
К обеду воскресенья Краснодар проснулся, зашумел обычным многоголосьем. Октябрь вызолотил город. Солнце щедро делилось теплом. Жители спешили занять аллеи парков, насладиться последними деньками бархатной поры. В этой ленной, словно курортной публике Николай выделялся быстрым шагом. Полы его рясы развивались точно крылья. Молодому священнику надо было как можно скорее преодолеть сквер и очутиться в храме, чтобы не опоздать на занятия в Воскресной школе. Он видел, что Крестный ход вокруг собора заканчивался. Большой Крест внесли, хоругви и иконы уже на паперти. Несколько минут, и прибавится вектор служения — воспитание маленьких христиан.
Сердце Николая трепетало и сжималось от волнения. Однажды всё бывает в первый раз. Он вспомнил, как впервые венчал. Впервые крестил. Впервые исповедовал. Впервые отпевал. И каждый раз, видя счастье, радовался. Видя печаль, скорбел. Он давно узрел, что слёзы священника это не слабость. Это доказательство того, что он глубоко разделяет чувства прихожан, находится на своём месте, а не является чёрствым требоисполнителем.
Он верил, что всё сложится хорошо, но вчерашние напутствие сестры всё же смущало разум. Уже несколько лет она работала учительницей начальных классов. К её советам следовало прислушаться. Высказывание, что дети это вечный двигатель переработки информации, только топливо подливай да на вопросы почемучек отвечай, прочно засело в голове. Священник это же не ходячая энциклопедия. Не на каждый вопрос способен ответить. Что-то придётся отложить, отставить. Но природная ответственность буравила: «Как это ты не поможешь в поиске истины ребёнку? Как это оставишь дитя без внимания? Раз спрашивает, значит это для него важно!». В целом сестра, конечно, много полезных наставлений дала, не зря обратился. Но и тревог в сердце подсадила немало…
Нельзя субординацию нарушать — «на голову сядут». Нельзя дистанцию слишком длинную выстраивать — контакт не установишь, с доверием не заладится. Раскричались, уйми словом или делом. Не пытайся в один урок впихнуть всё самое интересное. Важно не сколько ты рассказал, а сколько и что именно ученики усвоили. Дай выговориться, но и помни, что план занятий никто не отменял. Управляй временем. Кричать имеешь право только, когда на проезжую часть дороги выбежали. Строгость и любовь. Любовь и строгость.
Николай влетел на площадь перед храмом. У бокового входа директор школы, как наседка птенцов, собирала юных воспитанников. Приветствовала, давала мелкие поручения и наставления и отправляла в класс на третьем этаже собора. Николай сбавил ход, чтобы отдышаться и спокойно приблизился.
— Наконец-то! — обрадовалась директор школы и скороговоркой выпалила, — некоторые ребята после литургии, обязательно перерыв на перекус сделать. Сегодня девять. Возраст от семи до тринадцати. За младшим бабушка придёт. Остальные самостоятельные. Вопросы?
Потерев аккуратную бороду в форме якоря, и пройдясь по тонким усам, Николай решительно сказал:
— Нет вопросов.
— С Богом!
В уютном классе со сводчатым потолком, арочными окнами и выбеленными стенами, с которых смотрели изображения ликов святых, светло и оживлённо. Дети расселись на пяти рядах парт, делились друг с дружкой как прошла неделя. Дверь отворилась. Ребята притихли, но смело, изучающе уставились на незнакомца: добрый взгляд небесной чистоты и мягкая улыбка располагали.
— Доброе утро! Меня зовут отец Николай.
Он прошёл к доске. Но ничего больше не успел сказать.
— Я Юля Васнецова, — торопливо представилась девочка за первой партой и, поправив очки, спросила, — Отец Николай, а где наш батюшка? Отец Андрей заболел? Его надо проведать?
По серьёзному тону и росту девочки Николай определил, что она, вероятно, самая старшая в классе.
— Отец Андрей отбыл на Донбасс. Он теперь военный священник.
— А чем он там будет заниматься? Ему же брать оружие в руки нельзя? — удивилась Юля.
