Танкистка

О героях былых времён…



 Из династии Левченко

Биография Ирины Левченко не укладывается в нескольких строчках. Родилась в 1924 году в шахтёрской Кадиевке Луганской области. Ее отец, Николай Иванович Левченко, возглавлял Донецкую железную дорогу, потом был замнаркома путей сообщения. Увы, был репрессирован. Дед Ирины — Сараев Сергей Петрович — убит царской полицией во время ночной облавы (его имя носит одна из улиц Луганска). Будущую танкистку воспитывала бабушка Мария Сергеевна Сараева-Зубкова — герой гражданской войны, кавалер двух орденов Красного Знамени, бригадный комиссар Чонгарской кавалерийской дивизии Первой конной армии. После окончания школы Ирина — санинструктор, в 21 год — старший лейтенант, танкист, в 28 лет — майор танковых войск, писатель. Спустя четыре года после окончания Академии имени Фрунзе она — подполковник, военный историк. Ирина Левченко — Герой Советского Союза.
Верная словам Присяги
…В Красную Армию Ирина пробивалась с боем. На первой строчке присяги запнулась: «Я, гражданин...» — но затем, как только прочитала первую фразу: «Я, гражданка Союза Советских Социалистических Республик...», голос окреп, перестали дрожать руки. Прежде чем стать танкисткой служила санинструктором роты. Командир отдельного танкового батальона Туркатов в своих воспоминаниях говорит о героизме санинструктора Ирины Левченко: «В 1942 году наши войска вели бой на Керченском полуострове. Танки вышли из укрытия и развернутым фронтом пошли в атаку. За одним из наших танков, прикрываясь его броней, бежала с медицинской сумкой санинструктор… Девушка метнулась к пылающему танку. Она быстро открыла люк и стала вытаскивать из машины раненых… Загорелся еще один танк. Его экипаж выбрался из машины и залег в ближайшей воронке. Ирина подбежала к танкистам, перевязала им раны…» В боях за Крым Ирина Левченко оказала медицинскую помощь 30 раненым и лично эвакуировала с поля боя 28 человек с оружием, при этом захватила одного пленного и пулемет. «Мне поручили снова добраться до места боя и передать приказ: во что бы то ни стало взять высоту и занять там оборону. Возвращаться я должна была уже на новый КП, — вспоминала Ирина Николаевна через много лет. — На обратном пути нас снова обстреляли. …Очнулась в траншее. Повернуться было трудно: мешала тупая боль; слышала с трудом, думать ни о чем не хотелось; казалось, физически ощущала, как проходят мысли, цепляясь за что-то острое, отчего становилось очень больно и немного тошнило. Так и не поняла, что, собственно, со мною, почему кровь на шинели, почему болят руки, почему я здесь. Думать было больно, смотреть больно, говорить трудно — язык как будто бы спотыкался. Закрыла глаза…»
Тяжелое ранение, эвакуация в госпиталь. После выздоровления медицинская комиссия постановила: снять Левченко И. Н. с воинского учета. Тем не менее, как на службу ежедневно ходила в главное автобронетанковое управление, добиваясь приема у различных начальников. Принимали хорошо, внимательно выслушивали, но каждый разговор заканчивался одним и тем же: «Девушек в танковое училище не берут, служба танкиста — сугубо мужское дело». Утешало одно обстоятельство: никто все же не отказывал категорически, каждый направлял к вышестоящему начальнику, и она шла дальше. Наконец, добилась приема у заместителя наркома обороны Якова Федоренко, будущего маршала бронетанковых войск. «В эту минуту я увидела не сурового генерала, командующего всеми танковыми войсками, а усталого, пожилого человека с тяжелой одышкой и по-отечески строгими глазами. Мне стало совестно, что я отнимаю у него столько времени», — вспоминала Ирина Левченко. Генерал указал на карте несколько городов, в которых были танковые училища, и Левченко без колебаний выбрала Сталинград.
— Значит, Сталинградское училище? Так и запишем, — сказал генерал, делая пометки на моих бумагах. — А теперь давай поговорим. У нас нет нужды брать в танковые войска женщин. Для тебя делаем исключение. Я надеюсь, что и в училище ты проявишь всю свою настойчивость, будешь примером и в учебе, и в быту. Ты понимаешь, о чем я говорю? Ирина молча кивнула. А он продолжал:
— В училище много и тяжело работают. Тебе будет трудно. Смотри, решила стать танкистом — держись до конца. Через год, а может и раньше, станешь командиром…
Генерал-лейтенант знал, что курс училища во время войны был сжат втрое против нормального расписания, а, значит, программа обучения крайне напряженная. Однако что-то глубоко взволновало его в настойчивой просьбе молоденькой девушки-старшины. В 1943 году Ирина Левченко прошла ускоренный курс обучения и служила офицером связи 41-й гвардейской танковой бригады 7-го механизированного корпуса, действовавшего на 2-м и 3-м Украинском фронтах.
