Два бойца

Активность личности - способность человека производить общественно- значимые преобразования в мире на основе богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.


ДВА БОЙЦА. ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ
В теории искусства существует понятие, что театр кукол, в основе своей, представляет не только зрелище, рассчитанное на детей и взрослых, кроме прочего в сего сути заложена глубокая философия, которую можно выразить фразой: «Это большое и малое. Это ощущение безграничности культурного и творческого пространства мира, свободы творческого поиска, важности равноправия малого и большого для существования гармонии жизни» и её смысл, театр кукол даёт возможность прочувствовать в полной мере, смело опровергая сложившийся стереотип “в куклы играют только дети” и “кукольный театр – театр только для детей”.
В контексте этого вопроса достойны, полагаем, признания те, кто поставил целью своей жизни поддержать искусство театра кукол на том высоком уровне, которого оно заслуживает исторически; люди, которые прекрасно осознали тот факт, что деятельность театра кукол сегодня нуждается в хорошем позиционировании, в современном оснащении и приличной социальной и коммерческой рекламе, так как этот вид искусства, относится, помимо всего прочего, ещё и к индустрии развлечений.
В год 70- летия со дня основания Луганского областного театра кукол заслуживает внимания вклад в его развитие двух директоров, двух личностей, направивших все усилия на формирование современного имиджа театра, людей, которые, в силу активности своей жизненной позиции, сумели добиться общественно- значимых преобразований, в итоге чего Луганский академический театр кукол сегодня такой, каким он есть.
Итак, разрешите представить - Потапова Людмила Фёдоровна. В 1960 году окончила Харьковский государственный библиотечный институт, работала в Северодонецке, директором ДК Строителей, с 1969 года- директор Луганской областной библиотеки им. М.Горького. Затем, с 1980 года трудилась в областном управлении культуры, а в 1983 году была назначена директором Луганского областного театра кукол. Ей- то и предназначила судьба осуществить, можно сказать, историческое событие- реализовать проект строительства театра кукол, сегодня радующего своим внешним видом, привлекающим внимание луганчан и гостей города. Можно даже сказать, это прекрасный образец современного зодчества, украшающий областной центр.
Историческая справка: Луганский областной театр кукол был создан 29 марта 1939 года. Некоторое время работал в ДК им. Ленина, затем располагался в маленьком помещении в Парке им. 1 Мая, в клубе текстильщиков, здании областной филармонии, ДК им. Строителей. И лишь в 1995 году театр получил собственное новое стационарное здание, по архитектуре одно из лучших в Украине.
Твёрдо усвоим, что современная организация труда требует от руководителя не только глубокого знания своего дела и определённых деловых качеств, Людмила Фёдоровна, обладающая, что называется «пробивными» способностями, в 1990 году устремилась в Верховный Совет Украины, где добилась приёма у заместителя председателя В.С.Шевченко. С присущей ей логичностью и конкретностью мышления сумела убедить высокого руководителя в том, что Луганску крайне необходимо собственное здание театра кукол- «до каких же пор можно ютиться на задворках!?», -потребовав найти решение вопроса о предоставлении возможностей срочного строительства, что и определило судьбоносное для театра воздействие Верховного Совета на местные луганские власти. Председатель Луганского облисполкома А.Касьянов, которому было поручено дать ход всему процессу строительства театра, отнесся к этой идее достаточно серьёзно. Руководство проектного института «Гражданпроекта» безвозмездно подготовило всю необходимую для этого документацию, горисполком выделил для будущего театра вырытый семь лет назад в центре города котлован, наполненный водой и брошенный на произвол судьбы. Людмила Федоровна, узнав о таком решении, лично обследовала этот котлован, с её слов, чуть не утонув в нём... Радует и то, что не оставались равнодушными к строительству и мэры Луганска В.А.Пантюхин, Г.С .Петров, курировал также его и А.М.Данилов. Но, и ещё раз, - но! – Без личной инициативы Потаповой Л.Ф. ничего - бы не сложилось, начиная с чертежей, проекта и кончая мебелью и всей прочей атрибутикой. Директор ни перед чем не останавливалась, используя заложенный в ней потенциал человека одарённого и целеустремлённого. В то время – время дефицита - она привезла всю необходимую мебель, по её заказу были изготовлены уникальные хрустальные люстры, которые и сейчас украшают театр. Даже в гримёрные и другие помещения были доставлены изящные хрустальные светильники. Лично ею курировался проект идеи статуи «Феи добра», в исполнении художницы Э.Можаевой.
Как при любом строительстве, контролируемое властями, «доставалось и на орехи»- «били» нещадно. Стоически всё выдержала, но «здоровье своё подорвала именно тогда»- считает Людмила Фёдоровна.
За годы трудовой деятельности Потапова Л.Ф. награждена многочисленными почётными грамотами и благодарностями: Министерства культуры и искусств Украины и ЦК профсоюзов работников культуры, Луганской областной государственной администрации и областного совета, городского совета. В 1990 году ей было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины», в 2006 году вручена медаль «За заслуги перед Луганщиной» 111 степени», а в 2009 году- медаль Министерства культуры и туризма Украины «За багаторічну плідну працю в галузі культури”.
