"Действителен в любые времена"

 

Григорий ЛАДЫЖЕНСКИЙ


 

 

 

    Есть имена, как солнце! Имена –

    Как музыка! Как яблони в расцвете! 

    Я говорю о Пушкине – поэте, 

     Действительном в любые времена... 

                                                                                                          Игорь Северянин 

 

     Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,

     Но преждевременно, противника рукой,

     Поэты русские свершают  жребий свой,

     Не кончив песни лебединой…                                                                                                                                                     Евдокия Ростопчина 

 

Гордость отечественной словесности - А. С. Пушкин – гениальный поэт, писатель, драматург, журналист, критик, публицист, историк. Мне посчастливилось бывать в некоторых местах, связанных с памятью о Пушкине. О встречах с этими местами - мои скромные воспоминания.


     «ПРЕКРАСНЫ ВЫ, БРЕГА ТАВРИДЫ…» 

 

В 1820 году поэт завершил работу над «Русланом и Людмилой» - эпической поэмой, в которой «стих поёт, как струна на скрипке Паганини». Не успели утихнуть восторги просвещённых читателей, как императора Александра I познакомили с вольнолюбивыми стихами и эпиграммами Пушкина, которому за это грозили заточение или Сибирь. Благодаря заступничеству В. А. Жуковского и Н. М. Карамзина, поэта «всего лишь» отправили в южную ссылку – в глухую (в то время) провинцию, в Кишинёв, где он должен был служить под начальством генерала Инзова. Но до этого 21-летнему Пушкину довелось побывать на Кавказе и в Крыму. Эти замечательные места вдохновили поэта на создание очередных шедевров. 

 Вероятно, многим моим читателям доводилось бывать в Крыму. И они, без сомнения, посетили поистине райский уголок – курортный посёлок Гурзуф (Юрзуф), раскинувшийся по холмам, долинам и морскому побережью вблизи живописной горы Аю-Даг (Медведь-гора). Красивейшие горы и скалы,  тенистые рощи и парки, прекрасные ландшафты, чистейший воздух, бирюзовое Чёрное море – всё это Гурзуф! 

 На территории гурзуфского санатория «Пушкино» находится двухэтажное здание незатейливой архитектуры. В начале XIX века оно принадлежало знаменитому герцогу (дюку) де Плесси-Ришелье. В 1820 г. этот дом арендовала на лето семья известного в России генерала Н. Раевского… 

 17 июля того же года, вечером, из Феодосийской гавани отчалил военный бриг, предоставленный Керченской флотилией генералу, который вместе с семьёй следовал в Гурзуф на отдых. На борту брига находился и друг генеральского сына Николая Раевского – Александр Пушкин. 

 Поэт не спал. Стояла прекрасная безлунная ночь. Под плеск волн рождались чудесные стихи:

 

Погасло дневное светило,

 На море синее вечерний пал туман.

 Шуми, шуми, послушное ветрило,

 Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 Я вижу берег отдалённый, 

 Земли полуденной волшебные края;

 С волненьем и тоской туда стремлюся я,

 Воспоминаньем упоённый… 

 

Эта элегия была написана на борту корабля, между Судаком и Алуштой. Излив на бумаге свои чувства и впечатления, поэт задремал. А когда проснулся, бриг уже стоял на якоре. И перед Александром открылся Гурзуф – жемчужина Крыма – во всей своей красе. 

 Вот тогда-то Пушкин познакомился с Крымом и с морем. И полюбил навсегда. Вспомним строки из его стихотворения «К морю»: 

 Прощай, свободная стихия!
 В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

 ...

    Моей души предел желанный!

 Как часто по брегам твоим

 Бродил я, тихий и туманный,

 Заветным умыслом томим.

 ... 

 Прощай же, море! Не забуду
 Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

 

Итак, Гурзуф. 20 счастливейших дней провёл молодой Пушкин в гостеприимной, дружной семье Раевских. Александр делился своими мыслями и чаяниями с молодым Николаем Раевским – сыном генерала, ухаживал за его очаровательными дочерьми – Екатериной, Еленой, Марией. Николаю Раевскому посвящена поэма «Кавказский пленник». Напомню начало посвящения: 

 Прими с улыбкою, мой друг,

 Свободной музы приношенье,

 Тебе я посвятил изгнанной музы пенье

 И вдохновенный свой досуг... 

 В те счастливые дни молодой поэт был влюблён в красивую, умную 15-летнюю Машу Раевскую. И именно к ней, как считают литературоведы, обращено посвящение поэмы «Полтава»: 

 Тебе – но голос музы тёмной

 Коснётся ль уха твоего?

