Поэтесса, ведомая рукой Творца

Николай Евдокимов

Поэтесса, ведомая рукой Творца

Древние греки справедливо утверждали, что сама женщина – это поэзия жизни, которую одною бывает жизнь красна. Вдвойне красива жизнь, если ее воспевает женщина – поэт. Она как бы дарит всем нам букет душевного цветения: // Запросилась душа на свободу // Птицей солнечной хочет лететь, // Не страшаясь ни какой непогоды, // Цветью радуги сердце обнять.
Эти легкие, крылатые строки из воздушного стихотворения «Счастья окно» принадлежит несравненной поэтессе Лидии Ивановне Лазор, ведомой на Поэтический Олимп рукой Всевышнего Творца: // И парит в неизведанной дали, // Раскрывая в мир счастья окно, - // Сбросив в бездну тоску и печали, // И вкусив небосвода вино. Что за прелесть полета образной мысли, которая мгновенно погружается в бездну тоски и печали и тут же возносится на небосвод и дух захватывает от внезапного вознесения!? Так может писать только женщина, осознавая себя источником сладостной мечты, соцветием святых желаний и образом яркой красоты.
Женщина в стихах Лидии Ивановны всегда подарок благословенной природы: // Тебя природа наградила. // Дала исток тебе тепла, // И первозданность подарила, // И вечный мир в тебя внесла. // Ты есть сосуд благоуханный, источник сладостной мечты, // В тебе соцветие желаний и образ яркой красоты.
Вновь и вновь перечитывая крылатые строки стихов Л. Лазор, всякий раз поражаешься, ну как из сельской босоногой девчонки, выросшей на берегах Волги в полуголодные послевоенные годы, получилась знаменитая сегодня от Днепра и Волги до Енисея замечательная поэтесса?! Очевидно, что вел ее по стезе творчества и в годы поиска своего места на необъятных просторах огромной некогда страны, как бы строящей светлое и прекрасное будущее, и в годы выбора необычной для будущей поэтессы профессии – юриста, Всевышний Вседержатель. Он вершитель наших судеб. Но без труда в поте лица судьба вянет.
Мне, в прошлом журналисту, не с руки слишком распространяться в разборе стихотворений Лидии Лазор; вопрос обширный и требует, на мой взгляд, специального литературного образования, навыков рецензирования произведений поэта как прошедших эпох так и пишущих стихи сегодня – на перломе двух эпох, двух общественно-политических формаций, связавших нас непрекращающейся борьбой за средства производства, собственность и принципы распределения народных достояний и материальных благ. Есть поэты, которые, побывав в Киеве на площади Незалежності во время «оранжевой революции», как попугаи, зациклились на так называемой национальной идее, и с утра до вечера слагают стихи правильные по форме и совершенно пустые по идее, если иметь в виду не их личные блага – стремление к наградам – орденам и медалям, а также к выступлениям пред совершенно равнодушной аудиторией, которой чужды и националистическая идея с ее героями-фашистами и которая возносится горе-поэтами «оранжевого» цвета выше всех мировых идей.
Л. Лазор советует таким:
Хочешь мудрым казаться?
Нос по ветру держи,
Сумей с лестью обняться –
Строчки ею пиши…
Хочешь к власти пробраться?
Мешки денег иметь,
С честью можешь распрощаться –
В тебе смолкнет Орфей…

И рядом с такими «мудрецами» возвышаются поэты, произведения которых обстоятельства их жизни сообщают тот или другой характер, но на их творческий талант они не имеют никакого влияния: это художники от природы, талант которым дан Творцом. Это Он ведет их по житейской стези. Это Он помогает им властвовать над обстоятельствами, общими внешними формами, свойственными их веку и их народу, воспевают идеи, общие всем векам и всем народам. О чем, к примеру, поет душа Лидии Лазор?! О вечных и непреходящих истинах: о вере в Господа Бога, о Родине – том месте, где родилась и выросла, о Родине – новой стране Украине, связанной с поэтессой неразрывностью судеб, о вечном и преходящем для любого здравомыслящего человека – любви к тем, кто подарил нам жизнь, кто вынянчил и выкормил нас хлебом, не раз политого потом и кровью – своим родителям, отцу и матери. Прочтите ее стихи «Мама», «Папа», «Село детства», «Дружба» и другие и вы, дорогой читатель окунетесь в безбрежное всепоглощающее чувство дочерней благодарности родным и близким:
А мама с нежностью обнимет,
Рассказ приемлет всей душой,
С него печали сердцем снимет,
Укрыв невзгодушку собой.

