памяти Юрия ЕНЕНКО (04.03.1939 - 30.10.1996)
«Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложе – остались там, и не о том же речь, что я их мог, но не сумел сберечь, - речь не о том, но всё же, всё же, всё же…»
Чувство вины (порой, даже беспричинное), вероятно, характерно для всех добрых, чутких, интеллигентных людей. Именно таким был писатель и журналист, краевед, замечательный врач Юрий Алексеевич Ененко. Был, потому что, увы, тоже в расцвете сил стал жертвой той самой страшной болезни, бороться с которой он помогал тысячам пациентов, работая в течение двадцати лет главным врачом Луганского онкологического диспансера.
СТАРАЮСЬ НЕ ДЕЛАТЬ ЗЛА…
«Стараюсь не делать зла. И не обижаться на зло. А спросят: «Ну, как дела?» - «Жизнь моё ремесло» - отвечу и буду впредь жить, избегая обид. Хотя нелегко терпеть, хотя и сердце болит». Это тоже о Юрии Ененко, который старался сделать как можно больше добра. О таких людях, как он, вспоминать легко, потому что яркий свет личности помогает найти нужные слова в любом контексте его многогранной деятельности. Такие слова ищут и участники уже ставшего традиционным литературного творческого конкурса «Борітеся – поборете!», который проводит. благотворительный фонд имени Юрия Ененко, возглавляемый его дочерью (тоже врачом) Еленой. Профессиональные литераторы, самодеятельные авторы, студенты и школьники – все пишут о том, как важно быть Человеком в любой ситуации, проявляя сострадание и милосердие, мужество и силу духа. Независимо от литературного мастерства все произведения трогают своей искренностью и добрыми чувствами. Видимо, это определяется личностью Юрия Алексеевича, его аурой, которая с годами не ослабевает. Он был воистину энциклопедистом, достойным эпохи Возрождения. Хирург, кандидат медицинских наук, автор трёх монографий, более 200 научных работ и 55 рационализаторских предложений. Блестящий знаток жизни и творчества Владимира Даля, Бориса Гринченко, Антона Чехова, автор литературно-документальных книг об этих дорогих ему людях, редактор журнала «Бахмутский шлях», автор телевизионных передач, художник. И ещё – директор дома-музея Владимира Даля и украинско-канадского культурного центра, депутат городского совета, а позже – заместитель губернатора. При его содействии сооружён памятник Борису Гринченко, начато строительство памятника Тарасу Шевченко, а на территории диспансера открыт Храм Пантелеймона-Целителя и создана скульптурная аллея писателей врачей, появились книжные магазины «Далева лавка» и «Гринченкова книгарня». Согласитесь, даже это – поражает. Он действительно успел очень многое за не очень долгую жизнь. Но даже если бы он этого не сделал, на мой взгляд, всё равно остался бы в памяти своей отзывчивостью, душевностью, справедливостью и добрым, внимательным отношением к окружающим людям.
Он очень хорошо знал биографию Владимира Даля и старался в своей жизни следовать примеру Казака Луганского. Как не было ни до, ни после Даля такого честного и порядочного помощника министра внутренних дел, так в истории Луганской областной власти не было такого заботливого заместителя губернатора. Да он и не был по натуре чиновником. Когда его спрашивали, кем он себя ощущает – врачом, писателем, журналистом, краеведом, художником или общественным деятелем, он всегда отвечал: «Во-первых, я доктор, во-вторых, я доктор, и в- третьих – я тоже доктор». Как сказала одна из его коллег и учениц, профессор, доктор медицинских наук Ирина Комаревцева, для Юрия Алексеевича работа в обладминистрации была сродни службе в армии, которую он выполнял с присущими ему ответственностью и тщанием. Жаль, что его сегодня нет с нами. Вероятно, с его поддержкой литературный альманах «Свой вариант», издающийся в Луганске не выходил бы тиражом всего 70-100 экземпляров. Наверное, уже появился бы памятник Тарасу Рыбасу, да и в названиях улиц чаще звучали бы имена выдающихся земляков. Хотя, к смене названий улиц он подходил с чрезвычайной осторожностью и деликатностью. Будучи депутатом городского совета первого демократического созыва, ратовал лишь за немедленное изменение названия улицы ОСО (Особое совещание), ведь по решению таких ОСО тысячи невинных людей отбывали мучительные наказания в тюрьмах и лагерях. Кстати, предлагал он тогда назвать улицу именем Матусовского.
