СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ ВИКТОРА ЛИПОВА

Григорий Ладыженский
СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ ВИКТОРА ЛИПОВА

Как быстро, Боже мой, как быстро летит время! Кажется, только что, чуть ли не вчера вечером, я покинул гостеприимную квартиру известного луганского музыканта, виолончелиста, Юрия Васильева, удостоившего меня на склоне лет своей дружбы! От Юрия Сергеевича в тот летний вечер я ушёл под впечатлением нового приятного знакомства. Верный своему обычаю по-доброму сводить своих гостей – интересных людей, – мой старший друг на этот раз познакомил меня с музыкантом, педагогом, писателем и публицистом Виктором Липовым (литературный псевдоним – Виктор Добродий) - совершенно незаурядным человеком, которому и посвящён настоящий очерк.
Несколько лет назад ушёл из жизни наш незабвенный друг, многогранно талантливый человек, Юрий Сергеевич Васильев. Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что с 2002 года я живу за рубежом. Однако не теряю связи со своими друзьями и знакомыми, проживающими в Луганске, Москве, в других городах бывшего Союза…
Итак, уважаемый мой читатель, сегодня я Вас знакомлю с луганчанином, музыкантом Виктором Липовым, он же москвич, писатель Виктор Добродий…

Каждый человек – это огромный мир, это, по сути дела, необъятная Вселенная. Поэтому я в своём очерке приведу лишь несколько фактов, немногие моменты из жизни своего близкого приятеля, с которым мне за последние годы посчастливилось несколько раз встречаться и общаться – в Луганске, в Москве, в подмосковной старинной усадьбе Царицыно.

ЕГО ЛУГАНСКОЕ ДЕТСТВО…

Луганская земля дала миру много известных, выдающихся людей. Здесь родился учёный, энциклопедист, врач, писатель Владимир Даль. Здесь – «малая родина» солистов Большого театра, народных артистов Украины, России и СССР - Беллы Руденко, Людмилы Сергиенко, Александра Огнивцева, известнейшего поэта-песенника Михаила Матусовского. С Луганском связаны имена великого украинца Бориса Гринченко, народных артистов СССР Бориса Гмыри и Марка Рейзена, профессора Московской консерватории Юрия Тканова и народной артистки России Тамары Миансаровой, известных музыкантов музыкантов Валерия Терещенко и Петра Полухина…

Заметное место среди своих знаменитых земляков занимает Виктор Липов. Как он сам говорит, звание луганчанина носит с гордостью. Самый нежный возраст Виктора пришёлся на нелёгкое время - конец тридцатых-начало сороковых годов ХХ столетия. Его младенческие годы были ох какими бурными! Время сталинских репрессий, Великая Отечественная война, оккупация Луганска немецко-фашистскими захватчиками… А тут ещё и наводнение в городе в 1940-м! Всё это и многое другое описано в одной из первых автобиографических книг Виктора Липова «Музыка наших вождей, или хроника одной подворотни», а также в других произведениях моего приятеля. Виктор никогда не забывает, что по национальности он – украинец, и свои книги, публицистические произведения, статьи подписывает литературным псевдонимом – Виктор Добродий. Переводить с украинского языка это общеизвестное слово, думаю, нет необходимости…

Итак, наводнение… С той поры прошло семь десятков лет – чуть ли не целый человеческий век, но мой собеседник помнит всё до мелочей. Вите Липову – неполных два года. Семья в ту пору жила в Камброде, на Комсомольской улице. Вода всё прибывала – спасались на лодке – настоящем Ноевом ковчеге: мама, папа, малыш Витя и сестрёнка Людмила. Плыли-плыли, причалили к Прогонной улице – там и построили себе новый дом!

