Светлой памяти Стаса Бойко посвящается
Поэт – есть мир, одним объятый человеком.
В.Гюго
Творческое пространство поэтессы Светланы Остров предстает перед читателем книги «Отражение» в драматически напряженном и, в то же время, художественно-философском свете.
«Корабли любимых отражений
Мы ведем упрямо в гавань лет,
Но сжигает, сделав их мишенью,
Время, словно древний Архимед.
Светлана Остров (Приходько) родилась в семье металлурга-прокатчика, в прошлом, студента философского факультета Ленинградского университета, участника войны, и учительницы русского языка, профессионального филолога. Увлечения родителей сельским хозяйством, садоводством, рыбной ловлей, большая отцовская библиотека, где настольными книгами были «Божественная комедия» Данте Алигъери, труды Декарта, произведения Есенина и Маяковского, привнесли в сознание девочки склонность к образному восприятию.
С одной стороны, внутренний мир поэтессы, оттесненный атрибутами детства – емок и сложен:
Катится робко резиновый мячик,
Гравием тихо шурша.
Бью и пинаю мгновения – скачет
душа
В миг разноцветный, взлетает и виснет
С крыши моей леденцом,
Фантик раскрасил малиновым смыслом
крыльцо.
Мячик плывет по купели заката
К створкам седым бытия,
Нет ему дела, что небо распято,
как я...
С другой она – в нем, неотъемлемая частица живой природы, «звук» и «вкус».
« Как прикоснуться мне к лучу?
Единственный зажат меж пальцев звук,
Я погружаюсь и… лечу
Случайным вздохом, ожиданьем рук
Впиваюсь в сумерек супонь,
А по загривку вечера закат
Стекает, шелестя: «Не тронь
Любви червленой стынущую прядь!
Человек и природа в лирических произведениях Светланы Остров сосуществуют в духовном единстве. Она поверяет себя ею. Природное олицетворяется, является поводом для раздумий и осмысления мировоззренческих вопросов о сущности человека, взаимосвязи его с миром.
«Дыханье пирога по дому… Мама!
Идет навстречу и через порог,
Обнимет , и… я стану самой-самой
Вновь…»маленькой», «дочуркой», хоть чуток!
Тематический диапазон поэтессы широк. Архимед, каменные бабы, казак Голота, рыцарь, забрало, сбруя, рольганг, сляб металла, ладони в мозолях, блейзер, визажист, мундир, лодка, кеды... Предметы и реалии культурного обихода нужны поэтессе для создания невымышленного образа, создаваемого ею
«Узловатые руки, ладони в мозолях не в чести
Нынче в ней экстремальный…
Playboy. Вьюге, крутого, как память посола
Расскажу о мужском идеале.
Попрошу безнадежно у ней по секрету
Поубавить свой вой заунывный
По отцовской душе:
Сляб, в печах разогретый,
И сегодня спешит непрерывно
Стать листом сортового стального металла,
На рольганге дорог – безупречным,
Как отец…»
И все же, на мой взгляд, Светлана пишет в ключе «эстетического аутсайда». Романтически восторженная, она, оставаясь верной институции прекрасного, измеряет предмет описания своей системой духовных ценностей и приоритетов, используя механизмы «художественного андеграунда», сдвиги узнаваемых стилей, культурных кодов, сложную ассоциативность.
«Вверх
дном
мир!
Снег –
в ком!
Дыр
Жгуче-колючий замес
В доме моем и окрест.
Полисемантизм, диалог и словесный жест гармонично уживаются с романтическим содержанием, как в произведениях интимной лирики:
«Прости, я покидаю берег твой,
Объятья, нежный шепот, поцелуи…
Я по тебе, конечно, затоскую,
По звону шпор и меди теплой сбруи,
И ветру звезд над головой…»
так и гражданской:
«Почерневший барак вдов
На поверку стоит в строчку.
– Я могу еще… дать кровь.
И конфету палач молча
Прячет…– Мам, поживем, слышь? –
Я украдкой шепчу в небо.
Там веселый кричит стриж,
Полететь бы за ним, следом.
И прощай гетто! И – в степь…
Интересно, что в произведениях из цикла «Славянские мотивы» ей удалось остаться верной избранной новационной манере, несмотря на обилие славянизмов:
«Слышите, плачет кто-то? Горек музейный плен,
Брошенная безвинно
В темный мешок суглинный,
Ропщет душа Голоты средь омертвевших стен.
Исторический факт, связанный с именем Степана Разина, и действительной традицией крещения детей в Сечи казацким атаманом, не только обыгрывается поэтессой в сюжете, но и получает свое продолжение в образе каменной бабы.
Своеобразие поэзии Светланы Остров в том и состоит, что в одном лице она – поэтесса-филолог и поэтесса-философ, а еще – поэтесса-переводчик.