Но и по сей день такой улицы в Луганске нет. Как нет, к сожалению, и улицы Ененко. Он даже Почётным гражданином родного Луганска не успел стать. Ни при жизни, ни посмертно.
Ененко в совершенстве знал украинский язык, но никогда не демонстрировал свои знания, не навязывал их, был деликатен в разговоре, и если собеседник не знал украинского, переходил на русский, всегда подчёркивая, что эти два языка – как два крыла славянской культуры. А Даля и Гринченко, родившихся на Луганщине и создавших словари русского и украинского языка, называл двумя крылами славянской словесности.
ВСЁ ПРИХОДИТ В СРОК?
«Всё приходит слишком поздно, и поэтому оно так безвкусно, пресно, постно, временем охлаждено… Слишком поздно – даже слава, даже деньги на счету. Ибо сердце бьётся слабо, чуя бренность и тщету. А когда-то был безвестным, молодым, голодным, честным, презирал высокий слог. Жил, не следуя канонам, ибо всё, что суждено нам, вовремя приходит, в срок».
В срок обычно приходит время открытия конкурса памяти Юрия Ененко, когда звучат стихи и воспоминания, демонстрируются и телевизионные программы. Автор одной из них писатель Татьяна Дейнегина стала лауреатом Гран-при первого конкурса. Её программу, снятую во время болезни Юрия Алексеевича, в которой он обращается к землякам со своеобразным духовным завещанием, невозможно смотреть без волнения. Последние недели жизни он провёл в своём кабинете, бесстрастно наблюдая за своим состоянием, описывая его, словно проводя заключительный научный эксперимент. Его мечтой было создание в Луганске Хосписа при онкологическом диспансере.
«В трудные моменты жизни онкологическим больным очень нужна поддержка. Участием, советом, иногда просто протянутой доброй, заботливой рукой, чтобы помочь перешагнуть болезненную ступень в жизни или же успокоить перед смертью. Неумение или нежелание разделить чужую боль безвозмездно все больше становится нормой поведения многих. Страшно, когда тяжелобольному не оказывают необходимого внимание в семье, ждут конца» - эти слова Ененко звучат упрёком всем живым. Созданием хосписа занималась его дочь Елена, продолжившая дело отца, открывшая вместе с матерью кабинет-музей Юрия Ененко.
Вот как к нему обратилась победительница одного из конкурсов прошлых лет, известная поэтесса Ирина Гирлянова: «Здравствуйте доктор! Как Ваше здоровье? Как самочувствие? Как настроенье? Тащите вашу упряжку воловью в поле «советского» здравохранения ? Воз свой везете, а крест свой несете, красно-кровавый от дел и натуги? Сколько Вы жизней сегодня спасете, не забывая другие «услуги»? Много нас разных, - и злобных, и хилых… Каждый считает: Ему- недодали… Только бы сердце у Вас не остыло! Только бы руки у Вас не устали».
Он любил поэзию, и потому, говоря о нём, вспоминаются стихи. Один из лауреатов конкурса, получая диплом, признался, что эта награда – одна из наиболее дорогих сердцу. Потому что в ней – память о хорошем, добром человеке.
«Я не хочу быть чемпионом, и не хочу – самоубийцей. Хоть и знаком я с марафоном. Мы все – немного олимпийцы. Вот только лишнего – не надо. Мне быть как все – и то утеха. Сказал ведь: «Жизнь – уже награда» не кто-нибудь, а доктор Чехов». Эти строки любил повторять доктор Ененко, которого связывает с доктором Чеховым не только любовь к людям, но и память, в которой они стоят рядом.
Владимир Спектор
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.