Помним героев

Владимир Михайлов

70-е годы - приятные страницы моей жизни.
Я с благоговением вспоминаю прожитое в эти годы. Волны памяти моей до сих пор доносят до сознания звуки и картины минувших дней.
Ещё бы! Я видел близко выдающихся людей и общался с ними. Среди них были академики, писатели, режиссёры, актёры, спортсмены...
Став студентом факультета журналистики, я убеждался, что мир интересней, чем казался в школе и после школы. Перед поступлением в вуз я несколько лет работал на заводе.
Учась на факультете, представлял себя художником, которому дано видеть мир изнутри, умело раскрывать и передавать людям его прелести. Согласитесь, не каждому дано разглядеть его в разных аспектах.
Моя память хранит множество портретов, но один до сих пор видится особенно выразительным - это портрет женщины - Евдокии Николаевны Завалий. Она не была ни учёным,ни конструктором, ни актёром, ни спортсменом, но благодаря своим волевым качествам и большой любви к Родине стала в ряд выдающихся людей. Единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны гвардии лейтенант, кавалер четырёх орденов и почти сорока медалей... позднее гвардии полковник.
Помню, как под бурные аплодисменты в аудиторию вошла маленького роста женщина в форме морского офицера. Не женские украшения, а множество наград привели присутствующих в восторг и восхищение.
В том далёком 1941 году пятнадцатилетняя девочка, мечтавшая стать врачом, рвалась на фронт.
- Детей не берём! - таков был ответ военкома.
Месяц спустя в посёлке Новый Буг, где родилась и жила Дуся, пришлось оказывать медицинскую помощь раненым красноармейцам. Помощь была настолько квалифицированной, что девочке предложили следовать за бойцами.
- Пойдёшь с нами, - такой была оценка командира умению оказывать помощь раненым солдатам.
Провожала на фронт Дуняшу бабушка.
- Девочка моя! - сказала она, - четыре раза будешь истекать кровью, но домой тебя принесут белые гуси.
Дар бабушки - предвидеть события - не обманул её.
Назвав себя Евдокимом, Завалий стойко переносила все фронтовые тяготы наравне с мужчинами.
- Я прячась плакала, - вспоминала она, - но слабость свою не показывала окружающим. Мужала. Ненависть к врагу придавала силы.
Однажды рота попала в окружение. Убили командира. Ребята растерялись, но не растерялась Евдокия, тогда ещё для всех товарищей - Евдоким.
- Рота! Слушай меня! - закричала она, - вперёд за мной!..
Рота пошла за ней и вышла из окружения. Тяжело раненая Завалий попадает в госпиталь, где открывается секрет...
Уже не парня, а девушку отправляют на курсы младших лейтенантов 56-ой отдельной Приморской армии. Вскоре Евдокия становится командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й морской бригадной пехоты.
Некоторые с иронией называли её ребят "Дуськин взвод", "Дуськины гвардейцы". Иван Посевных открыто заявлял: "Бабе подчиняться неохота". Тем не менее, "фрау чёрную смерть"- так называли Евдокию фашисты - Иван закрыл от пули в бою своей грудью.
- Вначале многие хмыкали в мою сторону, - вспоминала героиня, - а я волю в кулак, очи озверелые и - вперёд! Уж очень хотелось моим недоброжелателям утереть нос, показать, что я могу воевать не хуже, если не лучше.
Четыре раза ранена и дважды контужена, она с пренебрежением смотрела смерти в лицо. Меня до сих пор восхищает её воля к жизни.
Во время форсирования Днестровского лимана Завалий контузило. Очнувшись, она увидела двух немецких солдат, которые добивали живых красноармейцев. Притворившись мёртвой, девушка не издала ни единого звука, когда немецкий штык пронзил ей ногу. Истекавшую кровью обнаружили только утром. Такое желание жить достойно и восхищения и подражания.
Многое из рассказанного ею стёрлось в моей памяти, но этот эпизод остаётся незабываемым.

85 лет прожила украинская Жанна д'Арк, и только 5 мая 2010 года, накануне празднования 65-ой годовщины Великой Победы остановилось сердце славной женщины.
Добрая и долгая память!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.