Борис Москалюк
На бойком месте, обычно возле крупных магазинов, практически всегда идет охота на простаков. Раньше этим занимались спекулянты и фарцовщики, ныне, так называемые, коммивояжеры и «реализаторы». Торгаши на улице - люди ушлые, себе на уме. Своим цепким взглядом они почти безошибочно определяют «жертву». Вылавливают тех, кому без особых усилий можно продать в людных местах (на площади, переходе, на проходных аллеях) то, что те и покупать то не собирались.
Чаще на посулы клюет, подобно рыбьей мелюзге на прикорме, молодежь.
Есть такая уловка, когда торгашам в этом помогает сама же молодежь. Сверстники больше доверяют друг другу и часто приводят новых покупателей.
Вот и сейчас зазывающее, слащаво-ласковое обращение: «Юноша, сделайте девушке подарок?!» - безошибочно зацепило было зазевавшимся парня. Тот, смутившись от такого внезапного безапелляционного предложения, приостановился. Обращение исходило от девушки, небольшого росточка со смазливым личиком, которая переходя от слов к делу, стала настойчиво придерживать рукой паренька, а другой - показывать товар.
Рядом, в нескольких шагах от неё, очевидно студент, тоже подрабатывая к стипендии, уговаривал женщину задешево купить набор кухонных ножей, импортного производства. Вертя в руках изящную упаковку, торопливо объяснял, что это презентация от недавно открывшегося магазина и всякий, кто купить этот набор, как первый покупатель, получит ещё и подарок. Как бы невзначай он. всунул в руки женщины массажёр, который якобы можно получить в подарок . Или же увещевал он, например, если приобрести прибор для массажа, в подарок можно получить специальный карандаш для устранения царапин на кузове авто.
Не уступая напарнику в назойливости , девушка-продавец, продолжала раз за разом приводить новые доводы преимущества её товара и варианты покупки такового, втолковывая парню, «как одну копейку заплатить» и товар заполучить.
- Слушай, что у тебя нет девчонки? Наверное ж есть? Сделай ей подарок! Что-что? Нет повода?! - и переспросив, вновь продолжала своё.
- Сделай – сюрприз! Девушки любят не только бриллианты. Твоя - ж? Не из высшего общества? Купи - подари. Будет клёво!
И , перекладывая на лотке одной рукой с места на место товар, продолжала.
-Девушкам нужно внимание. Не только на словах… такому рада бы была любая.
Блин! Усек?! Да, что ж ты такой упертый?! - искушала торговка.
От этой неожиданной напористости, наглости парень засмущался. Стал нервно топтаться там-где и стоял, переминаться с ноги на ногу, а потом вовсе оторопел. Парнишка, уже держал в руках ни то косынку, ни то ему всученный платок-бандан, не зная, что с этим делать - как услышал.
-Молодой человек! Вы сделаете хорошо, если это подарите своей девочке.
Совет прозвучал назидательно, мимоходом от какой-то женщины.
В такой ситуации любого можно в краску вогнать. Немудрено, что парнишка растерялся. Будь что, а бедность - таких, как он, тревожила давно, с раннего детства.
Одет был он скромно. Буднично, привычно-обычно - для молодежи: джинсы, футболка, тужурка и кеды на ногах. И, беспокоило, «турбовало» его в данный момент элементарное отсутствие денег, хоть какой мало-мальски наличности.
Имел он, редкое по сегодняшним дням, имя Тихон. Назвали так в честь деда по матери.
Фактически растила и воспитывала его бабушка. В строгости, не сюсюкаясь. Сама она была из семьи репрессированных. Много читала и на всё имела своё мнение.
- Самое страшное, - говорила Баба Дуся – это смерть. До неё можно в жизни всё исправить.
На втором же месте у бабули по страху стояла «зона»:
- Там, - говаривала она, - человек уже ни человек, ибо не может в тех силках оставаться один на один, а тем более, самим собой. Кругом глаза. Исключение, разве, что карцер.
