В этом году исполнилось 356 года Андрусовскому перемирию. Событие важнейшее в истории России и Украины, по сути прекратившее самую долгую русско-польскую войну 1654-1667гг., начавшуюся после принятия в состав России территории, подвластной Богдану Хмельницкому. Однако юбилеи его никогда не отмечались и на той войне особо не сосредотачивались историки. Документ, подписанный в феврале 1667 года в деревне Андрусово под Смоленском выдающимися дипломатами своего времени Афанасием Ордин-Нащокиным и Ежи Глебовичем от имени России и Речи Посполитой, официально назывался не перемирием, а мирным договором, правда, рассчитанным на срок до июня 1680 года. И хотя окончательный мир был подписан лишь в 1686 году, военные действия все равно не возобновлялись.
Итоги войны были, бесспорно, выгодны для России. Она возвращала Смоленск, Чернигов и сопредельные с ними территории, которые Польша захватила в Смутное время, а Россия официально уступила в 1618 году. Также Польша уступила Левобережную Украину, а фактически и Киев. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Польши. Однако Россия получила не все, что планировала, начиная войну. Она была вынуждена оставить территории, расположенные в современных Латвии и Белоруссии, не удалось ей выйти и к Балтийскому морю.
УКРАИНСКИЙ ВЗГЛЯД
В современной украинской историографии устоялось негативное отношение к этому событию. Все украинские самостийники, считают, что Россия предательски нарушила все свои обязательства о совместной борьбе с украинским народом против панской Польши. Прежде всего, как утверждается, в его подготовке не принимали участие представители Украины, и Андрусовское перемирие полностью нивелировало обязательства России согласно Переяславскому договору и Мартовским статьям. Не будем останавливаться на более мелких претензиях. Все это вбивается в головы украинским школьникам. Понятно, уже четверть века на Украине взят курс на создание негативного образа России, касается ли это исторических событий, либо современности. Наставники полагают, что вряд ли школьники зададут вопросы, скажем о действии в то время Переяславского договора, аннулированного в 1658г. еще гетманом Выговским. Или о том, какие должны были быть «представители Украины» - от гетманов Левобережья или Правобережья, враждебных друг другу? Существовали и прочие претенденты. В то время территория Гетманщины, растерзанная междоусобицами, находилась в состоянии перманентной гражданской войны и, истекая кровью, превратится в сплошную рану. Летописцы назовут этот период Руиной. Различные группировки прежде всего бились за власть и сопутствующие ей доходы, меняя и предавая союзников: от русских перебегали к полякам, от тех к туркам и татарам, чтобы в свою очередь предать и тех. Надо сказать, что подобная «политическая проституция» была всегда характерна для всей казацкой старшины, которая постоянно металась в поисках более выгодных союзников, партнеров и спонсоров. И эта отличительная черта всей «украинской» политической элиты станет ее родовым проклятьем на все времена, а предательство будет возведено в ранг высшего достоинства любого «украинского» политика. То, что ко времени Андрусовского перемирия это изрядно достало и русских, и поляков, думаю, не требует объяснений. И тех, и других преследовал один вопрос: ради чего и кого они в конце концов ведут войну между собой? «Если черкасы постоянно изменяют, стоит ли стоять за них» - достаточно известные слова боярина А.Л.Ордина-Нащокина. Будет период, когда Московское правительство, возмущенное постоянными «воровством и изменой» казачьей верхушки, вообще откажется иметь с ней какое-либо дело. И лишь по настоянию мещан малороссийских городов и просьб к царю править ими «по всей его государевой воле», то есть на условиях безусловного подчинения, государева Россия вновь вернется на Украину.