Опускаем несколько лет из жизни нашего героя. Мы видим его после окончания войны. Для камбродских ребятишек в ту пору не было более интересных занятий, чем лазить по развалинам, играть подобранными гранатами, минами, снарядными осколками, винтовками… Ну долго ли тут до беды! Как-то пацаны чуть не перестреляли друг друга из «шмайсера». По нечаянности, понятно. Участковый за руку отвёл Виктора к отцу, который как следует «физически» наказал сына и усадил его… за скрипку. В роду Липовых были и музыканты, и скрипичные мастера, так что музыкальные «гены» дремали в мальчике, наверное, с самого раннего детства…

Итак, в десятилетнем возрасте Витя Липов начал учиться «на музыканта». Первый год учёба шла буквально «из-под палки». А после всё более или менее нормализовалось. Своего первого учителя музыки Виктор запомнил на всю жизнь: талантливого педагога Михаила Цукермана знала едва ли не вся Украина! А разве можно забыть известного музыканта и педагога Сергея Васильева, отца того самого Юрия Васильева, который десять лет назад познакомил Липова с автором настоящего очерка?

Музыкальную школу по традиции сменило музыкальное училище. Учёба Виктора Липова в училище (1954-1958 гг.) шла нормально почти до самого выпуска, и тут наш герой проштрафился, да как ещё проштрафился! Он посмел нарядиться в узкие румынские брюки (шириной всего 24 см), да ещё отпустить модные среди молодёжи усики «тараканчики». Шуточное ли дело! Ведь в те годы народу строго указывали, даже диктовали, что читать, во что одеваться, какие танцы и какие песни допустимы, какие нет. Любители джаза – последователи «вражеской идеологии» - чуть ли не приравнивались к изменникам Родины! Честное слово, так и было, автор настоящего очерка – тому свидетель. По улицам городов вечерами шастали члены «комсомольских патрулей», «лёгкой кавалерии». Они, заметив парня в «слишком» узких брюках, могли затащить «нарушителя порядка» в свой штаб и насильно разрезать «незаконные» узкие брючины! Усики, тем более бороды у ребят были под строжайшим запретом: дескать, это тлетворное влияние враждебного Запада! А девушкам запрещалось носить короткие платья, открывать коленки. Нынешнему поколению этого просто не понять! Однако это было, было! Но мы, кажется, отвлеклись от темы…

Итак, наш герой крупно проштрафился. На него «наклеили» клеймо: «стиляга», «пижон». Руководство училища его обозвало «идеологически невыдержанным», и это было как «чёрная метка». И ему – ни много ни мало – было отказано в полагавшемся направлении в консерваторию. Но Виктор проявил настойчивость, и благодаря своей одарённости поступил в Харьковскую консерваторию самостоятельно. Учился, конечно, очень хорошо, легко, «в охотку». Завершив учёбу, Виктор Липов занялся музыкальной и педагогической деятельностью: играл в Луганском симфоническом оркестре, а также в Московском оркестре под управлением Вероники Дударовой. Преподавал в Луганском музыкальном училище. Свою «музыкальную карьеру» Виктор Александрович начинал как альтист. Потом оказался в «стане» скрипачей. Просто посчитал, что всё самое лучшее из репертуара, созданного для альта, он уже «переиграл»… И Виктор «переквалифицировался» и с головой окунулся в безбрежный мир скрипичной музыки.

МОЙ ПРИЯТЕЛЬ – НЕПОСЕДА…

Да, Виктор Липов, вероятно, - один из самых непоседливых моих друзей. Доказательство тому – чуть ли не вся его сознательная жизнь. Ну посудите сами…

О его работе в нашем городе я уже упомянул. Затем Липов приглашается в Волгоградскую филармонию, где играл на протяжении шести лет. Гастролируют, как известно, практически все артисты и музыканты. Но у Виктора Александровича и гастроли-то были более чем солидные. До сих пор он с ностальгией вспоминает грандиозную, интереснейшую гастрольную поездку по умопомрачительному маршруту Поволжье-Прибалтика-Сибирь-Казахстан-Подмосковье-Москва. Во маршрут!

