Режиссер Вадим Ермоленко: Украинское телевидение губят бандерлоги

Режиссер Вадим Ермоленко: Украинское телевидение губят бандерлоги

 

 У Вадима Ермоленко впечатляющий послужной список. Режиссер десятка фильмов студии «Укркинохроники», журналист, экс-редактор телеканала «Интер», экс-главный режиссер телеканала «ЮТАР», сценарист и режиссер телепроектов «Шанс», «Дача», «Все для тебя», «Бережись автомобиля», «36 и 6», «ВИП-жінка», «Дорога додому». Режиссер клипов группы «Скрябин», группы «Пающие трусы» И это далеко не полный перечень. При этом информации об этом человеке в сети крайне мало, а его имя широко известно лишь в узких кругах. О том, почему сейчас нет хорошего украинского кино, о «бандерложьих» законах телевидения и о том, чем закончится стояние на Майдане – в интервью Полемике.

- К сожалению, я не смогла найти более-менее полную информацию о вас в сети…

- Рефлекс. Режиссер должен так растворяться в картине, что о его наличии зритель и подозревать не должен…Все должно казаться как бы само собой происходящим. Отсюда привычка быть всегда за кадром. Как-то мой вечный друг и оппонент Максим Равреба пришел ко мне с двумя бутылками водки – вручали уже третий «Телетриумф» проекту «Шанс» как лучшей программе, и я опять не пришел. Игорь Кондратюк тогда сказал в эфире, что я «уже отмечаю». И Макс очень возмущался и твердил, что мне не хватает славы. Я только потом понял, что он имеет в виду – сегодня нужно хорошо «продаваться», «пиариться», светиться... Но тут я уже себя не переделаю. Понимаю, что это недостаток, но тусовки, интервью - это не мое.

- То есть вы скромный человек?

- Напротив. Я не люблю или, если хотите, боюсь толпы, стада. Эти необязательные сборища скучных и скучающих... как там Шоу писал «Если б меня там не было, я бы скучал». Еще я клоун в душе и чувствую вину, если людям вокруг скучно - и начинаю куролесить. Могу шлепнуть рукой не ту попу, или тортом запустить в лицо человеку, которого уважаю… Но мы с этим человеком можем быть на разных стадиях опьянения. И эта шутка ему не покажется забавной.

- И вас еще куда-то приглашают?

- Вот – Игорь Кондратюк пригласил на юбилей «Караоке» и «Шанса», в первый раз за пять лет. Наверное, простил.

– Торт простил?

- Не только. Но торт тоже был. Мне глубоко противен «тортовой» юмор, но этот гэг (комический трюк – ред.) – был наиболее популярным в немом кино, вспомните Чаплина. И, когда в очередной раз меня какой-нибудь чиновник призывает сделать программу и фильм «поумнее», я в знак протеста устраиваю «кидание тортами». Один раз Кузьма (Скрябин – ред.) запустил пятикилограммовый торт через весь зал в меня, но угодил в звуковой пульт. На дне рождения «Караоке» как- то досталось Игорю Кондратюку. Так что на юбилей «Караоке» меня уже давно не приглашают. Игорь человек эмоциональный, но достаточно умный, чтобы быть порядочным. Что на ТВ редкость.

- А с кем из интересных личностей вы еще работали?

