ТАМАРА ЕНЕНКО
В 21 век, объявленный веком гармонии и духовности, особенно значима проблема экологии души, о которой так много писал Юрий Алексеевич Ененко, врач, писатель, далевед, краевед, общественный и государственный деятель. Наш край стал колыбелью высокой духовности. Как прекрасно сказал львовский поэт Роман Лубкивский на празднике «Дни славянской культуры на Луганщине»,- « В духовности вашего края есть два крыла – Даль и Гринченко». К обоим великим именам причастен Юрий Алексеевич своими исследованиями, а результатом стали его книги «Слово про Казака Луганского» и «Промінь добра».
Создание музея Даля в нашем городе, первым которого на общественных началах стал Юрий Алексеевич; «далевские четверги» в областном онкологическом диспансере, где он работал хирургом (1968 г.) серия телевизионных передач о Дале в рубрике «Литературная карта луганщины»; пямятный знак Далю на территории областного онкологического диспансера (1979г.), открывший там аллею писателей-медиков ( Даль, Руданский, Чехов), улица Даля; далевские чтения, набиравшие все большее число участников-стран СНГ, Болгарии; «Далева лавка» - это события и дела, инициатором и участником которых был врач, далевед, писатель – Юрий Ененко.
К теме Даля, Юрий Алексеевич пришёл еще в студенческие годы. Работал лаборантом на кафедре паталаго-анатомии (заведующий, доцент медицинских наук - Валентин Васильевич Нестайко).там же работала лаборантом жена скульптора Ильи Пантелеевича Овчаренко, Дина Ивановна. Из её разговоров, Валентин Васильевич и Юрий Алексеевич узнали о работе Ильи Пантелеевича над скульптурным портретом Даля и заинтересовались, как краеведы. В свою очередь, Овчаренко И. П. ещё в 50-е годы обратился к теме Даля в тесном общении с семьёй Ивана Степановича Михалко, доцентом , преподавателем старославянского языка Луганского педагогического института.( Иван Степанович Михалко – муж сестры Дины Ивановны.) Дина ивановна Овчаренко проживает с детьми в Киеве и присылала письмо-воспоминание о тех событиях. Первый этюд головы Даля был передан кабинету языкознания педагогического института. Далее Илья Пантелеевич Овчаренко уже не расставался с этим образом допоследних дней. Юрий Алексеевич, будучи студентом 4 курса мединститута, в 1962 году, придя в мастерскую Овчаренко, стал свидетелем завершения работы мастера над первым в истории мирового искусства скульптурным портретом Казака Луганского. В 1963 года скульптура экспонировалась на республиканской выставке в Киеве и была приобретена министерством культуры Украины.
Ю. А. Ененко вместе с В. В. Нестайко продолжают и углубляют свои исследования жизни Даля. В. В. Нестайко организовывает кабинет у себя на кафедре, посвящённый материалам о Дале, найденных в архивах.
По окончании института, работая в областном онкологическом диспансере, Юрий Алексеевич организует «Далевские четверги», участниками которых, в большинстве случаев, становятся студенты педагогического института и медицинского. Ровно через 120 лет, после закрытия «четвергов» в Петербурге», они открылись в Луганске в 1968 году. Как пишет журналист Л. Сериков из газеты « Молодогвардієць», четвер ,25 січня 1968 р., каждый четверг, в 18:00( мы стараемся быть такими же точными, как и наш земляк) перед копией скульптурного портрета Даля ( скульптор Овчаренко, Орлов, Бунин) зажигается свеча. Участник «четвергов» рассказывает про новое, интересное, что узнали за неделю. Но красной нитью проходит образ Даля….. некоторые ведут интересные переписки с ленинградскими писателями, научными работниками Киевского музея изобразительных искусств.На улице Юного Спартака, возле дома Даля, был когда-то сквер. Почему бы не сделать на этом месте сквер-мемориал, где на небольшой площадке пред домом был бы скульптурный портрет Даля, а вдоль дорожек сквера, на зелёном ковре полян луганские скульпторы установили бы портреты деятелей культуры, искусства, науки, имеющие отношение к Луганщине.
