ИЗ ИСТОРИИ ЛУГАНСКОЙ МИЛИЦИИ.

 

  

    Промелькнули праздничные и исторические даты - День народного единства и День Октябрьской революции. Вообще-то, если по совести, праздником нужно объявлять 4-7 ноября. Потому что 7 ноября 1917 власть в Петрограде взяло точно такое же народное ополчение, как и то, что штурмовало Китай-город в 1612. С последней же датой напрямую связан День сотрудника органов внутренних дел - 10 ноября, который долгое время носил название День советской милиции. Именно 28 октября (10 ноября) 1917 года было принято постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции».

 

                                            НАЧАЛО.

    Я перелистываю ксерокопию рукописи, хранящейся в Луганском музее МВД и написанной в 1923г. бывшим начальником (1919 -21гг.) Луганской уездной милиции Кравченко Иваном Емельяновичем. Простые слова переносят в атмосферу того времени.

   А все начиналось так. 8 ноября (26 октября по ст. стилю) отряды Луганской Красной гвардии разоружили милицию Временного правительства и постановлением городского Совета рабочих депутатов начала формироваться Рабоче-Крестьянская Советская милиция. Все приходилось делать заново. Руководствовались отчасти указаниями местного совета, а в большинстве случаев «революционной совестью и пролетарским правосознанием». В первый период своего формирования, пишет Кравченко, «в милиции все было поставлено на дружескую ногу и отношения между начальниками и подчиненными не имели никакого военного вида, а были чисто приятельскими. Зачастую можно было встретить, как группа милиционеров, забравшихся в кабинет Начальника, начинала делиться впечатлениями, переживаниями, на сцену выплывали разные воспоминания, зачастую веселого характера, поднимались шутки, смех и из делового кабинета он превращался в уголок дружеских бесед. Входит посетитель и моментально все  принимают деловой вид, а после ухода посетителя начинается все то же самое».

    В первое время ни о каком обмундировании речи не было и вообще материальные условия были крайне тяжелые. Но уже апрель месяц 1918г., сообщает рукопись, «застал милицию вполне вооруженной и снабженной всеми боеприпасами». В те дни луганская милиция встала в ряды защитников Донецко-Криворожской республики, последней столицей которой оставался Луганск, от наступавших армий немецких оккупантов, слегка декорированных украинскими гайдамацкими частями. Она же и отходила вместе с отрядами Ворошилова. В лихолетье гражданской войны наш город переходил из рук в руки.      

    Окончательно красные войска заняли Луганск 24 декабря 1919г., и город был объявлен центром Донецкой губернии. Организационные вопросы в работе милиции сталкивались с немалыми трудностями. Существенную поддержку становлению нашей милиции оказало пополнение прибывшим из центра России (Тульская губерния) комсоставом и милиционерами, вполне знающими милицейское дело.

    Самый трудный период для Луганской милиции наступил в 1920-21гг., когда она была брошена на фронт борьбы с бандитизмом, который  в Луганском уезде развился до невероятных размеров. Луганский уезд разделился на две резко отличающиеся между собой половины: северную и южную. Картина почти идентична расстановке сил сегодняшнего дня. В южной части, имеющей преимущественно рабочее население, поддерживающее советскую власть, бандитизм, как уголовный, так и политический, отсутствовал. Иное дело было в северной крестьянской части уезда. Здесь развернулись банды самой различной окраски, зачастую поддерживаемые населением. Из наиболее крупных выделяются банды атаманов: Каменюки, Колесникова, Ковалева, Тереза, ходят и более мелкие банды, иногда соединяясь для общих действий. И вот с ними вступила в борьбу Луганская милиция. Из ее среды был выдвинут отряд из пеших и конных милиционеров под командованием начальника милиции Старо-Айдарского района т. Шуленина, которому дано было задание ликвидировать бандитизм в Луганске и прилегающих к нему районах.

     Ожесточенность схваток такова, что в те дни милицейская канцелярия ежедневно подсчитывала убитых и раненных в боях с бандитами милиционеров. Из сводок видно как численно растут банды. Например, банда Каменюки. 17 июля 1920г.  жители х. Паньковки сообщили, что банда в количестве 30 человек под командой Каменюки забрала с пастбища 19 лошадей. 25 июля под селом Петропавловском появляется она же в количестве 25 стрелков и 15 сабель. В ночь под 13 августа банда Каменюки, уже численностью 350 штыков и 50 сабель окружила отряд красноармейцев 443 батальона, расположенного на хуторе Княжево. Из Луганска  для уничтожения этой банды выехал отряд в количестве 300 штыков и 50 сабель при 50 пулеметах. К нему присоединился отряд Шуленина и вместе повели преследование банды по направлению к Беловодску. Банда, оставив на месте 10 убитых, рассыпалась на более мелкие шайки, которые стал преследовать милицейский отряд.