- Со всеми – я же с шестнадцати лет на кинохронике. В шахте – с шахтерами. Герой Соцтруда Стрельченко (Иван Стрельченко, бригадир шахты «Трудовская», Донецкая область – ред.) киношников называл «толстолобиками» - мы все башкой стропила сбивали в темноте и норовили сесть в заброшенном отсеке, где уже подпорки повынимали, пить «шмурдяк». Как-то нас шахтер выгнал из штрека, который обвалился через три минуты… С политиками работал много – но не сейчас, к их деньгам столько прилипал липнет. Они мне напоминают умирающих животных, обсаженных мухами. Как-то снимали Литвина – выбежало стадо «верноподданных», и что-то машут ему из-за камеры, советуют. Я им говорю: «Вы его отвлекаете, он глазами, как Чебурашка, водит». Обиделись, больше не зовут. Поэтому всегда зачищаю съемочную площадку от посторонних перед съемкой. В Америке с баскетболистом Родманом мы за полтора часа сняли 15 эпизодов, целую программу. Хотя я по-английски «фейсом об тейбл». Но как-то объяснялись, всех переводчиков, артагентов, менеджеров – нахрен с поля. Лишнее звено всегда усложняет работу по «Закону Паркинсона» - что один человек сделает за день, два будут делать неделю. Кстати, Родман был «проплачен» на целый день – мы же привыкли, что после команды мотор Наташа Могилевская (на тот момент ведущая «Шанса» - ред.) идет курить на улицу.

- Недолюбливаете Могилевскую?

- Обожаю. Я ее в перерывах «Шанса» никогда без книги не видел. Человек учащийся и трудящийся… А когда были «танцы» (шоу «Танцы со звездами» – ред.), следил только за ее ногами. Это человек любимый и родной. Ну, а то, что стерва на площадке? Так добренькую сожрут. Тут не захочешь – волком станешь. Недавно работал с Таней Стребковой (звезда шоу «Холостяк» и «Мастер-шеф» – ред.). Чудо, какая умница…Человек-стеб. В том месте, где мне бы уже раз десять дали по морде, она только начинает разворачиваться. И народ терпит и любит. Для режиссера эта конфликтность подарок, повод закрутить драму. Тем более это так по-женски… Как там в КВН – «Напившись, даже Долина поет Аллегрову».

- Вы со всеми звездами на «ты»?

- Да нет у нас звезд, таких, как Пугачева, Ротару. Все стоящее продается на Россию – там большой рынок. Меладзе, Сердючка, ВИАгра были ориентированы на большой российский рынок. Там клипы берут бесплатно в ротацию, а у нас за разовый показ просят 150 евро. Так что показывают по украинским каналам своих теток и дядек, чьих-то жен, любовниц… А зритель в заложниках. В России можно концертировать, а у нас зритель бедный. Ни один «всеукраинский тур» в ноль не вышел. Все убыточные. Потому что – ну, сколько вы залов наберете в Житомире на Могилевскую – один? А у нее программа была мирового уровня – с суперсветом, лучшим у нас балетом Лены Коляденко, Владом Ямой. И билеты по 300 гривен, да контрамарки. Народ в глубинке бедный…

- А судя по поведению, наши звезды круче зарубежных…

- Это «комплекс меншовартости», голый зад компенсируется гигантским апломбом. На одном из шоу я мог напрямую решить все вопросы с Агутиным, Вайкуле, но не мог пробиться через администраторов к украинским «зирочкам», к тем же «НеАнгелам». Девки классные. но на подходе вырастает администратор, какие-то плохо говорящие агенты… Причем, это говорящее желе – оно же в кадр норовит. Разогнал как-то на площадке администраторов, ассистентов с красной дорожки – объяснил, что это съемочная площадка. Во время шоу Потап в своем «нарайоновском стиле» наехал на певицу. Та в истерику и с площадки. Оператор бежит за ней – кульминация, она бежит одна по красной дорожке – а тут какой-то жлоб с телефоном сидит на лестнице. Вроде мелочь, но очень плохо – внимание зрителя отвлечено. Я на него ору: «Я же тебя просил , м*дака», а он в ответ - «Не надо быковать». Представьте себе ситуацию – вы приходите домой, у вас на коврике перед квартирой какает чмо и еще просит вас не быковать? Только здесь еще хуже – миллионы потрачены. Сотни людей работают – ждут такую вот ситуацию. И тут в кадре вот такое чмо. На другой день настроение хорошее. Увидел его – он администратор одной певички. Не буду позорить… Подхожу. Говорю: «Извините за «вайдот», но вы мне кадр испортили. Давайте уважать друг друга и не ходить по площадке. Еще раз извините». Он на меня смотрит, как Моисей на горящий куст, и опять: «Только не надо быковать!». Вот этот бардак, он в крови телевидения… Возьмем родного человечка на должность, а программу за 5 миллионов сольем.

