Александр Пономарев
Телефонный звонок разрывал мозг. Андрей повернулся набок и накрыл голову подушкой. «Какая сволочь с утра пораньше» - пронеслось в голове. Телефон не умолкал. Едва замолчав, аппарат продолжал играть весёлую мелодию. Андрей сел на постели и недобрым взглядом обвёл комнату. Нехотя встав, он попытался найти ненавистную трубку. Она лежала рядом на полу, на её дисплее прыгала голубая надпись «входящий звонок».
- Алло, - севшим голосом произнёс Андрей.
- Ой, Андрюшка, привет, - обрадовались на том конце провода, - узнал?
- Даже не собираюсь.
« Что за дурная привычка не представляться сразу?» - опять пронеслось в его голове.
- Да это я, Света Авдеева! Что же ты старых друзей не узнаёшь?
Со Светой Авдеевой Андрей учился на физмате пединститута. Когда? Наверное, миллион лет назад. Очень симпатичная внешне, тонкая как тростиночка, хохотушка и певунья – Света считалась душой факультета.
Когда на четвёртом курсе Андрей «завалил» сессию и забрал документы из деканата, Света, встретив в длинном холле института, спросила его: « Андрюш, как же так? И куда же теперь?», Андрей весело ответил: « Да ничего страшного, Светик, Бог не выдаст, свинья не съест». Хотя на душе у него «скребли кошки» и хотелось выйти из института и броситься под первую же попавшуюся машину.
Действительно, как это было давно.
- А, Светик, привет! Сколько лет, сколько зим, ты, где мой телефон откопала?
- Верка Буданцева дала, - ничуть не смутившись, ответила Света.
Как – будто они расстались только вчера.
Андрей тогда устроился на работу в милицию, а Светлана продолжила учёбу в институте, который и закончила вскоре, как слышал Андрей, с отличием. Ещё до него дошли слухи, что Света без труда устроилась учителем математики в одну из городских школ.
- Слушай, Андрюшка, - продолжала весело щебетать Авдеева, - выручай, срочно твоя помощь понадобилась.
« Или муж в вытрезвитель попал, или обокрали школьную лабораторию» - подумал Андрей.
- Не томи, выкладывай, чего стряслось?
- Андрюш, я поздравляю тебя с наступающим днём защитников Отечества!
- Спасибо, Свет, а короче никак?
- Короче: я сейчас завучем в школе тружусь, так надо перед ребятами выступить. Рассказать о том, как ты защищал Родину. Ты, как никак, у нас герой.- в голосе Светы послышались извиняющиеся нотки.
- Свет, а больше некому выступить? И чего я им скажу? Здравствуйте детишки…
- Да, нет, - рассмеялась Света,- так конечно не надо. Тем более, что они у меня старшеклассники! Просто придёшь, просто поговоришь. А выступить, в самом деле, некому. Обещался один ветеран Великой Отечественной, да заболел дедушка.
Просто! Легко сказать – просто поговоришь. В таких мероприятиях Андрей никогда не участвовал. И даже не представлял, как надо беседовать с подростками. Нет, он, конечно, разговаривал с приятелями своей младшей сестры. Но это так, по-домашнему. А вообще, чтобы вот так в торжественной обстановке. Да и не любил он этих рассказов. Он даже в компании из-за этого перестал ходить. Куда бы не пришёл: после пары рюмок все собирались вокруг него, и начиналось: - Ну, как там на войне? А ты в людей стрелял? А убивал? Страшно было?
- Ты знаешь Свет? Я, наверное, не смогу…
- Андрюш, - прервала его Света, - адрес такой: улица Советская, школа № 18. Жду сегодня в четыре.
- Сегодня?!
- Именно сегодня. Я встречу тебя в дверях. До встречи, - и Света повесила трубку.
Сегодня. На фиг вообще было этот телефон брать? Позвонила бы разок – другой, да на том бы и села. Нет его дома. Нет и всё. Может, он ночует у какой-нибудь барышни. А может уже давно не живёт по этому адресу.
Андрей обвёл взглядом комнату. Вдоль стены колонной выстроились пивные бутылки, иногда редким вкраплением попадались высокие зелёные бутылки из-под Шампанских вин, из-за них выглядывала пара белых флаконов от более крепких напитков.
Жена от Андрея ушла полтора года назад. Не выдержала долгих отлучек мужа. В середине девяностых грянула первая чеченская, а за ней, после небольшого перерыва, и вторая. Андрей понимал её и ни в чём не винил. Тем более, что второй раз она довольно удачно вышла замуж и жила, по слухам, довольно счастливо. Что ж делать? Надо кому-то и Родину защищать. Но с семьёй у этого кого-то, как правило, не совсем ладилось.