Отработав на волжских берегах шесть лет, наш герой возвращается в родной город. Здесь он играет в составе симфонического оркестра, в составе струнного ансамбля, выступает с сольными программами. В те годы луганских музыкантов знали любители музыки многих украинских (и не только!) городов – гастрольные выступления были в порядке вещей. Луганской филармонией в ту пору руководил прекрасный директор В. Шистко. Липов и теперь говорит о нём с теплом и нежностью. Вспоминает: ровно 40 лет назад директор организовал замечательную гастрольную поездку «Молодые голоса». Участвовали в этих памятных гастролях лучшие луганские певцы и музыканты – Джульетта Якубович, Наталья и Лев Ставицкие, Юрий Васильев, Александр Сельвалевский и другие. И маршрут поездки был на редкость завидный: объехали с концертами чуть ли не всю Украину, Крым, побывали в Москве…

Все описанные и многие другие творческие командировки Виктора Александровича можно считать лишь прелюдией к его «суперкомандировке» - в Германскую Демократическую республику. Здесь на протяжении нескольких лет он работал в одном из самых известных музыкальных коллективов тогдашней Советской Армии – в военно-музыкальном ансамбле Группы советских войск в Германии. Это был второй по масштабу деятельности после известного коллектива Александрова армейский ансамбль. Кстати, интересный факт. В этом военно-музыкальном коллективе Виктор Липов выступал вместе с другим коренным луганчанином, служившим в своё время в Луганской филармонии, отличным певцом, тенором, Александром Запорожцем! В годы пребывания в ГДР Липов исколесил в полном смысле слова всю страну, причём не один раз. Ему не раз доводилось участвовать в концертах, организованных для правившей в те годы партийной элиты, для очень высокопоставленных гостей – Эриха Хоннекера, Леонида Брежнева, маршала Гречко…

Программы «правительственных» концертов (впрочем, как и концертов «для народа») тщательно планировались, подбирались, репетировались. На этих концертах исполнялись самые лучшие, самые популярные произведения мирового классического музыкального наследия. Нередко устраивались «вечера нерушимой дружбы советского и немецкого народов». Дружбу крепили самыми разными способами, в том числе в концертных залах, а чаще всего – за столом. Тепло вспоминает Виктор Александрович встречи с легендарным американским певцом Дином Ридом, жившим в те годы в ГДР. Яркий след оставил в памяти моего друга Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине (1973-й год). Не забудутся также и всевозможные «праздники», на которые так падок немецкий народ – праздник прессы, праздник пива, другие…

Проработав несколько лет в ГДР, наш земляк перебрался в Москву. Играл в оркестрах, плодотворно сотрудничал с другим нашим земляком, бывшим дирижёром Луганского симфонического оркестра, тоже переехавшим в Москву, Константином Кримцом. Константин Дмитриевич пригласил Липова в свой оркестр, вместе поставили рок-оперу Катаева «Русские женщины» в современном стиле. В Москве Липов вёл (и по сей день ведёт) активную концертную, педагогическую, просветительскую работу. У него была сольная программа «В гостях у скрипки». Рассказывал об этом инструменте, исполнял популярные скрипичные произведения, рассказывал и о них. Участвовал в цикловых концертах «Былых салонов музыки дыханье» - ностальгических вечерах русского романса и танцевальной музыки. В свой репертуар Липов включал и полузабытые, раритетные музыкальные произведения. Выступали, в частности, в Музее музыкальной культуры им. Глинки, в библиотеках, в камерных залах, ездили по городам России с творческими вечерами…

Виктор Александрович Липов живёт и работает в российской столице и поныне. Недавно мы с ним встречались, он мне рассказал много нового и интересного. Но сейчас я хочу рассказать о другом…

