппарат высоких абстракций, математических абстракций, который используют точные науки (http://www.servicism.lg.ua/b_rot_st25.htm).
Вопрос, который занимал древнегреческих философов, был предметом пристального внимания Канта, Гегеля, а теперь является предметом всех научных работ Юрия Ротенфельда-это континуальность и процессуальность бытия, его противоречивость и самодвижение. Релятивность, подвижность, текучесть мира, окружающего нас. Вопрос, который порой упускают из вида нынешние философы и мыслители-причем как те, что считают себя «свободными философами», так и те, что считаются идеологами какой-то «системы», как мыслители ортодоксально-религиозного характера, так и пропагандисты сект. На основе собственной диалектики Ю.Ротенфельдом разработаны оригинальные шкалы и модели исторических процессов, процессов гуманизации общества, по-новому осмыслены пути решения социальных и моральных проблем. Эти модели отличаются динамизмом, поскольку основаны на понятиях динамического континуума (пространства). Так, Ротенфельдом построена модель будущего постлиберального, сервистического общества (от англ. service-услуги, служение)-общества, в котором отношения между людьми построены на принципе взаимовознаграждаемого служения. Основой существования такого общества будет гуманистическая доктрина сервисизма, основная идея которой-это то, жизнь человека-это не господство над другими людьми, а служение им.
Правление МСПУ поздравляет Ю.А.Ротенфельда и желает новых творческих успехов, здоровья, реализации всех планов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.