Где ты, Саша Бондаренко?..

Любовь Цай


Где ты, Саша Бондаренко, мой одноклассник, с которым вместе мы учились в старших классах в том далеком селе в те далекие памятные годы? Какими дорогами ходишь? Чем занимаешься? На каком языке говоришь? Живешь ли в одной со мной стране или жизнь забросила тебя в какие-либо иные дали? Я пробовала найти тебя и в «Одноклассниках», и в «Контакте». Безуспешно. Можно себе представить, сколько на нашем земном шарике Александров с такой распространенной и известной фамилией Бондаренко!
Кем ты стал? Артистом? Нет, наверное, хотя мог бы. Почему с уверенностью говорю, что не артист? Да потому, что, если бы подался в артистическую братию, то уверена, что услышала бы о тебе, и тогда не пришлось бы мне сейчас задаваться вопросом, с которого я начала свое повествование.
Может быть, сейчас ты бизнесмен или врач, инженер или геолог. А может быть, следователь? Вот это подошло бы тебе. Уже тогда, в далекие семидесятые, ты понимал: тот, кто владеет информацией, тот владеет миром...
Итак, возвращаюсь мысленно в тот далекий год, когда судьба свела нас, юных пятнадцатилетних девчонок и мальчишек из окрестных сел в это большое село с цветистым и сочным названием Зеленовка. А славилось оно среди прочих близлежащих селений тем, что было оно по размерам побольше, чем раскинувшиеся рядом украинские, русские и болгарские села; лежало по обе стороны большой дороги – трассы, ведущей в областной центр. А еще оно могло похвастаться возвышающимся в самом центре села двухэтажным (!) Домом культуры, больницей (не амбулаторией!) с лечащими врачами, медсестрами, палатами и, конечно же, средней школой. Средней не в том смысле, что школа так себе. Здесь была лучшая в мире (может быть, кто-то обвинит меня в предвзятости, но я и правда так думаю – не зря же я в ней училась два года!) школа, в которой есть 9 и 10 классы – без них была невозможна даже мысль о будущем высшем образовании.
И вот настал торжественный день – 1 сентября. Тогда его еще не называли Днем знаний, но от этого торжественность его была не меньшей, чем нынешние праздники начала учебного года. Нас всех, прибывших из восьмилетних школ окрестных сел, «иностранцев» – так нас и называли в обиходной речи – собрали в 9-Б класс, в 9 же А классе учились местные ребята, зеленовцы. Буковка «Б» и означала, что мы – пришлые, не хозяева и должны знать свое место под солнцем, уважать свою привелигированную параллель, ценить их снисхождение и, если повезет, дружбу. На переменках слышны были разноязыкие разговоры, сопровождающие наше интернациональное содружество. Уже с первых дней мы быстро перезнакомились: вот Валя Т. и Люба Ш. из украинской Калиновки, Вася М., Гриша Д. – из болгарской Манойловки, Маша Г., Валя С., Толя Н. – из украинской Юрьевки, Зина К., Люба И., Маша Р. – из болгарской Петровки, Володя А., Оля Г. – из русской Панфиловки...
Среди нас – Саша Бондаренко из Юрьевки. Небольшого росточка, с выпуклыми глазами, юркий, веселый, артистичный. Если бы наблюдатель увидел сборище – в классе ли, во дворе ли – и понял, что там происходят какие-то диковинные и смешные вещи, значит, в центре сборища он, Саша. Глядя на него, мы покатывались со смеху, потому что даже если он ничего не говорил – нам было уже смешно. А как знаменито он свистел! Ни до этого, ни после я не видела и не слышала такого свиста. Почему не видела – поясню. Дело в том, что он с серьезнейшим выражением лица сооружал кукиш (от чего уже половина класса покатывалась со смеху), подносил ко рту выглядывающий из того самого кукиша большой палец, тонкий и длинный – и свистел... Конечно, кроме свиста он демонстрировал нам множество других своих веселых талантов. Он знал свои способности и с удовольствием смешил нас на переменках и, чего греха таить, иногда на уроках. Это были такие замечательные и очень нужные разрядки. И учителя не обижались на него, а очень даже с симпатией относились к Саше, конечно же, не подавая виду, что очарованы и покорены его артистизмом.