СРЕДИ МЕКСИКАНСКИХ ГОР…

Очередная творческая командировка Липова продолжалась несколько лет. В составе группы московских музыкантов он выехал в Мексику. Выступали с концертами, пропагандировали в далёкой латиноамериканской стране русскую и европейскую музыку. В программах концертов, например, было 60 симфоний Й. Гайдна из написанных им 104-х, 30 симфоний В.-А. Моцарта, все 9 симфоний Л.-В. Бетховена. И ещё много других великолепных музыкальных произведений. Мексиканские меломаны принимали выступления гостей из далёкой Москвы, в том числе луганчанина Липова, восторженно. Помимо концертной деятельности, Виктор Липов вёл курс скрипки и дирижировал оркестром в Высшей школе музыки при университете мексиканского города Сальтийе. Но! Как можно несколько лет прожить в Мексике и не посетить соседние Соединённые Штаты Америки?! Побывал наш земляк и там, причём неоднократно. Посетил штаты Аризону, Техас, Калифорнию. Даже выступал с концертами перед благодарными американскими слушателями.

Когда ректор университета дон Ремихио ушёл на пенсию – музыкальная школа, в которой работала московская музыкальная бригада, в том числе наш земляк, школа в Сальтийе «приказала долго жить». И тут В. Липов получает приглашение от Большого камерного оркестра г. Торреона в той же Мексике, принимает это приглашение и успешно работает здесь ещё три с половиной года. Интересный момент: за несколько лет жизни в стране Виктор так и не привык к своеобразной мексиканской кухне. Сам готовил украинский борщ, жаркое по-украински и другие привычные с детства блюда. И потом, вернувшись в Москву, тоже кормил семью украинскими национальными блюдами.

ЗДРАВСТВУЙ, ЕВРОПА!

Итак, здравствуй, Москва! Вернувшись с далёкого Западного полушария, Липов получает сразу несколько приглашений на работу из различных концертных учреждений и учебных заведений. Выбрал одну из музыкальных школ, преподаёт там скрипку, выступает на концертах-лекциях, в том числе в музеях, библиотеках, старинных усадьбах Подмосковья. Ежегодно проводит концерты «Праздник в скрипичном семействе». Принимает активное участие в деятельности Центра украинской культуры на Арбате, Библиотеки украинской литературы, Донбасского землячества и Ассоциации «Лугань» в Москве. Занимается экологической пропагандой. О его общественной и просветительской деятельности можно рассказывать долго, но, увы, объём очерка ограничен…

ПИСАТЕЛЬ ВИКТОР ДОБРОДИЙ И ЕГО КНИГИ.

Кто из нас в детстве не принимался вести дневник? И кто не бросал это дело через месяц, много – через год? Но у Липова страсть к писательству оказалась настолько серьёзной, что возникла она раз – и навсегда. Как он сам говорит, ему нравилось (и, добавим, нравится и по сей день) описывать то, чему он был и чему является свидетелем. В те же отроческие годы он начал писать стихи, писал их и потом, спустя многие годы. К сожалению, несколько лет назад он отложил в сторону и, вероятно, навсегда своё поэтическое перо. По-моему, совершенно напрасно! Но - что есть, то есть!

Но проза – другое дело. За последние десять с лишним лет Виктор издал несколько книг прозы, частично автобиографических: «Музыка наших вождей, или Хроника одной подворотни», «Далёкие звоны», «На пенёчках»,… Как сам говорит, он прожил на свете достаточно долго и считает вправе рассказывать людям о том, что происходило и происходит с нами и с нашей страной за последние десятилетия, начиная с сороковых годов минувшего века. Кстати, над первой из перечисленных книг Виктор Добродий начал работать в ноябре 1991 года в Москве и закончил её в августе 1993-го в Мексике. Много печатается в литературных альманахах. Состоит и активно участвует в работе Международного содружества писательских союзов.

Да, Виктор Липов много лет назад покинул наш город, нашу Украину. Но ни на минуту не забывает своих корней. Работая в российской столице, издаёт свои книги в Луганске. Каждое лето надолго (отпуска у педагогов достаточно продолжительны!) приезжает погостить в родной город. Друзей, коллег у него в Луганске много – здесь же отмечает каждый свой день рождения.

 Григорий ЛАДЫЖЕНСКИЙ, Москва-Луганск

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.