    20 декабря банда Каменюки в 150 сабель взяла село Макарьев. Отряд Шуленина , имевший 30 штыков, 20 сабель, 2 пулемета в 3 часа ночи повел наступление на банду и выбил ее из села.

   Следуют бои возле села Осинового, Литвиновки-Брусовки, Райгородки, Передельска и других сел. Банда Каменюки, теряя людей и рассыпаясь, отступает, чтобы затем вновь собраться. Учтите, ни радиосвязи, ни даже телефонной в то время нет. Сообщения о передвижениях банд доставляют связные. Не всегда точные, особенно об их численности, во многом приходится полагаться на чутье и расчет, чтобы вовремя перебросить в места предполагаемого нападения банд имеющиеся силы.

     21 января 1921г. банда Колесникова, имевшая 500 сабель и 12 пулеметов повела наступление на г.Старобельск. Был вызван отряд для встречи банды, но она не приняла боя и отступила в село Осиновое. Там отряд милиции завязал с ней ружейную и пулеметную перестрелку. По численности он был втрое слабее банды. Лишь темная ночь не дала бандитам учесть силы отряда. И тогда Шуленин, понимая, что с рассветом превосходящая численность банды раздавит его небольшой отряд, принимает смелое решение – ночную атаку. Она блестяще удалась, и банда была выбита из села. Милицейскому отряду достались трофеи.

    Кравченко в рукописи отмечает особо кавалеристов: «Благодаря их  беззаветной храбрости, операции проходили удачно и особенно нужно отметить всадников: Логвиненко, Стоянова, Клочко, Швидунова и Москаленко, которые проявляли особую отверженность в боях. Как пример, можно привести следующий: после 6-часового боя под Трехизбенкой запас патронов стал иссякать, банда наступала со всех сторон и вот указанные выше всадники садили шашками на утомленных конях, бросались на центр банды, которая, не ожидая такой атаки, стала  в замешательстве отступать. Остальные, видя пример товарищей, тоже бросились в атаку и 6-часовой бой закончился полным уничтожением банды».

     По итогам боев с бандами начальник сводного милицейского отряда Шуленин за умелое руководство отрядом по ликвидации сильных группировок бандитов начальником Донецкой губернской милиции был представлен к ордену Красного Знамени.

 

                                   В БОРЬБЕ С КРИМИНАЛОМ.

    В 1922 году бандитизм был ликвидирован, но с объявлением НЭПа и развитием товарно-денежных отношений пышным цветом расцвела уголовная преступность. Делая коррекцию во времени, словно погружаешься в наши 90-е. Кравченко описывает работу уголовного розыска 20-х. При этом тогда серьезное внимание уделялось овладению знаниями розыскного дела и ознакомления агентов угро (так тогда именовались его сотрудники) с новейшими методами техники раскрытия преступлений, ознакомления с ее научной стороной, для чего проводились 6-недельные курсы и вечерние занятия. В те дни в Луганске было организовано регистрационное бюро, где все известные преступники были сфотографированы, дактилоскопированы, произведено их антропометрическое измерение.

   В рукописи описываются и места скопления уголовного элемента – вокзал, рынки, уголовные специальности, распространенные в городе. Среди разнообразных «шпилей», «скокарей», «городушников», «ширмачей», «фармазоншиков» и прочих, резануло слово «майданщики». Только это не привычные национально-свидомые. «Это воровской тип нового времени – объясняет рукопись, - появившийся в период голода. На воровском жаргоне «майданщик» - преступник, занимающийся хищениями из вагонов. Работу эту проделывают следующим образом: срывают крышу вагонов и извлекают все, что им нужно».  Дает рукопись и краткий словарик луганского воровского жаргона и даже песенки, популярные в луганском уголовном мире:

«Где блатные, там и я,

Меж блатными жизнь моя.

Ох, мама, я урочку люблю.

Урка рубит – я же в доле,

Урка в кичу – я на волю.

Ох, мама, я урочку люблю».