– Вернемся к Игорю Кондратюку. Вы говорите - порядочный? В чем же это выражалось? И вот эта щепетильная ситуация с уходом Виталия Козловского.

- Десять лет назад за Виталия на «Шансе» проголосовал миллион зрителей. Затем был долгий период поиска песен. Первые клипы. Долго искали артдиректора – нашли. Одного из лучших на сегодня. Естественно, затраты оплачивал Кондратюк. Проект начал приносить прибыль. И тут «девушка созрела». Виталий решил уйти от продюсера. Но расставание «страшнее смерти». Для Кондратюка это шок. «Мы строили, строили, и наконец построили, спасибо, отдайте ключи, уходите». От меня ассистент как-то ушел – так я так куролесил, что ходить не мог, с переломанными ребрами и отбитой почкой… А тут.

- А кто прав был?

- Контракт я не изучал, но по всем моральным нормам - Игорь. Но по-человечески понятно – Виталий сейчас в постпубертатной фазе, когда хочется начать самостоятельную жизнь. Это тот возраст, когда молодые люди уходят от родителей. А папой и мамой для Козловского был Кондратюк. Что до Игоря, то тут однозначно «засада» - десять лет человек вкладывал в проект. А когда раскрутил – все… В Штатах или Европе такое невозможно. Там исполнитель будет всю жизнь «выплачивать» алименты продюсеру… Но у нас тут типа шоу-бизнес.

- А может, это борьба молодых талантов против эксплуататоров?

- Повторю – Кондратюк порядочный человек и талантливый продюсер. Я говорю о том, что знаю. Например. нанимал он меня за очень смешную плату – не понимая всего объема работы… Потом увидел результат и увеличил зарплату без моей просьбы – повысил втрое. И это при том, что при любом расчете на ТВ вас пытаются надуть. В телевидении по большей части заправляют людишки необразованные и нечестные. Помню, как на «ТВ Табачук» нанимали каждые два месяца новых операторов. Потому что старым не платили. В конце снимали уже водители. Да что там далеко ходить – год назад для Главного канала страны снимали пилотную программу. Администрация пыталась заставить сделать это бесплатно. А там сумма шестизначная... На телевидении это тенденция. Не разовый случай.

- А кто на телевидении хороший? Вот вы хороший?

- Я хороший. У нас не телевидение, а пищевая пирамида… Все работают, чтоб понравиться директору компании. Директор хочет понравиться владельцу... Вы видите в этой цепи зрителя? Финны платят 200 евро в год – налог на телевизор. На эти деньги содержат два цивилизованных, но средненьких национальных телеканала. А мы миллионеры все – у нас же общенациональных каналов больше, чем зрителей. Я работал на сотнях проектов, в приоритетах сейчас «корпоративная солидарность» (читай – рабская преданность хозяину), «интересы подразделения» («что я с этого буду иметь»), и герои программ – расходный материал», «хомячки», как их называют. Вчера снимали многодетную семью, которая была занята в шоу по обменам мамами-папами. Дети рассказывали, как их на шоу заставляли делать гадости, уточнять не стану. Итак, корпорация – съемочная группа – герои. А зритель опять мимо кассы? У меня на первом месте – зритель. В угоду ему я могу даже героя подставить. Но герой на втором – если я его не полюблю, как его зритель полюбит? Поэтому уважение и свобода. А на третьем – уже наши теледела. Поэтому, да, я хороший.

– Вы заявляете, что у вас рейтинги больше и затраты меньше… Манию величия еще никто не приписывал?