Сидел он за первой партой, а не за последней. И это говорило скорее в пользу того, что знания были для него не пустым звуком, а очень даже важным делом, коим он занимался вполне прилично, успевая тешить всех, иногда слегка хулиганя к общей радости одноклассников.
Учились мы во вторую смену, так как первая привелигированная смена была отдана – правильно поняли – местному классу с буковкой «А». За пять минут до начала уроков почти все в сборе. И начинается суета с рассаживанием по партам, доставанием учебников и других школьных принадлежностей. Класс шумит, как пчелиный улей – всюду слышны разговоры, вовсю идет обмен мнениями о прошедшем дне, о новостях, планах, увлечениях.
– Ой, а к нам сегодня приехала тета Света из Запорожья с двоюродным братом Ромкой. Ой, девчонки, видели бы вы, какую синюю кофточку она мне привезла!
– Мне сестра подарила пластинку с песнями Рафаэля. Такие песни законные! Слушаю не отрываясь, даже мама пригрозила разбить пластинку, если, как она выражается, об уроках не буду думать.
– А у нас в субботу вечер – брата в армию провожаем....
Замечу в скобках, что законные – значит на молодежном сленге того времени «очень хорошие», сейчас сказали бы: прикольные, клевые, суперовые. А Рафаэль – известный в свое время испанский певец с необычайно красивым голосом, его популярность обрушилась на огромный Советский Союз вместе с музыкальным фильмом «Пусть говорят».
Учитывая, что описываемые события происходили в эпоху стремительного внедрения в нашу жизнь шариковых ручек, среди реплик прозвучала однажды и такая:
– А мне моя сестра заправила в городе ампулы к шариковым ручкам. Думаете синим цветом? Вовсе нет. И оранжевым, и зеленым, и красным. Во!
А еще:
– На каникулах с родителями едем в город. Родственники обещали показать город, ДнепроГЭС, плотину, Хортицу с ее знаменитым дубом.
– Меня пригласила в гости моя подружка. В этот выходной едем к ней.
– Родители брату на день рождения подарили велик, «Орленок» называется. Чего бы себе такого выпросить у них? Может, магнитофон?
А спустя некоторое время счастливая обладательница магнитофона делилась с друзьями сногсшибательной новостью о сбывшейся в день рождения мечте. И одноклассники, у которых еще не было такого чуда, слушали восторженные рассказы о чудесном магнитофоне, на котором когда захочешь и сколько захочешь можно было воспроизводить любимую музыку.
На уроках физкультуры в теплое время года занимались на стадионе, на открытых площадках. Вот на этих уроках точно можно было болтать без умолку. И болтали. Мальчишки тоже.
– Дядя научил меня ездить на тракторе. Ух, как здорово! А еще обещал и на машине научить рулить.
– Я в журнале нашел рисунки с аккордами для шестиструнной гитары. Хочешь, вместе будем учиться играть?
Галдеж и трескотня унимаются в тот момент, когда в класс входит учитель. Как всегда, в любые 45 минут любого наугад взятого урока учитель пытается достучаться до наших юных сердец и мозгов, чтобы вложить в них то доброе и вечное, которое поможет нам в открывающейся перед нами жизни. Но эти 45 минут проходят, чтобы после перемены наступить опять и опять. А на переменке – святое дело – все тот же галдеж, перебежки, треп, новости.