    Особенное внимание уделялось в 20-е годы детской преступности. Дети, после I мировой и  гражданской войн оставшиеся сиротами-беспризорниками, толпами бродили по городу. Предоставленные сами себе они собирались в самом бойком месте – на базаре, вначале пытаясь стянуть что-нибудь съестное. Затем уже по привычке подростки залезали к кому-нибудь в карман. В Луганске одно время всеми малолетними преступниками было присвоено себе название «Красные кантики». И действительно, на всех них были черные фуражки с красными кантиками.

   Преступность среди подростков является наиболее опасной для общества, поскольку она угрожает его будущему. И ликвидация беспризорности, как  ее рассадника, была поручена государством милиции. В 20-е годы она успешно справилась с порученным делом.

   Переход к мирному времени требовал и разработки уголовного и процессуального кодексов,  системы наказаний, замены ревтрибуналов гражданскими судами. Ведь бытовала и такая достаточно специфическая форма наказания, изобретенная в 1921г. ревтрибуналами, как «расстрел условно» Наказание, явно рассчитанное на психологический эффект. «Расстрел условно» могли заменить на различные сроки заключения или вообще отпустить осужденного до весьма неопределенного «следующего раза».

   Так проходило становление луганской милиции. А знаете, как звучала в те годы милицейская присяга? «Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание красного милиционера рабочее-крестьянской милиции. Перед лицом трудящихся классов Советской России, Украины и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью». Вот так! Перед лицом «трудящихся всего мира». Не меньше. Наши прадеды знали, чего стоит это звание и гордились им.

 

                                  НЕМНОГО ЛИЧНОГО.

     Луганская милиция с момента рождения прошла сквозь множество испытаний. О наиболее заметных ее людях складывались легенды, передававшиеся новым поколениям. А чего стоила война с криминалом, развернувшаяся в 90-е годы, когда наступило новое Смутное время! Тогда наш край, как и другие области, захлестнула волна преступности,  вдобавок он покрылся сетью разнообразных ОПГ, терроризировавших луганчан. Нередки были и их схватки между собой. В противоборство с ними вступила луганская милиция, особенно службы, непосредственно заточенные на борьбу с криминалом. Как бы ни было трудно, рискованно, случалось и, теряя товарищей в той войне, мы выполняли свой долг и наиболее опасные формы преступности были побеждены. Эти годы еще ждут своих летописцев. Напряженное время, когда, как мы шутили, уходишь на службу – домашние еще спят, приходишь – они уже спят.

     Как принято считать, оперуполномоченный – это мужская профессия. Но сколько доводилось мне работать и с женщинами-оперуполномоченными, а в некоторых видах оперативно-розыскной деятельности (ОРД) женщины просто незаменимы! Они вносили и свой, чисто женский взгляд, опыт, чутье, артистизм и, скажу откровенно, не позволяли нам огрубляться.  И в то же время им было труднее - помимо службы они несли свой долг жен, матерей, хранительниц семейного очага.  Наши боевые подруги. Это стихотворение о них.

 

ПЕРВЫЕ ПОЦЕЛУИ.
     Женщинам – оперуполномоченным.

Есть поцелуи по любви,
Родительские и по дружбе…
Хранит мне память и твои,                                           
Что были первыми «по службе».

…Была ты старше по годам     
И я, совсем еще мальчишка,
Всего лишь месяц лейтенант,
И неуютно жмет подмышкой

Мы ждем… А «наш» вооружен
И не один, и осторожен…
Но план просчитан. На рожон
Не лезем… только все возможно.

И вот шаги… Их трое… Стоп!
И замерли почти что рядом.
Что ж, вытирай вспотевший лоб!
Ведь смотрят не одним лишь взглядом.

Когда стволы в тебя глядят,
А сердце бьет почти чечетку –
Неверный жест, неверный взгляд     
И мы… завалим разработку!

«Работаем, - шепнула ты. –
"Влюбленных" разве что волнует?»
И под прикрытьем темноты
Прильнула долгим поцелуем.

Трудилась ты, мой командир,
Когда изящно целовала,
Гашетку жала, и в эфир
Текли бесшумные сигналы…

Что было дальше, как и где –
Не будем отвлекать от темы.
Есть много практик ОРД
И отработана система. 

Я женщин постигал сполна   
С которыми по жизни связан,  
Подруги, мать или жена…
А вам, соратницы, обязан.    

Не так вас было много, но
Варились мы в котле событий:
И труд, и риск – все заодно,
Судьба вилась единой нитью!

