Тамара ГОРДИЕНКО
Много лет назад, в августе, не помню какого именно года, я задумала «почистить» свою библиотеку, а была она у меня тогда достаточно большой – до трёх тысяч томов. Перебирая книги, наткнулась на книжечку известного крымского писателя Николая Тарасенко «Дом Грина». Начала её читать, увлеклась. Книга была не очень толстой, но очень интересной, и я проглотила её залпом, не отрываясь. И только дочитав, сообразила, что на календаре 23 августа – день рождения Александра Степановича Грина. Помню, как удивилась тогда такому совпадению.
С подобными совпадениями с тех пор я сталкивалась много раз. Словно кто-то вкладывал тебе в руки книгу, у автора которой был юбилей, либо юбилей был у самой книги – сколько-то лет со дня написания или издания.
Вот и на днях я столкнулась снова с таким же случаем. Сразу после новогоднего праздника, устав от журнала «Караван историй» и незамысловатого женского романа, я постояла возле книжных полок в раздумье, что бы почитать для души. И взяла книгу Ивана Новикова «Пушкин в изгнании».
Эта книга попала ко мне в руки сразу же после её издания в 1978 году. Жила я тогда на Дальнем Востоке, в глубинке, в гарнизоне. Тайга, тмутаракань, до ближайшего города сто километров. Городские жители должны помнить книжный бум тех лет, когда для того, чтобы получить хорошую книгу, нужно было сдать 20 килограммов макулатуры или отстоять целую ночь, чтобы подписаться на собрание сочинений какого-нибудь классика, издаваемого в приложении к журналу «Огонёк». А в той глуши, где я жила в те годы, в сёлах работали книжные магазины, в которых можно было купить почти всё. Жителей нашего гарнизона книгомания тоже не обошла стороной. Покупали книги, привозили из отпусков, обменивались двойными экземплярами.
И вот одна наша лейтенантша, вернувшись из отпуска, из Севастополя, привезла несколько книг, среди которых – изданная издательством «Таврия» дилогия Ивана Новикова «Пушкин в изгнании». И мы с ней «махнулись книгами». За дилогию Новикова я отдала ей какой-то роман из серии «Военные приключения». Каждая из нас считала, что ей повезло, и обе были довольны обменом.
Тогда руки у меня до этой книги не дошли. Сначала её заслонил мне «Пушкин» Юрия Тынянова, потом «Александр Пушкин и его время». И, конечно же, Викентий Вересаев, чей систематический свод подлинных свидетельств современников «Пушкин в жизни» я читала в разные годы трижды.
«Пушкин в изгнании» я прочла позднее, когда вернулась в Крым. И была очарована книгой.
Иван Новиков пишет об Александре Пушкине с любовью и глубочайшим знанием пушкинской биографии. Как глубоко проникает он в истоки творчества поэта, как тонко понимает движения его души! Даже Вересаев, описавший жизнь Пушкина буквально по дням и ревниво относившийся к другим писателям -пушкинистам, признал: «Роман Новикова способен даже самого неподготовленного читателя заставить полюбить Пушкина не только в его творчестве, но и в жизни».
И вот несколько дней назад я открыла книгу и снова окунулась в её светлую, родниковую свежесть.
Возможно, потому, что Иван Алексеевич писал не только прозу, но и стихи, его авторская речь в романах о Пушкине полна лиризма и поэзии, очень образна в описаниях дикого Кавказа, роскошной природы Крыма,
негромкой прелести и тоски Михайловского. А как описана дорога!
«Ехали уже третий день…
Деревни теперь мелькали погуще. Белые мазанки, старики, полуголые ребятишки, хутора побогаче в долинах – с холмами кудрявых садов, с собачьим заливистым лаем. Подсолнечники из-за плетней сгибали свои тяжёлые головы. Дыни на огородах лежали, как поросята на солнце. Брызгами из-под колёс прыскали простодушные куры, и, вытянув змеиные шеи, шипели - тоже неумные, но злые – гусыни… К вечеру зной понемногу спадал. Днепр ощутимо дышал на расстоянии, ещё умеряя жару, и ветер бил им обоим в лицо – широкий и свежий. Ещё погодя на западе медленно стал созревать алый закат».
Из того, что я когда-либо читала о Пушкине, это самая глубокая и самая интересная книга.
Написав сейчас эти слова, ничего нового я не сказала, ибо романы Ивана Новикова признаны уже давно, но прежде, чем прочитать хвалебные оценки специалистов-литературоведов, я пришла к этой оценке сама.
А, если вернуться к совпадениям, то, уже читая книгу, я узнала, что 13 января исполняется 140 лет со дня рождения известного писателя-пушкиниста Ивана Алексеевича Новикова.
Почему я стала читать эту книгу? Именно эту? Именно в эти дни?
И кто сможет назвать это совпадение и притяжение случайным?!
Тамара ГОРДИЕНКО
14.01.2017г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.