Вот так незаметно, среди уроков и переменок, контрольных и экзаменов, каникул и школьных вечеров, первой юношеской влюбленности и переживаний пролетели два года учебы и наступил час последнего звонка, пора прощания со школой, с детством. После торжественной линейки все разбрелись по классам. И мы заняли места за своими привычными партами в своем родном классе. Все были в каком-то особенном меланхолическом настроении, девчонки поплакивали, мальчишки пытались шутить, но сквозь их шутки тоже проступали грустно-минорные нотки. И вдруг среди этого минора прозвучал голос Саши:
– Внимание!
Все встрепенулись, притихли и обратили свои взоры на говорящего. Он же, картинно подняв левую руку, шел к доске. В правой держал маленький блокнотик, который мы часто видели у него в руках и который, кажется, постоянно был при нем. Если не в руках, то в кармашке рубашки.
– Ну что, товарищи! В этот знаменательный день хочу сказать вам, что за эти два года, которые очень сроднили нас, мы очень многое узнали друг о друге. Ни для кого не секрет, кто лучше всех поет, решает математику, кто смел, кто ленив, кто влюблен, кто и почему грустен или весел. Но знаете ли вы, что на каждого из вас собрано досье вот в этой маленькой записной книжечке? С кого начнем? К примеру С Вали Т.
Итак, Валя Т, родилась 15 марта 195* года в селе Калиновка. Мать работает в магазине, отец – комбайнер. Старший брат Андрей живет в Волгограде, работает инженером на заводе. Старшая сестра учится в педагогическом институте на естественно-географическом факультете, живет в общежитии, что на улице Вишневой. Валя первой в классе начала выделять в тетрадках заголовки пастой разных цветов. потому что ее сестра-студентка регулярно снабжает ее стержнями к шариковым ручкам, причем цвета этих стержней самые невероятные – желтый, коричневый, бирюзовый. У кого еще увидишь такое?
– Брата Наташи С. призвали в армию в октябре 196* года, служил в летных войсках в Ивано-Франковске. После армии женился на девушке из своего села по имени Ольга. Тетя Светлана, сестра Наташиного отца, живет в областном центре. Наташа очень любит, когда тетя Света приезжает в гости, потому что всегда привозит сладости и подарки. Самый дорогой и ценный подарок за последний год – синяя кофточка по последней моде и маленькое серебряное колечко из настоящего ювелирного магазина.
Потом наступил черед Тани Д.:
– К шестнадцатилетию родители купили Тане магнитофон «Весна», целых 160 рэ стоит. А на день рождения в прошлом году ее братишке купили велосипед марки «Орленок», цена – 40 рэ. В ноябре всей они семьей ездили в Запорожье. Были на Хортице. Таня сфотографировалась рядом с дубом-великаном, деревом, которое помнит славу запорожских казаков.
А сейчас про Любу И.:
– В октябре этого года Люба составила головоломку и отправила ее в редакцию областной газеты. Через месяц получила письмо с пожеланиями творческих успехов и извещением о невозможности опубликовать головоломку в газете, так как она (головоломка) должна быть исполнена тушью на листе формата А4. А Люба это сделала на обычном клетчатом листке из школьной тетрадки....
Все обомлели. Никто даже не мог предположить, что все обрывки фраз, разговоров, которые когда-либо в эти два года коснулись ушей Саши Бондаренко, осели условными значками в его маленьком блокнотике, чтобы сплестись в целый рассказ, который ждал своего часа в этот день расставания. И рассказ этот достиг своей цели – сразил своего главного героя – каждого из нас, таких разных по характеру, по языку, по темпераменту.
И, не сговариваясь, мы все дружно зааплодировали Саше, нашему однокласснику, находчивому, веселому и сообразительному мальчишке, без которого воспоминания о нашем классе просто тускнеют.
Хочется верить, что этот мальчишка стал хорошим человеком, нужным и востребованным во взрослой жизни. И что умения и таланты его не пропали даром, а приносят пользу тем, кому в жизни посчастливилось быть рядом с таким интересным и талантливым человеком, как Саша Бондаренко.

Комментарии 3

Редактор от 10 января 2011 22:58
Мило, мягко, доверительно. Трепетные воспоминания всегда находят отклик в сердце слушателя или читателя. С уважением, А. Е.
NMavrodi от 13 января 2011 14:36

Ностальгически тепло и очень интересно. Спасибо!

 

С уважением, Н. Мавроди.

Спасибо за внимание и добрые слова.
С уважением
Л.Цай
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.