Путешествие с Донбассом в сердце. Отрывок третий из будущей книги
Постфактум. Приближение к пониманию.
Выйти физически из культурного поля столиц легко, но духовно – оно не отпускает по сей день. Накатывают воспоминания. Вместо дежавю теперь – ностальгия…
В первые дни там пытался осмыслить навалившееся нагромождение событий и впечатлений на беззащитное и скукожившееся своё «я», потом, поняв, что это нереально, впитывал автоматически, и оно откладывалось плодородной массой где-то в пещерах подсознания. И теперь стало частью моей жизни, памяти, истории – автобиографии. Многое неопределимо и невысказываемо словами.
Москву сформулировать проще, думаю, многое сразу вписалось и уже отобразилось в тексте, стоит ли повторяться?.. Санкт-Петербург – сложнее, в нём особая аура, ощущаемая интуитивно городская ментальная энергетика. Сразу – с головой – окунаешься в монументальную питерскую символику с архитектурой архетипов, вышедших из классической литературы и кинематографа.
Происходит моментальное погружение – схватываешь воздух и – дышишь, уже не задумываясь – живёшь в новом, точнее – забытом и заново обретённом, пространстве бытия. Родном, принимаемом всем организмом, потому что для твоего организма – это органично! Единодушие и, соответственно, единокровность. Банальная формула «город-музей под открытым небом» обретает смысл, наполнившись значимостью увиденного.
Дорогого стоит побывать в среде своей огромной культурной сферы, сложившейся из многосферия писателей, ставших для тебя персонажами личной мифологии.
Практически вплотную подойти к Пастернаку, Набокову, Окуджаве. Немного подышать одним воздухом с Бул-гаковым и его литгероями. Опосредованно коснуться Пушкина, Толстого (Льва), Достоевского, Маяковского, Клычкова, Есенина (пробредали возле «Англетера»), Бродского, Вознесенского, Евтушенко; Блока, Мандельштама, Высоцкого… Уже одни фамилии вызывают сладкий трепет, приближающий к катарсису… Я уж не говорю об исторических личностях и связанных с ними местах их бурной деятельности.
Сказать, что испытал культурный шок за неделю, про-ведённую в Москве, Переделкино, Талдоме, Санкт-Петербурге – слегка приблизиться к правде, к осознанию произошедшего. Так всегда – мучаешься в поисках слов и соображения понятий, чтобы передать увиденное и прочувствованное. Просто описать – запросто, но для этого достаточно фотоотчёта. А как осилить задачу осмысления впитанных событий? Не столько для читателей (немного их – читателей-друзей, раз-два – и обчёлся), сколько – для себя. Для обозначения эго, придания точек опоры своему несовершенному «Я», барахтающемуся в болоте стоического пессимизма.
Притягиваю известную аксиому «всё познаётся в сравнении» и понимаю, что в данном контексте она несостоятельна. Как можно сравнивать познанное в вышеназванных городах России, – с Крымом?, конкретно, – с домом Волошина в Коктебеле, с историческими местами и музеями Севастополя или Феодосии?.. Некорректные сопоставления. Это разные места духовной силы, поднимающиеся сами и возносящие тебя до своих метафизических вершин, до уровней транцедентных культурных феноменов. И вот теперь каждое из этих событийных прозрений будет стоять особняком в сознании, в памяти.
К ним привыкнешь, их освоишь, в них и с ними продолжишь жить. Не просто «я там был», нет, а именно – «это вошло в меня навсегда». И при всякой возможности будешь опять рваться туда, в те места, где испытал душевное просветление, и всякий раз находить там нечто новое, не проходящее вместе с очередным прощальным взмахом руки, но укоренившееся в естестве. Всякий раз, потом, пусть виртуально в воспоминаниях, переосваивая заново на градусе чувств, будешь переплавлять пройденное в горниле разума и – жить с этим внутри: с новым духовным опытом.
Но и с горечью понимания, что действительного воз-врата не будет. Остаётся существовать осиянным тьмой междутам-междуздесь, косноязыческим времянёнком безвременья, черпая образы ниоткуда, преобразуя их в zнаки и, наслаждаясь солнцем ворон, расставлять точки над Ё.
2015-2017
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.