Нарушения психического здоровья подростков (из литературных источников)

Коломиец А.А., подростковый психиатр высшей аттестационной категории



Как видим, П С И Х И Ч Е С К О Е ЗДОРОВЬЕ – это 1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; 2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 3. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам; 4. Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям; 5. Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 6. Способность планировать и реализовывать собственную жизнь; 7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
А, что у подростков? Какова ситуация?

Данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о стойкой тенденции роста психических расстройств среди всех возрастных групп населения, наиболее отчётливо прослеживающейся в детско-подростковой популяции.
Так, по данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 20% от общей численности детско-подросткового населения; при этом в Европе эпидемиологические исследования дают оценку в 14-32% в зависимости от возраста и гендерной принадлежности.
Проведенные в Великобритании исследования свидетельствуют о том, что за последние 25 лет отмечается существенный рост гиперактивности, поведенческих и аффективных расстройств среди подростков независимо от принадлежности к социальному классу и типу семьи. Распространённость психической патологии возрастает и по данным канадских исследователей и других авторов.
В настоящее время практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по п с и х и ч е с к о м у здоровью у детско-подростковго населения. Основной рост отмечается по группам непсихотических заболеваний, в том числе пограничных психических расстройств и умственной отсталости, которые составляют 76,6% среди всей п с и х и ч е с к о й заболеваемости.
К этому следует добавить, что продолжающийся рост п с и х и ч е с к и х и поведенческих расстройств в детско-подростковой популяции способствует определённому накоплению внебольничного и внедиспансерного контингента детей и подростков с относительно лёгкими формами нарушений.
Распространённость п с и х и ч е с к и х заболеваний, в малой степени зависящих от внешних факторов, соответствует ранее полученным данным и составляет 1,66 на 1000 детей и подростков. Рост числа выставленных диагнозов «детский аутизм» практически во всех странах мира.
Результаты эпидемиологических исследований, число которых за последние 15 лет уменьшилось из-за недостаточного финансирования науки, подтверждают, что приводимые статистические данные охватывают лишь зарегистрированные случаи заболеваний, в связи с чем они не отражают в полном объеме распространённость п с и х и ч е с к и х и поведенческих расстройств в популяции. Реальная распространённость п с и х и ч е с к и х расстройств как минимум в 3-4 раза выше данных официального учёта.
Интенсификация п с и х и ч е с к и х нагрузок в современном социуме, в том числе связанных с усложнением процесса обучения, предъявляющего повышенные требования к когнитивным способностям ребёнка и уровню его личностного развития, часто превышают адаптационные возможности конкретного ребёнка. В связи с этим всё большее число детей не соответствуют по своим когнитивным, эмоционально-волевым и поведенческим показателям требованиям современного школьного обучения со всеми вытекающими последствиями в виде неуспеваемости, потери учебной мотивации, антидисциплинарными, оппозиционными и другими формами отклоняющегося поведения, иногда развитием стойких депрессивных расстройств, что способствует росту числа суицидов, тревожных состояний и других проявлений невротического и патохарактерологического спектров школьного возраста.
К этому следует добавить те негативные явления в обществе, которые оказывают свое отрицательное воздействие на п с и х и ч е с к о е состояние подрастающего поколения. Значительно увеличилось число семей с психосоциальными нарушениями, к которым относятся семьи с высоким уровнем конфликтности, проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребёнком.
Усиление стрессорных факторов, оказывающих негативное воздействие на психическое здоровье детей и подростков, не исключает наличия других причин роста психической заболеваемости.
Второй составляющей сложившейся неблагоприятной ситуации являются экологические факторы - увеличение загрязнения окружающей среды разнообразными продуктами промышленного производства и транспортных средств, способными оказывать неблагоприятное воздействие на различные органы и системы организма, в том числе и центральную нервную систему.
Следует отметить заметный рост п с и х и ч е с к о й патологии в к р и з и с н ы е периоды развития общества. Несмотря на то что кризис, как правило, сопровож¬дается общим сокращением рождаемости с образованием при его определенной длительности так называемой демографической ямы, уменьшение рождаемости носит неравномерный характер в различных группах общества. Это даёт основание предположить, что структурные сдвиги внутри такой ямы будут направлены в сторону увеличения процента детей с не очень здоровой наследственностью и неблагополучной перспективой социального функцио¬нирования.
Проявления психотической симптоматики у подростков зачастую имеют весьма своеобразный характер.

