Юрий Кукурекин, Юрий Белан
Казалось- бы, слишком смелое заявление о воззрениях некого смысла, самоутверждающегося в качестве здравого. О власти, которая, исходя из этого, в основе своей смысла, тем более- здравого, вроде- как не имеет. Но, давайте смотреть, как говорится, в корень. Итак,
Суждение первое. О предназначении власти.
Власть по В.И.Далю-«право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники». Макс Расмер выводит этимологию современного слова «власть» из древнерусского «волость», обозначающего «область, территорию, государство, власть». Как видим, при переходе из древнего в современный язык понятие власти претерпевает качественные изменения. Социально- правовой аспект в нём вытесняет принцип территориальности.
Современное обозначение власти видится как способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
По мнению народных мудрецов, власть божественна по своему происхождению и подотчётна Богу. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ даёт» - в этих определениях подчёркивается мера ответственности власти перед Богом. То есть, подразумевается определённая обязанность власти за свои деяния, за вверенное ему Богом. А что именно?- За народ, которым власть повелевает, так сказать!
Таким образом, мы и переходим к народу, как предмету, который вверен власти никем иным как высшей силой. И которым власть может не только руководить, но и делать это в тех рамках, которые допустимы и которые очерчены Господом. Потому – то власть должна бережно относиться к своему народу, осуществляя, прежде всего, политическое над ним верховенство.
Из всего сказанного следует, что власть и народ являются взаимозависимыми и взаимообусловленными явлениями, разносторонними и многофункциональными. Оттого и находящимися в единстве и борьбе как противоположности, но, в итоге, составляющие целое. Этот тезис имеет большое практическое значение, ибо утверждает тот факт, что власть и народ неразделимы, что следует учитывать всякой власти в выборе методов руководства народом.
Что касается власти политической- это способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Но, и ещё раз, но. Власть не должна ориентироваться только на мнение одного территориального органа(отдавая, при этом, предпочтение именно ему), а учитывать мнение всех составляющих большого организма под названием Держава, куда входит и народ. Потому, получивший власть должен быть умудрённым и опытным. «Если царь тиран- народ разоряется, если царь учён- народ благоденствует», замечают казахи.
Отсюда следует- правитель обязан сочетать императив с поощрением, в зависимости от конкретных обстоятельств. Да, силу нужно использовать, но для подавления зла и утверждения добра, тогда для народа он(правитель) будет тем, кто отождествляет добро воистину. «Правитель любого уровня- грей свой народ как солнце»(Овидий).
Суждение второе. О принципах властвования.
В.И.Даль «властвование» определяет как «владение, управление, в значении действия; господствование»(Толковый словарь»). «Бог на небе, царь на Земле»- гласит русская пословица. Опять же обратимся к народной мудрости- она возводит властвование в некий земной абсолют, а властелина- в наместника Бога на Земле. Но, та же самая мудрость мыслит правителя, преимущественно, как личность, имеющую и слабости также. При этом, превыше всего нард чтит принцип необходимости. Власть есть Зло, но меньшее, чем Зло безвластия, а потому является Злом необходимым. «Грозно, страшно, а без царя нельзя», гласит русская пословица. И высшую заслугу правителя народ видит в том, как он живёт с народом- «в ладу и не попасть в беду». То есть, это есть утверждение принципа единения власти с народом.
Суждение третье. О механизмах власти.
В.И.Даль механику определяет как математику, приложенную к законам равновесия и движения тел; науку о силе и сопротивлении ей, искусство применять силу к делу...:науку выгодного приспособления сил. Исходя из этого, механизм власти есть ум и воля властителя, приводящие в действие властные структуры, что направлено на упорядочение жизнеобеспечения сообществ людей.
Именно от руководителя и руководящего звена зависит здоровый дух и ясность разума народных масс. Это означает, что эти параметры умственной здравости лиц подчинённых, всего народа, определяет сама власть(«Рыба гниёт с головы»...). Потому- то необходимо власть держащим решать одну из главных задач сразу же, по пришествии к руководству- подбор на государеву службу людей честных и добросовестных. «Верный слуга царю всего дороже»; «Холоден, голоден- царю не слуга»(русские пословицы).
А вот когда слуги заботятся исключительно о своей выгоде, собственном имидже и авторитете, а не о благе народа, они резко «подставляют» своего властителя, портят отношения его с народом, что и ведёт к разъединению нации. Потому- то к слугам и необходимо проявлять твёрдость(«На вожжах и лошадь умна») и жёсткое ими правление. Однако, разумным будет и поощрение(«За службу награждают, на удар отвечают»- индонезийская пословица).
Суждение четвёртое. О характере властных служб.
В.И.Даль характеризует службу как «употребление, пользу, угоду, деятельность, жизнь для других, услуги, полезное дело». Полезность службы определяется преимущественно позитивизмом лица или дела, которым служат. Структура властных служб подразделяется на службу устрашения и службу успокоения. Начальнику нужны «и волчий рот и лисий хвост», гласит русская пословица. То есть, фигура устрашения и способность создавать видимость страшной в своём существе власти.
Народ же проблему власти видит, при этом, не в том, что она использует в своих целях безнравственные элементы, а в том, она не всегда держит под контролем узурпацию власти служебным структурами. Властные структуры, по большому счёту, могут оторваться от народа в волнах времени на тающей льдине власти. Это свидетельствует о том, что элементы власти не должны отрываться от народа, дабы не оказаться на этой самой тающей льдине.
Суждение пятое. О подчинённости.
