Елена РУНИ
В моем детстве к нам на Новый год всегда приезжали гости.
Мамины и папины брат и сестры с семьями . Много народу в маленьком домике из 3 комнат.
70-80 годы. Стол реально ломился от новогодней вкуснотени, мама - красивая и полумертвая от усталости, и мы все не только обмениваемся подарками, но и обязательно играем в беспроигрышную лотерею, когда из общего мешка достаются фантами маленькие приятные или нужные в хозяйстве мелочи, которые все приходящие туда набросали. Платочки, бинтики, заколки, носочки, одеколон, кулончик, "импортное" восхитительное мыло, чай со слоном, заветный апельсин, новогодняя игрушка.
А ещё мы играли в лото, шахматы, делали карнавальные костюмы, пели песни, народные и юмористические, переделанные, пародировали известных актеров и певцов, разгадывали шарады и тесты.
Было весело. Сыто. Ароматно. Душевно. Празднично.
У меня много лет потом, в период моей юности, взрослости зрелости не было уже такой яркой радости, таких удивительных сюрпризов и открытий, таких дедоморозовских тайн и подарков.
Каждый год, как проклятье, ещё с института, помню, повторяла:
- Ну совсем не праздничное настроение. Совсем не праздничное. Как новый год прийдёт?
А он приходил. И приходил. И приходил. Много раз.
И со временем моя семья и мои друзья стали делать эти праздники более яркими , светлыми и запоминающимися. Или просто пришел возраст, когда ценишь каждое мгновение, проведенное с близкими людьми, да ещё за праздничным столом и с поздравлениями, подарками и пожеланиями...
Обязательные сюрпризы. Обязательные просьбы Деду Морозу.
И стихи.
С детского сада, где я, бесстрашно ковыряя белой чешкой вишневый ковер в празднично украшенном музыкальном зале и наматывая на палец белое же платье Снежинки, дотягивая скрученный узел почти до шеи, под хохот чужих родителей и обреченное молчание моей мамы, и до детского сада моих детей.
Когда они тоже учили длинные стихи, но маму уже не позорили. Так, слегка вгоняли в краску.
В нашей семье жило знаменитое стихотворение неизвестного автора, сыгравшее солидную роль в постановке семейного ораторского искусства, способствовавшее оттачиванию памяти, дикции и укрепляющее веру в Деда Мороза.
Вот оно:
Снег лежит перинами, шапками идёт.
Пахнет мандаринами. Скоро Новый год.
Я нашла его, когда моему брату Саше было года три, он ждал Деда Мороза с самолётом или машинкой, но не надеялся их получить, потому что
а) не был хорошим мальчиком в течение года
и б) имел безумно талантливую лень и полное отсутствие памяти на стихи .
Кстати, за последние 44 года ничего не изменилось.
Но сейчас не об этом. Мне 10. Я сердобольная уже тогда.
И потому без интернета и Фейсбука соответственно, не говоря о Гугле, нахожу где-то в отрывном календаре это стихотворение, мы с братом его выучиваем за день, и он шедеврально читает заветные строки Деду Морозу. Как следствие - получает вожделенную машинку и начинает верить в себя.
Не удивлюсь, если это было единственное стихотворение за всю его жизнь, которое он знал до конца. Только не говорите мне, что оно имеет продолжение. Я ему проболтаюсь от горя, и это подорвет его веру в человечество и свои силы.
Через два года после эпохального выступления брата у нас на празднике гостил мой четырехлетний двоюродный брат, который знал стихов ещё меньше, чем мой родной. До Нового года оставались считанные часы, стол опять ломился и ароматизировал пространство печёным, перченым, маринованым, жареным, холодным, взбитым, божественным, одним словом...
Мы уже были нарядные , в платьях и в теплых тапках от холодного пола , а ребенок лихорадочно учил со мной "снег лежит перинами."
Без промаха. Домашний Дед Мороз опять слушал и хвалил. Брат Александр преисполнился зависти и выдал то же самое на бис, расцветив сие произведение новыми интонациями и смысловыми оттенками.
Потом на протяжении ряда лет всех моих маленьких кузенов, кузин, племянников и детей друзей моих родителей, пришедших к нам в гости без стихотворения, учили " снег лежит перинами" , потому что
а) нельзя к Деду Морозу без стихотворения,
б) подарок надо заработать, дисциплина спартанская, порядок прежде всего,
в) детей надо развивать и приобщать к вечным культурным ценностям, г) ничего более длинного перед самим новым годом тупо не выучить, а две строчки за полчаса до 12 - в самый раз.