Но отношение украинских политиков и «науковцив» к казачьей верхушке того времени не допускает осуждения их предательских метаний. Кажется, нет ничего более трудного, чем пытаться представить эту полную крови и грязи борьбу за обладание властью и богатством «бескорыстным служением Отчизне», а сонм серых посредственностей, в нее вовлеченных, «борцами за права и вольности народа». Тем не менее, украинская историография, порвав реальность, относительно этих личностей полна штампами: «люди передовых убеждений», «подвижники национальной идеи», «боролись за свою государственность и стремились отстоять политическую независимость Украины», «пылали желанием не упустить случая для освобождения родины».
Вот и бросим взгляд на некоторых из нынешних украинских кумиров времен русско-польской войны.
НАЧАЛО ИЗМЕН. ВЫГОВСКИЙ
После смерти Богдана Хмельницкого в 1657г., ставший вначале опекуном и распорядителем гетманской булавы при несовершеннолетнем Юрасе Хмельницком, генеральный писарь Иван Выговский вскоре добивается, чтобы его избрали в октябре 1657г. на Корсунской раде временным гетманом. И уже там заявил, что: «Я государю не присягал, прис ягал Хмельницкий». На что один из героев освободительной войны полтавский полковник Мартын Пушкарь тут же возразил: «Все Войско Запорожское присягало великому государю, а ты чему присягал: сабле или пищали?» Так столкнулись два мировоззрения. Для одного клятва на Евангелии означала святую обязанность, для другого она была лишь формальность, прикрывающая шкурные интересы. Так Выговский создал прецедент, нарушив установившийся закон и волю гетмана — пусть и умершего и тем приоткрыл сосуд, и оттуда уже через два месяца вырвался джин своеволия и анархии. Джин, который погрузил Гетманщину в пучину Руины, бушевавшей долгие десятилетия.
Пушкарь немедленно покинул раду и отправился в Полтаву, где объявил, что Выговский – изменник, сносится с поляками и крымцами, одновременно распуская слухи, будто Царь хочет отнять у казаков их вольности и записать в солдаты. Пушкарь отказался признать власть гетмана на территории своего полка. От него было послано посольство в Москву.
Русское правительство, тем не менее, опасаясь смуты, решило утвердить Выговского в качестве гетмана. А тот не сидел, сложа руки, воплощая свою «европейскую, т.е. польскую, мечту». Он немедленно приступил к раздаче маетностей своим приверженцам, противников же ждали репрессии. Казацкий летописец С. Величко сообщает, что в Гадяче, Выговский «покарал… смертью несколько человек войсковых значных и чиновных гадячских», заподозрив их в неприязни к себе. По Малороссии в тысячах списков заходили его подстрекательские грамоты. Но и этого оказалось мало. Выговский попытался призвать на помощь поляков, но те были заняты войной со Швецией. И тогда он решил: кто сможет лучше помочь воплотить «европейскую мечту» кроме крымских татар? Расплата с ними обычная – ясырем, т.е. полонянниками из малороссийского народа. Татары и помогли расправиться с восставшей Полтавой, куда на помощь Пушкарю собрались тысячи казаков и бедноты. Над городом гетманом был учинен страшный террор, а татары вдобавок еще рассыпались по окрестным городам и местечкам, грабя и угоняя в полон. С богатым ясырем возвращалась орда домой, готовая и впредь «помогать» изменнику, щедро оплачивавшему ее услуги русскими рабами.
Но, главное, в это время велись переговоры с польскими посланниками, в конце концов собранные в пунктах так называемого Гадячского договора. По нему Гетманщина под названием «Великое княжество Русское» входила в Речь Посполитую как составная часть, наделённая внутренней автономией. Польской шляхте и католической церкви возвращалось отнятое казаками имущество. Изгнанным во время казачьего бунта полякам разрешалось вернуться. Гетман принимал титул «Великого гетмана княжества Русского». Были и другие заманчивые обещания, вроде устройства в Киеве академии, организации типографий, печатания собственной монеты. Но главное «Гетману предоставить право возводить по сто человек из каждого полка в шляхетское достоинство». Вот он вожделенный пункт для казачьей старшины, позволявший вновь распоряжаться народом, сбросившим с себя польское иго во время Освободительной войны как крепостными. При этом каждая сторона видела в пунктах договора то, что желала увидеть. Поляки то, что Малороссия вновь возвращается под власть Польши, все остальное дипломатическая ретушь и дальше будет видно. Они и раньше заключали с казаками десятки договоров и никогда не выполняли: какая еще может быть обязанность у шляхтичей перед холопами! Не очень-то верила и казачья верхушка в реализацию всех пунктов договора, но каждый надеялся, что уж ему-то удастся свое урвать!