Пусть говорят иные мне:
Что смелость женщин - невозможна!          
Тот не стоял спиной к спине,
Не знал, как женщина надежна!

Хоть не носили формы мы,
Катились звезды на погоны…
Мужали, крепнули умы,
Менялось время и законы…

Я помню до сих пор твой взор,
Твою фантазию и хватку
И женский разум и задор:
Прорвемся, будет все в порядке!

Из снов и яви соткан мир,
Всё юность дальше, а не ближе.
Тебя, мой первый командир,
Я в этой жизни не увижу…

Шекспир сказал, что жизнь игра,
Хоть в ней играть совсем непросто.
Не все прорвались опера
Сквозь ад жестоких девяностых!

Есть поцелуи по любви,
Родительские и по дружбе…
И в памяти стоят твои, 
Что были первыми «по службе».
                               *  *  *

     Сегодня сотрудники органов внутренних дел Республики достойно несут свою службу. Правоохранители смогли не допустить разгула преступности в наше неспокойное  время и всегда готовы встать на защиту прав и свобод граждан. С профессиональным праздником, дорогие друзья!

 

Александр Акентьев

 Газета "XXI век"

 

 

 

 

 

Комментарии 3

Viktoriya_1 от 10 ноября 2015 19:26

Стихи особенно вдохновенны!
Viktoriya_1 от 11 ноября 2015 21:44
 И не только стихи, конечно, замечательные, но и статья в целом очень интересная. Есть мелкие  стилистические недочеты, вызванные цейтнотом написания, но в целом это не меняет вдумчивости, подбора уникальных фактов, личного отношения автора к описываемому. Ставлю пять баллов из пяти! love wink tongue
snachkist от 9 июля 2023 14:55
Эту статью об истории становления луганской милиции можно оценивать с разных точек зрения. Я же остановлюсь исключительно на исторической составляющей. Для начала небольшое вступительное слово.
Для тех, кто занимается изучением истории Луганска на профессиональном уровне, я не открою тайны, когда скажу, что за первую половину ХХ века в истории города имеется много "белых пятен". Причина в этом одна - в годы Великой Отечественной войны Луганск оказался в оккупации, в связи с чем в местной библиотеке были утрачены все довоенные газеты, которые издавались в городе. Примерно, такая же ситуация и с архивами.
О важности изучения истории знают все, однако, ни в советское время, ни после развала Союза, луганские историки и краеведы не подняли перед местной властью вопроса о том, чтобы восстановить в библиотеке утраченные старые луганские газеты, которые сохранились в центральных библиотеках Москвы, Петербурга, Киева. Вполне достаточно было бы их фотокопий. Попытки такие были сделаны, как по газетам, так и некоторым документам из архива. Но в целом эта проблема не решена. Как следствие, у луганских авторов зачастую нет документальной информации по истории города по той или иной теме. Если о чём-то писать нужно, тогда у авторов только один выход - информацию додумывать и повторять ошибочные сведения других авторов.
Я уже изучил несколько работ профессиональных исследователей, написанных за последние 5-6 лет по истории развития в Луганске, в частности, культуры (музыка, театр, литература и пр.), электроэнергетики, истории, как таковой и др. С исторической точки зрения - это "ужас". Но этот низкий уровень подачи истории Луганска за первую половину ХХ, вероятно, всех устраивает?



Теперь, что касается статьи по истории луганской милиции.
Наступил 2017 год и приблизился круглый юбилей луганской милиции, в связи с чем возникла потребность в написании истории её становления. Как я понял, никто из историков-краеведов Луганщины изучением этого вопроса серьёзно до 2017 года не занимался, а спохватились, когда подошёл 100-летний юбилей милиции, и нужно было срочно что-то написать. Путь, по которому пошёл Александр Акентьев, я описал выше. У него просто не было другого выхода. Читателям, которые в этом вопросе также не разбираются, как и автор статьи, информация вполне зашла.
По истории луганской милиции, кроме этой статьи была выпущена ещё и книга «История и современность Луганской милиции». Её подготовили научные работники ЛАВД.



Касательно этой статьи, я остановлюсь только на 1917 году. По этому периоду в статье написано следующее:
8 ноября (26 октября по ст. стилю) отряды Луганской Красной гвардии разоружили милицию Временного правительства и постановлением городского Совета рабочих депутатов начала формироваться Рабоче-Крестьянская Советская милиция (в книге написано, что 26 октября 1917 года милиция в Луганске была образована).

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.