Уборку Андрей делал по выходным. Засучал рукава: мыл посуду, которая накопилась за неделю, драил полы. Когда приходила на помощь его младшая сестра Кристина, дело ладилось гораздо быстрее. Сегодня, как назло, была только среда.
« Ладно, схожу, - подумал Андрей, - чего я, собственно, теряю. Всё равно в отпуске».
Но надо же, как - то подготовиться. Андрей подошёл к шифоньеру, открыл его. Какой камуфляж одеть: зелёный или синий? Одену синий, зима ведь на дворе. Достал из маленького отделения награды. Вообще то он редко одевал их. Все праздники проходили в служебных командировках. А без повода. Да и стеснялся он. Вон, смотрите, герой идёт.
Андрей бережно разложил награды. Вот это самая первая: медаль «За отличие в охране общественного порядка», её он получил за штурм Комсомольского и ждал почти два года. Затем две отваги и орден Мужества. События, в которых участвовал Андрей, перемешались в его голове. Но тот бой, за который он получил орден, помнил во всех деталях. В засаду под Шатоем попал Пермский ОМОН. Погибли почти все. Только мобильная группа, в состав которой входил и Андрей Ляпин, немного поддержала ребят огнём. Вертушки прилетели поздно, боевики испарились в «зелёнке». После тяжёлого ранения Андрей долго валялся в госпиталях, а потом полгода учился заново ходить. Как унизительно было здоровому молодому парню ходить по улицам с палочкой. Андрею казалось, что каждый смотрит на него с осуждением. Но он, сжав зубы, ходил, ходил и ходил. А когда понял, что может передвигаться без палки, нещадно изломал её.
Прицепив награды на левую сторону кителя, Андрей повесил камуфляж на вешалку, придирчиво осмотрел его со всех сторон и, сказав: «годится», пошёл начищать берцы.
Света, как и обещала, встретила его на пороге школы.
- Андрюша, фу ты - ну ты, какой ты важный, - засмеялась она, оглядев его с ног до головы.
- Привет, Светик, - Андрей неуклюже обнял её, - ты меня не смущай, а то перед детьми опозорюсь.
Андрей, в свою очередь, посмотрел на Светлану. Всё те же карие глаза, веснушки на лице, та же улыбка. Пополнела слегка, ну да это её не портило.
- Совсем не изменился, Андрюшка, только вот глаза другие. Видно много повидал, - и Света замолчала, потупив взгляд.
- Вот, ты, мать, это верно! Ещё краше с годами стала!
- Да ладно тебе, - улыбнулась Света.
Они прошли по школьному коридору, пахнущему свежей краской, и Света, открыв дверь класса, пригласила его зайти.
Грохнув крышками парт, школьники вскочили. На Андрея, с любопытством, смотрели пара десятков мальчиков и девочек.
- Садитесь, ребята, - хорошо поставленным голосом, сказала Света, то есть здесь она была уже не Света, а Светлана Васильевна.
Андрей, расстегнув форменную куртку, снял её и берет, и положил всё это на стул рядом с учительским столом. При этом его награды предательски звякнули. Дети ахнули, увидев ряд медалей, и даже Света смотрела на него уже с нескрываемым восхищением.
- Начинается, - подумал Андрей, - но теперь уже поздно. Не будешь же их снимать.
- Познакомьтесь, ребята, - продолжала Светлана, - к нам в гости сегодня пришёл капитан милиции Ляпин Андрей, - тут Света запнулась.
- Иванович, - одними губами подсказал ей Андрей.
- Ляпин Андрей Иванович, - продолжила она, - капитан Ляпин проходит службу в отряде милиции особого назначения, и не раз выполнял свой служебный долг в горячих точках, а как, это он вам расскажет сам.
« Ого, здорово, в ОМОНе служит» - пробежал по классу шепоток.
- Здравствуйте, - сказал Андрей, - и окинул взглядом класс.
Да, здесь наврать с три короба не получится. Придётся всё по правде.
