ЮРИЙ ПОЛИССКИЙ
Создание нового научного метода – явление неординарное. Поэтому читателю всегда интересна цепочка действий и событий, которая и составляет процесс рождения новации.
Представленная на суд читателя работа как раз и посвящена описанию именно такого процесса. Поэтому сам метод – размышления, поиски, подходы, решения, удачи и неудачи основного героя — сохраняется подлинным. Разумеется, с определенным упрощением.
За именами героев не следует искать каких-либо конкретных лиц.
Не следует также искать конкретики в самих фактах. Они в интересах изложения нередко соединены с вымыслом и сдвинуты во времени. Тем не менее, как писал Александр Твардовский: «тут ни убавить, ни прибавить, — так это было на земле».
Процесс прокатки завораживал. Раскаленный стальной лист мчался по бесконечным роликам навстречу вращающимся валкам, не в силах избежать их объятий. Сжатый до заданной толщины, он вырывался в виде раскаленной полосы, бегущей по таким же роликам к охладительному агрегату.
- Что, Валерий, соскучился? – вернул его в реальность знакомый голос мастера. – Тогда возвращайся.
- Не тревожьте душу, Виталий Васильевич. Все-таки — пять лет работы оператором этого стана.
Шел 1961-й год. Новое десятилетие, начавшееся с полета Юрия Гагарина, предъявляло к качеству прокатной продукции все более высокие требования. А выполнить их можно было только с помощью автоматических систем управления. Вместе с тем производственная автоматика, как маленький ребенок, делала свои первые шаги. И молодой специалист Валерий Полонский, совсем недавно получивший диплом инженера по автоматизации, имел все основания считать себя счастливым: он попал по распределению в престижный институт автоматики – центр новой развивающейся науки. И все же…
- Не тревожьте душу, Виталий Васильевич.
Как трудно утром вставать, если до полуночи гуляешь с любимой девушкой, потом провожаешь ее на другой конец города и оттуда пешком возвращаешься домой. Но в восемь ноль — ноль Валерий уже весь в работе. На столе мирно уживаются лежащие в беспорядке книги, паяльник и радиодетали, из которых он собирает карманный транзисторный приемник.
- Полонский и Сидоренко, зайдите ко мне.
Заведующий лабораторией коротко и ясно поставил задачу:
- Для системы управления прокатным станом нужно разработать бесконтактные измерители температуры полосы. Вы оба молоды, способны и амбициозны, поэтому – вперед! Технические требования здесь, план работы представить к концу дня.
Виктор Сидоренко был отличным электронщиком, поэтому он занялся поиском схемных решений, теоретические вопросы достались Валерию. Это была их первая научная работа.
- Ну, что, «поехали», — не сговариваясь, одновременно выдали они знаменитую гагаринскую фразу.
Через месяц кропотливого изучения сведений об объекте они положили перед завлабораторией отчет о выполненном этапе исследований.
- Согласен, — одобрил он, — предположим, вы уже сделали защиту от влияния агрессивной среды и имеете пирометры, способные работать в динамике. Получите ли теперь температуру проката?
И снова — тщательное изучение информации.
- Увы, — подытожил Валерий процесс своих поисков, — увы, нет. Все упирается в эти неизвестные коэффициенты черноты. Поэтому остается один путь: нужно от них избавиться.
Вот так и возникла новая задача.
Словно летчик, вынужденный делать заход на второй круг, принялся Валерий за очередной скрупулезный поиск необходимых сведений. И оказалось, что нет не только никакого решения задачи, но даже подходов к её решению.
- Может, это и к лучшему: значит, будем первыми.
Однако все попытки получить желаемый результат только из формул основных законов излучения оказались безуспешны.
- По-видимому, наряду с этими формулами нужно использовать дополнительные компоненты, скорее всего – динамические, а сведения о динамике дают производные, — усвоил он еще в институте.
Вот здесь Валерия и ожидал успех.
- Витя, у меня получилось. Бери свою схему и едем на завод для опытной проверки.
Проверка подтвердила правильность полученных решений, и по рекомендации Научно-технического совета Полонский и Сидоренко направили заявку на изобретение.
Через месяц из института патентной экспертизы пришло письмо с приглашением авторов к очному рассмотрению материалов заявки, и Полонского командировали в Москву.
- Ваша заявка, — сказал эксперт, — направлена известному специалисту в области оптической пирометрии профессору Юрию Крайневу, и он просит вас приехать.
- Что за мода строить научные учреждения в виде системы длинных, убийственно грустных бетонных тоннелей с металлическими дверями по бокам, — чертыхался Валерий по пути к лаборатории Крайнева, — как будто вся страна свихнулась на фантастике, вроде «Соляриса».
Профессор - элегантный немолодой мужчина встретил Валерия приветливо:
- Здравствуйте, мой юный друг, вы действительно нашли хорошее решение. Познакомьтесь, — представил он Валерию поднявшегося с кресла молодого человека, — это мой аспирант Андрей Сизов.
- Скажите, мой юный друг, вам очень нужно это авторское свидетельство? Если нет, то у меня к вам небольшая просьба. Через неделю вы получите отрицательное решение экспертизы, для ответа на которое в случае несогласия отводится месяц. Если в течение месяца ответ не поступит, заявка считается закрытой. Вот и вся моя просьба. А я принимаю вас к себе в аспирантуру, и обещаю: максимум через два года станете кандидатом наук.
Валерий очень хотел быть кандидатом наук. Но, впервые столкнувшись с такой, тривиальной в научном мире, ситуацией, от возмущения просто растерялся.
- Нет, — придя в себя, ответил он, — я не хочу быть вашим аспирантом.
И с присущим только молодости гонором добавил, — я молод, идей у меня до черта, придумаю еще что-нибудь новое.
Через неделю пришло отрицательное решение, на которое Валерий не стал даже отвечать.
Через полгода в Бюллетене изобретений появилось сообщение о выдаче А.Д.Сизову авторского свидетельства на изобретение «Способ измерения температуры», описание которого повторяло заявку Полонского.
Так родился динамический метод измерения истинной температуры полосы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.