К тому ж, бабушка хотела, чтоб внучек был более удачливым своих родителей, и в церкви ей разъяснили, что имя внука с греческого означает – удачный. Слыла она человеком набожным не только для вида, но и на самом деле, являя собой - живой пример добродетельности…Мальчик рос - искренним и послушным. Но производные имена и ласковые прозвища дарованные бабушкой – Тихоня, Тиша, Тютя - мальчугану не нравились, хотя своим поведением он оправдывал их… А, вот сверстники, те что постарше , прилепили ему действительно обидное прозвище… Баба Дуся ж его утешала: «Знай цену себе, на всякие там клички не обращай внимание. И мужик знает, какие собаки лают, да вида на то не дает. Нам, простым, и Бог простит».
И далее приговаривала : «Тюха-,Матюха, как тебя, внучок, обзывает и дразнит улица, всего лишь означает -наивный человек, а ты Тишка хотя пока и наивен, но – настоящий мальчишка!»
Как-то угощая ребятню со двора свежеиспеченными пирогами, она разъясняла им, что обзывать товарища не совсем правильно и справедливо.
- Ладно, Тютя – это значит смирный человек. А Тюха-Матюха? Возможно, Тихон и есть в чем- то такой, не дерзит и не забияка, но у него есть свое имя. И поверьте, - убеждала ребят бабушка, - постоять за себя он сумеет!
Отца он практически не знал и не помнил. Мать дома бывала редко. Работала от зори до зори: рано уходила, поздно приходила. Если и была с сыном, то только по выходным. Не баловала. С собой в отпуск не брала. Полагала, что мальчуган так будет лучше понимать и воспринимать жизнь. Невнимание матери больно ранили его детскую душу. Не утишали и бабушкины откровения. Она объясняла эту отрешенность, отчасти, тем, что в нем, своем сыне его мать , как женщину, раздражали черты мужа. Тот, с её слов, был - самодур, эгоист и «як зверь до крови, по-пьяному избивал его мать». Жить под страхом та не могла и не хотела. Разошлись. Было всё. Даже и то, что она не хотела забирать , младенца, из роддома.
Размышления размышлениями, а меж тем, «девушка-супервайзер» подобно пауку, оплетающему свою наивную жертву, теснила парня поближе к панорамным витринам магазина с плакатной рекламой коллекции классической женской одежды Натали Болгар . Крупные буквы рекламы утверждали:«Your trend - NATALI BOLGAR успех там, где ты!»
Торг возле универмага по-прежнему шел живо.
Тихон несколько растерялся, не зная, что и сказать…
-Ты, что лузер?! Блин! Скидки, с-кид- к- и предлагают Тебе! На летние аксессуары для женщин. Понял? - настырно спрашивая, увещевала девица.
Какая то фигня, парнишке поначалу казалось, что он уже втюхался в эту навязчивую девчонку- прилипалу.«влип», всем телом ощущая то, чему подался всей своей мальчишечьей наивностью …
- Ты, читать умеешь? Посмотри. Почитай! Видишь? Читай, читай! «Девушка должна быть счастливой, больше она никому нечего не должна!»
- Да! Но, мне-то ничего и не надо, – тяжело вздохнув, ответил юноша. Отстань! Поняла?!
И, сделав решительный шаг в сторону, столь же стремительно, как по команде к отступлению, он понял, что свободен…
Возможно, слово «анализировать» для данного случая и ни совсем было бы уместно , … но отличать: полезное - от вредного, нужное - от ненужного, чтоб не водили за нос - этому был он научен..
Вспомнились бабушкины наставления. Ему, малому ребенку, она терпеливо объясняла, как устроен людской мир и почему всегда кого-то в чем-то хотят убедить. « Живое общение – говорила она, - что воздух для жизни. Но и дышать надо уметь правильно».
Именно бабушка первой научила его осмысливать все, что он слышит и видит.
Площадка перед универмагом продолжала обитать для этого времени дня привычной жизнью. Однако все было далеко не так, как обычно.
Донбасс ощутил уже запах нежданных пожарищ. Страна огня оказалась в огне. Одни об этом шептались, шушукались, говорили с уха на-ухо. В разговорах, словно проблески сигнального маячка проскакивали слова «силовики» ,«федерасты», «сепаратисты», «фашисты»… Другие без опаски возмущались во весь голос, громко, не чураясь и не стесняясь крепкого мата.