 Поймёшь ли ты душою скромной

 Стремленье сердца моего?

      ...                                              

     И думай, что во дни разлуки,

 В моей изменчивой судьбе,

 Твоя печальная пустыня,

 Последний звук твоих речей

 Одно сокровище, святыня,

 Одна любовь души моей.

 Позднее, как известно, Мария Раевская стала женой декабриста Сергея Волконского и последовала за мужем в сибирскую ссылку. А перед отъездом встретилась с Пушкиным, который благословил её на этот подвиг. 

 Вернёмся в Гурзуф пушкинской поры. Возле дома и поныне стоит могучий кипарис, который в те годы был молодым, стройным деревом и к которому Пушкин, по его словам, проникся «чувством, похожим на дружество». Перед фасадом дома сохранился огромный раскидистый  «пушкинский» платан (чинара), а также фонтан и обелиск, сооружённые в память о пребывании здесь поэта. И, разумеется, внизу шумит море – так же, как и при Пушкине. Процитируем поэта ещё раз: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом: я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею  со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского лаццарони (ленивца – Итал.)».  В самом же доме теперь - интереснейший музей А. Пушкина. Там я побывал весной 1994-го.         

 В залах музея выставлены бытовые вещи пушкинской эпохи, иллюстрации к его произведениям, любимые книги поэта на разных языках (многие книги он читал в оригинале). Эскизы  декораций к театральным постановкам по пушкинским произведениям. Экслибрисы по пушкинской тематике. Акварели и литографии – пейзажи крымских ландшафтов и берегов, выполненные в позапрошлом веке. Особо выделен зал даров музею; помимо подарков, здесь экспонируются редчайшие книги, приобретенные музеем на аукционах. 

 После осмотра экспозиции я полистал книгу записей почётных посетителей – здесь можно увидеть автографы многих известных современных писателей, журналистов, поэтов, музыкантов. Запомнилась, например, восторженная запись, сделанная поэтом Беллой Ахмадулиной.