- Юрий Зиновьевич Морозов (украинский продюсер, сценарист и киновед – ред.) как-то мне это сказал. Ему виднее. Кстати, его история – пример всей этой «бандерложьей возни». Фамилию Морозова можно встретить в титрах фильмов Балаяна, первых «Танцев со звездами», новых телесериалах. Ну, не может человек случайно вот так везде засветиться. Сейчас уже никто не помнит, что именно Морозов создал «Новости» Интера – дело было новое, он и собирал по околицам Равреб, Арьевых, Ермоленок всяких... А когда новости заработали – пришли «бандерлоги», которые умели правильно «оптимизировать» процессы. Сегодняшние «Подробности» на 90 процентов на ровном месте создавал Морозов. Были, конечно, и другие новаторы. Например, один главный режиссер придумал в новостях «каше», это такая рамочка под кино. А главная продюсерша назвала «Подробности» главной программой страны. Хотите, посчитаю, сколько у нас главных программ? На СТБ как-то запутались – у них сразу три проекта назывались главными, и все стартуют осенью. Выкрутились – назвали это главным событием. А эта сакраментальная фраза - «Всеукраинская премьера!». Не может быть у «Пиратов Карибского моря» всеукраинской премьеры на телевидении. Я их год назад в кинотеатре посмотрел… Все анонсовые службы сегодня – это такой работающий сам на себя бандерложий муравейник. Они втюхивают вам программу – вы ее смотрите три минуты и выключаете. Потому и рейтинги сегодня у программ низкие. Зритель массово уходит. Он уже стал умнее. У экрана остаются дебилы. На них весь этот попкорн и рассчитан. Что правда, технари на телевидении лучшие. Ну, это понятно, финансирование…

- А вам приходилось иметь дело с «бандерлогами»?

- Всегда. Как только вы делаете новую программу – они спускаются с деревьев, засучивают рукава и, глядя на вас белесыми глазами вурдалака, говорят – «мы так тоже можем». Про вас просто забывают, в том числе и заплатить. Что-то воруют на стадии сценария. Как-то на листочке, в администраторской, написал по личной просьбе Влада Ряшина (он тогда руководил «Интером») новый проект «Шанс моделс». Подготовили к съемке все… Затем Ряшин отлучился. А меня – автора и режиссера… забыли позвать на съемку. Отсняли два сезона. Закрыли проект. Потом «бандерложиха» с красной харей, которая меня «отодвинула», говорит: «А проект не может пойти, идея плохая». Я ей отвечаю: «Дураку стеклянный хрен на два часа. Пока я у вас на «Все для тебя» снимал, рейтинги были под семерку. А сейчас – два. Может, что-то в консерватории поменять?». Возвращаясь к предыдущему вопросу - может, и мания величия. Только у меня несколько проектов на рейтинге под девятку было. Плюс – себестоимость проектов смешная. В том же 90-м первый фильм Саши Балагуры – представьте себе документальный фильм о цыганах, снятый Кустурицей, но документальный! - так вот, его просто отправили «на серебро» - уничтожили. Когда твоего ребенка убивают – хочешь, не хочешь – но чем-то тяжелым в голову запустишь. В моем случае это обычно коробка с пленкой…

– Вы – создатель «форматов»?

- Не верю в «форматы». Мы каждый раз снимаем фильм – с любовью к героям и уважением к зрителям. А главный секрет - чем хуже, тем лучше. Проблемы на съемках становятся сюжетными перипетиями… Это такой драматургический поворот, необходимый для пьесы и фильма, когда герой вдруг «из грязи в князи» или наоборот. Там, где другие отменяют съемку, мы только начинаем. Когда после драки тортами Наташа Могилевская ушла из проекта, мы не только не развалились – у нас родилась группа «Квест Пистолз», попробовали себя в роли продюсеров Лобода и Залевский. Кузьма руководил хореографией, на площадке снимали клипы, и было еще много всяких «безобразий». И возвращение Наташи было самым фееричным эпизодом сезона. Так и на других проектах… Возьмите «Дачу» (телепроект «Дача» - ред.) – сгорел дом, мы приходим – разгребаем. Не хватает средств – придумываем новые технологии. Нет времени – за молоток берутся продюсеры, операторы.

