Святая Вышина Лидии Лазор

Николай Евдокимов
Святая Вышина Лидии Лазор

Вышла из печати новая двадцать шестая книга поэтических произведений хорошо известной далеко за пределами Украины поэтессы Лидии Ивановны Лазор. О ее незаурядном поэтическом таланте, умении проторять тропы в душах и сердцах читателей к Вседержателю Вселенной – Господу Богу, писали многие - писатели и поэты, философы и филологи. Все они единодушно отмечали верность Л.И. Лазор основной своей теме – прославлению неисповедимых путей Всевышнего, даровавшего нам осознанную жизнь на красивейшей планете по имени Земля. В ответ каждый из нас, по глубоко осознанной мысли поэтессы, призван возносить благодарственные молитвы Отцу-созидателю, Его сыну и Святому духу, просить их и Божьих Святителей наставить на стежку добра и простить наши явные и неявные прегрешения. Данный лейтмотив отчетливо звучит и в новой книге Лидии Ивановны.
На страницах издания поэтесса и ее лирическая героиня (в поэзии Лазор они слиты воедино) часто выражают свой сложный внутренний мир, свои надежды и тревоги емкими, идущими от всего сердца откровенными словами:
Генералом быть хотела,
Генералом стала я,
И стихов путь одолела,
Их душой люблю, друзья.

О сложных вопросах бытия, жизненных устремлениях (ну, кто из нас рядовых не стремится в генералы?!) сказано поразительно ёмко и веско, а главное – правдиво! На первый взгляд может показаться, что лирической героине тщетны высокие посты и звания, но уже следующее ее заключение о том, что она «И стихов путь одолела», а не в генеральском чине объясняет ее неземную любовь к поэзии, стихам, в которых она часто достигает Святой Вышины (пространства и расстояния от Земли до самого Небесного Вседержателя):
Грусть великая вбежала,
Камнем тяжким давит грудь,
И душа молиться стала,
К Богу простирая путь.

Известно, что когда душа молится, она взрослеет, а с ней взрослеет и все естество человека. Во время молитвы он просветляется, а светлый человек – начало начал всякого созидания, творения – будь то стихотворение или роза из золота.
На эту тему можно писать целые трактаты, объясняя, что стихи и пишутся тогда, когда сердце влекущее ноет и просит веского слова и рифмы и от этой изнуряющей добровольной каторги поэт уже нигде не может скрыться. Он, словно младенец, приходит в восторг, когда каждое удачное слово, рожденное в потаенном сознании, вдруг окрыляет и трепетно возвышает все его существо! Вот, в такие мгновения и происходит взросление души поэта, его естества.
Так происходит и с лирической героиней Лидии Лазор, когда она говорит:
Стихи, друг, разные ложатся,
Ты их по зову выбирай:
Одни в любви спешат купаться,
В других путь к Богу принимай.