Но мама не только оберегает то невзгод, она сердечный наставник и советник:
И скажет: «Горюшко стучится,
Чтоб наши доли волновать,
Но вот любви оно боится,
Умей по жизни с ней шагать…»

Материнский совет пал на благодатную почву высокой души поэтессы. На крыльях любви она воспарила над миром. Его она видит не в оранжевом свете, а во всех грехах ХХI века.
Часто, очень часто дочери не внемлют советам матерей и в двадцать лет увядают от заграничной сигареты, наркотиков и блуда:
Мать к блуднице в слезах припала
И просит горестной помочь,
Напрасно к совести взывала –
погибла в блуде ее дочь

«Блуд».
Настала полоса бездуховности, кичливости, самовосхваления и безудержной попсы: // Полоса попсы настала, // Люди думать не хотят, // С пяти слов, одной октавы // Слушать песенки хотят. // И хохочут от услады, // Пустословие кричат, // И угарностью бравады // Ад безумия вершат.
Душа поэтессы не желает мириться с миром насилия и фашистским разгулом, унесшим в раннем детстве, в годы Великой Отечественной войны ее любимого отца:
Мне слово «папа» как чужое,
Сплошная боль разлита в нем,
Но как хотелось, чтоб родное
Звучало в сердце бы моем…
И «папа» громко, всей душою,
С любовью сладостно сказать,
Не на портрете быть родною,
А принародно с тобою встать…

«Папа».
Встать там, где // И дом, березкою согретый, // Трава, роскошностью своей, // Садок, соловушкой воспетый, // И Волга в россыпи огней.. – это земля родная для поэтессы, это ее родимый край: // Хочу припасть к тебе душою, // Земля моя, родимый край! // Всем сердцем быть тебе родною - // Меня ты, Русь, не забывай!
Русь из покон веков не забывает своих славных сынов и дочерей и Покровом Святой Богородицы укрывает всех, кто устремляет свой взор, как это сделал в свое славное время храбрый гетман Украины Богдан Хмельницкий. И у Лидии Лазор как и у предводителя Запорожского казачества две Родины: Россия и Украина. // Слався, рідна Україно! – вдохновенно восклицает поэтесса и продолжает // Дзвони, Вітчизно ти натхненням, //До щастя душеньку неси, //Рви грони радості горінням, // В країні величчю живи! // Слався, рідна Україна! // І мужній, міцній в роках! Духом святості ти сильна // Слався доблістю в віках!
Эти слова своеобразного гимна свободной Украины. И если когда-нибудь возникнет потребность у ее народа в новом гимне – он уже написан незаурядной поэтессой, современным ученым, женщиной мира, и любви, стпень за ступенью постигающей Благодать Божью: // В Бога не верят те кто недалекий // Или смутьян, душою безокий, // Коль не увидел земли благодать / И чудо, что может Всесущий давать…
В поэтическом восторге Лидия Лазор раскрывается полно и зримо и о своей поэтической душе рассказывает откровенно и призывно: и как ввысь она попасть стремится, где реет Божья благодать, и как там в счастье утопает, не зная тяжести оков, в молитвах дня благоухает, познав роскошность Божьих слов. Познав Света Вечность, поэтесса уверенно идет земной стезей, радуя своих многочисленных поклонников, сотрудников по далевскому университету, коллег-юристов во многих странах СНГ и дальнего Зарубежья. Ведомая рукой Всевышнего творца, Лидия Лазор всемерно вселяет в наши сердца Веру, Надежду, Любовь.
На днях вышла новая 26-ая по счету объемная книга изящных поэтических произведений доктора юридических наук, профессора, декана юридического факультета Восточноукраинского национального университета им. В. Даля видного ученого Украины Л.И. Лазор «Пути милосердия», в которой представлены глубокие по философско-религиозной идее две поэмы на актуальные для нашего бытия и времени темы: о необходимости возвышения наших душ и сердец на примере служения Господу богу Великих чудотворцев Серафима Саровского и Афанасия Патриарха Константинопольского, проявивших стойкость в труднейших житейских обстоятельствах, оставвшихся с несокрушимой Верой в благодать Всевышнего.
Поэтесса мастерски показала, что только при условии глубочайшей веры в Его милосердие, Величие и прощение, Его святое покровительство и наставление смертных на путь служения Истине Серафим Саровский и Афанасий Константинопольский – эти два неутомимых в делах Господних православных деятеля обрели Божью Благодать и своими чудотворными деяниями проложили тропы к Господу Богу многим страждущим людям, их душам и сердцам. Это общее, что объединяет поэмы.
Впервые Лидия Ивановна обратилась к образу Родительницы сына Господа Бога – Иисуса Христа Богородице и посвятила ей целый раздел в книге. Третья поэма посвящена светской жизни и «носит привлекательное название» – «Поэма о студенческой любви». Она полна света и восторга в тех ее местах, где речь идет о бескорыстии, глубоком любовном влечении юных девчат и ребят и полна ненависти к обману, похоти и пороку. Оканчивается поэма как во всех добротных пьесах о молодом поколении желанной свадьбой:
Кричат им «Горько» как ведется,
И славят Господа Творца,
Им путь венчаньем улыбнется,
В котором глубина венца…

