Статья Павла Кашаева была написана в 2013 году
Поведай тайну мне, Природа:
ты, в череде бегущих лет,
зачем кого-то из народа
венчаешь званием – поэт?
И наделяешь даром скорби
и ликования, любя?..
И мне ответил голос горний:
-Затем, чтоб выразить себя.
Поэт – мой слух. Поэт – мой голос.
Он говорит – я говорю.
Поэт – мой самый спелый колос
из всех, которые творю.
И самый хрупкий и ранимый,
и самый твердый!.. Если ж нет –
ищи ему другое имя –
любое! – это не поэт!
Сергей ВИКУЛОВ
Металл кипел. Лютел металл,
Ходил кругами грозными,
Гудел и яростно метал
Вверх фейерверки звездные.
Вот он надрывно задышал,
Рванулся перекатами
И – в пасти огненной ковша
Заклокотал, как в кратере.
Еще – и небу полыхнуть!..
Но страхи были ложными:
Металл, решив передохнуть,
Устало лег в изложницы…
А человек, что был при нем,
Не богом был, не демоном –
Он просто управлял огнем
И знал, что дело сделано.
Или вот такие строки, в искренность которых верится с первой фразы, написанные еще в далеких, памятных
шестидесятых молодым поэтом, пришедшим работать на Днепропетровский металлургический завод им. Г.И. Петровского :
Дрожит в надрывном гуле домна.
Дрожит земля, как космодром.
О вдохновения огромность! –
И в небе гром! И в сердце гром!
Я по громам иду, как пахарь
В багровых отблесках огней:
Что шаг – то новый день распахнут,
Что шаг – то новый мир распахан,-
И дали блещут голубей!..
А подо мной, вразлив, рекою
Идет чугун, клокочет шлак…
И что-то есть в душе такое,
Чего не высказать никак.
…Смахну ладонью струйки пота –
И снова с домной сам на сам.
Так вот она, моя работа,-
Всю жизнь взбираться по громам1
«Всю жизнь взбираться по громам» - эта строка оказалась пророческой для поэта, отдавшего весь жар души работе «до седьмого пота», людям, дорогим его сердцу и триединству Веры, Надежды и Любви, без которых немыслима наша жизнь. Не случайными, думается, были и названия книг Михаила Патрика и многие его стихотворения, говорящие о триединстве – «Три минуты молчания», «Триада», «Три ноты
утренней мелодии», «Три женщины», «Три сонета»…
Законы поэзии позволяют ему «пить живую воду» сразу из трех рек в стихотворении, которое хочется привести полностью:
Как Снов в Десну, Десна в могучий Днепр,
Впадали детство- в юность, юность – в зрелость…
В трех водах жадно жизнь моя смотрелась,
А оказалось - кланялась родне.
Я погостить родню свою зову –
И Днепр-_Славута шлет поклоны роду…
С трех берегов я пил живую воду,
А оказалось, что одной живу.
Трем рекам было слиться суждено,
И я судьбу благодарю за это.
Есть миллионы рек и речка Лета…
Покуда жив – четвертой не дано.
В стихотворении «Три женщины» Михаил Патрик напишет:
«Мой бог – как бог, един в трех лицах:
Надежда, Вера и Любовь.
И я готов ему молиться,
И за и на него – готов.
Надежда-дочь, и Вера –мама,
И ты, Любовь – жена моя,
Как это много и как мало –
Обожествив –не умалять!»
«Обожествив – не умалять» - этой формулу поэт искренне исповедует,
будь то картины природы или рассказ о самом сокровенном и дорогом, где « буйство красок осенних, пряжа солнечных прях…», где «вновь чудно и занятно, как в былом далеко…»А задумаешься на миг и понимаешь: нет «былого далеко», все, что близко и знакомо с давних пор – вот оно – рядом! И это потому, что слова поэт находит теплые, светлые, особенные…
Вот детство пьет «из криницы, из лесного родника чистоту янтарных зорь», вот мальчишки, Боровские сорванцы взмывают в своих мечтах « в неба синь за змеем» и «рубашонок реют паруса…»Прекрасны стихи о матери, где «творится по ночам молитва материнской праведной любви…» и мы видим послевоенное село, вернее то, что от него осталось в пронзительном стихотворении выстраданном, памятно-достоверном :
Кабы не было беды,
Не отведал лебеды,
Ничего б не знал поныне
Горче горечи полыни.
Сорок первый – сорок пятый…
А седьмой! – голым голо…
Возле мамы, как опята,
Шесть нестриженых голов.
Да вернулся с фронта батя
Подчистую инвалидом…
Ни слезинки, ни проклятья –
Чтоб отчаянья не выдать.