- А вы беретесь?

- Лично я мешаю раствор, когда у рабочих тепловой удар. Но это неправильно. Это еще один недостаток – заниматься нужно своим делом. Как-то нес два сценария Оксане Марченко – она попросила оживить проект «Моя профессия», который замечательно стартовал на УТ. Мимо щуплые айтишники тащили коробки с техникой. Я передал сценарии новому редактору, попросил положить на стол Оксане и помог мальчишкам. Две недели спустя Марченко спрашивает – а где сценарии? Я к парню. А он за это время сделал карьеру – стал и.о. главного редактора. Отвечает: «А мени не сподобались»… Я ему: «Ты вообще кто, трам-тарарам… Оксана просила сделать – я людей напряг со стороны, не хотел отдавать, не брал бы». И тут он выдает мое любимое: «Вы пьяны. Не кричите!». Он «тихим нямом» саботажил, увольнял чужих и протаскивал каких-то своих, таких же мелких людишек в штат… Редкой красоты был дебил – например, вырезал из репортажа слово «суворовцы», потому что Суворов был «гнобитель украинской нации».

- Но он же стал главным редактором. Значит, что-то умел?

- Гадить он умел. Его все равно уволили через неделю… Но шоу уже не спасли…Так что – не таскайте чужих ящиков. Делайте свое дело. А вообще это проблема ментально украинская. Как говаривал Равреба: «Хохол за маленький кусочек власти отдаст и деньги, и карьеру». Сколько их таких «гетьманов» – вон на Верховную раду посмотрите. Так в любом деле – кино, бизнес, телевидение. Ты либо работаешь, либо «бандерложишь» - сложил лапки и глядишь в глаза начальству, «мы слышим тебя, Каа». А пока шеф не видит, гадишь всем вокруг, делая карьеру. Пока «рабочие лошадки» тащат телегу, «бандерлоги» ждут, когда те споткнутся… И «активная часть» коллектива постепенно перестает работать, понимая, что каждое движение – повод, чтобы их сожрали. Я видел десятки сдохших проектов и каналов. Развал начинается, когда количество вот этих «морлоков» переходит за 40 процентов. Это критическая масса. Работать стало «немодно» и «неуспешно»… В прошлом году подыскивали журналистов на проект. Половина пришедших ищет «место», где бы покреативить. То есть вы там все бегайте, снимайте на морозе, монтируйте. А я, к двадцати годам научившись пользоваться айподом и туалетной бумагой, сяду и буду замечания делать… «Гордые дети ответственных чиновников». Думаю, сейчас в любой отрасли подобная ситуации – когда «своих людишек» пытаются посадить на хребет издыхающему производству.

– В клипе «Новогодняя» «Пающих трусов» вы на второй минуте на заднем плане просто «жонглируете» милиционером… Любите подразнить милицию, власть? Поэтому вас называют скандальным?

- Мы же родом из перестройки. Дразнить гусей – наше кредо. В 1989-м мы с Масиком (Олег Писанко – кинооператор и соавтор сценариев) дрались с ментами на Майдане, те пытались выдернуть шнур из камеры, когда мы снимали забастовщиков. В 91-м мы были единственной киногруппой в Москве, снявшей весь путч. Мы да еще пара CNN-овцев работали в Белом Доме. Пять лет был журналистом и даже иногда руководил оппо-новостями «ЮТАРА». Бывший генпрокурор Потебенько, цитируя мой репортаж, как-то сказал «Покажешь три зуба – а снимут тридцать три». Мы их цитируем их, они нас. Он просил не комментировать, я и не комментировал. Выложил в «новостях» четыре минуты его синхронов: «Я могу посадить любого человека в зале старше 40!». Ну что тут добавишь? Сто журналистов в зале, а Генпрокурор объясняет, что по закону здесь жить нельзя…

- Вы часто мелькаете в кадре?