Возраст детей от 2 до 3 лет , стих этот они учили раз и на всю жизнь, традиция не нарушалась, мешок распахивался, выдавая очередной подарок. Удобно.
Понятно, что если приезжал ребенок подготовленный и читал " Белая береза под моим окном" или "Поет зима , аукает, мохнатый лес баюкает", то кастинг они проходили и без вечных ценностей типа "снег лежит перинами ". Респект родителям. Но в общей сложности человек 10 я таки обучила . С моих 10 до 16 лет. Выдала путевку в серьезный праздник .
И нет ничего удивительного, что на первый новогодний утренник моей старшей дочери Александры в детском саду мы подготовили классику. Да. Зачем нарушать душевные традиции?
Саше 2,5 года. У нее джинсовый комбинезон ( Папа из рейса привез) и крутые белые кроссовки с цветными шнурками.
Она так невозможно прекрасна и недосягаема в один из последних годов существования СССР, что петушки, снежинки, ёлочки и матрёшки из группы просто ложатся штабелями, а мальчик в костюме Кота в сапогах сходу захотел жениться. Ну что такое кот? Животное, блин. Даже если в сапогах. А принцем одеться никто тогда не догадался.
Но вот ответственный момент. Наплясавшийся Дед Мороз садится в центре зала на стульчик, а дети подходят по очереди, рассказывают стихотворение , получают кулек с конфетами и парой мандаринок, оплаченный заранее родителями, и уходят шуршать и жевать на свои места.
Детки читали хорошо и плохо. По-разному. Но более или менее внятно. Или не читали. Подходили и брали подарок. Нагло. Думаю, теперь они уже все в правительстве страны. Или, как минимум, в мэрии своего города.
А моя маленькая Саша в 2 года не произносила половины звуков, шепелявила страшно, и хоть могла рассуждать со взрослыми на предмет нравственности главных героев мультфильмов, слова произносила очень условно. Но старалась изо всех сил. И обычно стихи у нее получались лучше обычных фраз.
И вот выходит такая модная, красивая и очень эмоциональная девочка в круг к Деду Морозу, уже замордованному обилием детей . Замирает от страха. Потому что он похож на настоящего. Или потому что он не похож ни на кого из знакомых. Набирает в грудь воздуха и кричит:
-Сеееееееееееееег!
Лизиииииииииит!
Пили...
Пилими...
Пилиминимилими.
Слово перинами не получается. Оно никак не может закончиться. Саша растерялась.
Дед мороз, воспитатели и родители с детьми были растеряны уже давно, они просто ничего не понимали. Но держали лицо и дружески кивали головами.
Саша решила, что если она начнет ещё раз, то слово перинами станет короче и сможет закончиться. Тогда она перейдет к следующему.
И опять.
- Сеееееееееег!
-Лизиииииииит!
-Пили...мини..
Пили...
Пилимили
И тут так закруглила вдруг :
-Пилииииманем!
Ну, а дальше уже как по маслу: ,"сЯпками" (шапками), "пАхить"(пахнет), а слово "мандаринами" произнесла с первого раза уже сразу срифмованным с "пилиманем" :
-Мандалиманем.
И тогда я поняла, что у ребенка языковое чутье, ораторский талант и тонкая душевная организация. И вот за последние 27 лет, в принципе, ничего, кроме дикции, не изменилось. Все в точку.
Пысы
И забежала на минуточку в заброшенный сад за яблоками, и вспомнила, что яблок тут в таком количестве не бывает.
И это просто мандарины. Заброшенные мандарины.
Я хожу в этот сад последние5 лет.
Деревьев остается все меньше. Их съедает дикая лиана, ежевика и заросли непонятной травы с ядовито-желтыми цветами.
Потому найденные мандарины пытаюсь спасти единственным известным мне способом : приглашаю к себе домой.
Все равно остается несобранным почти весь урожай.
И тут я вспомнила про "Снег лежит перинами."
И подумала, что у меня есть трёхлетняя внучка.
И я ещё не выучила с нею это шедевральное вечное стихотворение.
А как же тогда подарки от деда Мороза?
Не будут получены?
Вперёд! Времени осталось мало.
Как всегда.
Несколько часов. Или минут
И тут я, наконец, взяла и нашла автора этого стихотворения. Впервые на последние 48 лет меня это заинтересовало.
В фотографиях выкладываю имя автора и первую обложку его сборника.
Ну и по традиции - фотографию маленькой Саши, самого лучшего в мире чтеца этого произведения, периода , когда в Мурманске птеродактили, летали, на месте Луганска было море, я работала в школе, а Саша видела живого Деда Мороза.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.