Татьяна Янковская
Из цикла «РАСКРАСКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Зарисовки и рассказы-недоростки»
Мася
Снег сменился дождем, и ничто уже не пахло так, как раньше.
Вокруг были ноги, много ног. Вот по-птичьи вышагивают высокие каблуки на длинных-длинных ногах. Если поднять голову, виден край юбки, а дальше не видно. Тяжело переваливаются толстые ноги в широких коротких сапожках, над ними колышется необъятная шуба. Если бы это было дома, ты бы вцепилась в эту шубу зубами, пока никто не видит, – ты уже так делала когда-то и получила за это от Хозяина по попе. Но сейчас не стоит рисковать, да и некогда. Надо спешить искать дом, еду, хозяев.
Хозяйка тоже иногда покрывает себя мехом и надевает сапоги, когда вы идете гулять, но она двигается легко, иногда даже бегает с тобой. Говорит при этом на уличном языке, короткими словами: go, sit, no, stop . А дома чаще говорит с тобой на домашнем, который ты любишь: иди поешь – на кого ты там лаешь – лапочка моя – ах ты, дрянь такая – ну иди, поцелуемся. Когда на улице холодно, тебе надевают зеленое пальтишко. Зеленое идет рыжим, к тому же это цвет Ирландии, а ты чистопородный ирландский терьер. Носочки ты сразу невзлюбила, норовила стащить их с себя, и Хозяйка перестала их тебе надевать. И правильно, не такая уж ты неженка. Когда выпадает снег, каждую неделю Хозяин берет тебя с собой в лес. Он прикрепляет поводок к поясу, и вы мчитесь рядом по лыжне. Он размашисто скользит по снегу, а ты радостно бежишь рядом, изредка лая от избытка чувств...
Расшнурованные кроссовки с налезающими на них джинсами шаркают по мокрому асфальту. Одна нога поднимается, хочет тебя пнуть. Ты увертываешься, убегаешь. Ныряешь вместе с толпой вниз и оказываешься под землей. Среди множества чужих ног бежишь по долгому проходу и слышишь знакомую мелодию, ее часто играют Хозяйкины ученики. Но они играют на пианино, а этот человек держит на колене черный инструмент со складками в середине, то растягивая их в стороны, то сжимая. Пальцы бегают по кнопкам, на полу шляпа. Ты обнюхиваешь шляпу, чувствуешь запах, немного напоминающий дом, и садишься рядом, а человек продолжает играть. Люди бросают деньги в шляпу. «Смотри, Каштанка, как у нас с тобой бизнес пошел», – подмигнул баянист. Вот он играет твое любимое место, и ты поешь. Хозяйке с Хозяином нравится твое пение, и гости всегда смеются, когда ты поешь, а этот говорит: «Тихо, рыжая! Ты хорошая, но погонят ведь меня вместе с тобой. Иди, иди отсюда», – подталкивает он тебя, освободив руку из-под ремня баяна. Он тоже говорит на домашнем языке, но почему-то называет тебя Каштанкой, а не Масей.
Вокруг почти все говорят по-уличному, как Хозяйка с учениками, а некоторые – как рабочие, которые делали ремонт у вас в квартире. Иногда слышна речь, совсем не знакомая твоему слуху. А вот эта пара говорит, как любимый Хозяйкин ученик со своей худенькой узкоглазой матерью. Маленькие лаковые туфельки на тонких матовых ножках становятся на цыпочки перед большими грубыми ботинками, над которыми поднимаются узкие коричневые брюки.
Рядом останавливаются другие ботинки, над ними синие брючины со стрелками, на поясе висит кобура и что-то металлическое.
– You should take your dog away.
– She is not mine .
Человек с кобурой наклоняется к тебе, это женщина. Вообще-то они тебе больше нравятся, они добрее. Но эта пытается схватить тебя за ошейник! Ты уворачиваешься и со всех ног пускаешься бежать дальше по проходу. Прибегаешь на платформу и прыгаешь вниз, в широкую яму с рядами металлическими полосок, разделенных столбами. Тебя оглушают крики, ты в панике спешишь к освещенной платформе на другой стороне, и вдруг, добежав до середины, слышишь грохот и видишь надвигающийся поезд. Делаешь шаг вперед и видишь приближающийся встречный поезд. Многогрудый вдох и – молчание на платформах, только слышен стук колес. Поезда уходят в темноту. Общий выдох облегчения, разноголосица.
– She’s OK!
– Слава богу, жива!
– Está bien !
Ты выскакиваешь на противоположную платформу. «А я уж думал, все, мля. Ну чисто Анна Каренина!» – слышишь ты, пробегая к лестнице за чьими-то спешащими ногами. И вот ты на улице. Видишь странную собаку – идет на поводке, перебирая передними лапами, а вместо задних ног маленькая платформа на колесиках, поддерживающая тело. Но ведь так не бывает, не должно быть! У всех собак есть задние ноги! Тебе неприятно, тревожно, страшно. Очень хочется залаять, но ты умеешь сдерживаться, когда надо, – не зря ведь тебя водили в собачью школу. На первом уроке вас с Хозяйкой даже попросили уйти, чтобы не мешать другим – твой лай завел всех, и вести урок стало невозможно.
– Что так рано? – спросил Хозяин.
– Нас выгнали из класса.
