Владимир Скуратовский (Днепропетровск)
28.04.1963 – 02.06.2016
Владимир Ильич Скуратовский, заслуженный деятель искусств Украины, композитор, поэт, музыковед, педагог-методист высшей категории. Окончил в 1988 году теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. С 1988 года и до последних дней – педагог Детской музыкальной школы №6 г.Днепропетровска, с1991 года – преподаватель Днепропетровского музыкального училища и Днепропетровской консерватории им. М.И. Глинки. Член Национального Союза композиторов Украины, а также Межрегионального Союза писателей.
В.И. Скуратовский – руководитель творческого содружества "Мастерская Слова", организатор и ведущий "Дискуссионного клуба" и цикла концертов "Музыкальная гостиная" в Арт-центре "Квартира", цикла концертов "Встречи с классикой" в Городской библиотеке. Активно занимался научной деятельностью. Являлся постоянным ведущим Международного фестиваля музыкального искусства "Музыка без границ".
Совместно с супругой О. Скуратовской был инициатором и руководителем семейного музыкального проекта "Детская филармония", а также руководителем музыкально-педагогического проекта для подростков и молодежи "Юная опера".
Владимир Ильич стоял у истоков Днепропетровской организации КЛУ, совместно в Людмилой Некрасовской проводили в городской центральной библиотеке литературно-музыкальные встречи «Современная русская поэзия мира». Он оформлял музыкальные странички встреч так, что музыка помогала выявить индивидуальность поэта. Стихи Владимира Ильича публиковались в Международном литературном альманахе «Форум».
Марианна Стец
ВЛАДИМИР СКУРАТОВСКИЙ СУМЕЛ УВЛЕЧЬ ОПЕРОЙ ДАЖЕ ДЕТЕЙ
Талант Владимира Ильича многогранен: выдающийся днепропетровский композитор, известный во многих странах, гениальный преподаватель, музыковед и литератор… Об этом человеке можно говорить бесконечно. Его юные воспитанники объездили с концертами полмира, а коллеги из школы, музыкального училища и консерватории переполнены гордостью тем, что лично с ним знакомы.
«Сегодня мы поговорим о том, кто в настоящее время остается, пожалуй, самым популярным из всех классических композиторов − Иоганне Себастьяне Бахе», – так начался урок Владимира Скуратовского с учениками пятого класса музыкальной школы № 6, на котором мне посчастливилось присутствовать. С первой же минуты дети завороженно слушали интересные факты из биографии великого немецкого композитора. Временами учитель играл на фортепиано отрывки из произведений Баха, интересуясь, какие эмоции они вызывают у ребят.
– Игра учеников Скуратовского особенная, – говорит директор Днепропетровской школы № 6 Наталья Иванова. – Им всегда есть, что сказать с помощью музыки. Все наши лучшие дети учатся у него. При формировании групп его учеников мы берем именно тех, кто хочет заниматься музыкальным творчеством всерьез.
Иногда призвание находит человека, а не человек – призвание
Жизнь предков Владимира не была связана с этим видом искусства, за исключением прадеда, который немного играл на флейте. Правда, у отца будущего композитора был отличный голос и слух. События Второй мировой войны помешали ему стать музыкантом. Но судьба воплотила мечты отца с помощью сына, который унаследовал его способности.
Владимир впервые пришел в музыкальную школу в семилетнем возрасте. Тогда он и не предполагал, что в будущем свяжет свою жизнь с музыкой. Самой заветной детской мечтой Скуратовского было стать футболистом. Но мама будущего композитора поставила условие: разрешит сыну записаться в футбольную школу лишь в том случае, если он при этом будет параллельно учиться игре на фортепиано. В те времена это было невероятно престижно. Поэтому для родителей считалось правилом хорошего тона отдать своего ребенка в музыкальную школу. Тогда даже был большой конкурс – по три-четыре человека на место.
Учителя, которые оценивали способности юного Скуратовского, сразу же отметили, что у мальчика абсолютный слух. Даже посоветовали записаться на курсы игры на скрипке и виолончели.
«Вначале я не хотел, – признается мой собеседник. – Но потом все-таки согласился. Меня поразило то, что многие ребята, мечтавшие поступить в эту школу, уходили в слезах, потому что им отказывали. А меня так легко взяли, несмотря на то, что я к этому особо и не стремился».