В.И.Даль подчинённость определяет как «послушание, повиновение». Чин, по В.И.Далю, есть «устроенный порядок, устав, обряд, уряд». Таким образом, «ходить под чином»- значит соблюдать устав, покоряться заведенному порядку. Проблема подчинённости рассматривается не только в социальном, сколько в моральном плане.
Воспринимая личность, входящую во власть, народ подразумевает, дабы выбор был сделан трезво, продуманы все варианты пребывания у «руля», после чего может быть принято окончательное решение. «Кому кнут да вожжи в руки, кому хомут на шею»(русская пословица). Смысл в том, что выбор должен быть осознанным.
Суждение шестое. О злоупотреблении властью
По В.И.Далю злоупотреблять, значит «употреблять во зло, на худое дело, ко вреду, во вред себе или другим, извращать, обращать хорошее средство на худое дело». Злоупотребление властью, таким образом, можно толковать как извращение природы самой власти, обращение её на худое дело, причинение вреда себе и другим.
Корень проблем здесь может возникнуть, если власть оказывается в руках недостойной личности и определяется уровнем ничтожности, что- ли личности, вошедшей во власть. Ещё хуже, если это человек злой, неспособный по своей натуре к сотворению добра. Тогда власть означает более масштабную и узаконенную форму бандитизма.
Зло и злоупотребление, в принципе, недолговечны в силу своего саморазрушения и самоистребления(что мы видели совсем недавно на практике). Определить, конечно долговечность или недолговечность во времени терпение народа, не так- то и просто. Но, история и здесь расставила акценты, подтвердив следующий тезис: «Дом, который расцвёл насилием, разрушится проклятием»(пословица лезгин).
Суждение седьмое. О злоупотреблении подчинённостью
Злоупотребление подчинённостью выражается в безволии низов и их безинициативности. Корень злоупотребления подчинённостью усматривается в насаждении покорности властью, возведении её в культ. Такая форма подчинённости не должна поощряться, так как она порождает безответственность у подчинённых(то есть в народе) и ведёт к разобщённости. При воцарении покорности вырабатывается рабская покорность и соответствующая психология. В итоге- оьщество просто разлагается, распадается на массу равнодушных и безразличных к общему благу людей. Что и видим в нынешнее время, особенно в молодёжных кругах.
Подобное положение крайне вредно для того же народа. Он теряет способность к самосохранению, обрекает себя на гибель, угрозу существования отдельного индивидуума и общества в целом. При таких нелёгких обстоятельствах важно не сломаться духовно, не потерять веру в себя и людей –сложно, но необходимо.
Но, если непослушание грозит суровой карой, а смирение заканчивается гнётом, что делать? – Нужна золотая середина- почитание законов и сохранение людьми своего достоинства. Что и запомним!
Суждение восьмое. О власти закона
В.И. Даль определяет закон как «предел, поставленный свободе воли или действий, неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти». Одним словом, закон есть некая норма ограничения свободы человека, вменяемая ему природой или людьми. Закон усматривает и учитывает существенные элементы той эпохи, когда он создаётся и действует. И хотя и зависит от личности правителя, исключительно к ней не сводится.
Сила же закона видится не в самом законе, а в его исполнении, в наличии или отсутствии доброй воли людей соотноситься с ним и покоряться или нет. Для хорошей жизни людей нужны не идеальные законы и даже не законы вообще, а честность и правдивость людей в общении друг с другом, их соответствие «правде жизни», её естественному и размеренному течению.
Суждение девятое. О власти суда и судей.
В.И.Даль определяет суд как «разбирательство и приговор по спорному делу или по проступку и преступлению, рассмотрению и решение дел, где есть истец и ответчик». Идея суда, как блюстителя Закона должна ставиться чрезвычайно высоко. Праведный суд должен основываться на Законе, быть справедливым и равным для всех.
Проблема суда может состоять не в ложности идеи суда, а в том, что могут судить люди, не отвечающие духу и требованиям Закона. «Бывает палач с совестью, бывает судья без совести»(армянская поговорка). То есть, не дай Бог попадутся судьи формальные, бездушные, себялюбивые. Это определяется низкопоклонством судей перед силой и богатством, их презрением к людям простым. «В суде убогий с богатым хоть и прав, -бывает виноватым!»(русская поговорка).
Суждение десятое. О власти общественного мнения.
В.И.Даль «мнение» определяет как «понятие о чём – то, убеждение, суждение, заключение, вывод». Общество же он рассматривает как «собрание людей, товарищески, братски связанные какими- либо общими условиями». Общественное мнение можно трактовать как летучее слово, молву, мгновенно передающуюся от одного человека к другому и становящееся достоянием всех людей. Общественное мнение многолико и многозначаще, подобно морю, по которому можно плыть, но можно и утонуть.
Власть имущие, если они хотя быть в руководстве, должны уважительно относиться к общественному мнению, не давать повода для дурной славы- она страшна уже тем, что однажды возникнув, может сопровождать долгие годы и даже пережить человека. Летучее и зыбкое общественное мнение выглядит как необоримая сила, не подвластная самому могучему правителю, способная вознести его до небес(подобно некоторым сошедшим недавно с политической сцены политикам), после чего- низвергнуть в самую бездну. «Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет»(русская пословица).
Итог суждений. Широкая, пёстрая и бесконечная, в принципе, ткань суждений есть, как полагаем, интуитивное считывание думающими и анализирующими внутренней сути многоликих образцов природы и человека, как продукта этой природы. А также- целеустремлённая передача из поколения в поколение духовно- интеллектуального богатства, накопленного всем человечеством. Это и есть наше мнение.
Юрий Белан, член межрегионального союза писателей
Юрий Кукурекин, член межрегионального союза писателей
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.