Из книги Ирины Левченко «Повесть о военных годах»:
«— Пошлите меня в часть, дайте повоевать на танке!
И комбриг направил меня в полк, где накануне выбыл из строя командир танкового взвода. Наконец-то я буду командовать взводом и сама вести в бой танки! Всю дорогу волновалась, стараясь представить будущих подчиненных, продумывая варианты первой встречи со взводом. Все оказалось значительно проще. На официальное представление и прием взвода просто не было времени: завтра в бой.
— Садись в танк, догони батальон и передай приказ: не выскакивать далеко вперед без пехоты. Вернешься сюда, здесь будет командный пункт, — приказал комбриг».
Гордая первым поручением, она с ученым видом проверила пушку и захлопнула люк. Не успел танк выйти из-под прикрытия последнего домика, как по правому борту ударило что-то тяжелое, гулко, как колокол, отозвалась броня, и в то же мгновение что-то во многих местах шаркнуло по башне. Мина! Ирина старалась как можно скорее развернуть башню — снова гулким колоколом отозвалась броня. Но в это же мгновение она заметила вспышку и навела на нее свою автоматическую пушку. Дала две длинные очереди. Вражеский миномет молчал. Неужели подавлен?! Радость ударила в голову: «Это я, я заставила его замолчать!»
— Здорово получилось! — крикнул механик-водитель, и танк, как бы обрадованный нашей удачей, птицей взлетел на вершину небольшого кургана.
Из танковой башни за писательский стол. И далее – в бессмертие
Экипаж ее танка освобождал Карпаты, Румынию, Болгарию, Венгрию. Войну Ирина Левченко окончила под Берлином. За совершенные подвиги в годы Великой Отечественной войны Ирина Николаевна Левченко награждена тремя орденами Красной Звезды, десятью медалями. Сохранилось письмо, которое её мама Лидия Сергеевна получила из части, где служила дочь: «Командование и политический отдел части № 32 456 поздравляет вас с получением вашей дочерью ордена Красная Звезда за мужество, отвагу и героизм… Ваша дочь мастерски дерется с врагом, и вы можете ею гордиться!»
В 1952 году Ирина Николаевна окончила Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Малиновского, в 1955 году — исторический факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе. В годы учебы у неё все больше и больше проявляется склонность к писательской деятельности. В 1952 г. в журнале «Знамя» опубликована ее первая работа «Повесть о военных годах». Потом с 1952 по 1965 г. она была издана отдельным изданием 8 раз полумиллионным тиражом. В 1955 г. И. Н. Левченко оставила военную службу и занялась литературной деятельностью. В ее повестях «Дочь командира» (1955), «Бессмертие» (1960), «Счастливая» (1964), «Хозяйка танка» (1964) раскрыта судьба женщины на войне. Герои И. Н. Левченко — бесстрашные, мужественные люди, идущие на подвиг во имя Родины. Наряду с военной тематикой в ее произведениях почетное место отведено героям мирного труда («В скором поезде», 1958; «Без обратного билета», 1962; «Чтобы яблони цвели», 1963; «Люди, штурм, победа...», 1964; «И никак иначе...», 1967). И. Н. Левченко активно работала в Комитете ветеранов войны, часто выступала с докладами. В 1967 году приняла предложение посетить Вьетнам и побывала в тех районах страны, где шла война. Вьетнамские друзья подарили ей памятное кольцо, изготовленное из 900-го сбитого американского самолета. На нём надпись на русском и вьетнамском языках: «Родной сестре Ирине Левченко в день рождения». Результатом поездки во Вьетнам стал сборник рассказов «Дочери Вьетнама». В 1961 году за спасение жизни раненых на поле боя Международный Комитет Красного Креста наградил её медалью «Флоренс Найтингейл».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии подполковнику танковых войск запаса Левченко Ирине Николаевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Член Союза писателей СССР Ирина Левченко жила в Москве, где и скончалась 18 января 1973 года.
Ее имя присвоено одному из кварталов Луганска, а также улице в Москве. На здании школы № 3 города Артемовска, где училась Ирина Николаевна, установлена мемориальная доска. Памятный знак с надписью: «Здесь жила Герой Советского Союза, подполковник, писательница Ирина Левченко» украшает фасад знаменитого «дома на набережной» в Москве.
Валерий Снегирев

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.