Заниматься Владимир начинал неохотно. Любовь к творчеству у него появилась лишь в четвертом классе. К тому времени интерес к музыке многих его одноклассников остыл, несмотря на их изначальное стремление достичь успеха в этом виде искусства. Молодой музыкант, наоборот, начал упорнее работать над собой. Кроме фортепиано, некоторое время играл на кларнете и духовом инструменте баритоне.
Сочинять музыку начал еще в девятилетнем возрасте. На то время в музыкальной школе был объявлен конкурс песен на стихи советских поэтов. Юный Скуратовский тогда написал песню на стихи Степана Щипачова «Красный галстук», за которую получил второе место и книгу в подарок. С тех пор он сочинил немало композиций для фортепиано: ноктюрнов и прелюдий.
После школы закончил музыкальное академичное училище при Московской консерватории. Там же принялся более серьезно писать музыку. Затем получил образование и в самой консерватории.
Детям нужно помогать открывать дверь в мир искусства.
Учить детей музыке Скуратовский начал, когда ему было девятнадцать. Кроме Днепропетровской музыкальной школы № 6, он преподает в музыкальном училище и консерватории имени М. И. Глинки. А идея проекта Владимира Ильича «Детская филармония» стала результатом понимания того, что между юным поколением и классической музыкой – огромный разрыв. Учитель решил, что необходимо приобщать детей с раннего возраста к академической музыке. С момента основания и до сегодняшнего дня в филармонию принимают детей в возрасте четырех-пяти лет. Иногда туда приводят даже полуторагодовалых малышей. Там они и поют, и рисуют, и даже снимают кино.
Все члены семьи Скуратовского – музыканты. Свою дочь, кроме фортепиано, он научил играть на скрипке.
– В нашей семье, как правило, моя жена Ольга – генератор идей, а я – их реализатор, – улыбается Владимир Ильич. – Однажды у нас появилась спонтанная идея проекта «Юная опера». Всё началось с обычного пятого класса музыкальной школы № 6, в котором, кстати, училась наша дочь Мария. Все ученики были достаточно сильные и одаренные. Но нас многие годы волновал тот факт, что подростки были равнодушны к жанру оперы. Это можно понять, поскольку чаще всего ребенок интересуется тем, что опирается на его опыт. У каждого человека есть особенность – он запоминает 90 % всего того, что он делает сам. Задумавшись над этим, мы придумали хитрый способ приобщить детей к классике: не любишь оперу – тогда пой её – и интерес появится сам собой.
Способ оказался действенным. Первой постановкой стала детская опера «Крысолов из Гамельна» по средневековой немецкой легенде. Детям было интересно, и все они справились. За «Крысоловами» последовала «Снегурочка» Римского-Корсакова. С этой оперой участники проекта съездили в Москву и Литву, где она имела огромный успех. Мысли учеников по возвращении в Украину о том, что им следовало бы поучиться у литовцев любви к родной земле натолкнули Владимира Скуратовского на идею постановки украинской оперы – гоголевской «Ночи перед Рождеством». Постепенно юные музыканты перешли на более серьезный этап: были поставлены «Князь Игорь», «Орфей и Эвридика», «Садко», «Пиковая дама» и многие другие произведения.
Дети, участвующие в проекте Скуратовского, не имеют вокального опыта. К тому же, учитель им не ставит голоса: каждый поёт как умеет, и довольно неплохо. Сам маэстро частенько выступает в хоре вместе с ними. В «Князе Игоре» он несколько раз исполнял сольную партию хана Кончака. «Мой голос – баритон, – говорит Владимир Ильич. – Я не профессиональный исполнитель. Но, несмотря на это, считаю, что любой музыкант должен уметь прилично петь».
Участники уникального проекта – талантливая молодежь в возрасте от 14 до 20 лет. До Скуратовского никто в нашей стране, да и во всем мире, не занимался на таком профессиональном уровне постановкой мировых опер, исполняемых детьми. Эти спектакли стали настоящей сенсацией.