Польский сейм в течение месяца обсуждал пункты Гадячского договора и … практически все отверг. Польскому комиссару Беневскому пришлось долго уламывать депутатов сейма в Варшаве, обращаясь к их сообразительности: «Мы теперь должны согласиться для вида на уничтожение унии, чтобы приманить их этим… Отделение Руси в виде особого княжества будет тоже не долго, мало-помалу все примет прежний вид». Только на таких условиях члены сейма приняли предложение Беневского. В такой атмосфере двуличия и была заключена эта политическая сделка. И последовавшие события показали, насколько утопичны были вынашиваемые планы казачьей верхушки. Но пункты этого Гадячского договора неоднократно всплывали во время разразившейся гражданской войны и ссылкой на них оправдывались любые измены.
Относительно же «Конотопской битвы», случившейся в 1659г., сегодня школьные учебники Украины пестрят картинками, изображающими «щирых украинцев», которые рубят звероподобных «москалей». Хотя вся «Конотопська перемога» заключается в том, что крымскими татарами, которые составляли 2/3 «українського війська» гетмана Выговского, не считая разноплеменных наемников, была захвачена в засаду и вырублена русская дворянская конница – 4,7 тыс. человек. Татары не смогли даже прорвать оборонительные ряды русской армии и оказались изрядно потрепанными от ружейного и пушечного огня. А в это время на Украине поднялось народное восстание против изменника Выговского. Вдобавок казаки атамана Сирко ударили по Крыму. В результате татары, наловив людей из окрестных сел, спешно ретировались домой, бросив европейски ориентированного гетмана, которому пришлось бежать в Польшу, даже жену оставил. Там его поляки, придравшись к чему-то, и расстреляли в 1664 году.
ИЗМЕНЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Все же предательство Выговского привело по сути к изменению ситуации в ходе русско-польской войны. Стратегическая инициатива перешла к полякам, завершившим войну со шведами.
В августе 1660г. из Киева к городу Чуднову двинулись войска под начальством боярина Шереметева. В том же направлении, но отдельной дорогой следовал со своими полками Юрий Хмельницкий, избранный наконец гетманом. К ним навстречу выступили Потоцкий и Любомирский, стремившиеся не допустить соединения войск. Шереметеву удалось достигнуть Чуднова. Хотя поляки взяли русский лагерь в плотное кольцо, но войска Шереметева окопались и вели сражения, ожидая подхода Хмельницкого.