Ты, как все, кормилась лугом:
Конский щавель, клевер, кашки…
Но ходила и за плугом,
Но ходила и в упряжке.
Мама, как ты все сумела?
Как бы трудно ни бывало,
Ты ни разу не болела,
Никогда не уставала.
Только часто-часто руку
К сердцу тихо подносила.
Знает бог, какую муку
Ты в груди своей носила.
А когда впервые с хлебом
Каждый миску супа выел,
Осенила крестно небо
И расплакалась впервые.
Перечитываю снова и снова эти стихи и понимаю: многим знакомо до боли то, о чем рассказал поэт и вспоминаю одну из встреч со студентами , на которой Михаил Антонович с каким-то особенным волнением читал «Сказ о материнской любви»:
…То была не сказка и не песня,
Только слышу, как ни назови:__
-Главное, сынок, - быть в жизни честным.
А честность – начинается с любви…
Гасли окна в домике соседском,
Но светилось: - Главное – с людьми…
Главное – чтоб к людям с добрым сердцем,
А сердце - начинается с любви…
Великолепна любовная лирика поэта.Такие стихотворения как «Сольга», «Какое чудо – первый соловей»,«На тыщи врст один костер», «Играй вино! Витийствуй муза», «Прости-прощай», «Я признался в любви через тысячу лет» и другие переписывались от руки в студенческие тетрадки, заучивались наизусть…
Воистину верится утверждению поэта:
Играй, вино! Витийствуй, муза! И женщина,- не отлюби!..
С настоящей любви ко всему сущему начался путь поэта, человека беспокойного, открытого и красивого в своем постоянном желании быть, а не казаться. Для него слова Долг, Честь, Совесть полны особого смысла , потому и утверждал постоянно:
Есть слава – как напасть,
А есть – как приговор:
Честь неизвестным пасть
И почестей позор.
Или:
И пусть порой жесток бывает век –
Ущербность духа не прикроешь веком.
…Нет должности «хороший человек»,
Но человека ДОЛГ – быть Человеком.
И подступает к горлу комок, когда читаешь такие стихи как
«Седина», «Нежданные снега», «Три сонета»…
Мне посчастливилось видеть глаза тех, кто слушал песни Василия Исаченко и Валентины Кондратьевой на стихи Михаила Патрика «Древняя игра» и «Баллада о бездомной собаке»…Необъяснимый восторг и неутоленная печаль с желанием
Сделать мир добрее и отзывчивей были в этих глазах…
Было, случилось, состоялось, сбылось, вспомнилось…
Это все о нем, поэте, написавшем сотни прекрасных стихотворений, среди которых есть замечательное «Светловский храм» и эпиграфом к нему строки из последнего, неоконченного стихотворения Михаила Светлова «Присягнувшие невозможности не должны занимать постов…»Приведу только восемь строк этого стихотворения:
Больше смерти боялся почестей
И оставил в наследство нам
В гордом званье чернорабочего
Возведенный всей жизнью храм.
Храм, запретный для обывателя,
Храм невольных в добре своем.
В память светлую основателя
Мы Светловским его зовем…
О себе же ( так происходит лишь со скромными) – с некоторой долей сожаления:
Я строил храм, а выстроил театрик
И. Будучи немало тем смущен,
На дверь приладил грустное:
«М.Патрик. Вход посторонним строго воспрещен».
Отныне мне, как грешнику, молиться,
Играть себя: театрик мой – суть я.
Благослови, единая в трех лицах,-
И мой кумир, и зритель, и судья.
Но мы, его друзья, знали, что это восьмистишие скорее настроенческое и не более. Настоящий поэт Михаил Патрик выстроил настоящий храм, в котором Поэзии не тесно, в котором богатство – «песня немудреная да сердце, открытое каждому настежь», где
НАДО… пережить
Надо испытать и переиспытать
Надо прочувствовать
и перечувствовать
Надо передумать –
переосмыслить немыслимое
Надо мочь
Без вопросительных
и восклицательных знаков
Без запятых
Без точек
Без многоточий
Без желания казаться
С единой странностью
С единой одержимостью
С единым фанатизмом
С единым безрассудством
С единой безысходностью
Не быть удачником
Не быть счастливцем
Не быть избранником избранных
Не быть рабом не своего долга
Не быть отступником и преступником
Как бы ни было заманчиво
Как бы ни было обещано
Как бы ни было восхитительно
Как бы ни было неотвратимо
Как бы ни было больно
Ценой сомнений
Ценой неудач
Ценой насмешек и поражений
Ценой потерь
Ценой собственной трагедии
Ради первородного крика Радости
Ради первозданного звона Совести
Ради первозвонного зова Чести
Ради единственно правильного
и праведного –
Найти самое себя и быть собой
Во имя неповторимого –
Жизнь.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.