На задней парте встрепенулся вихрастый мальчишка в вязаном джемпере:
— Можно! Пересвет боевым монахом был!
Юля обернулась, поправила кружевную оборку на рукаве вельветового платья и, удостоив мальчика снисходительным взглядом отличницы, процедила сквозь зубы:
— Паша, по канонам нельзя. Сана лишат, даже если ненароком кого-то погубил. Священнослужителям и кровь животного проливать нельзя.
— Не спорьте. Давайте вместе порассуждаем, какова роль военного священника, — примиряюще сказал Николай, — он осмотрел класс и понял, что ребята ждут его пояснений. — Первое упоминание о причастности духовенства к военным действиям относит нас к временам Древней Руси, — Николай взял мел и написал на доске четыре единицы, — легко запомнить. В одна тысяча сто одиннадцатом году перед войском Владимира Мономаха шли певчие, распивая тропари. Это была битва при Салнице, с половцами, — он указал на Пашу, — ты упомянул Пересвета. Он жил в четырнадцатом веке. Расскажи нам об этом воине-монахе.
Мальчик разрумянился. Он заговорил сначала слабым голосом, а потом излагал всё громче.
— Я книжку о русских богатырях читал. Там легенды и сказания всякие собраны. В общем, князь Дмитрий Московский, которого после Куликовской битвы прозвали Донским, прискакал в Троице-Сергиев монастырь и попросил у Сергея Радонежского благословение и подкрепление. Опытных два ратника там было. Два брата из боярской семьи. Пересвет и Ослябя. Они в монахи подстриглись. Но до этого славились воинским мастерством. Естественно Преподобный Сергей согласился. Как не дать, если Мамай на Руси лютует. Надели братья, как было велено одежды расшитые крестами и пошли против поганых татар сражаться. По обычаю перед битвой должны были сильнейшие в схватке сойтись. Челубей от Мамая выступил, Пересвет его вызов принял. Съехались на конях и друг друга копьями поразили. Оба пали. Но есть и другая версия. Она тоже грустная, но мне больше нравится. Пересвет придумал, как одержать верх над татарским богатырём, который длиннющим и тяжеленным копьём владел. Пересвет отказался от доспехов. Подставился под копьё. Налетел на него, но сумел изловчиться и ударил так, что Челубей пал замертво. А Пересвет испустил дух уже в своём стане. Написано, что исход первой схватки воодушевил наших воинов, поэтому мы победу и одержали. По судьбе Осляби тоже две версии в книжке было. То ли погиб в этом бою на Куликовом поле, то ли выжил и позже служил при митрополите.
Николай похвалил воспитанника и добавил:
— Этих воинов-монахов причислили к лику святых, — он посмотрел на Юлю, — монашество возникло примерно через два с половиной века после составления правил апостолов, которые не позволяют священникам браться за оружие. Монахи дают три обета: целомудрия, нестяжания и послушания. В данном случае нарушения со стороны Пересвета и Ослябли не было, они выполняли послушание, по поручению Сергея Радонежского.
Юля поджала губки, улыбнулась, и словно реабилитируясь за промах, воодушевлённо поделилась:
— Героями Смутного времени принято считать Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Но был ещё патриарх Гергемон. Он побуждал народ к восстанию против предателей родины.
Николай кивнул:
— Всё верно. Когда враг наступает, всё духовенство ведёт борьбу вместе с народом. Чтобы Отечество защитить, всем людям в стране нужно сплотиться, и Церковь в этом деле выступает традиционным оплотом, — он потёр бороду, и намеревался приступить к теме урока, но тут поднял руку самый младший.
Теребя пуговицу на рубашке, мальчик спросил:
— А что делает военный священник?