В октябре казаки были уже в нескольких верстах от Чуднова в местечке Слободищи. Поляки попытались их с ходу атаковать, но были отбиты казаками. Но казаки казаками, а их старшина имела свои виды и начала тайные переговоры о переходе на сторону врага. На молодого гетмана никто не обращал внимания. В ультимативной форме старшина потребовала от Юрия немедленно объявить себя на стороне поляков и принять присягу польскому королю, что тот и сделал. Измену было решено пока держать в тайне, и к Шереметеву направили посланников, известивших, что на казаков напали поляки и с просьбой о срочной помощи. Шереметев оставил свой лагерь и с боем стал пробиваться к Слободищу. Каждый шаг вперед давался с огромным трудом и кровавыми потерями, но Шереметев упорно шел к цели. В стане Хмельницкого слышали гул артиллерийской канонады, но никто не двинулся на помощь Шереметеву. Здесь думали об условиях сдачи. Положение Шереметева после перехода Хмельницкого на сторону неприятеля стало просто отчаянным. Дальнейшее сопротивление стало невозможным. Начали обговаривать условия капитуляции. Они были достаточно приемлемыми, но поляки не сдержали слова и отдали обезоруженных капитулировавших во власть своим союзникам - крымским татарам. Началось разграбление обоза Шереметева и жуткая резня. Так в «Чудновской катастрофе» погибла армия Шереметева. Самого боярина отдали татарам и отправили в Крым, где он провел в неволе двадцать два года. Для Москвы это была действительно катастрофа, не сравнимая с Конотопом, серьезно изменившая стратегическую ситуацию. И если самостийники не возводят ее на пьедестал, подобно «Конотопской виктории», как очередную «перемогу над москалями», то слишком подловатенькой она выглядит. Но самое печальное, очередное предательство казаков ставило под сомнение весь смысл войны.
Весной 1661 года польский сейм утвердил достигнутые в Слободище договоренности, ужесточавшие условия Гадячского договора. Впрочем, ряд казачьих старшин были нобилитированы в шляхетство. Иуды получили свои 30 серебрянников.
А Юрий Хмельницкий пришлет зимой 1661г. в Москву посланника Суличенко с объяснением, что переход на польскую сторону случился поневоле, «по принуждению полковников» и клялся быть в подданстве и послушании его Царского величества и добывать ему заднепровскую Малороссию. Сколько он будет еще давать таких клятв, пока не пострижется в монахи! Но и оттуда его вытащат уже турки и пару раз поставят гетманом под надзором турецкого паши. Кончилось тем, что в 1685г. он был приговорен турками к смертной казни и задушен, а труп его брошен в воду.
* * *
Это было только начало измен и предательств. В монастыре под Батуриным долгое время хранилась запись одного из архимандритов XVII века. Название ее говорит само за себя: «Руина» и содержит описание «деяний и злодеяний гетманов и вождей народа малороссийского». Автор дает им характеристики, в которых самые частые слова: «клятвопреступник», «сребролюбец», «мздоимец». Что ж, таковы были на взгляд современника эти «борцы за волю Украины».
Когда по Андрусовскому перемирию русские и поляки прекратили войну между собой, гражданская война тем не менее продолжалась. Вот только враждующим группировкам, казалось, обращаться за поддержкой стало не к кому. Так ли? Появился еще один претендент на землю Украины – Турция. Если Левобережье стало возвращаться к мирной жизни, то на Правобережье она вспыхнула с новой силой.
Особенно отличился здесь «турецкоподданный» гетман Петр Дорошенко. За поддержку орды, гетману пришлось расплачиваться рабами, которых орда брала из малороссийского народа. Сам Чигирин, гетманская «столица» по свидетельствам очевидцев, превратился в какой-то страшный невольничий рынок. Земля пустела, кто мог пробивался на Левобережье.
Нет, читатель, все-таки трудно отделаться от аналогий с современностью. Украина, прежняя цветущая республика, все больше погружается в экономическую руину. По ней разгуливают враждующие группировки, а население за годы «незалежности» сократилось на треть. Да и характеристики архимандрита XVII века разве не подходят ко всем пяти украинским президентам? Можно и продолжить сравнения.
По Бучачскому миру Турции с Польшей (1672), турки приобрели Подолье и часть Галиции. Тогда нынешняя Хмельницкая область и части Винницкой, Тернопольской и Черновицкой стали Подольским вилайетом Османской империи под прямым управлением султана. Только в отличие от Андрусовского перемирия, это расчленение Украины в учебниках не называют трагедией, а также не акцентируют внимания на том, столько украинских подданных помог приобрести султану «большой патриот Украины гетман Дорошенко». Но это уже другая история.
Александр Акентьев
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.