Думаю, что не случаен ее выбор стихотворений английских поэтов Р. Браунинга, А.Л. Теннисона, К.Д. Россетти, Э.А.Робинсона для перевода. Каждый по своему и в свое время отдал дань романтической традиции.
Поэтика литераторов, живших на рубеже ХІХ-ХХ столетий, отличалась оригинальностью образов, ритмическим новаторством, умелым чередованием гармонии и диссонанса. Естественность языка, глубокий психологизм и философская насыщенность мысли, как стилевые черты, близки по характеру поэтическому перу Светланы Остров.
Книга является своеобразным Отражением нескольких лет творческого поиска и работы поэтов Светланы Остров и Стаса Бойко.
От души желаю автору еще много новых замечательных книг, а читателям – радости от встречи с её оригинальным поэтическим миром.
Владимир Спектор
«Знаешь, мы будем все делать вместе», –
Как-то сказал мне ты.
Станиславу Бойко,
поэту, переводчику, члену Межрегионального союза писателей и Конгресса литераторов Украины, более чем другу, учителю и супругу, но человеку, подарившему мне мир, берущий начало от сокровенного истока вдохновения с коротким названием «Мы».
Ищите, да обрящете»,
Такое случается однажды.
Светлана Остров
Отражение
Корабли любимых отражений
Мы ведем упрямо в гавань лет,
Но сжигает, сделав их мишенью,
Время, словно древний Архимед.
Отглянцует щит судьбы до блеска,
Отзеркалит годы на двоих,
Только мне с тобой в галере тесной
Все ж проплыть под парусом любви.
Жить … Наука, ремесло, удача? –
Не сказал мудрец из Сиракуз.
Только мне с тобою, не иначе,
Тот огонь попробовать на вкус.
Зазеркалье счастья вне законов,
Тайный скит Творца и палача.
Только б мне с тобой сгорать влюблено
Отраженьем, тающим в свечах.
Весна. 6 марта 2005 г.
На ветру снег летит огромными хлопьями
и тает. Я стою на остановке такси.
Ты должен приехать из Днепропетровска…
Я где-то в подсознании, читая письма,
уже нарисовала твой портрет и жду …
своего Героя.
На обратной стороне улицы останавливается
маршрутка. Выходят пассажиры. Тебя нет.
Такси плавно отчаливает в зиму,
разгоняя крутые волны.
На остановке стоит среднего роста парень,
в кепке и курточке нараспах. Оглядывается,
с каждым новым порывом ветра уверенно
превращаясь… в Адмирала серо-белого,
клокочущего пространства.
Последний снег
Ты вышел из такси, сменив на вахте
Всех тех, кто в эту зиму шел и плыл,
Снег начал с ног, но, оценив характер,
Погоны Адмирала прилепил.
Чтоб из глубин пурги твоя ундина
Глаз не смогла отвесть, он, визажист,
Твой блейзер отработал до мундира
И нарастил усы, авангардист!
Он вылюбил кокарду, оторочку,
Напудрил аксельбанты добела,
И та, которую ты знал заочно,
В восторге, не робея, подошла...
Весенняя карусель
Бедово и звонко
в линялой кофтёнке
Весна завела карусель:
Пустила по кругу,
звенящих друг в друге,
И солнце, и птичью свирель –
Тебя и меня,
Мы сбежали от мамы
В раскрошенный вальс абрикос,
Недолгий, беспечный,
навстречу, навстречу,
Он кружит и вьюжит всерьез.
Над нами, под нами,
лукаво шаманит
Зеленой, колючей волной,
Проспавшая утро
у теплой запруды,
Хмельная, как счастье, любовь.
И губы, и руки
от страха разлуки
Едины в полете. Самих
Нас нет! Отрешенно
вторят полутоном,
Они – безмятежности миг.
Разорванным нервом
в последний, как в первый,
Дрожат, безрассудно нежны.
Ах, только б по кругу
с певучею вьюгой
Лететь от весны до весны!
Соколиная любовь
Май – под уздцы. Чу, бубенцы -
Взмывает сердце-кречет!
Ему не вновь – с небес – в любовь,
Затравлен в напуск вечер.
Без долгих мук зашло на круг
Сердечко над полынью –
Закат до пят огнем разъят!
Что ж пахнет горькой синью?
Рубцы да путцы-ременцы
В руке зажав привычно,
Бреду весной одна домой,
Сокольница – добыча...
Неугомонный менестрель
Вечер опустился, крылья смежив,
Птицей в померанцевый ковыль,
Распылив тревоги безмятежно
В Мироздании на сотню миль.
Оглушив пространство телефона
Шумом крыльев сизых голубей,
Он воркует, нежный и влюбленный,
День и ночь под крышею моей.