Андрей начал рассказывать о буднях специальных подразделений, об обстановке, приближенной к боевой, о служебных командировках, понимая, что несёт полную околесицу, состоящую из круглых казённых фраз. И только глубоко в сердце засела маленькая заноза. Отчего? Он и сам не мог понять. Взгляд его блуждал по лицам детей. И вдруг! Вот эти зелёные глаза не дают ему покоя. Зелёные глаза на маленьком симпатичном девичьем лице, которые с интересом смотрят на него. Девочка слушала его, слегка наклонив голову набок и, подперев кулачком щёку. И смотрела на него загадочно, задумчиво. Андрей сбросил оцепенение и начал рассказывать ей. Только ей одной.
- Может быть, у вас есть вопросы к товарищу капитану? – спросила Светлана, - задавайте, не стесняйтесь.
Подняв руку, встал паренёк и, улыбаясь во весь рот, спросил:
- Андрей Иванович, а в рукопашную вам приходилось драться?
В том бою под Шатоем до неё чуть не дошло. И, слава Богу. И ещё вспомнил Андрей глаза таких же вот ребят – своих бойцов, которые смотрели тогда на него и ждали от него принятия решения. Ох, как нелегко далось оно ему тогда. Можно было не вступать в боестолкновение, затаиться и сохранить себе жизнь. Но тогда погибли бы те, кто ждал от них помощи. « Вот, что я думаю, парни. Достойно мы жили. Теперь, видно, пришло время достойно умереть. Есть другие соображения?». Андрей готов был увидеть во взглядах бойцов что угодно. Страх, Неодобрение. Сомнение. Но ничего этого не увидел Андрей – только решимость. Не все из них тогда остались в живых.
- Не приходилось.
- Жаль, - сказал парень, усаживаясь, - вот я бы…
Эх, мальчик-мальчик, война это не романтика. Это грязь, боль, кровь и предательство. Предательство перед своим народом, который посылают на бойню. Таких вот пацанов или чуть постарше.
Потом были ещё вопросы и ещё ответы, а потом…
- Ну, что ж, если вопросов больше нет, то я поблагодарю Андрея Ивановича от всех нас и поздравлю его с приближающимся днём защитников Отечества.
Пожалуйста, Эммочка - закончила Светлана.
Дети захлопали, а зеленоглазая Эммочка, встав, подошла и протянула Андрею поздравительную открытку.
- Спасибо вам, товарищ капитан, поздравляем вас.
Андрей взял открытку и неожиданно для себя поцеловал девушку в щёку. Он почувствовал, как у него закружилась голова, а за спиной выросли крылья, когда он увидел, совсем близко эти зелёные глаза, курносый носик и завитушка на лбу. На него пахнуло свежестью и молодостью.
- Спасибо и вам, ребята, - выдавил он.
Андрей шёл по улице, и ему хотелось плакать и смеяться сразу. Вот уж не ожидал от себя. Да нет. Никакого продолжения не будет да и быть, не может. Просто красивая девочка и всё. Всё.
Андрей присел на лавочку и достал из кармана куртки сигареты. На землю выпал маленький листок, сложенный вчетверо. На нём аккуратным круглым почерком было написано: Андрей Иванович, что Вы делаете сегодня вечером? Мой телефон… Эмма.
Буквы запрыгали у него перед глазами. Вот оно. Нежданное - негаданное. Стремительное, как пожар в лесу. Как молния, как сердечный приступ.
Вечером Андрей набрал телефонный номер сестры.
- Кристя, привет.
- Привет, у тебя что-то срочное?
- Да тут понимаешь? Такое дело.
- Ну, говори быстрее. Мы Андрюшку купаем.
- Короче, какие цветы сейчас принято покупать девушке на первое свидание.
- Ого, братец - засмеялась сестра, - ты делаешь грандиозные успехи. Наконец то.
- Ну хватит издеваться.
- Андрюха, Андрюха. Тридцать лет на свете прожил, а всё как ребёнок.
- Ладно, пока.
- Постой – постой. Не обижайся. Девушка то молодая?
- Молодая, ну?
- Тогда купи ей розы.
- Кристин, розы мой бюджет может не выдержать.
- А хризантемы? Хризантемы твой бюджет выдержит?
- Пожалуй, да.
- Ну, так купи ей хризантемы. Ну, всё, пока. Целую
- Спасибо, сестрёнка, - крикнул Андрей, но Кристина уже повесила трубку.
Хризантемы – подумал он и улыбнулся. Хризантемы для Эммы.
<!-- /1d1445af30974c694d293f397ddce292 --> <!-- /152689b2fc6af1dea8c7cbce3fd9f182 --> <!-- /7c5fbc182d514c4da82f7ea7be8f6198 --> <!-- /4186ba10359071198283b118b48aa005 -->
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.