Для большей наглядности, обратимся к некоторым литературным источникам, описывающим те иные нарушения п с и х и ч е с к о г о здоровья у подростков. Итак., Нил Шустерман, «Бездна Челленджера»

Кейдену Босху пятнадцать лет. Его реальность расщепляется каждый раз надвое: Кейден делает с друзьями компьютерную игру (и отправляется в плавание к самой глубокой точке планеты), вместе с семьёй отдыхает в Вегасе (и становится жертвой плотоядных чудовищ), врач задаёт вопросы (а статуя на носу корабля дает ответы). Мир внутри его головы и мир снаружи крепко спаяны вместе.
Брендан Шустерман, сын писателя, живёт с психиатрическим диагнозом. Рисунки, ставшие иллюстрациями к «Бездне Челленджера», созданы им во время эпизодов шизофрении.
Фантастическое событие как метафора конкретной жизненной ситуации — довольно распространённая форма для сюжетов об отрицании травмы или диагноза любого рода: «Голос монстра» Патрика Несса,

«Страшные истории для девочек Уайльд» Эллис Нир,
В лесу висит большая птичья клетка, а в ней - мёртвая девочка. Да-да, Изола Уайльд видит много такого, чего не видят другие. Но когда мёртвая девочка появляется у Изолы под окном, становится ясно, что её угрозы - не пустой звук. В одиночку Изоле не справиться. Её братья-принцы - эльфы, русалки и волшебные существа, словно сошедшие со страниц книги сказок, - защищают её со всей свирепой силой любящих сердец. Эллис Нир пишет умно и остро.
«Хранилище ужасных слов» Элии Барсело.



О том, что словом можно убить, большинство предпочитают не помнить. Ведь, это просто слово, думают они, обидное слово, не более того. Так думала и главная героиня Талья, сгоряча крикнув собственной матери, что она ей не нужна и любить-то она ее давно уже не любит. Это же просто слова, но почему-то слезы льются градом, а сердце щемит, словно случилось что-то непоправимое. Мама ушла из дома. Хотя, возможно, не всё еще потеряно. Существует место. Место, которое не каждый может найти. Место, куда Талья должна отправиться сама. Хранилище ужасных слов. Там она поймёт значение слов, которые произносятся, и познакомится с Пабло, который, как и она, тоже ищет решение проблемы. Именно там, в мистическом хранилище, среди библиотек плохих слов Талья и Пабло научатся не причинять боль, а беречь свои слова, ценить их и говорить только то, что действительно хотят сказать.
Алисса Шайнмел, «Опасна для себя и окружающих»

Семнадцатилетняя Ханна ловко манипулирует людьми и, кажется, не способна на привязанность. То, что при этом у Ханны тяжёлое психическое расстройство, не призывает демонизировать людей с подобными диагнозами — напротив, напоминает, что наличие или отсутствие ментальных особенностей любого порядка не определяет нашу личность в целом.
Ханна сложная: она бесспорно умна, остроумна, самоуверенна и не остановится ни перед чем на пути к своей цели сбежать из клиники, куда её, разумеется, заключили по недоразумению, а пометка «опасна для себя и окружающих» — вопиющая ложь.


Нед Виззини, «Это очень забавная история»