– Почему?
– Мы лаяли.
– Ну, что ты лаяла, я не удивляюсь, но Маська – не может быть! Она же умница. Иди сюда, рыжик!
– Не ходи, не ходи к нему, Мася!
– Мася, ко мне!
И ты, не двигаясь с места, громко залаяла. А ночью, подремав на кровати, где ты обычно спишь с Хозяином и Хозяйкой, а сегодня спал он один, ты вышла из спальни и нашла Хозяйку на диване в гостиной. Ты легла рядом, потеснив ее сильным крепким телом, и заснула, согревая ее своим теплом.
А когда ты окончила школу и Хозяин с Хозяйкой пришли на специальную церемонию по этому случаю, им вручили твой диплом с наклеенной золотой звездочкой, а тебе повязали на шею зеленый платок-бандану. На обратном пути Хозяин сказал «теперь наша Маська доктор философии, не меньше» и обнял Хозяйку за плечи, а ты протиснулась между ними и несколько раз прошла туда и обратно, чувствуя боками их ноги. Где они теперь?
Вот собака-поводырь, ты таких видела раньше. Ты начинаешь ее обнюхивать, но она идет, как по команде «к ноге», не обращая на тебя внимания, а перед ногами, рядом с которыми она идет, со стуком мечется зигзагом палка. А эта маленькая белая собачка похожа на соседского Ская, твоего товарища по играм в Вайоминге, откуда вы недавно переехали. Его полное имя – Beautiful Wyoming Sky , он веселый и глупый. А вот идет рыжая в зеленом пальтишке, как у тебя, и с сумочкой на боку – у тебя такой нет, ты тоже хочешь. Жаль, Хозяйка не видит, она бы тебе купила. А пальтишко твое осталось дома. Где же дом?!
Широкие ступени ведут вверх к красивому зданию с высокими резными дверями. Ты поднимаешься и видишь грязного человека в пончо, сидящего на ступенях. У хозяйки тоже есть пончо – яркое, красивое, оно пахнет духами и Хозяйкой, а у этого человека пончо из мешковины, с сильным человеческим запахом и целым букетом других. Он ест сэндвич. Ты садишься рядом и часто дышишь, глядя на него. Он вынимает из сэндвича кусочек ростбифа и протягивает тебе. Ты жадно хватаешь кусок. Дома тебе не дают такую еду, разве что гости, а дошкольницей ты иногда воровала ее со стола. Ты облизываешься. «Come !» Нищий приподнимает край пончо. И вот ты сидишь с ним, щека к щеке, просунув голову в отверстие пончо. Нищий гремит мелочью в консервной банке. Прохожие бросают в банку деньги. «Not bad! Business is picking up, thanks to you Red Hair !» Молодая девушка смущенно протягивает гамбургер: «This is for the dog !». Нищий ловко перехватывает его, и гамбургер исчезает где-то в складках одежды под пончо. Ты греешь нищего и сама согреваешься, но тебе надоело сидеть неподвижно. «Time to move on, uh? Hey, it’s up to you. Thanks for the company ».
Ты еще немного кружишь по улицам и ложишься у двери, из-за которой вкусно пахнет едой. Люди входят и выходят, некоторые обращают на тебя внимание, но никто не трогает. Наверно, думают, что ты ждешь хозяина. И вдруг ты чувствуешь едва различимый знакомый запах! Ты вскакиваешь на ноги, лаешь и слышишь возглас «Мася!» Ты бежишь навстречу, встаешь на задние лапы, чтобы лизнуть Хозяйку в лицо, опускаешься, трешься об ее ноги, снова вскакиваешь на задние лапы. О радость! Хозяйка целует тебя в нос, пристегивает поводок, ведет в машину. «Господи, Маська! Ты, наверно, так испугалась, когда этот жуткий питбуль на тебя кинулся! Я сама чуть концы не отдала, но ты так быстро убежала! И не вернулась. – Oна вытирает глаза. – Он уже всем надоел, двух собак покусал на собачьей площадке. Я всех собачников подбиваю потребовать, чтобы его туда больше не водили. Или – в наморднике и на поводке. Совсем житья нет нормальным собакам!» Ты уверена, что Хозяйка добьется своего, все собачники всегда ее уважают. Еще в Вайоминге она ездила с тобой на выставку, помогала организаторам, а ты получила тогда золотую медаль. Ты была единственным ирландцем, так что серьезной конкуренции у тебя не было, как объяснила Хозяину Хозяйка, но все равно они гордились тобой.
Вы медленно отъезжаете от тротуара и Хозяйка включает радио. Она всегда слушает классическую музыку, но утром машину брал Хозяин и переключил на другую волну. Объявляют песню Тома Уэйтса, «Rain dogs ». «You know how after the rain you see all these dogs that seem lost, wandering around. The rain washes away all their scent, all their direction », – хрипит голос, потом так же хрипло, совсем не в хозяйкином вкусе, поет.
Give my umbrella to the Rain Dogs
For I am a Rain Dog, too...
Oh, how we danced and you
Whispered to me
You'll never be going back home
«Про тебя, Маська, – говорит Xозяйка, дослушав до конца. – Но ты, слава богу, нашлась. Масенькая моя. Я знала, что ты вернешься».
Она гладит тебя по голове и переключает радио на Баха.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.