- В качестве «необходимого фона» я появляюсь часто. Еще в первых короткометражках трюки выполнял, когда денег не было каскадеров.

- Как вы избрали профессию, где учились-работали. Расскажите побольше фактов о себе. Страна должна знать своих героев.

- Режиссером мечтал быть с детства – в кино влюбился в младенчестве. Жили мы в шахтерском поселке Грамотеино в Сибири, мама была директором кинотеатра. Как то ей звонят: «Что с Вадиком делать?» - «С каким Вадиком?» - «С вашим». Оказывается, я сбежал из садика в четыре года через форточку зимой. Пришел в кинотеатр и три раза подряд посмотрел «Этот безумный, безумный, безумный мир» Стенли Крамера. Решил стать режиссером. До перестройки жил как во сне. Учился в театральном. Снимать не мог. О чем снимать – о «побеждающем коммунизме»? А в систему не хотелось. Работал шесть лет осветителем на «Укркинохронике». Тут отдельный роман писать надо. Шахты. Винзаводы. Гусарство и *лядство всякое…Ерофеев (Вениамин Еврофеев, автор поэмы «Москва-Петушки» - ред.) отдыхает. Тут перестройка и Масик (Олег Писанко – ред.) Начали снимать капустники. После первого вызвал директор студии Шаботенко и сказал – берите любую тему и снимайте, я такого монтажа никогда не видел.

- И осуществилась мечта?

- Разве я мечтал, что вся моя жизнь будет борьбой с «верноподдаными евреями»? (так Дина Рубина, русская писательница, проживающая в Израиле, называла полных рвения сотрудников – ред.).

- В антисемитизме не обвиняли?

- Как можно быть антисемитом на студии, где девяносто процентов работающих – евреи? Они же друзья мои, учителя, братья и сестры, просто термин мне очень нравится… Кстати, о евреях. В Москве сидели без работы, а тут Каганович умер. Я прошу продюсера – давай снимем. Она ни в какую. Спустился в холл гостиницы, купил Нострадамуса – «Когда умрет последний страшный старец, рухнет империя зла». Говорю, Каганович – последний из сталинского ареопага, завтра Союз развалится… «Ну снимайте». Дело было в июле 1991-го. В фильме есть и путч, и похороны. Это еще один роман.

- Почему же вы сейчас кино не снимаете?

- Не для кого. Кино начинается со зрителя. Зритель сегодня – это пять процентов населения, и в месяц мы покупаем десять молодежных комедий и один экшн. А кино должно быть много. Тогда вырастают и разные разности. Например, «триеровщина» или «балабановщина». Идешь по Санта-Монике, кинотеатр – четыре зала, двенадцать фильмов в день, все разные… У нас в столице десять кинотеатров на семь фильмов… Ну, посмотрел я «Хоббита». А дальше что? Завтра? Послезавтра? У нас нет культуры проката. И как тут станешь киноманом, если в этом году приличных фильмов было три штуки – «Пассажиры-любовники» Альмодовара, «Географ» Велединского и последняя работа Торнаторе «Лучшее предложение»? Последнюю картину пока не смотрю. Берегу на хороший день, как Феллини не читал Толстого – оставлял на пенсию.

- Что нужно для того, чтобы в Украине появилось кино?