Так и есть! Все это прекрасно подтверждается в разнообразных жанрах поэтических произведений новой книги. В ней представлены три поэмы на актуальные для нашего времени темы: о необходимости возвышения наших душ и сердец, на примере жизнедеятельности Великих Чудотворцев и Пресвятой Богородицы, а также студенческой любви и дружбе, о разноликости наших дорог и судеб…
Читая новые стихи и поэмы Лидии Ивановны, приходишь к убеждению, что самым сокровенным ее желанием являются не почести и награды (хотя их у нее хватит на троих!), а стремление поэтически восторженно воспевать торжество Творца, полнее выражать глубину своего внутреннего мира, раз и навсегда впустившего в себя Созидателя Небесного. Кроме того, более открыто высказывать свое отношение к прошлому и настоящему двух своих Родин – России и Украины, к тем историческим событиям, которые определяют и сегодня судьбы двух братских народов – украинского и русского и конечно же, к тем историческим лицам, которые сыграли и продолжают играть в этих судьбах определяющую роль духовного начала человеческого бытия. Ближе к духовному миру поэтессы Святые Пастыри Православные, которые еще при жизни обрели, благодаря неустанным молитвам, Благодать Божью и теперь несут всем страждущим исцеление их душам и телам. Вот почему первые две поэмы новой книги посвящены преподобному Серафиму Саровскому и Афанасию, Патриарху Константинопольскому, показавшим пример стойкости и благочестия, несокрушимой Веры во Всевышнего Господа Бога, предопределяющего судьбы не только отдельно взятых людей, но и целых народов. Поэтесса мастерски показывает, что только при условии глубочайшей Веры в Его милосердие и прощение, Его святое покровительство и наставление на путь служения Истине, эти два неутомимых православных деятеля обрели Божью Благодать и своими чудотворными деяниями проложили путь к Господу Богу многим страждущим душам и сердцам. Это общее, что объединяет поэмы. Но есть и различия.
Во-первых, поэма о Саровском родилась у поэтессы не после чтения Священных писаний о нем (а их много!), а в связи с непроходящей болью, что носила она в сердце своем. И дала Господу Богу и его Святителю Соровскому обет:
Коль муки во мне оскудеют –
То людям об этом скажу,
Коль молитвы боль одолеют –
То поэму о нем напишу.

И чудо! После Пасхального Поста, когда дней пять героиня и воды не пила, и все время настойчиво молилась Чудотворцу Серафиму:
И чудо… Вдруг боли не стало,
Тошноту как сняли рукой,
Засохло мучения жало,
Я стала совсем не больной.

И еще сердце поэтессы просит сказать:
Ты прости, Чудотворец, за смелость,
Что решила вот так написать,
И открытость строфы неумелость,
Что позволила здесь я являть…

Стихи чудесны! Чудотворец не только простил, но и вдохновил! Образ Саровского – Великого мученика за Веру, встает со страниц поэмы весомо, зримо. Бес, дьявол, недобрые люди жестоко испытывали Святого, но он остался непреклонным в своем служении Всевышнему и Бог ему чудо вручил:
И дал исцеленья свободу,
Стезю врачеванья открыл,
Он нес облегченье народу,
Для спасения тропку явил.
И затем утверждает автор:
И меня вот он грешную слышит,
Как сказала, приходит ко мне,
Его путь по молитвам к нам вышит,
Простираясь в Святой Вышине…

В Святой Вышине поэтесса слагает поэмы, стихи «про путь людской», которых, по ее образному выражению, написана уже «целая арба». Так личное, житейское поэтессы, переплетаясь с возвышенным описанием тернистого пути Саровского, делают поэму образцом для других поэтов, которые когда-либо возьмутся за трудное дело возвеличивания пастырей духовных. Поверьте: задача эта крайне сложная. Здесь главное – не переступить грань соотношения Святых Проявлений и земных повседневных дел и забот. К чести Лидии Ивановны, с этой задачей она успешно справилась и в заключении поэмы уже просит оправданно у Всевышнего не только за себя, но и за всех нас смертных:
Низко кланяюсь зовом смиренья,
Вновь прошу всех нас грешных простить,
Ниспошли Ты нам, Боже, прозренья,
Чтоб Саровский нас смог отмолить…

Вся поэма как будто написана на одном дыхании. Она и читается так же с интересом на одном дыхании!
Во-вторых, в отличие от этой поэмы, в какой-то мере внутренней исповеди автора, поэма об Афанасии, Патриархе Константинопольском пронизана тревогой и болью поэтессы за судьбу Православной Церкви, украинского и русского народов. В ней гражданский пафос настолько возвышен, что невольно приходишь к мысли: правы те историки, которые утверждают, что человеческое общество развивается по спирали. Что было, то и будет при развитии цивилизации. Эта мысль четко прослеживается в поэме о Патриархе. Прекрасно образованный и хорошо воспитанный в состоятельной семье, Афанасий избирает, однако, путь Богослова:
И образ инока он видел,
В себе монаха путь растил,
Отца, казалось, что обидел,
Ведь тропку тот не ту стелил…