Визави, отбившийся от стаи,
Послан мне в награду, и любя,
Я шепчу беспечно: "Полетаем
Хоть немножко рядышком…С тебя
Нарисую небо! Быстротечен
Наш рассвет ... Я верую в свирель
С песнею, единственной и вечной,
Мой неугомонный менестрель!"
Покуда расцветают в небе звезды
сонет
Бутоны звезд раскрылись в небе позднем,
Дрожа, любовью пахнут, как цветы,
Но тропы млечной полночи пусты?
И не звенят Сатурновы полозья.
Я жду весны. В дыхании морозном
Её шаги загадочно чисты:
Рассыпал март снежинки суеты,
А бусинки капели виртуозно
Он нанизал на нить былых обид,
В огонь надежды бросил и кружит...
Вещун, парящий на крылах предгрозий,
Обнимет нежно камень мокрых плит...
Пускай на счастье нас благословит,
Покуда расцветают в небе звезды!
Твои глаза
Твои глаза в пушистом обрамленьи –
Два тихих омута одной реки,
Являются лукавым приведеньем,
Пугая расстоянием руки.
Толпой незнаемы и на безлюдье,
Мерцая опереньем лозняка,
Влекут к себе чудесные запруды,
Меня... Солоноватые слегка.
Мой Серебряный князь
Кто сказал, что бедна я с тобою
И в карманах у нас ни рубля?
Погляди, златом-серебром кроет
Щедро осень тебя и меня.
И червонно дождями вскипает
Под ногами надежда, даря
Вновь мечтою, с последнею стаей
Ввысь, с откосов седых октября,
Поднимается, кружит. Мой нежный,
Путь в безвременье нынче для нас.
Улетим вслед за страстью в безбрежность,
Поскорей, мой Серебряный князь!
Натяну на дорожные пяльцы
Полотняного неба абрис -
Мне, болезной, не вышить во святцах
Ни строки лет, что сотканы из
Счастья. Как же, ну как же мы жили,
Скарабеями злато копя?!
И рассвет был охоч до... и жилист.
Только всё без тебя..., без тебя...
Снежное пророчество
Неуловимо вплетает пророчество
В тишь снег.
На перекрестке, горбатом и скорченном,
Слеп, пег.
Что он вещует двоим, заколоченным
В ночь-склеп?
Мягко вминает фонарь на обочине
Звук в креп.
Шепот, дыхание, пальцев смятение,
Губ мед,
Плоскость дороги в безумном свечении,
Страсть - влёт.
Тонкою змейкой вползает на плечи к ним
Снег в мех
И междометьями лепится млечными
«Да…нет».
Снежится…Слюбится ль в бездне под толщею
Лет, вьюг
Первая, счастьем и бедами мощена,
Боль рук?!
Сладко ужалит ли? До смерти? Верится:
Сын! Дочь!
И обещаньями кружит метелица
Синь, ночь.
– Сбудется! – слышится. Ветром расклочены
Страх, смех.
Неумолимо вплетает пророчество
В тишь снег.
Морю
Прости, я покидаю берег твой,
Объятья, нежный шепот, поцелуи...
Я по тебе, конечно, затоскую,
По звону шпор и меди теплой сбруи,
И ветру у тебя над головой,
И ночи…Рыцарь мой, какая ночь
Пришла, подняв у Вечности забрало!
Ты помнишь звезды над волною шалой?
А мне, пленённой, всё казалось мало
Тебя… Теперь не сможешь мне помочь…
Не утолишь собою из горсти...
Не целовать соленых глаз, волнуясь,
На пресноводье уличного гула...
А я тогда в тебе ведь утонула(!)
И... покидаю берег твой. Прости...
Бэллатрикс*
Бэллатрикс - битвы след, опаленная страсть,
На могучем плече Ориона,
В отчужденный рассвет ты ведешь, как напасть,
За собою меня вероломно!
Во плоти - режиссер... Я – одна из актрис,
Одержима несыгранной ролью,
Затаивши укор в темных фибрах кулис,
Выхожу не любить, а неволить.
Слышишь, я ведь – Лилит и грешу не со зла
На подмостках, за их многострочьем, -
Пустота...Отпусти! Не сгорело дотла
Мое сердце, ему б кровоточить!
Синеокая смерть, ты вручаешь сейчас
Лавры мне, ухмыляясь у края,
И не знаешь: партер озарен светом глаз,
Что меня от меня же спасают...
Амазонка, твой рок своенравней, чем жгут,
Он - внахлест вокруг горла! Вверяю
На распутье дорог я Любви свой маршрут,
И шепчу ей: «Свети мне, родная!»
________________________________
*Бэллатрикс - « звезда амазонок» в созвездии Ориона,
покровительствующая женщинам-воинам.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.