- Россия давала двести пятьдесят тысяч каждому дебютанту режиссеру на раскрутку. Этих денег хватало на то, чтобы найти сценарий и объекты. А далее – шагай в большое кино… А у нас семнадцать миллионов отдали Ильенко на «Мазепу». Но это же индустрия! Такой антимоскальский декадентский фильм Россия не купит! Да мы его и здесь в прокат не пустим… Почему это снимается за государственные деньги? А ведь можно было снять двенадцать-пятнадцать дебютов – смотришь, появился бы и у нас «Бумер» какой-то… Дайте льготы производителям, поддержите дебютантов. Но ведь кино – это только иллюстрация к общей картине в стране. У нас до сих пор плановая экономика. Только планируют уже с помощью лобби через Кабмин и ВР.

- То есть «кина не будет»?

- Будет. Потому что хорошее искусство часто протестное. Только нужно бандерлогов разогнать – госкиношных. И телевизионных…

- А телевизионные при чем?

- Так ведь без рекламы никуда. Самый последний пример – месяца два назад Леша Залевский (режиссер Алексей Залевский, фильм "Z JOKE" – ред.) взял сразу два больших приза на Международном Лондонском фестивале. За режиссуру и оригинальную музыку! Об этом отдельно надо рассказывать. Потому что этот сумасшедший снимал мюзикл, еще не имея оригинальной музыки. Посмотрите вокруг – видите везде бигборды «Самое высокое достижение украинского кино», «Украинский дизайнер покорил Британию»? Нет? И я не вижу… Конечно, Лондон не Венеция и не самая главная кинотусовка. Но все равно – это самое большое достижение нашего кино за всю историю независимости… Я боком каким-то вклеил эту историю в одну из своих программ. Редакторы вырезали… Какая свободная пресса? Это и есть национальный саботаж.

- Это частный случай или тенденция?

- Тенденция. На одном общенациональном телеканале транслировали как-то «Новую волну». «Пающие трусы», которых создал Кузьма, там показывали как некую иллюстрацию. Позор – последнее место. А то, что девки получили бесплатную ротацию на нескольких каналах в России, что им денег на клип дали, что Игорь Крутой стал их сопродюсером - ни слова. И кто-то скажет, что у нас нет комплекса «меншовартости»? Да у нас ведущие на восемьдесят процентов из России, Белоруссии, да откуда угодно. Даром что «поплавок» (КНУКиИ, ректор Михаил Поплавский – ред.) их стадами штампует. Мы своих не любим.

- Почему так?

- Могу догадываться. В случае с Евровидением мне кажется, что кто-то из режиссеров невзлюбил Кузьму.

- Это возможно?

- Да я вам говорю – только такое у нас и возможно. И дело даже не в руководителях каналов или владельцев. А вот в этом бандерложьем болоте…Стадо капризных дебилов «мне это не нравится», «как бы чего не вышло», «давайте повременим»…Это похуже любой цензуры будет. Это такой большой резервуар с говном. Точнее не скажешь.

- Но ведь пробиваются же ростки... Много говорили о фильме "Той, хто пройшов скрізь вогонь". Как по-вашему, это прорыв украинского кино?

- «Этот стон у нас песней зовется». Я не понимаю, почему в украинском кино герои всегда такие обиженные? Продюсеры, конечно, совершили подвиг. Нашли бабло. Графику даже сделали… Но не тронуло. У нас герои все – как из «Окон РОСТа». Какие-то все такие каменноликие Шухевичи… А рядом – «свинья НКВДшник» и прочее.

- Качественный фильм - какой он? Назовите примеры.

- Самый простой. «Огнем и мечом» - этот фильм намного слабее «Потопа». Денег для эпопеи не хватало. Ежи Гофман заложил дом для его съемок. Он вообще еврей, учившийся во ВГИКЕ. На роль Богуна приглашает русского исполнителя – Домогарова, Русю нашу зовет, Ступку… И делает кино, которое продали и в Украину, и в Россию. А теперь главное – это фильм про измену украинцев, про то, как «Хмельниччина» ослабила и уничтожила Речь Посполитую. Об этом трилогия Сенкевича, по которой снят фильм. Там козаки из ночных горшков пьют. Но он снимал не национальный пасквиль, а роман. В результате – украинцы приняли фильм отлично, а поляки? Поляки назвали в честь Богуна (для них – предателя) – пиво, так им понравился Домогаров, в фильме, снятом евреем, которых поляки тоже не очень жалуют.