Для начинающих литераторов Скуратовский основал студию «Мастерская слова». Литературные чтения в студии всегда чередуются с фортепианной музыкой в исполнении его дочери Марии.
– В последнее время легче всего пишутся стихи, – признается Владимир. – Со стихами немного проще, потому что их можно писать где угодно: дома, в школе или в общественном транспорте. А вот на музыкальные произведения длиной в три минуты порой уходило по несколько недель, а то и месяцев.
– Моя первая и главная мечта – чтобы у нас была мирная жизнь, – говорит Владимир Скуратовский. – Чтобы в душах людей не было ненависти и украинские дети, идя в школу, не слышали звуков реактивных самолетов. Во-вторых, я хочу, чтобы было достаточно сил и времени продолжать те проекты, которые мы ведем многие годы. Надеюсь, они будут всегда приносить пользу маленьким музыкантам. Когда есть мир во всем мире – тогда и творчество понадобится.
Стихи Владимира Скуратовского
Памяти Леонида Филатова
Быть может, я останусь в вашей памяти
Обломком вечной мерзлоты.
Уйдя без лишних слов, без слёз, без паники,
Без суеты.
Мир разукрасит сутолокой прошлого
Бесцветье завтрашнего дня;
В нём будет много пышного и полого,
Но без меня…
Блеснёт закат в канун Великой Троицы
Осколками цветной слюды –
И навсегда за поворотом скроются
Мои следы…
Шекспир
О, весь Шекспир, быть может, только в том,
Что запросто болтает с тенью Гамлет.
Б. Пастернак
Кровосмешенье лестниц и мостов,
Хитросплетенье сплетен и оваций,–
И к резкой перемене декораций
Я вновь оказываюсь не готов.
Калейдоскоп притонов и таверн,
Цветной бумаги и высоких фраз;
Вот только Розенкранц и Гильденстерн
Мертвы, увы, мертвы – в который раз!..
Партер – партнёр для фата и лжеца.
Румян и слёз невидимая схватка.
Лишь Гамлет вопрошает тень отца,
Чтоб болью насладиться без остатка.
Папье-маше для кукольных террас.
Кулисы шумно празднуют успех.
А гордый, благородный Фортинбрас
Приговорён спешить – и не успеть.
Что ж, балаган раскинул свой шатёр.
Толпа, беснуясь, требует расценок.
Жизнь – режиссёр и автор, я – актёр,
А зрители – уже давно на сцене.
***
Привет, мой старый двор!
Я возвращаю стрелки
На сорок лет назад, в заснеженную даль:
Мне – около восьми. Морозною побелкой
На курточке моей отметился февраль.
Я брёл тогда домой и грезил чашкой чая,
А толстокорый снег затвердевал, как жесть;
И, лысину отца сквозь окна различая,
Я знал, что между мной и Богом кто-то есть.
Привет, мой старый двор!
Я, кажется, взрослею,
Сменив лихой аллюр на неуклюжий шаг
А вольный горизонт, как в юности, белеет, –
И я стремлюсь к нему, всё тяжелей дыша.
Своих учеников улыбкою встречая,
В их детские глаза безудержно влюблён,
Чтоб снова, день за днём кого-то привечая,
Понять, что между мной и Богом – небосклон.
Старинный друг, прости! Мне кажется, едва ли
Мы сможем уловить в заснеженной дали
Те добрые слова, что мы порастеряли,
Ту прямоту души, что мы не сберегли.
Что ж, славный мой двойник
с котомкой за плечами,
Спеши бесстрашно в путь, неси благую весть,
Не зная горьких снов, не ведая печали,
Пока между тобой и Богом кто-то есть.
Осенний сонет
Листает октябрь пожелтевший дневник,
Где вырваны веером шальные страницы,
Где слепо затеряны дней вереницы,
Где город в тумане застыл – и поник.
Где столб оголённый – печальный двойник –
Весёлых ночных фонарей сторонится,
Где в окнах трамвайных – усталые лица
Висят корешками зачитанных книг…
Погасший закат ударяется оземь.
Размокший асфальт. Без пятнадцати восемь.
Сквозной полумрак кабинета.
Белеет луна над верхушками сосен –
И с хрустом ложится кленовая осень
В прокрустово ложе сонета…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.