Например, портрет Гаршина, который родился в Старобельске, Чехова. который отдыхал в Антраците и т. д. Материалы, которые удаётся нам найти, мы воспринимаем. как фонд ещё несуществующего музея.
(интервью Ю. А. Ененко 1968г.)
После выхода на экраны советского телевидения передачи из Луганска с Ю. А. Ененко о Дале (при организации её сотрудником отдела культуры Светланы Алексеевны Шикиной) в журнале «Русская речь», на неё отзывается из Москвы праправнучка В. И. Даля - Станишева Ольга Владимировна, балерина в прошлом. Завязывается переписка Ю. А. Ененко и Ольги Владимировны, которая предопределяет поездку в Москву Юрия Алексеевича, писателя Валерия Васильевича Полуйко и сотрудницы краеведческого музея. Именно тогда заходит речь о передаче семейного пианино Даля ( оно находилось в политехническом институте) будущему музею Даля в Луганске.
Ольга Владимировна верила, что музей Даля в Луганске будет и в одном из своих последних писем выражала желание быть похороненной здесь. До открытия музея она не дожила, а вот пианино семейное, является одним из ценнейших экспонатов музея. В августе 1979 года был установлен бюст Даля на территории областного онкологического диспансера.
1981г.- к 180-летию Даля установлен памятник на улице Даля. Создатели первого в истории культуры, памятник Даля является лауреат государственной премии УССР им. Шевченко, заслуженный художник УССР Овчаренко и скульптор В. Е. Орлов.
1986 год.- открыт музей Даля.
Юрий Алексеевич Ененко было сделано 23 публикации о Дале в местных и республиканских СМИ: Шевченковская научная конференция 31 «Взаємини Шевченко і Даля через дослідження галереї спільних знайомих»,»Галаган – общий знакомій Даля и Шевченко, «Даль и Украина» ( областная научно-практическая конференція; «Даль и Болгария», «Три апостола славянской культуры»(4-е далевские чтения), «Даль и Украина»(3-и далевские чтения; «Даль и украинская культура».
Завершая экскурс в минулое о роли Даля в жизни и творчестве Ю. А. Ененко, предлагаю отрывок вступительной статьи к книге Ю. А. Ененко «Слово про Казака Луганского», вышедший в 1994 году, профессора Луганского педагогического института И. М. Белогуба «Дар души и сердца».
С написанием Ю. А. Ененко книги о Дале, закономерно возникает мысль, что не только в наши времена, значительная часть интеллигенции разных профессий учавствовали в литературно-художественной, историко-литературной, культурной работе. Педагоги, врачи, инженеры, люди других специальностей работали в области культуры.
Ю. А. Ененко, врач по профессии, в полной мере отражает эту прекрасную традицию отечественной интеллигенции, которая не имея специальной филологической подготовки, по велению сердца систематически работает в литературно-критической области, добиваясь надлежащей компетентности, не уступает специальным научным исследованиям. Неординарность автора, его глубокая заинтересованность к родному языку и литературе, стремление быть активным в обогащении духовности, заслуживает уважения к его работе, исполненной за сферой служебных обязанностей, за счёт часов, дней, недель своего личного времени, никем и ничем некомпенсированного. Всё это заслуживает уважение и благодарность тех, кому этот дар души и сердца адресован.
Слова Богдана Васильевича Пастуха, почётного председателя «Просвиты», краеведа, писателя, библиофила, при вручении ему медали Даля по случаю празднования 200-летия Даля, сказанные в украинском театре слова: «Не было бы Ененко, не было бы музея Даля». Исключив категоричность высказывания Богдана Васильевича, следует признать их справедливость.
Зав. кафедрой социальной медицины, организации и экономики охраны здоровья Луганского медуниверситета, член благотворительного фонда им. Ю. А. Ененко Бесполудина Галина Васильевна так подытожила жизнь Юрия Алексеевича: «Настоящие мастера- те, кто выбрал делать Жизнь, а не деньги! Как Юрий Алексеевич и как многие другие, создающие и берегущие её «Величество Жизнь».
Закончить эссе хочется словами Ю. А. Ененко из телепередачи о Владимире Ивановиче Дале: «Прощаясь, я напомню, о чём уже говорил… как Даль толкует понятие нравственный человек: согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Последуем же этому принципу.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.