И далее поэтесса умело проводит параллель между бессеребренником Афанасием, отказавшегося во имя беззаветного служения Всевышнему не только от всех материальных благ, но даже от любви, как вначале казалось ему, к благовоспитанной девушке и современными толстосумами, которые ради денег, личного обогащения «мать родную продадут». А были и такие, кто, проповедуя безбожие, громили храмы, разрушали усыпальницы пастырей, как это случилось с мощами Святителя Афанасия, погребенным в Украине:
И наш народ в печали стонет,
По миру рыщет он с сумой,
Лишь олигарх себя покоит,
Ему народ свой стал чужой…

И потому поэтесса, припадая, Господа просит простить тех, кто не веруя, творит зло. А Святителя Афанасия она буквально взывает «о нас Всевышнего молить…»
Следующая «Поэма о студенческой любви» полна света и восторга в тех ее местах, где речь идет о бескорыстии, о глубоком любовном влечении юных девчат и ребят и полна ненависти к пороку, обману и похоти… Нет сомнения, что эта поэма будет с благодарностью к ее автору встречена в студенческих, молодежных аудиториях. Ее можно читать вслух по ролям, по ней можно ставить спектакли, ведь она заканчивается желанной свадьбой:
Кричат им «Горько», как ведется,
И славят Господа Творца,
Им путь венчаньем улыбнется,
В котором глубина венца…

Особо хочется отметить помещенные в новой книге «Изюминки» - четверостишья на самые разные темы, но объединенные одной идеей – нескрываемой любовью поэтессы к народной мудрой присказке-изюминке с бойким напевом:
Стих лазурностью сверкает,
Лучезарностью блестит,
Нежно сердце обнимает,
В нем временем звезда горит…

Верной осталась Лидия Ивановна и своему шутливому жанру – шаржу на коллег, близких друзей и родных. В новой книге новые «герои» от профессоров, доцентов Далевского университета до внуков поэтессы – студентов. Чтобы насладиться всей прелестью жанра шаржа, надо прочесть их все в оригинале. Вот лишь один из них – на внука Ванюшку, который вместо учебы на юридическом факультете (под «крылышком бабушки») избрал вуз культуры и искусств, где постигает музыку на дисках – норовит стать режиссером, на что последовали строки бабуси:
Значит, внучек, две нагрузки,
Будешь на плечах нести,
А иначе от бабуси
Себя в дисках не спасти.

Значит, второй его профессией должна стать юриспруденция, которой бабушка посвятила всю жизнь и стала деканом юридического факультета Восточноукраинского национального университета им. В. Даля, доктором юридических наук, профессором…
… Так от книги к книге растет популярность их автора – замечательного тонкого лирика, певца Божьей Благодати, мастера глубоко психологических поэм, борца за Православие на Святой Руси от Киева до Владивостока – Лидии Ивановны Лазор – Кавалера Ордена Равноапостольного князя Владимира Великого. Ведомая рукой Всевышнего Творца, она настойчиво просвещает наши души и сердца, наполняя их до краев любовью и надеждой на лучшие времена:
Полежат мои книги тоскливо,
Дожидаясь своей чреды,
А потом улыбнутся всем мило
И в веках станут сердцем цвести…
Смею уверять, что они уже и сегодня ярко цветут в сердцах благодарных читателей разных поколений.
В заключение, сердечно желаю нашей несравненной поэтессе, замечательной женщине-труженице и крупному ведущему ученому, чтобы и впредь в ее книгах душа рдела Божьи Светом, освещая красоту, чтобы никогда она и ее нежная душа не хранили немоту.
Николай Евдокимов
зав. кафедрой истории Украины Восточноукраинского
национального университета
им. В. Даля, профессор, доктор исторических наук,
член Национального союза журналистов Украины
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.