Александр РАЛОТ
Историческая загадка
Дорогие читатели! Сегодня, накануне Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне предлагаем вашему вниманию рассказ-загадку Александра Петренко о советском генерале, героически погибшем от зверств фашистов в концлагере, но не сломленном и не побежденном.
Зима 1946 года. Великобритания. Дом Советской миссии по делам репатриации
— Мне только что позвонили из ближайшего военного госпиталя, — заикаясь от волнения, стоя на пороге кабинета и не решаясь подойти к столу начальника, еле слышно молвил молодой сотрудник, только что прибывший из Москвы.
— Ну и что дальше? Чего, конкретно, хотят от нас союзнички? — не поднимая головы и, не отрываясь от чтения срочных бумаг, поинтересовался хозяин кабинета.
— Представителя Советского Союза срочно хочет видеть раненый канадский офицер, находящийся у них на лечении.
— Канадец?! Раненый?! Это интересно, — всё так же, продолжая изучать бумаги, буркнул начальник, — ну, что стоишь? Ждёшь, что я всё вот это брошу и помчусь в госпиталь?! Тебе позвонили, ты и поезжай. Водить машину, надеюсь, умеешь. Международные права есть?
Молодой человек утвердительно кивнул и полез в нагрудный карман.
— Их ты не мне будешь демонстрировать, а местным стражам дорог, да ступай уже. И чтобы одна нога там, другая, сам знаешь где. Вечером жду с докладом. Что там этот заокеанский вояка хочет от Советской миссии.
***
С представителем Советского Союза искал встречи бывший узник немецкого концлагеря, майора канадских вооружённых сил — Седдон Де-Сент-Клер.
Он считал необходимым сообщить представителю страны-победительницы… чрезвычайно важные сведения.
***
— Я хочу рассказать вам о том, как погиб ваш старый генерал, — превозмогая боль, начал своё повествование офицер.
***
Рассказ больного канадца стал первой ласточкой в расследовании ужасной смерти выдающего человека.
***
Герой этой исторической загадки, сызмальства точно знал, кем станет, когда вырастет, ибо его заветной мечтой было продолжить дело, начатое отцом и дедом.
***
Когда пришло время, он, блестяще сдав вступительные экзамены, поступил в Сибирский кадетский корпус. Но, увы, несмотря на старание, проявленное в учёбе, числился там среди «неблагонадёжных».
Дело в том, что его старший брат участвовал в революционном кружке, созданном в Казанском университете, вместе с ещё одним молодым радикалом — Владимиром Ульяновым. Но если будущий вождь революции отделался только исключением из университета, то брат оказался в тюрьме, где вскорости и умер.
***
Полученных знаний нашему герою оказалось мало, и по окончании кадетского корпуса, он поступил в Николаевское инженерное училище. Из всех военных специальностей юношу более всего привлекло строительство укреплений и оборонительных сооружений.
***
Талант молодого офицера впервые ярко проявился в русско-японскую кампанию. На фронте он укреплял позиции, наводил мосты через реки, устанавливал средства связи и проводил разведку боем.
1918 год
Герой этой загадки уже не первый месяц, служит в недавно созданной Красной армии. После окончания Гражданской войны работает в руководстве Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА.
Восемь лет спустя
Теперь он уже преподаватель Военной академии имени М. В. Фрунзе.
А с февраля 1934 года — начальник кафедры военно-инженерного дела Академии Генштаба.
***
Перед самым началом Отечественной войны его откомандировали в Особый Западный военный округ для проверки готовности оборонительных сооружений. Где он чрезвычайно придирчиво осматривал то, что когда-то много лет тому назад сам же проектировал.
Из официальных источников
«Штаб 10-й армии, куда за несколько дней до того переехал наш герой, 27 июня оказался в окружении. Стали с боями прорываться к своим.
В августе 1941 года при попытке выйти из окружения в составе небольшой группы герой этой загадки, был тяжело контужен в бою.
В бессознательном состоянии захвачен в плен.»
***
Почему контуженого военачальника бросили на поле боя? Почему не оказали срочной помощи?
Официальные бумаги молчат.
***
Немецкое командование ещё до пленения генерала внесло его фамилию в список тех, кого впоследствии рассчитывали использовать на службе великой Германии. В штабе противника были абсолютно убеждены: Герой нашего повествования в партии коммунистов – человек случайный. Дворянин, офицер царской армии, он должен с лёгкостью перейти на их сторону.
Однако очень скоро нацисты обнаружили, что известный военспец – убеждённый патриот. Старый генерал служить Третьему Рейху отказывался, более того, на всех допросах отвечал, что абсолютно уверен в конечной победе Советского Союза и никак не напоминал человека, сломленного пленом.
***
К нашему герою специально прикрепили персонального полковника по фамилии — Пелит. Этот господин прекрасно владел русским языком, так как в своё время служил в царской армии. Более того, Пелит когда-то давно был сослуживцем нашего героя.
Полковник вермахта слыл тонким психологом, расписывал перед стариком все преимущества службы великой Германии, предлагал «компромиссные варианты сотрудничества» — например, генерал занимается историческими трудами о военных операциях Красной армии в текущей войне, и за это ему в перспективе разрешат выезд в нейтральную страну.
Тогда нацисты предприняли последнюю попытку. Генерала перевели в одиночную камеру одной из тюрем Берлина, где продержали около трёх недель.
После безрезультатной работы Пелита, в кабинете следователя советского генерала ждал коллега — известный немецкий профессор Гейнц Раубенгеймер.
Гитлеровцы знали, что они знакомы, более того, русский генерал с уважением относится к работам немецкого учёного.
Наш герой отлично понимал, что это, скорее всего, последнее предложение. Понимал он и то, что последует за отказом.
Однако мужественный генерал сказал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».
***
Его отправили в концентрационный лагерь, где стали использовать на каторжных работах особой тяжести. Но и здесь военспец удивлял своих товарищей по несчастью несгибаемой волей, силой духа и уверенностью в конечной победе.
Один из советских пленных потом вспоминал, что герой нашего повествования умел поднять настроение даже в самые тяжёлые минуты. Когда пленные трудились над изготовлением могильных плит, генерал заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие.
«Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших, дела на фронте».
***
Майор Седдон Де-Сент-Клер оказался одним из нескольких десятков военнопленных, которым удалось выжить в страшную, морозную февральскую ночь 1945 года в концлагере:
— Вечером для всей тысячи человек был устроен холодный душ, а после этого в одних рубашках и колодках их построили на плацу и продержали до шести часов утра.
Из нашей тысячи, — умерли четыреста восемьдесят.
Ушёл из жизни и герой нашего повествования.
Дорогой мой читатель, я думаю, что ты давно уже догадался, о ком идёт речь. Фото, как всегда, в помощь.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.