Впервые в новой книге Лидия Ивановна обратилась к жанру четверостиший на все случаи жизни. «Изюминки» – так назван следующий раздел издания. Они объединены единой идеей – нескрываемой любовью поэтессы к народной мудрой изюминке – присказке с бойким напевом : // «Стих лазурностью сверкает // Лучезарностью блестит // Нежно сердце обнимает, / В нем времен звезда горит»
Верной осталась Лидия Ивановна и своему шутливому жанру – шаржу на коллег по Далевскому университету, друзей, близких и родных людей. В новой книге – новые «герои» от профессоров, доцентов до внука поэтессы - студента. Чтобы насладиться всей прелестью стихов всех жанров книги, надо ее прочесть в оригинале. Тогда читатель вместе с нами, несомненно убедится, что луганская поэтесса Л.И. Лазор свято чтит великую славянскую культуру и Православную Церковь.


Николай Евдокимов

член Национального союза
журналистов Украины, доктор исторических наук.

 

Комментарии 1

Рената
Рената от 4 мая 2012 13:02
Несколько цитат из "Поэмы о студенческой любви"

... Что разговор полился бойкий,
Любви касался озорной,
И стержень жизни мялся бойкий
В пучине ласки молодой.
Это описание любовной страсти на пикнике....

А там Роман сидел в машине,
В боль вдавленный со всех сторон,
Лишь руль висит на пуповине,
Как будто издавая стон.
Булгаков писал о поэте Бездомном: "Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать..."
Здесь нечто похожее на это.  Руль, пуповина, стон... Кто висит? Что издает?

И метров сорок добиралась,
Не раз сознание теряв,
И вот машина показалась,
Но мимо от нее промчав.
Может ли русский язык терпеть такие издевательства над собой?

Но вот профессор появился,
Весь важный, строгонький на вид,
Но все ж в студентов он влюбился,
К тому же был и их он гид.
Это уже о преподавателе...

В прозрениях она очнулась,
А тут и Света забегла,
И в туфли новые обулась,
Что вчера Тома принесла.
Словари распахнулись в ожидании нового слова ЗАБЕГЛА...

И это  поэзия???

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.