- Какой фильм вы считаете лучшим в мировой истории кино?

- Многие. «Гнездо кукушки» и «Амадей» Формана, «Иван Лапшин» Германа, «Дети райка» Марселя Карне, «8 1/2» Феллини, все ранние фильмы Михалкова, Гайдая, зрелые Рязанова, Данелии, всех самураев Куросавы, и нескольких ковбоев и гангстеров Серджо Леоне, раннего Тарантино, Тарковского и Копполу.

- Вы в киновкусах не патриот?

- Еще какой патриот – я обожаю «За двумя зайцами», «Бумбараш», «В бой идут старики». Но это такие исключения из правил. Это такой кровью кино сделано. У нас «западло» - национальная идея. Посмотрите, что с Быковым сделали – мужик в сорок пять лет ушел… Но у Украины есть огромный плюс, помимо Параджанова. Довженко – его стилистика родила итальянский неореализм. А это покруче любой новой волны будет, потому что там не только фильмы Де Сики и де Сантиса. Там еще и аристократы примыкают, точнее, сосуществуют – тот же Висконти, Феллини. А это в кино все равно, что Данте и Чехов в литературе. Вот что надо в школе изучать.

- К чему идет кинематограф вообще, не только украинский? В техническом плане, плане художественном.

- Все эти 3D-инновации это хорошо. Но обесценивается драматургия. Я посмотрел «Одинокого рейнджера». Это слабая попытка проэксплуатировать Джека Воробья в очередных многомиллионных графических аттракционах. Людей там убивают сотнями. Так нельзя. Убийство воспринимается детьми как нормальная вещь. Но я сейчас не о воспитании. Если раньше в кино смерть человека (Гамлета, Мак-Мерфи) была трагедией и кульминацией сюжета, то сейчас это уже не трогает. Не «цепляет». То есть судьба героев нас по большому счету не интересует. А значит, и сам фильм. Но тут природа пустоты не терпит – в Штатах на блокбастерах разорилась уже половина крупных корпораций. Человека интересует человек. Так что украинцам надо не «Штольни» снимать – все равно не догоним, а «Полеты во сне и наяву».

- Вопрос на злобу дня. Евромайдан в Киеве - насколько он кинематографичен или же срежиссирован?

- Понятно, что в какие-то моменты режиссер «разбивал стаканы», тридцатого, например (мифология гласит, что в ночь на 30 ноября 2013 года бойцы "Беркута" жестоко разогнали акцию на Майдане – ред.). Но сама реакция общества была искренней. Мало того – попытки возглавить только губят идею. С другой стороны, анархия – все эти сносы памятников и заборов – тоже вредят делу революции. Лучше всех выглядит Янукович. Собака гавкает, а президент – в Китай… Вот у власти режиссура налицо – пришли три м*дака, помахали цепями – ОМОН стоял обиженный. А потом – КАК БРОСИТСЯ! Да эти ОМОНовцы больше сделали для майдана, чем все Яценюки вместе взятые. Не верю я, что Янек (Янукович – ред.) решил разогнать для прощупывания. Не сходится. Так что – чем меньше режиссеров, тем лучше. - Чем все закончится, по-вашему? - Общество стало другим. Ситуация уже принесла плоды – новый газовый договор, которого ждали четыре года. И это, давайте не будем ханжами, заслуга майдана. Что до результатов… Я уже не шибко, но пожилой человек… Все, что ни делается – к лучшему. Процесс всегда важен. Не нужно ждать, чем все кончится – нужно начинать делать что-то новое. Как писал Толстой: «Только идиот считает счастием достижение цели».

Елена Ширяева

 

Источник: http://polemika.com.ua/article-135657.html#title

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.