Книга бьёт по стереотипам о диагнозе «депрессия»: и образе депрессии из стоковых картинок, где непременно дождь, окно, голые ветви деревьев и фигурка сжавшегося в комок человека, и штампа «болезни бездельников», где для исцеления надо просто больше работать или гулять. Нед Виззини напоминает, что депрессия вовсе не для особенных, хрупких, нездешних (его герой - совершенно приземлённый пятнадцатилетний подросток с простыми желаниями), что в симптомах расстройства нет ни грамма эстетики. Эта тоскливо-физиологичная история пребывания в психиатрической клинике невероятно точна и правдива.
16-летний парень Крейг страдает клинической депрессией. Проблемы подросткового возраста очень влияют на юношу. Родители несерьёзно относятся к его проблеме. Они больше заняты своими делами, хотя и следят за состоянием сына. Крейг взволнован из-за учёбы: он боится провалить экзамены в элитную летнюю школу, боится не поступить в университет, остаться без девушки, не найти престижной работы и комфортабельного жилья.
В связи с накопившимися проблемами Крейг обращается к доктору и делится с ним своими переживаниями. В итоге парню предлагают отправиться в психиатрическую лечебницу. Юноша думает, что ему просто пропишут лекарства и отправят домой, но врачи решают оставить его в больнице на пять дней.
Молодёжное отделение закрыто на ремонт, поэтому Крейга помещают в отделение для взрослых. Там он знакомится с Бобби — мужчиной, который вскоре становится его другом и наставником. У Бобби есть жена и восьмилетняя дочь, но супруга не разрешает часто им общаться.
Крейг пытается узнать у Бобби, почему он оказался в больнице, но тот не хочет ему рассказывать. В один день Бобби решает вытащить парня на прогулку. Они переодеваются в медицинские халаты, подкупают охранника и отправляются в спортзал поиграть в баскетбол. Там Крейг вновь задает Бобби вопрос о причине пребывания его в психиатрической больнице. Оказывается, Бобби пытался шесть раз покончить жизнь самоубийством. Когда Крейг рассказывает Бобби, что пытался спрыгнуть с моста, Бобби отвечает, что если бы у него была такая жизнь, как у парня, такие друзья и такая семья, он бы ни за что так не поступил.
В больнице Крейг знакомится с девушкой Ноэль, которая также оказалась в лечебнице из-за попыток самоубийства. Они проводят вместе много времени, и вскоре парень понимает, что влюбился.
Перед тем, как попасть в больницу, Крейг считал, что он неудачник и его жизнь — сплошная катастрофа, но после выхода из лечебницы он понимает, что в мире существует множество людей, у которых гораздо более сложные проблемы, что он просто не ценил свою семью, дом и своих друзей. Парень начинает любить свою жизнь.

«Я подумала: если меня не будет, то и маме легче станет»

Автор много лет сам боролся с депрессией, подростком впервые оказался в клинике. Позитивный финал его романа напрочь стирает фраза о писателе в «Википедии»: «Покончил с собой после продолжительной депрессии 19 декабря 2013 года, в возрасте 32 лет, спрыгнув с крыши многоэтажного здания».
Адиб Хоррам, «Дарий Великий не в порядке»


Очень обнадеживающий и трогательный роман о подростке по имени Дарий. Он наполовину иранец — и сходство с тезкой-царем на этом заканчивается. Школьник подрабатывает в чайном магазине, смотрит с отцом «Звездный путь», терпит насмешки от сверстников и уже несколько лет принимает антидепрессанты. Неожиданная поездка в Иран изменит его представления о собственных возможностях, унаследованном диагнозе и вообще о том, кто он такой. Эта поддерживающая книга, где будет много отсылок к вселенной Стартрека, рассказов о разных видах чаев и о персидской культуре — не об остром эпизоде болезни, изменившем обычную реальность, а о повседневности с клинической депрессией: Дарий Великий не в порядке много из-за чего.
В двенадцать лет этому автору тоже поставили диагноз «клиническая депрессия». Четыре года ушло на подбор медикаментов для контроля симптомов — об этом Адиб Хоррам рассказывает в послесловии.

Мари-Од Мюрай, «Спаситель и сын».

Литературный сериал в четырех томах от прекрасной Мари-Од Мюрай повествует как о ментальных расстройствах, так и — в гораздо большей степени — психологических проблемах. Клинический психолог Спаситель Сент-Ив работает с очень разными пациентами. Среди причин, по которым к нему обращаются дети, подростки и взрослые, — селфхарм, гендерная дисфория, СДВГ, депрессия, буллинг, заикание, попытки суицида, проблемы в отношениях. В «Спасителе и сыне», где столько героев, столько и проблем, особенностей и диагнозов, Мюрай не ставит задачи сконцентрироваться на чем-то одном. Она специально показывает очень разные ситуации, чтобы читатели не только сочувствовали героям, но и узнали себя в некоторых из них: у всех людей в мире куда больше сходств, чем различий.
…………………………………………………………………………………………………….
Как видим, подростковый возраст является противоречивым и сложным периодом, в котором происходит множество физиологических, психологических, социальных перемен. Это кризисное, но ответственное время для личности ребенка, которое может резко поменять отношения между подростком и семьей, окружающим его миром.
О чём мы и узнаём из представленных литературных произведений.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.