И когда Людмила Фёдоровна ушла на заслуженный отдых, эстафету руководства театром доверили Терновому С.В.
Опираясб на понятия и термины психологии, можно сказать, что устойчивый набор индивидуальных характеристик, внутренне относительно согласованных, определяет личность. А личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведение, которые в своем единстве отражают уникальный характер отношения данного лица к окружающей среде и собственной производственной деятельности. Терновой Сергей Викторович- нынешний директор академического областного театра кукол, заслуженный работник культуры Украины, личность неординарная и его деловые индивидуальные характеристики говорят сами за себя. В качестве таких характеристик назовём следующие: 1. Способности- к кропотливой, интеллектуальной и творческой деятельности( учился- то Терновой С.В. режиссуре в Киевском институте культуры им. А.Е.Корнейчука). 2. Предрасположенность, одарённость- определенный потенциал в отношении выполнения деятельности, связанной с организацией функционирования сложного механизма всех служб предприятия и его коллектива. Как видим, не просто определённый, а мощный потенциал (за 10 лет его руководства театром- очень существенные изменения в статусе).у Сергея Тернового! 3. Потребности- внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности того, что уже сделано. Это, можно сказать, базисная потребность Сергея Викторовича. А ещё потребность причастности, принадлежности к группе людей, сплочённой желанием шлифовать своё мастерство. 4. Ожидания, относительно результатов своей деятельности- основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, руководитель нынешнего времени сознательно формирует эти ожидания. Он решает насколько вероятно или нереально свершение чего-то значимого для своего предприятия и его сотрудников. И, как видим, Терновой С. В. сделал многое для того, чтобы театр стал и академическим и достойным во всех отношениях. При этом, как уже отмечалось в прессе: «...стать обычным зрителем в театре Сергею Терновому удаётся редко. дел невпроворот, он загружен проблемами материального обеспечения театра, гастролей, маршрутами поездок, зарабатыванием денег на развитие...». 5. Восприятие- т.е. интеллектуальное осознание получаемых ощущений от того труда, который вкладывает лидер повседневно и который сразу незаметен, но, в итоге приводит к значимым результатам. Такие результаты театр имеет к дню своего 70- летия. Сергей Терновой кропотливо и спокойно, уверенно и без помех добивается того, чтобы перспективные цели в деятельности театра были восприняты адекватно и работники его, творческий состав были уверены, что политика руководства приведет к удовлетворению, в том числе и их индивидуальных потребностей. 6. Ценности – т.е. общие убеждения по поводу того, что упорный труд во благо общего дела - это важно и хорошо. Можно сказать, что пример директора С.В.Тернового, с его отношением к делу является составным компонентом организационной культуры коллектива. 8. Лидерство- предполагает, чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть и лидером. Лидерство – несомненное и подтверждённое жизнью качество Сергея Викторовича, без которого он не состоялся бы как руководитель. Таковыми представляются личностные характеристики Сергея Викторовича Тернового, конечно же повлиявшие на то, что сегодня Луганский академический театр кукол находится в тройке ведущих театров кукол Украины. И на то, что театр обладает возможностями гастролировать далеко за пределами области, участвовать во всевозможных фестивалях и конкурсах, обновлять куклы и костюмы, кулисы и суперзанавесы(которые, нередко, уникальны), принимать гостей и так далее. И на то, что с 2002 года театр является участником престижных международных фестивалей театров кукол «Интерлялька»(Ужгород), «Золотий Телесик»(Львов), «Подільска ляляька”(Винница), „Різдвяна містерія”(Луцк), по результатам которых имеет множество наград, ценных подарков, Почётных Грамот и Дипломов в разных номинациях.
А чего стоят появившиеся в холле второго этажа накануне 70- летнего юбилея музей кукол и витрина достижений театра, не только украшающие интерьер, но и ощутимо улучшающие возможности работы со зрителем, приобщение малышей к миру театра.
Такой, с точки зрения не только журналиста, но и психолога, видится управленческая практика директора С.В.Тернового, усилиями которого, на основе базиса, заложенного директором Л.Ф.Потаповой, живёт и успешно развивается ОН- Луганский академический театр кукол.
Слова Сергея Викторовича : «Любити- значить віддавати, ділитися, дарувати. І лише віддані своїй справі люди здаатні проявляти самовідданість, даруючи іншим тепло своїх сердець.»- несомненно отражены в личностях двух директоров одного и того же театра, двух бойцов культурного фронта, который призван защищать и спасать ни много, ни мало, души человека, его человеческое лицо.


Юрий Кукурекин,

кандидат медицинских наук,

член Национального союза журналистов Украины,

член межрегионального союза писателей Украины.

Комментарии 3

Кондратий Сиворонов
Кондратий Сиворонов от 11 октября 2009 01:43
интересный сайт
Георгий Шемаров
Георгий Шемаров от 12 октября 2009 05:15
интересный сайт
asa
asa от 13 октября 2009 15:39
<спасибо за сайт
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.