Окинув взором класс, Николай определил, что этот вопрос требует разъяснений — не всем понятно. Он улыбнулся, прошёлся ладонью по усам и бороде и предложил:
— Давайте вы мне сами скажите. Я приведу несколько примеров из истории. А вы поделитесь тем, что уяснили, — воспитанники дружно закивали, — договорились. Первый войсковой священник черноморских казаков Иоанн Ковалевский. Русско-турецкая война. Сражение под Очаковым. Атаман Антон Головатый подписал грамоту, на которой сказано, что отец Иоанн в морское сражение вместе с казаками на лодках ходил. Ободрял, поощрял к храброму действию. Смотрим дальше. При Петре I в российской армии возникает институт военного духовенства. Деятельность военных священников прописывается в Воинском и Морском уставах. Отныне священники должны поддержку воинам оказывать и в мирное время, и в военное: покрывать все требы христианина в каких бы он условиях не находился. История запомнила и некоторые имена. В войне с Наполеоновской армией отличился священник Василий Васильковский. Ему вручили орден Георгия Победоносца. Не единожды отец Василий поднимал над собой крест и шёл перед войском, пробуждал в воинах бесстрашие и решимость. Александр I наградил за мужество и усердия и других священников. Протоиерей Анисим Боровик. Он двадцать пять лет с воинами провёл, большая часть этого времени — тяготы и лишения военных походов. Протоиерей Алексей Торопогрицкий в уважение отличной службы и поднятых трудов был назначен обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба. Алексей Карышев. Герасим Соколов. Иосиф Цетович. Прокопий Овчинников…, — Николай запнулся. Он может назвать множество имён, но время-то тикает, — кхе-кхе… ревностной службой многие священники отличились в Отечественной войне с французами. Неоценима поддержка священников и в русско-японской войне. Преданно исполняли свой долг полковые, судовые, госпитальные батюшки. Служили и на санитарных поездах. Проявили себя военные священники и в Первой Мировой войне. Николай II за духовную помощь высоко оценил их подвиги, наградил орденами и медалями. Это и Георгиевские кресты, и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте, и ордена св. Владимира...
Николай натолкнулся на непонимающие взоры. Умолк. Ребята растеряны. Недоумённо таращатся и активисты Юля с Пашей. Николай спохватился: «Слишком много попытался впихнуть. А ещё столько всего есть рассказать о духовной доблести батюшек на Кавказе, Афганистане, Сирии, Донбассе… Уже сумбурно вышло. Надо кратко. В спокойном темпе. Одного, но доступно». Он прокашлялся:
— И ещё один пример. Из Великой Отечественной войны. Не редкость, когда воин становится священником. Так было и с Георгиевским кавалером Первой мировой войны Фёдором Пузановым. Его прозвали «партизанский батюшка». Он как связной между бойцами и их семьями действовал. Весточку принесёт из дома и боевой дух солдат заряжается. Новости с фронта в село доставит, семьи партизан утешит. Снабжал бойцов, как мог, собирал для них одежду и еду, корову свою отдал. Отец Фёдор со всех сторон поддержку партизанам оказывал. Голодный воин да ещё без духовной опеки не боец. Отец Фёдор беседовал, наставлял, исповедовал, крестил. На войне атеистов нет. Там многие Бога открывают.
Николай осмотрел класс. Лица детей восторженны.
Паша поднял руку:
— Военный священник и на передовой в окопе, и на корабле. Он одним своим видом боевой дух укрепляет!
Юля закивала и дополнила:
— Да. Батюшка наших воинов и в тылу, и в «горячих точках» оберегает. Помогает долг защиты Родины выполнить и душу спасти.
Теперь на лицах всех воспитанников засияло понимание. Усвоили. Николай кивнул и подытожил:
— Молодцы! Всё верно. Военный священник не даёт утонуть в злобе и ненависти к врагу. Наставляет воинов проявлять всепрощение, которое вовсе не значит давать дорогу неприятелю. Всепрощение это дар Божий, освобождение человека от власти греха. Православный воин не должен впустить в сердце то, что способно разрушить его душу. Он должен вернуться домой не больным, укреплять Отечество, служить примером. Иначе не будет оправдания перед судом Божественной Правды, — взоры воспитанников сделались задумчивы, Николай выждал немного и тоном, настраивающим на занятие, добавил, — между прочим, имя «батюшка» надо ещё заслужить. И мне тоже. Так ведь только к близкому святому отцу обращаются, веруют прихожане, что с ним духовно окормляются. Что на сегодня было задано?
Ребята зашуршали тетрадями, а Николай мысленно молился, благодарил Бога за доброе начало.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.