- Говоришь, на колени ставят, - осведомлялся один мужчина у другого.
…………………………………………………………………………………
-Выстоим? – обращаясь к ним, спрашивал случайная старушка с палочкой. И, вслед за утвердительным кивком, бабуля продолжила.
- Отсюда хорошо видна Партизанская улица… там, на косогоре была окраина города. В 43-ем, в тех местах, нас детей немец выставил живой стеной под расстрел. Держали – сутра до вечера. Сейчас почти тоже повторяется. Тогда выжили, выстояли. Дай Бог! И ныне выстоим!
А по соседству, у торгашей саженцами и рассадой, шел другой разговор.
-Винограда в этом году не будет – сокрушался один другому из продавцов.
- Смотри, как цвет хорошо пошел. Пчелы с литровыми банками за нектаром летают. А Ты, винограда не будет, урожая не будет… – ни без юмора подтрунивал собеседника другой.
- Нам бы поучится у них, пчёл, трудиться. А то, вот, надумали ж умники, «Народную республику» создать … ?- вступил в беседу третий, торговавший кустами роз.
«АТО», а то, знаешь, что такое А…Т…О? Анти террористическая операция! – поставил точку в разговоре внезапно посерьёзневший собеседник-юморист.
- Гондон, Ты и те, тебе подобные, кого слушаешь по телевизору, - комментировал фразу собеседника ещё один рассерженный.
- На 5-м канале вообще «лабуда», чушь сплошная. Врут и не стесняются…- включился в дискуссию третий мужчина. В атмосфере города витала дерганая тревога. Где-то уже шли бои.
Гомон и трескотня «мобилок», обрывки фраз, выклики торговцев – весь это галдеж пред базарной площади был схож с гудящим, жужжащим роем растревоженных пчел.
Меж тем, паренек, отстранив со своей тужурки руки девушки, спешно отошел и быстро двинулся в сторону «Перекрестка», подземного перехода. Невзначай, в шаге от себя, присоединяясь к пожилому мужчине, спросил:
- Бать! А бать?! Батя-я, почему все так любят деньги? Разве может «бабло победит зло…»? И не дожидаясь ответа, по ходу и на ходу продолжал спрашивать и рассуждать. Действия парня в тот момент - слова, жесты, мимика - в точь- точ повторяли «стендап-движения» актер а при исполнении монолога на репетиции.
- Сделай подарок. Сделай?! Я, что не хочу своей девушке сделать подарок? Хочу! А, где ж деньги взять? У людей голова забита, где взять деньги? Почему государство не дает работу, не создает рабочие места? Где они новые заводы? Сколько лет прошло… всё стоит. Что молодым делать? Образование, специальность есть – работы нет. Воровать же я не пойду! – вроде объясняя, растолковывал свою горечь обид паренек по имени Тиша. – Бабушка меня не этому воспитывала.
- Против денег без денег - не попрёшь! Только деньги и сила – утверждают власть! – не останавливаясь и не оборачиваясь, залпом выдал шедший на шаг впереди спутник, и к тому ж, дополнил , - это где-то дикий капитализм, а у нас свойский рынок. За справедливостью, у нас, обычно лезут в чужой карман.
Так и продолжали они некоторое время идти, каждый сам по себе, но почти рядом вместе.
Переход был уж совсем близок. Паренек, догнав мужчину, спросил на этот раз о том: попутчики ли они дальше…
-А. Вам, в какую сторону?
Увидев, что мужчина уверенно повернул в сторону толпы, в ту часть центральной улицы, где поперек её более трех недель громоздились баррикады из автомобильных шин……., мешков с песком и ключей проволоки, понимающе- уважительно кивнул и убедительно произнес: «Скоро и Я там буду!»
- «Туркой» парень. Видать, толковый, проворный … Жаль, жаль ! - толи сожалел, толи восхищался вслух этой случайной встречей уходящий мужчина.
12.05.2014 г.
Г. Луганск
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.