 Много лет назад, ещё в школьные годы, я побывал в древней столице Крымского ханства – Бахчисарае. Здесь нашей экскурсионной группе рассказали легенду о любви крымского хана Керим-Гирея к пленной полячке-красавице Марии Потоцкой.  Эту же легенду Пушкин услышал от Раевского-младшего, и как результат – мир получил чудесную поэму-предание Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Напомню, что по мотивам этой поэмы композитор Борис Асафьев написал музыку к одноимённому балету. Любовались мы тогда, в далёком 1957-м,  и «фонтаном слёз», воздвигнутым по повелению хана в его дворце в память о прекрасной чужеземке:  
В Тавриду возвратился хан  
И в память горестной Марии  
Воздвигнул мраморный фонтан.  
 …   Журчит во мраморе вода  
И каплет хладными слезами, 
 Не умолкая никогда.                              
…   Младые девы в той стране  
Преданье старины узнали  
И мрачный памятник оне      
Фонтаном  слёз именовали.  
А кто не знает замечательного стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца», навеянного поэту той же романтической легендой о любви? На эти стихи русскими композиторами написаны романсы, конечно же, знакомые моим просвещённым читателям. Напомню две первых строфы пушкинского стихотворения.      
Фонтан любви, фонтан живой!    
Принес я в дар тебе две розы.    
Люблю немолчный говор твой      
И поэтические слёзы.       
Твоя серебряная пыль      
Меня кропит росою хладной:      
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!    
 Журчи, журчи свою мне быль...   
В мае 2013 года мне довелось ещё раз побывать в Бахчисарае. И я с огромным удовольствием снова совершил экскурсию, на этот раз самостоятельную, по городу и по ханскому дверцу-музею.   
   «ИТАК, Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ…»   
Значительный пласт жизни и творчества Пушкина был связан с Южной Пальмирой – Одессой. Многие места в этом городе связаны с памятью об этом городе. Центральная улица, ведущая от вокзала к центру, бывшая Итальянская, давным-давно переименована в Пушкинскую. В одном из приморских дачных районов, в доме 16 по Литературной улице, Пушкин в своё время любил бывать – играл в карты, выпивал и закусывал, да и вообще «оттягивался  по полной программе», включая общение с прекрасным полом. Говорят, именно в память о поэте улицу назвали Литературной.  В самом центре города, на углу улиц Ланжероновской и Пушкинской, вблизи лукоморья (изогнутый берег моря), до недавнего времени рос огромный дуб, возраст которого исчислялся сотнями лет. Могучие ветви дерева были обтянуты старинной цепью, местами вросшей в кору. Цепь, правда, была не золотая. Но при взгляде на дуб, перевитый цепью, при взгляде на бронзового Пушкина, стоящего по соседству более 120 лет, многие поневоле начинали верить его чудесной поэме-легенде «Руслан и Людмила», вызвавшей в своё время искренний восторг В. А. Жуковского:     
 У лукоморья дуб зелёный,      
Златая цепь на дубе том…  
В городе моего детства и юности – Одессе – помнят и любят Пушкина. Как было сказано, его именем названа одна из центральных улиц, на которой я, кстати, имел честь прожить свои первые 20 лет. На Приморском бульваре, над морским обрывом и портом, стоит воздвигнутый ещё в 1881 г. памятник Пушкину, с небольшими фонтанами, с мраморной доской «А. С. Пушкину – граждане Одессы».  В двухэтажном доме  на улице Пушкинской, 13, где в 1824 г. жил поэт, развёрнута экспозиция Дома-музея Пушкина. Рядом с домом несколько лет назад установлен бронзовый памятник Пушкину. И ещё - в популярном одесском Литературном музее на Ланжероновской Александру Сергеевичу посвящён особый экспозиционный зал.  Доводилось мне посетить места, связанных с памятью о Пушкине, также в Кишинёве, Киеве и в  далёком Уральске (Западный Казахстан). В этом городе на реке Урал (Яик) поэт побывал в 1833 г., когда собирал исторические материалы о пугачёвском бунте. Останавливался Пушкин тогда в «Доме атамана», где сейчас развёрнута экспозиция местного Литературного музея. А мне случилось побывать в Уральске спустя 130 лет после поэта, во время прохождения студенческой преддипломной практики на одном из предприятий этого города...    
«КАК ЧАСТО В ГОРЕСТНОЙ РАЗЛУКЕ,…  МОСКВА, Я ДУМАЛ О ТЕБЕ»  
 В жизни Пушкина Москва занимает совершенно особое место. Здесь он родился. Здесь женился, жил с молодой женой Натальей Пушкиной (Гончаровой), снимая квартиру на Арбате. Здесь общался с друзьями. Прекрасный памятник поэту работы А. Опекушина на Пушкинской площади у театра «Россия» (бывший кинотеатр с тем же названием) – кто его не знает? Менее известен новый памятник Александру Пушкину и его несравненной Натали  неподалёку от Дома-музея Пушкина на Арбате. Одним из интереснейших московских музеев является Музей Пушкина на ул. Пречистенка, имеющий статус Всероссийского.  Именем А. Пушкина назван великолепный Музей изобразительных искусств на Волхонке, основанный известным учёным и общественным деятелем России И. В. Цветаевым в 1912 г. Именем Пушкина также назван один из лучших драматических театров Москвы в центре города, на Тверском бульваре. Олним из популярнейших в Москве является кафе «Пушкин» на том же Тверском бульваре.  При всём при том мой разум отказывается понимать «логику», которой руководствовались московские власти, в пылу «восстановления исторической справедливости» в начале 90-х годов минувшего века переименовавшие Пушкинскую улицу в Большую Дмитровку. И это в городе, где родился великий поэт! Пусть это нелепое деяние останется на совести московских горе-реформаторов.  
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ…» 
 Весьма значительное время в жизни Пушкина связано с Петербургом и его пригородом Царским селом – ныне г. Пушкин. Мне доводилось бывать в бывшем Царскосельском лицее, где теперь размещена экспозиция Музея Пушкина. Я бродил по парку, связанному с памятью о поэте, о его лицейских друзьях, об Анне Ахматовой, о Всеволоде Рождественском… У Ахматовой есть цикл стихов о Ленинграде-Петербурге, о его пригородах. Вот что она писала:      
О пленительный город загадок,     
 Я печальна, тебя полюбив…   
А  вот что ещё писала Анна Андреевна (о Пушкине, конечно):               
Смуглый отрок бродил по аллеям,         
У озёрных грустил берегов,        
 И столетие мы лелеем        
Еле слышный шелест шагов…  
В Царскосельском парке, как известно, с начала XIX века сохранилась знаменитая «пушкинская» скамья и не менее известная «царскосельская статуя» - девушка с разбитым кувшином, из которого нескончаемо изливается струя воды... 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.